Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика контрольных вопросов






 

Применение методики контрольных вопросов – МКВ (современное наименование «методика вопросов сравнения») наиболее эффективно в целях выяснения степени информированности обследуемого по одной теме, из числа интересующих инициатора, когда речь идет о необходимости исследования конкретных фактов.

 

В тесты, составленные по МКВ, включаются вопросы, которые принято именовать: нейтральными, жертвуемыми (подготовительными), проверочными (релевантными), контрольными («вопросы сравнения»). При построении тестов вопросы обозначаются следующим образом: Н – нейтральный, Ж – жертвуемый, П – проверочный, К – контрольный.

Нейтральные вопросы заведомо не должны быть значимыми для обследуемого в контексте проводимого исследования и не вызывать у него психофизиологических реакций. Они предназначены для оценки нормальных физиологических изменений в организме обследуемого, ослабления напряжения обследуемого после предъявления проверочных вопросов и восстановления его физиологической нормы, существующей на период тестирования. Нейтральные вопросы должны формулироваться четко и кратко и только на основе достоверных фактов (не следует использовать непроверенную информацию), к примеру: «Вы родились в Воронеже?», «Мы сейчас находимся в Москве?», «Сегодня среда?» и т.п.

Жертвуемым называется вопрос, который задается в самом начале теста. По своей направленности он может рассматриваться в качестве проверочного, однако при анализе результатов теста его не учитывают. Вопрос озвучивается с тем, чтобы подготовить обследуемого к предъявлению основных проверочных вопросов теста, сфокусировать его внимание на главной цели исследования. Именно поэтому жертвуемый вопрос иногда называют «подготовительным». Поскольку реакции на данный вопрос не учитываются, он может иметь любую длину и должен охватывать как можно больше уточняющих признаков исследуемого события. Например, жертвуемый вопрос может быть сформулирован следующим образом: «В отношении исчезновения денег из сейфа, которое произошло 28 февраля этого года в расположенном на втором этаже кабинете номер 5 офиса фирмы «Х», Вы будете говорить правду, отвечая на все мои последующие вопросы?». Сформулировав столь широко первый из числа проверочных - жертвуемый вопрос теста, остальные проверочные вопросы можно будет формулировать предельно кратко и четко.

Проверочными являются вопросы по существу проводимого исследования, анализ реакций обследуемого на которые позволяет решать задачи ПФИ.

При подготовке проверочных вопросов следует учитывать следующие основные требования:

· вопросы должны быть ориентированы на проверку информации о фактах, а не мнений, намерений или желаний обследуемого;

· каждый вопрос должен быть направлен на выяснение только одного факта и получение односложного однозначного ответа - «да» / «нет» (ни в коем случае в один вопрос нельзя включать две разные темы или два различных аспекта одного события);

· вопрос должен быть сформулирован ясно, кратко, по возможности, без излишней детализации;

· в формулировку вопроса не следует закладывать социально-правовую и эмоциональную оценку совершенных кем бы то ни было действий;

· понимание обследуемым смысла проверочного вопроса не должно зависеть от толкования им других вопросов.

Отличительной особенностью МКВ, наряду со специфической структурой построения тестов и обязательной предварительной психологической подготовкой обследуемого к предъявлению тестов, составленных по данной методике, является использование контрольных вопросов или, иначе, «вопросов сравнения». Их применение, во-первых, способствует отвлечению внимания искреннего обследуемого от проверочных вопросов, что ведет к снижению риска получения ложноположительных выводов (выводов, свидетельствующих о неискренности обследуемого при наличии его правдивых ответов на вопросы по темам, интересующим инициатора ПФИ), а, во-вторых, облегчает интерпретацию полиграмм, поскольку контрольные вопросы выступают в качестве точки отсчета при оценке реакций на проверочные вопросы, что приводит к нивелировке действия многих отрицательных факторов, снижающих результативность ПФИ.

Контрольные вопросы должны подбираться полиграфологом индивидуально для каждого обследуемого в контексте конкретной ситуации, послужившей поводом для проведения ПФИ, и перерабатываться (уточняться) в зависимости от результатов предтестовой беседы. Их надо тщательно обсуждать с обследуемым, чтобы в момент предъявления теста контрольные вопросы не стали для него неожиданными по смыслу и не вызывали состояния удивления или замешательства. При обсуждении контрольных вопросов полиграфолог должен добиваться того, чтобы добросовестный обследуемый рассматривал их в качестве исключительно важных, непосредственно связанных с риском наступления для него неблагоприятных последствий после проведения ПФИ (фактически для такого обследуемого контрольные вопросы должны носить проверочный характер и быть ситуативно более значимыми, чем собственно проверочные вопросы). Предпочтительнее работать с вопросами, ответ на которые предполагается (и после обсуждения дается обследуемым) отрицательный – «нет».

