Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Вторые суткиЯ просыпаюсь в таком состоянии, словно всю ночь провисел в петле. Ещене открыв глаза, я вслушиваюсь в себя и ставлю диагноз: жестокое похмелье. Огосподи, как же мне плохо... Все еще спят. Я вываливаюсь из палатки на улицу. Холодно, как в могиле.Моросит. Стена Семичеловечьей покрыта морщинами, словно скала дрожала отстужи, когда застыла. Над затопленным лесом холодная полумгла. Где вчерашнеенебо, битком набитое звездами? Сейчас оно белыми комьями свалено надголовой. По нашему лагерю словно проскакали монголо-татары. Все вещи разбросаны.Тарелки втоптаны в грязь. В открытых котелках стоит вода. В черных, мокрыхуглях кострища -- обгорелые консервные банки. Я бреду к кострищу и усаживаюсь на сырое бревно. Дождь постукивает меняв голову, словно укоряет: дурак, что ли? Дурак. Раз напился, так, конечно, дурак. Я закуриваю. В голове начинает раскручиваться огромный волчок.Хочется пить. Хочется спать. Нич-чего не хочется делать. Похмелье, плохая погода -- они не только в моем теле, не только вприроде. Они в душе моей. Это у души трясутся руки и подгибаются ноги. Это унее мутно в голове и ее тошнит. Это в ней идет дождь и холод лижет кости. Асам я -- это много раз порванная и много раз связанная, истрепанная и ветхаяверевка воли. И мне стыдно, что вчера эта веревка снова лопнула. Мне стыдно перед Машей, что я вчера распустил руки. Ведь она девочка, еще почти ребенок, а я вдвое старше ее и вдесятеро искушеннее, в сто разравнодушнее и в тысячу раз хитрее. Для нее, примерной ученицы, я не парень, не ухажер. Я -- учитель. А на самом деле я -- скот. Я могу добиться от неевсего. Это несложно. Но что я дам взамен? Воз своих ошибок, грехов, неудач, который я допер даже сюда?... Куда я лезу? Маша, прости меня... Мне стыдно перед Овечкиным. Иззавидовался, приревновал... Нос разъело.Переехал ему дорогу на хромой кобыле. Пусть уж простит меня Овечкин. Хоть быон ничего не заметил!... Я больше не буду. Мне стыдно перед отцами. Свергли меня -- мало, да? Опять напился! Изолировал их от девочек -- мол, держать себя в руках не умеете. Не доверяю, мол. А сам?... Бивень! Все. Самобичевание изнурило меня. Зоркие мои глаза давно уже видятприслоненную к противоположному бревну открытую бутылку. В ней настойкаводки на рябине. Есть водка на рябине -- значит, есть Бог на небе. Я берубутылку и пью из нее. Потом я начинаю заниматься делами. Мир беспощаден.Помощи ждать неоткуда. Мне даже Градусов не помогает, хотя, между прочим, онсегодня тоже дежурный. Я разжигаю костер, отогреваюсь в его тепле и иду мытькотлы. Потом ворошу мешки с продуктами и начинаю варить кашу на завтрак.Конечно, между делом не забываю и о бутылке. Когда она иссякает, завтракготов. Я трясу шест палатки и ору: " Подъе-ом!... Каша готова! " Я решил: кончено. Маши больше нет. Я никого не люблю. Вершина Семичеловечьей -- это плато, поросшее соснами. Оно пологоскатывается к торчащим над обрывом зубцам Братьев. Между зубцами --ступенчатый лабиринт кривых, мшистых расселин, загроможденных валежником. Мы выходим к кромке обрыва. Внизу -- страшная пустота. Впереди, догоризонта, разливается даль тайги. Тайга туманно-голубая, она поднимается кокоему пологими, медленными волнами. И нету ни скал, ни рек, ни просек, ниселений -- сплошная дымчатая шкура. -- Эротично!... -- бормочет Чебыкин, восторженно озираясь. Прямо перед нами беззвучно поднимается жуткий идол Чертового Пальца.