Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и развитие Российско-Латиноамериканских отношений.






Отношения между Россией и странами Латинской Америки в настоящее время переживают явный ренессанс. Активно расширяются политические контакты, начиная от встреч и переговоров на высшем уровне, увеличивается товарооборот и его номенклатура, крепнут научные и культурные связи. И это особенное зримо проявляется в сравнении с ситуацией в 1990–х годах, когда Латинская Америка отошла в тень тогдашней политики России.

Дело в том, что, действуя на международной арене, постсоветская Россия, взявшая курс на максимальное сближение с Западом, и прежде всего с США, по началу недооценивала значимость налаживания и укрепления отношений с остальным миром. Не являлась исключением в данном случае и Латинская Америка, хотя прежде и у СССР имели тесные деловые связи и контакты с рядом стран южнее Соединенных Штатов Америки. Не говоря уже o таком давнем союзнике нашей страны, как революционная Куба. Однако после разрушения Советского Союза ситуация существенно изменилась.

Иная картина сейчас: этот регион прочно вошел в сферу интересов международных отношений Российской Федерации. Их фундамент строится, прежде всего, на взаимосвязанном комплексе межгосударственных разноформатных связей, стремлении обеих сторон к внутреннему благосостоянию. Теперь в Концепции российской внешней политики, утвержденной в феврале 2013 года, Латинской Америке отведено достойное место.

Выход России на международную арену, введение реализация принципов ее внешней политики, исходящих из национальных интересов, прагматизма и отказа от идеологических препон, значительно изменили ситуацию. В этих условиях повысилось внимание не только к подходам Латинской Америке, но и к истории взаимоотношений с ней России. Нельзя не учитывать при этом тех событий, которые произошли и происходят в наши дни в самой Латинской Америке, в политике многих ее стран в отношении Российской Федерации. Это особенно касается таких государств Латинской Америки, как Бразилия, Куба, Венесуэла, Аргентина, Никарагуа и ряд других стран.

История отношений России с латиноамериканскими странами, насчитывающихся уже несколько столетий, показывает, что разделяющие их многие тысячи километров отнюдь не мешали контактам и сотрудничеству на разных направлениях, дружественным связям народов. Эта история показывает, что в российско-латиноамериканских отношениях на промежутке всего этого времени не возникало каких-либо серьезных конфликтных ситуаций, что политики России в отношении этого региона всегда отличалась сдержанностью, невмешательством во внутренние дела ее стран. A в ряде случаев Россия даже стремилась оградить страны региона от вмешательства в их внутренние дела со стороны западных держав.

Хотя первые официальные контакты России и Латинской Америки относятся–к XVIII веку, можно провести интересные сравнения, относящиеся к значительно более раннему периоду–к XVI веку. Именно тогда проходила испанская колонизация Мексики и русская – Сибири. Если первая сопровождалась истреблением древних народов Мексики, их культуры и религии, то в сибирском случае такого не было. В Сибири русские войска поступали сравнительно гуманно с покоренными племенами, народ оставался свободным. В Мексике же завоевание отличалось жестокостью и почти полным истреблением многих племен индейцев. Уцелевшие от резни туземцы были крещены огнем и мечом и превращены в рабочий скот. В связи с этим выдающийся отечественный историк Л.Н. Гумилев подчеркивал: «Надо отдать должное – уму и такту наших предков. Они относились к окрестным народом, как к равным… утвердив как принцип не истребление, a дружбу народов»[4].

В становлении и развитии российско-латиноамериканских отношений в конце XX – начале XXI веков выделяются три этапа:

Первый этап – это начало и середина 90-х годов прошлого века. На этом этапе отношения характеризовались преимущественно пассивной адаптацией к ослаблению наших позиций в регионе после разрушения советской сверхдержавы. Провозглашенный в тот период курс на стратегическое партнерство с Соединенными Штатами Америки, a также поспешный и позорный уход Кубы, выразившийся в свертывании экономических и политических связей, голосовании в 1992 г. в ООН за резолюцию, осуждающая нарушение прав человека в этой стране, a также ряд недружественных актов к своему бывшему преданному союзнику воспринимались в регионе как утеря интереса России к Латинской Америки.

Латиноамериканские страны стали воспринимать Россию как державу второй категории с ограниченным полем внешних интересов. Авторитет нашей страны в тот период серьезно страдал от потока негативной информации, распространяющейся за рубежом, в том числе об экономических неурядицах и внутриполитических распрях, o провалах первой чеченской компании, которые ставили под сомнение сохранение военной мощи России.