В современной практике проведения ПФИ преимущественно используется три типа контрольных вопросов:

1. Контрольные вопросы «вероятной лжи» (в международной терминологии - Probable Lie Control Questions).

2. Контрольные вопросы «на искренность» (Truth Control Question).

3. Контрольные вопросы «управляемой лжи» (Directed Lie Control Question).

Контрольные вопросы «вероятной лжи» используются наиболее часто. По отношению к исследуемому событию они могут быть «включающими» или «исключающими».

Содержание «включающих» контрольных вопросов охватывает факт, событие или действие, послужившие поводом для проведения ПФИ. Например, если рассматривается вопрос о сокрытии обследуемым какой-либо информации, в качестве «включающего» контрольного вопроса может быть использован такой: «Вы когда-нибудь обманывали кого-либо из тех, кто Вам доверял?» Подразумевается, что обследуемый может скрывать в настоящее время искомую инициатором информацию.

Содержание «исключающих» контрольных вопросов не охватывает того факта, события или действия, на прояснение информации о которых ориентировано ПФИ. Для этого используется прием ограничения фокуса вопроса по времени и по месту. Применительно к той же ситуации, что была описана выше, «исключающий» контрольный вопрос будет звучать так: «До 2008 года Вы хоть раз обманывали кого-либо из тех, кто Вам доверял?», при условии, что изучаемые факт, событие или действие имели место в 2008 году. Другой пример «исключающего» контрольного вопроса: «На прежнем месте работы Вы хотя бы раз присваивали себе чужие вещи?» В данном случае используется ограничение направленности контрольного вопроса как по времени, так и по месту.

Контрольные вопросы «вероятной лжи» готовятся, формулируются и предъявляются так, чтобы в контексте конкретной ситуации проведения ПФИ они оказывались более важными для добросовестного обследуемого, чем проверочные вопросы. В то же время обследуемые, умышленно искажающие или скрывающие от полиграфолога известную им информацию, не должны придавать им такого значения, оставаясь озабоченными, прежде всего, проверочными вопросами.

С этой целью перед предъявлением теста, содержащего такого рода вопросы, полиграфолог заявляет обследуемому, что, решая вопрос относительно его причастности к конкретным событиям, необходимо знать, что вообще представляет собой обследуемый как личность, способен ли он был совершить данный проступок, не относится ли он к тем людям, которые из-за своего негативного жизненного опыта в подобных ситуациях с легкостью готовы пойти на обман. Именно по этой причине, по словам полиграфолога, он вынужден задать ряд общих, но важных вопросов в отношении добропорядочности обследуемого вообще, так называемые вопросы «на общую честность» типа: «Вы скрывали когда-либо от других свои нечестные поступки?» или «Вы воровали когда-нибудь чужие вещи?» и т.п. При этом полиграфолог должен постоянно подчеркивать, что искренность является важнейшим фактором в отношениях между людьми, а ее отсутствие может быть даже хуже, чем проступок, ставший поводом для проведения ПФИ. Такой подход способствует формированию у добросовестного обследуемого соответствующей психологической установки и делает контрольные вопросы для него более значимыми, чем проверочные.

Выбор и отработка контрольных вопросов «вероятной лжи» - сложная и ответственная задача. Чтобы успешно решить ее, полиграфолог должен соблюдать нижеследующие основные требования, предъявляемые к данному типу контрольных вопросов.

Во-первых, вопросы должны быть такими, чтобы на них практически невозможно было ответить искренне и чтобы, отвечая на них, обследуемый либо точно знал, что дает ложный ответ, либо окончательно не был уверен в правдивости своего ответа.

Во-вторых, с точки зрения содержания эти вопросы должны иметь максимально широкий охват по времени и пространству, по характеристике описываемых в вопросе действий, чтобы обследуемый не мог быть до конца уверенным в достоверности собственного ответа (пространственно-временная расплывчатость контрольных вопросов «вероятной лжи», помимо прочего, приводит к снижению их значимости для лгущего обследуемого по сравнению с проверочными вопросами, ориентированными на решение задач ПФИ).

В-третьих, по содержанию они должны быть «исключающими».