Кажется, он вырастает прямо из недр ископаемой перми, от погребенных в толщекостей звероящеров. Он гипнотизирует, как вставшая дыбом кобра. Я чувствуюего безмолвный, незрячий, нечеловеческий взгляд сквозь опущенные каменныевеки. -- Фу, как смотрит... -- ежится Люська. Отцы поскорее проходят мимо каменного столба. -- Географ, а в эти ущелья соваться-то можно? -- спрашивает Чеба. -- Суйтесь, -- разрешаю я. -- Только не звезданитесь откуда... Чебыкин исчезает в одном из ущелий. Остальные почему-то медлят.Неожиданно Чебыкин показывается на одном из зубцов-Братьев. -- Эгей, бивни-и!... -- орет он и машет руками. -- Слезай немедленно!... -- хором в ужасе кричат Маша и Люська. Но Чебыкин, довольно хохоча, карабкается дальше, исчезает за выступами, спускается в расщелины, появляется снова, ползая по скалам, как муха. Следяным шаром в животе я слежу за его передвижением. Я боюсь дажевздрогнуть, словно этим могу его столкнуть. Отцы кряхтят, инстинктивносжимая кулаки и напрягая мышцы. Люська закрывает лицо ладонями. Ятрясущимися руками вставляю в рот сигарету фильтром наружу и прикуриваю ее, ничего не замечая. Чебыкин взбирается на последний, самый высокий, острый инедоступный зубец. Он что-то вопит, размахивает шапкой, поворачивается к намзадом и хлопает по нему. -- Ну, все, конец Чебе, -- цедит сквозь зубы Градусов. -- Там пещера-а!... -- доносится до нас крик Чебыкина. Потом он быстро и ловко лезет обратно и где-то на полпути сворачивает, чтобы выбраться к пещере покороче. -- Давайте тоже к пещере двинем, -- говорю я отцам. -- Вон туда... Мы спускаемся в мшистое, сырое, холодное и темное ущелье. Оно круто иухабисто падает вниз. Отцы цепляются руками за мокрые камни, скользят насгнившей хвое и склизких бревнах. Кое-где нам приходится спрыгивать сневысоких обрывчиков. Отцы снизу страхуют девочек. Маша меня сегодня простоне замечает. Я иду последним и думаю об этом. Мне уже не стыдно за вчерашнее, и мнене больно от Машиного невнимания, а может, и от открытой неприязни. Мнекажется, что в душе я заложил Машу кирпичами, как окно в стене. В душе лишьлегкий сквозняк от новой дыры где-то в районе сердца -- откуда я выломалкирпичи. Впереди и внизу мелькает Чебыкин. -- Иди сюда, козел! -- злобно орет Градусов. -- Отжимайся! -- советует Чебыкин и с хохотом убегает за уступ. Наконец мы выходим на ровную, голую площадку. Над нею в стенетреугольная дыра пещеры. Отцы взбираются к входу и заглядывают. -- Там обрыв, -- говорит Овечкин. -- А как же Чебыкин спустился? -- удивляется Люська. -- Бу-бу-бу-бу! -- жизнерадостно доносится пояснение из пещеры. -- Ага, -- скептически соглашается Борман. -- Не все же такие макаки. -- У нас в деревне один мальчик лазил-лазил по скалам, упал и разбился, -- говорит Тютин. -- У вас в деревне живые-то мальчики хоть остались? -- интересуетсяМаша. -- Знаете, куда Чеба залез? -- спрашиваю я. -- В древности эта пещерабыла... --...сортиром! -- подсказывает Градусов и ржет. --...святилищем, и здесь, на площадке, стояли идолы. -- Каким святилищем? -- удивляется Люська. -- Разве здесь кто-то жил? -- Здесь жили великие народы, о которых человечество уже давно забыло.Здесь были крепости, каналы, капища. Были князья, жрецы, звездочеты, поэты.