Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор трансокеанского пути






 

Для подавляющего большинства судов основными критериями при выборе их оптимального пути являются безопасность плавания и минимум времени перехода.

При движении через Атлантический океан представляется возможность двигаться по кратчайшему пути на поверхности Земли – по дуге большого круга. Этот путь является наиболее выгодным и быстрым. На меркаторской карте такое движение описывается ортодромией. Однако при проектировании данного перехода мы не можем воспользоваться одной ортодромией, т.к. она пройдёт по району распространения льдов. Согласно атласу " Океанские пути мира" при плавании в первой половине года в северной части Атлантического океана западными курсами не рекомендуется заходить выше параллели 43, 5°N в районе острова Ньюфаундленд и Большой Ньюфаудлендской банки. В связи с этим, из соображений безопасности, проложим курс через океан по двум ортодромиям, чтобы обойти район распространения дрейфующих айсбергов.

На карте меркаторской проекции ортодромия будет изображаться дугой, которую можно представить в виде ломаной (локсодромических курсов, координаты концов отрезков которых имеют фиксированный интервал долгот).

Дуга большого круга на морской навигационной карте имеет вид кривой, об­ращенной выпуклостью к ближайшему полюсу. Практически плавание осуществляют по лома­ной линии, состоящей из отрезков прямых, сопря­гающихся в точках, лежащих на дуге большого крута, то есть по отрезкам локсодромий, вписанных в ортодромию. Эти точки могут быть нанесены на морскую навигационную карту:

-по координатам, снятым с карты в гномонической проекции;

-посредством вычислений по формулам сфери­ческой тригонометрии;

-с использованием ортодромических поправок, выбранных из таблиц 23-6 МТ—75;

-по номограмме для определения начального курса при плавании по дуге большого круга.

На карте в гномонической проекции дуга боль­шого круга изображается прямой линией. Поэтому, соединив прямой начальную и конечную точки пла­вания, через равные интервалы долгот (5—10°) определяют широту точек пересечения этой прямой
с выбранными меридианами. По полученным коор­динатам наносят промежуточные точки пути на карту в меркаторской проекции и соединяют их от­резками прямых (локсодромий). Эти отрезки лома­ной линии и являются частными курсами судна при плавании по дуге большого круга.

Карты в гномонической проекции, в связи с не­обходимостью охватывать большие районы Земли, изданы в мелком масштабе, поэтому возможны ошибки в снятии координат точек. Следовательно, этим способом пользоваться неудобно. Для вычисления ортодромии используют формулы:

φ i = arctan((sinРДi /tanKн + sinφ 1*cosРДi) / cosφ 1) (1.1)

 

Кн’ = arctan(sin│ РД│ /(tgφ 2*cosφ 1-sinφ 1*cosРД)) (1.2)

 

где, φ i и РДi – широта и разность долгот промежуточных точек дуги большого круга,

Кн’ – начальный курс.

 

Рассчитаем параметры первой локсодромии:

РШ = j2 – j1 = 42° 20’ N – 49° 40’ N = 07° 20’ к S

РМЧ = МЧ2 – МЧ1 = 2793, 17 – 3425, 89 = -632, 72 миль

РД = l2 – l1 =045° 00’ W­­­ – 008° 25’ W = 036° 35’ к W

 

По формуле 1.8 находим Клок =253, 9°

По формуле 1.3 находи Sлок1=1588, 6 миль

 

Рассчитаем параметры второй локсодромии:

РШ = j3 – j2 = 42° 20’ N – 42° 20’ N = 00° 00’

РМЧ = МЧ3 – МЧ2 = 2793, 17 – 2793, 17 = 0 миль

РД = l3– l2 =069° 30’ W­­­ – 045° 00’ W = 024° 30’ к W

 

По формуле 1.8 находим Клок =270, 0°

По формуле 1.3 находим Sлок2=1086, 7 миль

 

В нашем случае рассчитаем элементы двух ортодромий для обхода границы распространения льдов (φ 1 = 49º 40, 0' N, λ 1 = 008º 25, 0' W; φ 2 = 42º 20, 0' N, λ 2 = 045º 00, 0' W; φ 3= 42º 20, 0' N, λ 3 = 069º 30, 0' W).

 

Результаты расчетов ортодромических курсов показаны в таблице 1.5.

Таблица 1.5

Расчет ортодромии

 

Ортодромия №1
№ п/п Широта, N Долгота, W Курс, град. Плавание, мили
  49°40, 00’N 008°25, 0’W 267, 8° 61, 6
  49°37, 00’N 010°00, 0’W 266, 7° 195, 8
  49°19, 10’N 015°00, 0’W 262, 8° 199, 1
  48°47, 70’N 020°00, 0’W 259, 1° 204, 2
  48°02, 40’N 025°00, 0’W 255, 3° 211, 3
  47°02, 20’N 030°00, 0’W 251, 6° 220, 4
  45°46, 1’N 035°00, 0’W 248, 0° 231, 8
  44°12, 6’N 040°00, 0’W 244, 5° 245, 7
  42°20, 0’N 045°00, 0’W    
Ортодромия №2
№ п/п Широта, N Долгота, W Курс, град. Плавание, мили
  42°20, 0’N 045°00, 0’W 278, 3 222, 5
  42°45, 7’N 050°00, 0’W 274, 9 220, 2
  42°58, 1’N 055°00, 0’W 271, 5 219, 5
  42°57, 5’N 060°00, 0’W 268, 1 220, 4
  42°43, 7’N 065°00, 0’W 264, 7 200, 4
  42°20, 0’N 069°30, 0’W    

 

 
 

С помощью формулы 1.1 находим ортодромическое расстояние:

 

Таким образом, двигаясь через океан по ортодромии, получаем выигрыш в расстоянии:

DS = 1588, 6 + 1086, 7-2598, 6 = 76, 7 мили

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.