В-четвертых, надо иметь в виду, если в процессе обсуждения такого типа контрольного вопроса обследуемый делает какие-либо частичные признания, полиграфолог должен детализировать их и сформулировать вопрос заново, начиная его со слов «Помимо того, о чем Вы мне сообщили, Вы...?» Как только обследуемый наконец-то даст отрицательный ответ на контрольный вопрос в новой формулировке (начинающийся со слов, «помимо того…»), надо сразу переходить к обсуждению следующего вопроса. Если в процессе обсуждения обследуемый делает много малозначительных признаний, возникает опасность, что данный вопрос в итоге может стать для него незначимым, а в контексте решения задач ПФИ - неэффективным. В таком случае данный вопрос лучше исключить из предъявляемого теста.

В-пятых, если обследуемый категорически отрицает совершение действия, упоминаемого в контрольном вопросе, полиграфолог должен изменить формулировку вопроса и спросить обследуемого, не пытался ли он совершить это действие или не думал ли он о его совершении.

В-шестых, для того чтобы контрольные вопросы «вероятной лжи» сохраняли индивидуальность, «не пересекались» и «не поглощали» друг друга, в них необходимо использовать разные временные интервалы («до текущего года…», «в период с… по…», «на прежнем месте работы…» и т.п.) и «адресную принадлежность» («…у тех, кто Вам доверял», «…своему руководству» и пр.). Несоблюдение этого требования может способствовать развитию у обследуемого «привыкания» в последовательных предъявлениях тестов.

Эффективное использование контрольных вопросов «на искренность» также требует специальной психологической подготовки обследуемого. Контрольный вопрос «на искренность» - это вопрос, ответ обследуемого на который является заведомо правдивым, поскольку касается такого действия, которое он действительно не совершал. Контрольные вопросы «на искренность» основываются на вымышленных фактах и событиях. Правильно подготовленный и предъявленный вопрос данного типа должен быть таким же значимым для добросовестного обследуемого, как и проверочный вопрос, в то же время для обследуемого недобросовестного значимость проверочного вопроса должна оставаться превалирующей.

Возможность использования контрольных вопросов «на искренность», их выбор и подготовка зависят от конкретных задач, поставленных перед полиграфологом, наличия информации об обследуемом, целого ряда иных факторов. Непременным условием, однако, является то, что добросовестный обследуемый должен поверить в реальность вымышленного (фиктивного) события или факта и почувствовать в ситуации обсуждения именно этого вопроса угрозу своим жизненным интересам.

Примером может служить следующая ситуация. Непосредственно перед тестированием на полиграфе полиграфолог заявляет обследуемому, подозреваемому в совершении имевшей место в действительности кражи, что его, помимо того, будут «проверять на причастность» еще к одной краже, произошедшей немногим ранее при сходных обстоятельствах. Упомянутая полиграфологом кража – вымышленное событие, но описывается она и обсуждается так, что приобретает для обследуемого реальные черты. Полиграфолог подчеркивает, что непричастность обследуемого к данной (вымышленной) краже может быть установлена только путем ПФИ и начинает готовить и обсуждать с обследуемым относящиеся к ней вопросы, которые и являются контролем «на искренность».

Важнейшим требованием при использовании контрольных вопросов «на искренность», помимо особой психологической подготовки к ним обследуемого, является сходство их формулировок с формулировками соответствующих проверочных вопросов.

Контрольные вопросы «управляемой лжи» рекомендуется использовать в тех случаях, когда возникают трудности с применением описанных выше контрольных вопросов «вероятной лжи» и «на искренность». Неформальное, эффективное применение описанных ранее типов контрольных вопросов является достаточно сложным, так как многое зависит от личностных особенностей полиграфолога, его интеллекта, компетентности, социального и практического опыта. С сожалением приходится констатировать, что сегодня в России качество профессиональной подготовки специалистов-полиграфологов все еще оставляет желать лучшего. Поэтому замена традиционных контрольных вопросов на контрольные вопросы «управляемой лжи», существенно упрощая работу для мало опытного полиграфолога, в то же время повышает ее качество.

Основная проблема выбора и подготовки контрольных вопросов «вероятной лжи» и «на искренность» заключается в том, что крайне сложно стандартизировать для всех обследуемых процедуру формулирования этих вопросов и их обсуждения. Эффективность контрольного вопроса в значительной степени определяется субъективными факторами, а именно, прямо зависит от того, как обследуемый будет воспринимать и отвечать на него во время тестирования. Для кого-то из обследуемых контрольные вопросы могут оказаться мало значимыми, и никакие попытки полиграфолога (особенно неопытного) не приведут к усилению их субъективной важности. Для других, напротив, контрольный вопрос может стать чрезмерно сильным психологическим раздражителем, воспринимаемым сродни оскорблению, или ассоциироваться с действительно серьезными проступками, ранее имевшими место в жизни обследуемого, что может привести к отказу обследуемого отвечать на него. В любом случае возрастает вероятность ошибки.