Шли войны, штурмами брали города, могучие племена насмерть дрались средискал. Все было. И прошло. Отцы слушают непривычно внимательно. На уроках в школе я такого невидал. По их глазам я понимаю, что они ощущают. Они, конечно, как и я, уЧертового Пальца тоже почувствовали незримый и неизъяснимый взгляд. И воттеперь у них под ногами словно земля заговорила. До самых недр, допогребенных костей звероящеров, она вдруг оказалась насыщенной смыслом, кровью, историей. Эта одухотворенность дышит из нее к небу и проницает тела, как радиация земли Чернобыля. Тайга и скалы вдруг перестали быть дикой, безымянной глухоманью, в которой тонут убогие деревушки и зэковские лагеря.Тайга и скалы вдруг стали чем-то важным в жизни, важнее и нужнее многого, если не всего. -- Географ, говори погромче!... -- слышится крик Чебыкина. -- Лучше вылезай! -- кричит в ответ Борман. -- Фигушки, вы драться будете... Географ, погромче!... -- Археологи проводили здесь раскопки, -- рассказываю я то, что читал ислышал про Семичеловечью, -- нашли множество костей жертвенных животных инаконечников стрел... -- Ты, что ли, мослы растерял, Жертва? -- Градусов пихает Тютина в бок. -- Нашел! Нашел! -- возбужденно орет из недр пещеры Чебыкин. --Наконечник стрелы нашел!... Отцы взволнованно заметались перед пещерой. -- Вылезай, урод! -- кричит Градусов. -- Не тронем! Слово пацана! Через некоторое время Чебыкин вылезает и протягивает мне продолговатыйкамень. Отцы благоговейно смотрят на камень, трогают кончиками пальцев.Камень -- обычный обломок. -- Что это? Стрела? Копье? -- сияя, спрашивает Чебыкин. -- Кусок окаменевшего дерьма мамонта, -- говорю я. Отцы хохочут. Чебыкин сконфуженно прячет камень в карман. -- Для вас, бивней, может, и дерьмо... -- независимо говорит он. Мы уходим обратно вверх по ущелью. Я иду последним. Пацаны учесаливперед и забыли про девочек. Когда я хочу подсадить Машу, она оборачиваетсяи взглядом отодвигает меня. -- Не надо! -- зло говорит она и, помолчав, добавляет: -- Я вообще нехочу, чтобы вы ко мне прикасались! Пообедав, мы собираем вещи, чтобы отплывать. Борман потихоньку берет уменя консультации. А Маша меня не замечает. Она это делает недемонстративно, что само по себе означает какое-то внимание. Она не замечаетменя, как человек не замечает развязавшийся шнурок. Но я спокоен. Я знаю, что Маша -- моя. Я только не знаю, что мне с ней делать. В своей судьбе я невижу для нее места. От этого мне горько. Я ее люблю. И я тяжелой болью рад, что мы сейчас в походе. Поход -- это как заповедник судьбы. Собирая упалатки рюкзак, я слышу, как Маша разговаривает с Овечкиным. Они в палаткевдвоем. Им кажется, что стены отделяют их от мира. -- Ты сегодня непонятная... -- осторожно говорит Овечкин. -- Я нормальная, -- твердо отвечает Маша. -- Убери руки. -- Это из-за Географа? -- Не твое дело. -- А как же я? -- после молчания наконец спрашивает Овечкин. -- Решай сам. Мне жаль Овечкина. У Маши слишком крепкий характер. Другая песня --Люська. Когда мы спускались с Семичеловечьей, она грохнулась на склоне, апотом начала ныть и проситься на руки. -- Ладно, давай донесу, -- согласился Борман. Он усадил Люську на закорки и, покрякивая, потащил к лагерю. Благо чтодо него было метров двести. -- Градусов, ты сегодня дежурный, -- на обеде напоминает Борман. -- Иди котлы мой, -- поддакивает Люська, увиваясь вокруг Бормана. -- Одному западло! -- рычит Градусов. -- Пусть и Географ чешет! -- Он за тебя в завтрак дежурил, а ты спал. -- Меня не колышет! Будить надо было! И вообще, Борман мне неначальник! Я был против