Второй этап отмечен активизацией дипломатического и внешнеполитического взаимодействия с латиноамериканскими странами, дополнением усилий по развитию двусторонних отношений. К середине 90-х гг. в среде российской политической элиты стало наступать отрезвление от эйфории «западничества». Это происходило под влиянием многих факторов. Во-первых, по мере того как становились все более очевидными пределы благожелательности Запада и его этноцентризм в использовании преимуществ победителя в холодной войне. Во-вторых, у значительной части населения возрождались патриотические державные чувства. В стране все болезненнее воспринимались политика следования в фарватере западных держав во главе с США.

Под воздействием всех этих обязательств в российской политической элите «западнический романтизм» постепенно уступал место прагматическому поиску сбалансированной схемы внешней политики, которая была бы адекватна геополитическому весу России.

Определенная политическая стабилизация в нашей стране, выход ее на траекторию экономического роста и более последовательное отстаивание национальных интересов РФ на международной арене, связанные с началом президентского мандата В. Путина, дают основание для выделения третьего современного этапа развитии российско-латиноамериканских отношений.

Факторы, благоприятствующие сближению России и Латинской Америки, выражаются в следующем:

Во-первых, это совпадающие интересы в различных сферах. Россия и большинство латиноамериканских стран находятся в сходной фазе общественно-политического развития и решают схожие задачи.

Во-вторых, незаинтересованность Российской Федерации в однополюсном мире, потребность в механизмах сдерживания гегемонистских устремлений в политике Соединенных Штатов Америки.

В третьих, совпадение или близость взглядов на ключевые международные проблемы. Мы с латиноамериканскими странами выступаем роли естественных союзников по таким вопросам, как необходимость обеспечения верховенства международного права, укрепления многосторонних механизмов решения международных проблем и центральной роли ООН, поиск коллективных ответов на вызовы современности.

Наконец, в-четвертых, немаловажным благоприятствующим фактором российско-латиноамериканского сближения стала происходящая в середине 90-х годов, корректировка внешнеполитического курса российского руководства, направленная на ликвидацию образовавшихся диспропорций и более многопрофильную включенность России в международные отношения.

В настоящее время конструктивные отношения РФ с латиноамериканскими странами сложились с региональными политическими объединениями, a именно с «группой Рио», организацией американских государств, латиноамериканской интеграционной системой. Россия приобрела статус постоянного наблюдателя в ОАГ. В условиях, когда эта старейшая региональная организация в настоящее время как бы приобрела второе дыхание и играет все более значимую роль в процессах политической и экономической интеграции западного полушария, присутствия России на этом форуме расширяет ее внешнеполитические возможности в этом регионе мира.

Со всеми 33 странами региона Россия поддерживает дипломатические отношения, a с 18 из них подписаны соглашения o новых принципах сотрудничества. По данным МИД РФ, с пятью странами Латинской Америки – Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Колумбией и Эквадором отношения носят характер стратегического партнерства. В 2000-2014 гг. президенты России семь раз посещали регион, министры иностранных дел – более полутора десятков раз. За эти годы подписаны свыше 200 совместных документов, охватывающих разные стороны сотрудничества[5].

Устойчиво и стабильно развиваются контакты между ОАГ и СНГ, в налаживании которых Россия также сыграла важную роль. Другой формой многостороннего сотрудничества являются отношения России с двумя крупными экономическими объединениями – НАФТА и МЕРКОСУР. Достигнута договоренность o создании постоянного механизма политического диалога и сотрудничества между Россией и МЕРКОСУР.

В настоящее время одним из крупнейших торговых партнеров России в регионе является Бразилия – самая большая по площади (8547 кв. км) и населению (около 194 млн. человек), и пятая по площади и по населению в мире. Бразилия сегодня имеет самый развитый промышленный сектор в Латинской Америки, экспортируя авиатехнику, автомобили, электроаппаратуру и сталь. Бразилия, занимающая 6-e место в мире по объему экономики, превращается в последние годы в крупную нефтегазовую державу благодаря открытию новых перспективных месторождений углеводородов[6]. Поднявшаяся

На аэрокосмическую ступень и ставшая пороговым ядерным государством и кандидатом в постоянные члены Совета Безопасности ООН, Бразилия не только стала державой регионального значения, но и превращается в новый полюс международного тяготения, который формирует собственную зону влияния.

Между Россией и Бразилией успешно функционирует российско-бразильская комиссия высокого уровня, которую возглавляют председатели правительство. Она прорабатывает конкретные и весьма важные масштабные проекты в взаимодействия в различных областях. Подписан меморандум o взаимопонимании между федеральным космическим агентством и министерством технологии и науки Бразилии относительно сотрудничество в космической области. Предшествующие попытки наладить сотрудничество в этой области сталкивались с сильным сопротивлением американских и западноевропейских компаний, нередко использовавших методы политического давления.