Кроме того, иногда бывает сложно объяснить инициатору проведения ПФИ методический смысл контрольных вопросов, их роль в интерпретации результатов ПФИ - неспециалисты зачастую воспринимают наличие выраженных реакций на контрольные вопросы «вероятной лжи» как доказательство неискренности или вины обследуемого, что, разумеется, недопустимо.

Использование контрольных вопросов «управляемой лжи» в значительной мере устраняет указанные проблемы.

Типичный контрольный вопрос «управляемой лжи» выглядит следующим образом: «В возрасте до 25 лет Вы хоть раз говорили неправду?». Обследуемому дается инструкция отвечать «нет» на этот вопрос, при этом ему четко объясняется, что любой человек, отрицающий, что он когда-либо говорил неправду, на самом деле лжет. Очень важно, чтобы обследуемый правильно понимал суть и цель применения вопросов «управляемой лжи». Инструктаж обследуемого рекомендуется проводить так, как описано ниже.

Полиграфолог говорит, что в процессе тестирования на полиграфе будут заданы вопросов, на которые следует давать ложные ответы: «Так же, как и во время обсуждения установочного теста, нам необходимо выбрать такие вопросы, при озвучивании которых и Вы, и я одновременно будем знать, что Ваши ответы на них являются ложью. В этом случае я смогу контролировать адекватность Ваших физиологических реакций при ложных ответах и буду уверен, что сохраняется возможность успешного проведения исследования. Например, я задам Вам вопрос: «В возрасте до 25 лет Вы хоть раз лгали?» Прошу Вас в ответ сказать неправду, то есть ответить «нет». Кроме того, я прошу Вас в момент ответа вспомнить какой-либо конкретный эпизод, когда Вы лгали в прошлом. Вы припоминаете хоть один такой эпизод? …Очень хорошо. Я не прошу Вас рассказывать мне об этом эпизоде, я только хочу, чтобы во время теста Вы ответили «нет» на мой вопрос, то есть сказали неправду и вспомнили этот конкретный эпизод лжи из своей жизни. Благодаря такому приему, во время тестирования и Вы, и я будем точно знать, что Вы говорите неправду в ответ на этот мой вопрос. Я буду видеть, как выглядят Ваши реакции в тот момент, когда Вы лжете, и мы оба будем уверены в объективности нашего исследования».

Ниже приводятся типичные примеры контрольных вопросов «управляемой лжи» (как обычно, исключающих по времени):

До работы на этой фирме Вы хотя бы раз обманывали тех, кто Вам доверял?

В возрасте до … лет Вы хотя бы раз говорили неправду?

До … года Вы хотя бы раз нарушали инструкции или законы?

До нашей встречи сегодня в общении с людьми Вы всегда говорили правду?

До … года Вы хотя бы раз совершили поступок, о котором потом жалели?

В возрасте до … лет Вы хотя бы раз теряли что-нибудь важное для Вас?

Одни и те же контрольные вопросы «управляемой лжи» могут использоваться при проведении ПФИ по самым разным основаниям, при тестировании любых обследуемых (с учетом коррекции ссылок на используемые даты и возраст). Эти вопросы обычно хорошо воспринимаются обследуемыми, не возмущают, не обижают и не ставят их в затруднительное положение и не нуждаются в последующем перефразировании по ходу тестирования. Они действительно захватывают внимание добросовестных обследуемых, отвлекая их от проверочных вопросов. Такая заинтересованность практически всегда приводит к усилению реакций искренних обследуемых на вопросы «управляемой лжи», делая их более выраженными по сравнению с реакциями на проверочные вопросы.

Собственно тестирование на полиграфе при использовании тестов, содержащих контрольные вопросы «управляемой лжи», осуществляется точно так же, как и в случае использования контрольных вопросов двух других описанных выше типов, за исключением некоторых особенностей предтестового инструктажа. Непосредственно перед началом предъявления теста полиграфолог должен предупредить обследуемого: «Пожалуйста, слушайте все вопросы внимательно и отвечайте на них только правду, за исключением тех вопросов, в ответ на которые Вы должны лгать, как мы договорились. Вы помните эти вопросы? … Не забывайте, что Вы должны давать на них ложные ответы и при этом одновременно вспоминать связанные с ними конкретные эпизоды из Вашей жизни». После предъявления теста полиграфолог должен поинтересоваться у обследуемого, осознавал ли он, что во время тестирования его ответы на заранее оговоренные вопросы были действительно ложными.