него! -- А его большинство выбрало, значит, он -- командир! -- Пусть тогда большинство и моет котлы!... А ты чего раскомандовалась, если он командир? Сильно невтерпеж -- так командуй своим Борманом, а немной, поняла, Митрофанова? -- Почему это Борман мой? -- опешила Люська. -- Он же тебя на горбу таскает, как мешок с дерьмом... -- Ну и пусть я в него влюбилась! -- злится Люська. -- А тебе завидно, потому что ты рыжий и нос у тебя вот такой! -- Люська широко разводит руки. -- Было бы чему завидовать! -- яростно кричит Градусов и хватает котлы.-- Да пускай, на фиг, он тебя любит, дерьма не жалко! Демон пугается, видя такую битву вокруг Люськи. Он пытается всунуться, но никто его не замечает. Тогда ленивый Демон в отчаянии решается на подвиг.После обеда он рапортует Люське, что привязал ее рюкзак на катамаран. -- Ой, спасибо... -- мимоходом радуется Люська и тотчас кричит: --Борман, а че Градусов грязью кидается!... Градусов ходит злой, ко всем придирается, пинает вещи. В конце концовперед отправлением оказывается, что только он еще и не готов. Он носится пополяне и орет: -- Борман, где мой рюкзак? Я его самый первый собрал! -- Вон твой рюкзак, -- спокойно кивает Борман в кусты. Градусов выволакивает рюкзак и брезгливо кидает его на землю. -- Это вообще какой-то чуханский, а не мой! -- Это мой... -- тихо пищит Люська. Демон беспомощно улыбается и пожимает плечами. С грехом пополам мы выплываем. Вновь нас несет желтая, пьяная вода Поныша. Вновь летят мимозатопленные ельники. Низкие облака нестройно тащатся над тайгой. Длинныепромоины огненно-синего неба ползут вдали. На дальних высоких увалах, кудападает солнечный свет, лес зажигается ярким, мощным малахитом. На склонахгорных отрогов издалека белеют затонувшие в лесах утесы. Приземистые, крепкосбитые каменные глыбы изредка выламываются из чащи к реке, как звери наводопой. Вода несет нас, бегут мимо берега, и линия, разделяющая небо иземлю, то нервно дрожит на остриях елей, то полого вздымается и опускаетсямягкими волнами гор -- словно спокойное дыхание земли. Под вечер у берегов начинают встречаться поваленные ледоходом деревья.Я тревожусь. Такие " расчески", упавшие поперек реки, могут запросто продратьнаши гондолы. Впереди я вижу длинную сосну, треугольной аркой перекинувшуюсянад потоком. Достаточно порыва ветра, чтобы сосна рухнула вниз иперегородила дорогу, как шлагбаум. Я встаю на катамаране во весь рост игляжу вперед. Я вижу одну, две, три, еще сколько-то елей, рухнувших в воду.Дело худо. Мы проплываем под сосной, как под балкой ворот. Ворота эти ведутв царство валежника. Катамаран обходит одну " расчестку", потом, чиркнув бортом, другую.Борман командует толково, без нервов. Но третью " расческу" мы зацепляемкормой. Градусов сражается с еловыми лапами и вырывается из них красный, лохматый, весь исцарапанный. -- Бивень! -- орет он на Бормана. -- Соображай, куда командуешь! И тотчас нас волочит на другую елку. -- Падайте лицом вниз и вперед! -- кричу я. Экипаж, как мусульмане в намаз, падает лицом вниз. Мы влетаем под елку.Сучья скребут по затылкам, по спинам, рвут тент, прикрывающий наше барахло.