Одним из перспективных направлений является развития военно-технологического сотрудничество (ВТС). Бразилия заинтересована в приобретении современных систем ПВО, зенитно-пушечного ракетного комплекса «Панцирь С-1» и батареи ПЗРК «Игла». Причем собирать эти системы планируется в Бразилии, в связи с чем будет заключено соглашение o передаче Россией технологий. В прошлом году впервые в Западном полушарии в Бразилии к визиту главы российского государства было приурочено открытие наземной станции «ГЛОНАСС». Этот проект свидетельствует o высоком потенциале Бразилии в качестве стратегического партнера в сфере космоса. В свою очередь Бразильская сторона поставить 150 пассажирских самолетов к 2020 году в Россию, a в настоящее время на Российский рынок поставляет свои традиционные товары: сахар, кофее, мясо, табак, сою и др., которые составляют 95% экспорта в Россию[7]. В целом товарооборот между двумя странами в 2012 году составил 6 млрд. долл[8]. Заметным прорывом характеризуется российско-аргентинские отношения. В связи с этой страной, начиная с середины 90-х годов, значительно усилились. Между двумя странами подписаны следуещее документы:

- соглашение об основах двухсторонних отношений;

- o взаимной защите поощрении инвестиций;

- o сотрудничестве в области науке и технике и мирного использования атомной энергии;

- o сотрудничестве ведомства по поддержке малого среднего бизнеса.

Наиболее перспективными областями взаимодействия двух стран являются: нефтедобыча, строительство газопроводов, железных дорог и автомагистралей, модернизация аэропортов, возведения и расширение мощностей ГЭС и АЭС, сельскохозяйственное машиностроение, совместное производства транспортных средств, судов и портового оборудования, фармацевтическая промышленность и технологический и научный обмен.

Аргентина проводит активную внешнюю политику, особо акцентируя в ней идею латиноамериканской интеграции. Страна является членом МЕРКОСУР, одним из основателей системы Атлантического союза и союза южноамериканских государств, входит в «Группу двадцати».

В разгар российско-украинского противостояния аргентинский президент жестко указала н двойные стандарты в политике Запада по отношению к практически идентичным ситуациям в Крыму и на Фолклендских островах, где в прошлом году тоже прошел референдум об их статусе. Там, в отличие от Крыма, голосование было признано мировым сообществом легитимным. Россия, в свою очередь, регулярно поддерживает позицию Аргентины по территориальному спору с Великобританией в специальном комитете ООН по деколонизации.

В настоящее время в роли надежных партнеров в Западном полушарии выступают страны Боливарианского альянса (ALBA), куда входят Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Эквадор и несколько государств Карибского бассейна. Отличительно особенностью этой политической группировки является то, что на далеком латиноамериканским континенте за Атлантическим океаном Россия обрела в их лице союзников и друзей.

Весьма рельефно это проявилось в том, что лидеры стран-членов ALBA были солидарны практически со вместе шагами нашей страны на международной арене. Разделяли ее позицию по поводу предоставления независимости Косово, расширения НАТО на восток, размещения элементов американских ПРО в Европе. Практический солидаризировались с операцией российских войск по принуждению грузинских агрессоров к миру, вслед за которой РФ признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Многие лидеры Боливарианской группы разделяют позицию России по воссоединению Крыма, a потому проголосовали против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН o территориальной целостности Украины, в которой референдум был назван незаконным.

Россия участвует в решении вопросов регионального и глобального характера. Крупнейшим проектом, который свяжет в ближайшие годы Москву и Манагуа, станет Большой межокеанский канал – альтернатива Панамскому, стоимость которого оценивается в 40 млрд. долл[9]. При этом никарагуанские власти готовы разместить на своей территории пункт материально-технического обслуживания ВМФ РФ.

Надежным партнером России на латиноамериканском континенте остается Венесуэла, которая стремится выйти на позиции одного из религиозных лидеров, участвовать в формировании нового мирового устройства. Сегодня Венесуэла проводит активную внешнюю политику, занимая антиимпериалистическую позицию, и в этой плоскости выстраивает тесные союзнические отношения с Кубой, Боливией, Эквадором и Никарагуа. Страна была в числе основателей ОПЕК, где до сих пор проводит жесткую политику на строгое соблюдение устанавливаемых квот на добычу нефти.

Между двумя странами ускоренными темпами развиваются экономические и научно-технические связи. В Венесуэле уже несколько лет активно работают «Лукойл», «Русал», «Газпром». Следует особо подчеркнуть расположение властей к российским компаниям, которым создается режим максимального благоприятствования. Свидетельством тесных связей между двумя государствами стал подписанный «План действий» на период до 2014 г., охватывающий сферы промышленности, телекоммуникаций, транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры. Таких масштабных и комплексных договоренностей нет ни с одним государством континента.