 

Существуют различные варианты построения тестов по МКВ. В настоящее время к числу наиболее апробированных, эффективных и широко применяемых на практике относится так называемый тест «зон сравнения» (в международной терминологии - Zone of Comparison Test). При его использовании реакции обследуемого на каждый проверочный вопрос сравниваются с реакциями на предшествующий ему контрольный вопрос, которые совместно образуют так называемую «зону сравнения».

В свою очередь существует несколько вариантов построения и самих тестов «зон сравнения», характеризующихся разными форматами, количеством проверочных и вспомогательных вопросов, а также разными способами оценки полученных результатов. Ниже приводится наиболее простой и в то же время наиболее эффективный вариант теста «зон сравнения», рекомендуемый для широкого практического использования. Данный тест имеет три зоны сравнения (три пары контрольный/проверочный вопрос) и минимальное количество вспомогательных вопросов. (В приводимом примере, в качестве повода для организации ПФИ рассматривается кража валюты.)

1. (Вводный - внетематический) Вы полностью убеждены, что я буду задавать только те вопросы, которые мы обсудили?

2. (Жертвуемый - подготовительный) Вы будете говорить правду, отвечая на вопросы о хищении валюты… (далее называются место, дата и другие обстоятельства кражи)?

3. (Нейтральный) Сегодня вторник?

4. (Контрольный-1 – любого типа) После окончания школы, в возрасте до 20 лет Вы хотя бы раз…?

5. (Проверочный- 1) Вы лично причастны к похищению валюты?

6. (Нейтральный, однако его наличие не обязательно) Сейчас лето?

7. (Контрольный-2 – любого типа) Во время службы в армии Вы хотя бы раз…?

8. (Проверочный-2) Вы знаете точно, кто взял валюту?

9. (Нейтральный, его наличие не обязательно) Мы сейчас находимся в Москве?

10. (Контрольный-3 – любого типа) В прошлом году Вы…?

11. (Проверочный-3) Вы знаете точно, где сейчас находится хотя бы часть пропавшей валюты?

В зависимости от ситуации в качестве контрольных вопросов под номерами 4, 7, 10 могут использоваться вопросы любого из трех типов, описанных выше. Нейтральный вопросы № 6 и № 9 должны предъявляться, если реакции на предшествующие проверочные вопросы № 5 и № 8 окажутся чрезмерно сильными или будут сопровождаться артефактами при регистрации динамики психофизиологических показателей. В остальных случаях предъявление этих вопросов можно опустить. Таким образом, данный тест является предельно насыщенным и компактным, состоит из 9 – 11 вопросов, а его продолжительность при 25-ти секундном межстимульном интервале составит менее 5 минут.

Вышеуказанный тест следует предъявлять не менее трех раз. При этом содержание вопросов не изменяется, однако меняется их взаимное расположение внутри зон. Для этого используется так называемый прием «двойной ротации»: проверочные вопросы перемещаются по тесту из одной зоны в другую против часовой стрелки, а контрольные – по часовой. В перерыве между предъявленьями теста полиграфолог обязательно должен (кратко) привлечь внимание обследуемого как к проверочным, так и к контрольным вопросам. Например, он может поинтересоваться адекватностью их формулировок и возникающими у обследуемого в связи с этим мыслями и ощущениями. Перед очередным предъявлением теста желательно подчеркнуть необходимость для обследуемого отвечать на все вопросы правдиво.

Если предварительная оценка полиграфологом полиграмм после 3-х кратного предъявления теста не позволяет придти к какому-либо определенному выводу, допускается увеличение числа предъявлений до 5-ти.

Рекомендуемая схема теста, построенного по принципу «зон сравнения» в описанном варианте, выглядит следующим образом:

 

№ предъявления  
I П1 Ж1 Н1 К1 П1 К2 П2 К3 П3
II П1 Ж1 Н2 К3 П2 К1 П3 К2 П1
III П1 Ж1 Н3 К2 П3 К3 П1 К1 П2

 

При этом зонами сравнения, например, при первом предъявлении теста будут: «К1 - П1», «К2 - П2», «К3 - П3». Именно по этим зонам и осуществляется анализ и количественная оценка реакций на проверочные и контрольные вопросы.

Приведенная схема относится к тесту, включающему три зоны сравнения. В то же время, в принципе, можно работать и с двумя или с четырьмя зонами сравнения, используя соответствующее количество проверочных вопросов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.