За шиворот сыплется сухая хвоя, древесная труха. Поныш свирепо выволакиваетнас по другую сторону ствола. -- Ата-ас! -- вдруг истошно вопит Чебыкин. Мы налетаем бортом теперь уже на березовую " расческу". -- Упирайтесь в нее веслами! -- ору я. Сила течения так велика, что весла едва не вышибает из рук. Крушабортом сучья, мы врубаемся в крону. Я вцепляюсь в раму и ногами принимаюудар ствола. Я изо всех сил отжимаюсь от него, чтобы нас не проволокло под" расчесткой". Она лежит слишком низко и попросту сгребет нас всех в воду, как ножом бульдозера. Поныш от нашего сопротивления словно приходит вбешенство. Целый вал вмиг вырастает, бурля, вдоль левого борта. Леваягондола всплывает на нем. Мы кренимся на правую сторону, и вал все жевдавливает нас под березу. -- Тютин, Маша, живо на левый борт! -- командую я. -- Всем надетьспасжилеты! Овечкин, руби сучья снизу! Серой тенью мимо меня пролетает по стволу Овечкин с топором. Он седлаетствол и начинает яростно рубить его перед собою. -- Овчин, назад!... -- надрываюсь я. Овечкин молчит. Лицо его побелело. На лбу по-мужицки вздулись вены.Топор носится вверх и вниз. Щепки клюют меня. Оглушительный треск, хруст, плеск -- это отсеченный ствол, обнимаякатамаран всеми ветвями, рушится в воду. Фонтан брызг окатывает нас сГрадусовым. Освободившись, катамаран резко идет вперед. Мгновение я вижуОвечкина, сидящего верхом на обрубленном стволе, который остается позади. Аеще через мгновение Овечкин, как летучая мышь, прыгает на уходящий катамарани падает грудью на корму. Мы с Градусовым выволакиваем его из воды. Понышнесет нас дальше -- свободных и очумелых. -- Ты что, охренел?! -- орет на Овечкина Градусов. -- Ты, что ли, Буратино, который не тонет?! Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьезными глазами. -- Он ведь спас нас!... -- потрясенно говорит Люська. -- Еще " расчестка"! -- через десять минут кричит Борман. Теперь, перегородив реку, в русле лежит кряжистая, разлапистая сосна.Вода клокочет в ее ветвях, волны в пене перескакивают через ствол, возлекоторого кувыркается и толчется разный плавучий мусор. Эту " расческу" мыможем преодолеть, только волоком протащив свой катамаран через прибрежныйтальник. -- Левый борт, загребай! -- командую я. Мы прочно увязаем в кустах. Мы подтягиваемся за ветки изо всех сил, нокатамаран не лезет дальше. Я веслом меряю глубину. -- Чего зырите? -- зло кричу я отцам. -- Снимай штаны, будем толкать! Борман безропотно начинает стягивать сапоги. -- Нам тоже? -- оборачиваясь, спрашивает Маша. -- Куда вам, блин! -- орет Градусов. -- Сидите, не рыпайтесь! В свитерах, трусах и сапогах мы соскальзываем в воду и беремся закаркас. Холод, как вампир, впивается в тело. Глубина тут -- чуть повышеколен. -- Ты-то куда лезешь? -- орет Градусов на Тютина. -- Помощник, блин, пять кило вместе с койкой!... -- Р-раз!... -- командую я. -- Р-раз!... И-эх!... Всемером мы волочем катамаран по зарослям мимо упавшей сосны. Катамарантяжеленный, как дохлый слон. Голые прутья тальника царапают ноги. Мыскользим по корням. Чебыкин и Борман дружно падают, но поднимаются и тянутдальше. -- Так же свои струги тащили ватажники Ермака... -- хриплю я. Наконец можно забраться наверх. Трясясь, отцы натягивают штаны прямо намокрые трусы. Синий Градусов орет: -- Митрофанова! Доставай мне флакон и сухие рейтузы! -- Откуда? -- пугается Люська. -- Щас как скажу откуда!... Сидишь-то на моем рюкзаке! Люська торопливо развязывает градусовский рюкзак. Она достает какие-товеревки, мотки проволоки, банки, свечи, маленькие механизмы непонятногоназначения, и все это с ужасом передает Маше. Наконец на свет появляютсяогромные зеленые семейники и бутылка водки. Я зубами распечатываю ее, пью