Тесное сотрудничества осуществляется и в военно-технологической сфере. Как это ни покажется странным, но к интенсификации сотрудничества с Россией в военной сфере Венесуэлу подтолкнул ее заклятый враг – США. Поводом стал отказ поставляет запасные части к стоявшим на вооружении американским истребителям и вето на уже согласованную продажу Испанией фрегатов под предлогом того, что в их конструкции использованы американские технологии. Венесуэла приобретает у России следующие виды вооружения и боевой техники: зенитно-ракетные комплексы залпового огня «Смерч», истребители Су-30МК, многоцелевые вертолеты, подводные лодки, танки, БМП, стрелковые вооружения[10]. Согласно данным Рособоронэкспорта, за период 2006-2010 гг. Венесуэла приобрела в нашей стране оружия на 11 млрд[11]. долл. Венесуэла придает исключительное значение роли России в становлении нового миропорядка и выступает за укрепление ее взаимодействия с Движением неприсоединения на международной арене. Она заинтересована в том, чтобы усилить позиции России в мире и восстановить ее влияние в качестве действенного противовеса США. Важное значение для наших геополитических интересов имеют российско-кубинские отношения, которые переживают не лучшие времена. Социалистическая республика Куба является самым густонаселенным (свыше 11 млн. чел.) островным государством Карибского бассейна. Экономическое развитие страны с начала 1990-х годов было в громадной степени осложнено прекращением советских субсидий, a по сути предательством по отношению к своему верному союзнику со стороны ельцинской России. Последней недружественной акцией с нашей стороны по отношению к Кубе явился отказ России от стратегического объекта – радиолокационной станции в г. Лурдесе под сильным американским нажимом. Добровольный уход нашей страны с Кубы в 1991 г., вывод с острова всех советских специалистов и 11 тыс. военнослужащих, прекращение вопреки договоренностям экономической и финансовой помощи, замораживание в одностороннем порядке более 600 незавершенных объектов нанесли сильнейший удар по престижу нашей страны и поставили вопрос о выживании Кубы, долгие годы являвшейся единственным и верным союзником СССР[12]. Это заставило многих латиноамериканских государственных и политических деятелей усомниться в способности России проводить ответственную и принципиальную политику на латиноамериканском направлении.

При всех трудностях последнего времени Куба за годы своего независимого развития достигла серьезных успехов в целом ряде социально-экономических областей. Как отмечают специалисты, на Кубе нет нищеты и социальной поляризации, достигнута всеобщая грамотность населения, государство полностью взяло на себя заботу o лицах с ограниченными физическими и умственными, особой гордостью правительства стали достижения в сфере здравоохранения, представленной семейными врачами, районными поликлиниками, госпиталями и специализированными медицинскими институтами. При этом все виды медицинских услуг предоставляются бесплатно. По продолжительности жизни (77, 6) Куба занимает 3-e место в Латинской Америке. Впечатляющих успехов страна достигла в развитии культуры и спорта. Достигнут высокий уровень личной безопасности, практически отсутствуют преступления, связанные с применением насилия, что объясняется в значительной степени высоким уровнем образования и воспитания.

По индексу человеческого развития, который выводится на основе доходов населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровню грамотности Куба оставила позади более сотни стран, включая Россию. Но в жизни страны есть немало трудностей. Экономика все еще слаба, государству нечем платить за крупные поставки вооружений, техники, большие трудности с обеспечением населения жильем.

В российско-кубинских отношениях сейчас преобладает прагматическое начало. Россия оказывает Кубе посильную финансово-экономическую и военно-техническую помощь. Во время пребывания на Кубе в феврале 2013 г. главы российского правительства было подписано более 30 документов, в том числе меморандум o принципах стратегического партнерства между Россией и Кубой. Важно придать былую динамику двусторонним экономическим связям. Ведь 2013 г. товарооборот между двумя странами составил всего 185 млн. долл. У обеих стран имеются далеко идущие планы в таких сферах, как энергетика, транспорт, инфраструктура, фармацевтика. Наша страна оказывает Кубе безвозмездную продовольственную помощь. Учитывая сложное экономическое положение Кубы, Россия списала Гаване 90% советского и российского долга[13].

Таким образам, необходимо подчеркнуть, что возращение России в Латинскую Америку касается самых разных стран. Опыт политических и торгово-экономических отношений между Россией странами Латинской Америки свидетельствует o наличии объективных основ российско-латиноамериканского взаимодействия для реализации крупномасштабных проектов как в Латинской Америке, так и в России.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.