Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект занятия. Тема: «Безударные гласные».






Тема: «Безударные гласные».

Цель занятия: объяснить учащимся разницу в звуча­нии одного и того же гласного в ударной и безударной пози­ции. Учить детей подбирать проверочные слова.

Ход занятия

Логопед называет слово светло. Дети указывают ударную гласную о. Логопед просит назвать другую гласную в слове, находящуюся в безударном положении. То же со словами ко­нец, ледок.

В итоге логопед указывает, что дети ошибались в называ­нии безударной гласной буквы. Делает вывод: в безударном положении гласные звучат нечетко, что при письме вызывает затруднение. Чаще всего смешиваются а и о, е и и, е и я, я и и. Чтобы не ошибаться в подобных затруднительных случаях, нужно подобрать родственное слово, т. е. изменить слово так, чтобы на данный безударный гласный упало ударение и про­яснило этот гласный звук.

Например: светло — светит, конец — кончик, ледок — лёд.

Задание. Подобрать с помощью вопросов логопеда проверочные слова к данным ниже словам.

Шумят валы (много, а если один?) — вал.

Пашут волы (много, а если один?) — вол.

(Большой) ковер (а если маленький?) — коврик.

(Большая) пчела (а если маленькая?) — пчелка.

Вчера лепил (а сегодня?) — лепит.

Вчера ловил (а сегодня?) — ловит.

Из чего сделана деревянная ложка? — Из дерева.

Из чего сделано золотое кольцо? — Из золота.

Тренироваться в таком подборе родственных слов к другим словам. Ответить на вопрос: почему подобранные родственные слова являются проверочными при написании первоначально данных слов?

Задание. Отобрать из данных ниже слов те слова, которые являются проверочными.

Садовый, лесистый, лиса, снежок, синеет.

Образец: садовый — посадка — саженец.

пересадить, посадка, садок, саженец;

лесник, залесье, перелесок;

лисица, лисонька, лисий;

снегирь, снег, подснежник;

синька, синица, синеватый.

Задание. Прослушать стихотворение. Повторить правило проверки безударных гласных. Исправить ошибки Петра.

ДВЕ БУКВЫ

Буква А и буква О

Обижаются давно. —

Нас, ни в чем

не виноватых,

Часто путают ребята.

Больше всех Петруша Лямин

Издевается над нами:

Изуродует он слово,

Пишет через А — «карова».

Букве А стоять здесь стыдно.

Вдруг у Лямина Петра

Выползут из-под пера

То какая-то «трова»,

То какие-то «драва».

Ведь завянет травка даже,

Коль при ней такое скажут!

Буква А и буква О

Обижаются давно:

— Скачем мы без всяких

правил,

Как Петруша нас заставил,

Будто мы ему враги.

Хоть из азбуки беги! Л. Дружинина.

 

Задание. Подчеркнуть родственные снова в предложениях. Отметить в них ударение, подчеркнуть безударную гласную.

Целый час я решал задачу. Наши часы идут верно. Из тру­бы вырвался пар. Машинист развёл пары. Ветер надул парус. Корабль поднял паруса. У больной поднялся жар. Варенье ва­рят в тазах. Садовник смотрит на посадки.

В поле мы видим норы сусликов. Нора лисы больше. Слон очень силён. Слоны живут стадами. Пастух гонит стадо. Совушка — большая головушка. Сова ночь птица. День да ночь — сутки прочь. Охотник трубит в рог. У оленя красивые рога.

Вот хвойный лес. В этом лесу много малины. Пчёлы летят к липе. Каждая пчела возьмёт там мёд. Осенний день короток. Настала осень. Ветка яблони смотрит в окно. На поляне рос ветвистый дуб.

Был зимний день. Пришла зима. Охотники убили двух лис. Кума-лиса залезла в сад. Хорошо чертит Толя. Этот план на­чертил он. Все линии прямые и точные. У него хорошая ли­нейка. На столе лежат письма. Есть и мне письмо.

Пять — отличная отметка. У Андрея одни пятерки. Мы встали в первый ряд. Все построились в три ряда. Не всем по­лезно мясо. Дети ели мясной суп. Скоро появится солнце. По­явились первые цветы. На стене пятна. Пятно от чернил плохо отмывается. Старуха пряла свою пряжу.

 

Задание. Проверить безударную гласную, изменив форму слова

река — окно — везу —
страна —— гнездо — пасу —
строка — пятно — цвела —
плита — стекло — мела —
ряды — письмо — плела —
дела — село — пекла —
поля — плечо — текла —
шаги — лицо — легла —

 

Задание. Проверить безударные гласные, подобрав родственные слова.

Образец: моряк—море.

боец — скрипеть — глазной —
ночлег — визжать — морской —
силач — глотать — лесной —
белье — шагать — степной —
тряпье — блестеть — мясной —
хитрец — вредить — ночной —
старик — клевать — грибной —

 

Задание. Проверить безударные гласные.

дождевой — синеет — тишина —
рогатый — желтеет — огонек —
озерный — белеет — доброта —
осенний — сгибает — морщина —
домашний — укрепляет — варенье —
ленивый — поливает — валежник —
тяжелый — уронил — солонка —
звериный — лепечет — зеркало —

 

Задание. Поставить ударение. Проверить обе безударные гласные буквы.

Образец: сторона — стороны — сторонка.

полоса — голова — голоса — колоски — молоток — волосок — воротник — сторона — голодал — говорит — молодой — золотой — дорогой — деревянный — терпеливый — говорливый —  

Задания. Вставить пропущенные безударные гласные.

В нашем хоре Маша всегда зап-вает. Миша лекарство за-п-вает водой. Шофер отв-рил дверь кабины. Папа отв-рил кар­тофель. Петя осторожно сл-зал с крыши. Кот сл-зал сметану. В л-су сыро. В л-су стрелял охотник. Наш сад с каждым днем ув-дал. Я ув-дал друга.

Задание. Найти и исключить четвертое лишнее слово после вставки безударной гласной буквы.

пл-тил пр-шу пл-сал прин-сти
гл-тал к-зел зав-зал пост-лить
пос-дил лош-дь выр-зал прист-гнуть
ск-зал к-вер нар-дил подт-нуть
вр-дил скр-пач ч-совой гл-деть
сл-дил см-льчак ч-стота в-зжать
кл-вал х-трец площ-дь скр-петь
к-дал с-лач щ-дил хр-петь

 

Задание. Прочитать (повторить за логопедом) предложения. Назвать количество слов в предложении, количество слогов в каждом слове. На­звать ударный слог. Выделить ударный гласный. Ответить на вопрос: в каких словах есть безударный гласный, требующий проверки? Назвать проверочные слова.

Осень. Идут дожди. Вода размыла берега. По реке плывут плоты. Большая волна залила мосток водой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.