изгорлышка и пускаю по кругу. На мой озноб словно бы льется горячая вода. -- Впереди ледовый завал, -- убито говорит Борман. Мы вытягиваем шеи. Поперек реки лежит елка, а к ней прибило целую горульда. Его сколы и грани искрятся на солнце -- оказывается, тучи ужеразошлись. И справа, и слева -- непролазный затопленный ельник. Ни проехать, ни пройти. Затор. -- Что же делать? -- растерянно спрашивает Борман. -- Отжиматься, -- говорит Градусов. -- Конец фильма. Чтобы найти поляну для ночевки, мы сворачиваем в затопленную просеку.Здесь -- черная тишина и покой. Гул Поныша гаснет. Мы медленно плывем междудвумя стенами елей. Под нами видны размытые колеи. В чистой воде неподвижновисят шишки. Лес отражается сам в себе. Ощущение земной тверди теряется.Вдали, за еловыми остриями и лапами, стынет широкая, ярко-розовая заря. Поляну мы нашли не очень удобную -- маленькую, неровную, кособокую.Однако выбирать не из чего. Воды Поныша причудливыми узорами растеклись полесу, оставив от суши небольшие островки, соединенные гривками. Мы усталовозимся с лагерем, рубим дрова, разжигаем костер. Потом я предлагаю желающимпойти за березовым соком. -- Блин, точно! -- спохватывается Чебыкин и бросается искать посуду. -- Тебе принести соку? -- негромко спрашивает Машу Овечкин. -- Я тоже хочу! -- ноет Люська. -- Демон, принеси мне соку... -- Ой, да ну тебя!... -- пугается Демон, неподвижно лежащий на земле ссигаретой в зубах. -- Маленькая, что ли?... -- Дак че, хочется... -- Принесу я тебе, не стони, -- утешает Люську Чебыкин, весь увешанныйкружками и банками. -- Ладно-ладно, Демон, я запомнила, -- обидчиво говорит Люська. Втроем -- я, Чебыкин и Овечкин -- мы идем в глубь леса, вброд попротокам. Некрутой склон старого отрога весь освещен закатом. Он сух, бесснежен, покрыт прошлогодней травой. Вперемежку с черными елями стоят ещепрозрачные по весне березы с голубоватыми кронами и розовыми стволами. Отэтого склон издалека кажется пестрым, как домотканый половичок. Над ним изсиневы вытаивает бледная луна. Чебыкин, захваченный новой идеей, с ножом наперевес убегает вперед. Он, как колокольчики коровам, подвязывает березам свои кружки и банки, лижетсвежие надрезы, чмокает и ахает. Я делаю неглубокую зарубку и на шнуркеподвешиваю кружку. Нежно-восковая древесина с неяркими жемчужными дугамигодовых колец сразу набухает прозрачными каплями. Я чувствую запахберезового сока -- тонкий, предутренний, росный. Овечкин молча и отрешенностоит невдалеке. -- Овечкин, -- окликаю я. -- Знаешь, что хочу тебе сказать... Маша --это не Люся Митрофанова. Ей не нужны подвиги. А мне не нужна тюрьма. А тебене нужен уютный гробик. Овечкин не отвечает, глядит в сторону. Я закуриваю. -- Да я понимаю, Виктор Сергеевич, -- наконец говорит Овечкин. Чебыкин на склоне мелькает между стволов. Он все бегает от кружки ккружке, изумляясь этому тихому, незамысловатому чуду весны -- березовомусоку. Мы возвращаемся в глубоких сумерках. Мы шагаем по озерам черезблещущие, прозрачные и яркие вертикали ночной тьмы. В кружках, которые мыбережно несем на весу, -- светящаяся вода. Над просекой, как зеленая карета, катится луна. Борман ножовкой пилит бревнышки, чтобы можно было сесть вокруг костра.Градусов варит ядреную гречневую кашу с тушенкой. Маша и Люська держат надкостром весла, на металлических лопастях которых сушатся подмокшие буханки.