Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциация согласных звуков ц — ч






ВИДЫ РАБОТ

1) Показ предметной картинки (цепь). Выделение первого звука ц. Уточнение артикуляции (глухой, взрывной, сложный ц — тс).

2) Показ предметной картинки (чайка). Выделение перво­го звука ч. Уточнение его артикуляции (глухой, взрывной, сложный ч — т'ш').

3) Сопоставление звуков ц и ч по артикуляции:

а) сходство: глухие, взрывные, сложные;

б) различие: место образования.

При звуке ц кончик языка в нижнем положении (у нижних зубов).

При звуке ч кончик в верхнем положении, у верхних аль­веол.

При звуке ц губы улыбаются.

При звуке ч губы вытянуты в трубочку.

При звуке ц выдыхаемая воздушная струя холодная.

При звуке ч выдыхаемая воздушная струя теплая.

Наблюдаем и сравниваем артикуляцию обоих звуков: ц—ч. (Узнать изолированно звук по беззвучному артикулированию.)

 

4) Связь звука с буквой:

 

а) сходство верхнего элемента ч с крылом чайки (буква ч. Запомнить:

верхний эле­мент — верхнее положение языка);

б) сходство нижней петельки буквы ц со звеном це­пи (буква ц.

Запомнить: нижнее положение языка — нижний элемент буквы).

 

5) Чтение слогов.

ца — ча цы — чи чач цоц цоч

цо — чо це — че чац цач чоч

цу — чу цац чоц

6) Выборочно записать слоги под диктовку.

 

7) Дифференциация ц — ч в словах (устно). Поднять соот­ветствующую букву.

Цедить, чужой, полотенце, песочный, скачки, прицел, при­чёска, цыган, чашка, пришелец, акация, часовой, целый, почи­стил, цапля, цвёл, чтение, пальчик, прицеп, молодчина, овцы, лучистый, черёмуха, молодец, качели.

 

8) Вставить слог ча или чу (после повторения правила о правописании этих слогов).

-шка, -сы, мол-, хо-, вор-, полу-, калан-, нато-, -лан, встре-, саран-, добы-, сту-, ту-, -шечка, -жой.

 

9) Выписать в две колонки слова с сочетаниями ча и ца.

Образец: ча ца

дача улица

Удача, озорница, часто, зарница, цапля, часики, пепельни­ца, печаль, овца, печать, кричать, причал, столица, весельчак, стучал, частокол.

10) Изменить слова по образцу, отмечая чередование ц-ч.

Образец: крыльцо—крылечко, заяц—зайчик.

кольцо— водица— заяц— зубец— огурец— скворец— венец— палец— молодец— ситец— рубец— овца—
конец— перец— малец—    
лицо— птенец— ларец—    

11) Вставить пропущенные буквы в родственных словах.

Образец: столица—столичный.

ли-о — ли-ный  
полотен-е — полотене-ный  
зубе- ледене- пере- — зуб-атый — леден-овый — пер-овый  

спи-а спи-ка

творе- — твор-еский

певе- — пев-еский

стреле- — стрель-атый

полководе- — полковод-еский

солн-е — солне-ный

столи-а — столи-ный

коне- — коне-ный

огуре- — огуре-ный

ов-ы — ове-ий

 

сите-, сит-ик, сит-евый

рубе-, руб-ик, заруб-евались

мельни-а, мельни-ный, измель-ить

12) Вставить пропущенные буквы ц и ч:

а) уда-а, зарни-а, -апля, -асто, лестни-а, озорни-а, озорни-ать, ску-ал, весель-ак, при-алить, -елился, горя-ий, мыльни-а.

б) гор-и-а, -аревна, -ареви-, вол-и-а, -асти-а, у-ительни-а, -епо-ка, -е-еви-а, -ернильни-а, -вето-ки, -вето-ни-а, -ерепи-а, -ервя-ок, отли-ни-а, у-ени-а, у-астни-а, ле-ебни-а, пад-ери-а, клю-и-а, -уло-ки, -елове-ек.

13) Выложить схему предложения, вставить буквы ц, ч.

Далеко разносится запах цветов черёмухи. Там царь Кащей над златом чахнет. Тишина царит в дремучем лесу. Чёрные тучи затянули солнце. Мы расчищали снег у крыльца.

Девочку разбудили лучи солнца. Волчица почуяла человека.

14) Предложения для анализа и записи.

Ткачи ткут ситец. На даче чудесные цветы. После четверга будет пятница. Птицы хлопочут целый день. На обочине до­роги зацвели одуванчики. Ручей мельче речки. Кукушка кла­дёт яйца в чужие гнезда. Отец чистит лопатой снег у крыльца. Нас разбудили лучи солнца. Целый день летучие мыши спят, а ночью летят за добычей. Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточки. Синицы отыскивают личинки насекомых. Запестрели тысячи цветов. Дети кормили птенца червяками и бабочками. На сучьях деревьев птицы вьют гнёзда, кладут яички и выводят птенцов.

15) Диктанты.

1) Олечка и Зоя — сестрички. Девочки очень любят шить. Мама купила дочкам иголки, ножницы и цветные нитки. Це­лый вечер девочки вышивали цветы.

2) Почему перелётные птицы прилетают весной в различ­ное время: грач прилетает в марте, а ласточка—только в на­чале мая? Потому что грач будет сыт тем, что найдет на про­талине, а ласточка охотится за своей добычей в воздухе. При­лети ласточка в марте, когда нет ни мошек, ни комаров, она бы погибла с голоду.

3) Свое весеннее расписание есть у цветов и у деревьев. Ива цветёт в апреле, а ландыш — в конце мая. Никогда не за­цветёт яблоня раньше черёмухи, а черёмуха раньше берёзы.

Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветёт орешник — это апрель. Если на берёзе се­рёжки — начало мая, а цветением сирени заканчивается весна.

4) Зачем человек держит овец? От овцы человеку большая польза. Из овечьей шерсти обычно изготовляют различную одежду. Кожа идёт на сапоги. Мясо идёт в пищу. Люди разводят овец. Летом их пасут на лугах с сочными травами. С наступлением холодов овец помещают в тёплые овчарни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.