Весла похожи на опахала, а костер -- на высокую чалму султана, усыпаннуюрубинами. -- Эх, водки бы сейчас было эротично... -- над кашей мечтательновздыхает Чебыкин. Мы выпиваем водки. Хмель легко пробирается в голову и словно окутываеттело тонкой, горячей тканью. Острее ощущается холод, но от него никто уже немерзнет. Все ухайдакались за день, все молчат. Но молчание у огня объединяетнас прочнее, чем все развеселые базары. Я знаю, что обозначает это молчание.Оно обозначает север, ночь, половодье, затерянность в тайге. Оно обозначаетнаше общее одиночество. Оно обозначает грозную неизвестность, ожидающую насу ледового затора на Поныше. Немногословно расходимся после ужина. Я ухожу побродить глубоко в лес, закуриваю. Лес -- словно дворец без свечей, с высокими сводами, сотшлифованным до блеска паркетом. Ощетинившееся звездами небо закрытоеловыми вершинами. Оно просеивается вниз полярным, голубоватым светом. Ястою и слушаю, как в полной тишине беззвучно течет время, текут реки, течеткровь в моих жилах. Огонек моей сигареты -- единственная искра тепла вовселенной. Когда я возвращаюсь, навстречу мне попадается Маша. Я очень ясно вижуее в темноте. Мы молча глядим друг на друга. Я помню ее слова: неприкасайся! Мы осторожно огибаем друг друга и расходимся. Но, сделав парушагов, я останавливаюсь и оборачиваюсь. Маша тоже стоит и смотрит на меня. -- Иди ко мне, -- наконец зову я. Маша медлит, а потом идет ко мне. Я чувствую, что словно бы ледскользит под моими ногами, и я проваливаюсь в любовь, как в полынью. Яобнимаю Машу и целую ее. В холоде вселенной, где погас последний уголек моейсигареты, я чувствую тепло Машиного тела под одеждой, тепло ее волос, еегуб. Я расстегиваю ремень ее джинсов и оголяю ее бедра -- такие неожиданногорячие. Я тяну Машу вниз, и она поддается. Я чувствую, что сейчас возьму ее-- прямо на сырой земле, в воде, на дне морском. Но Маша вдруг легко уходитиз моих рук и поднимается, отстраняясь. -- Нет, -- устало говорит она. -- Нет. Никогда. Она отворачивается и, застегиваясь на ходу, идет в лес. Мир качается вмоих глазах, как корабль. Качаются огромные колокола елей, и звезды -- какискры отзвеневшего набата. Я иду к костру. Никого нет. Я достаю недопитую бутылку. Я пью водку. Зеленая каретакатится над черной просекой. Она катится над старыми горами, которые осели ирассыпались, обнажив утесы, -- так истлевает плоть, обнажая кости. Каретакатится над волшебной тайгой, сквозь которую пробираются темные, холодныереки. В небе одно на другое громоздятся созвездия. Я гляжу на них. У меняесть собственные созвездия, мои. Вот они -- Чудские Копи, Югорский Истукан, Посох Стефана, Вогульское Копье, Золотая Баба, Ермаковы Струги, ЧердынскийКремль... Целый год я не видел их такими яркими. Какая древняя земля, какая дремучая история, какая неиссякаемая сила...А на что я эту силу потратил? Я уже скоро лысым стану, можно и бабкиподбивать. И вот я стою под этими созвездиями с пустыми руками, с дырявымикарманами. Ни истины, ни подвига, ни женщины, ни друга, ни гроша. Ни стыда, ни совести. Ну как же можно так жить? Неудачник... Дай бог мне никому небыть залогом его счастья. Дай бог мне никого не иметь залогом своегосчастья. И еще, дай бог мне любить людей и быть любимым ими. Иногопримирения на Земле я не вижу. Я допиваю водку у погасшего костра и тоже иду в палатку. Там темно, ноя вижу, что во сне, выпростав руку из спальника, Овечкин обнимает Машу. Данная страница нарушает авторские права? |