Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианская педагогика 308






его можно было видеть на расстоянии. Можно купить пачку карточек 3 * 5 см и прикреплять их прозрачной пленкой, чтобы не портить одежду. Это может выглядеть так:

Когда у слушателей достаточно времени и ими руководит опытный орга­низатор, они обязательно научатся доверять друг другу. Когда отношения между ними становятся серьезнее, дискуссия приобретает более глубокий ха­рактер. Помните, чем интереснее тема дискуссии, тем важнее людям чувст­вовать себя друг с другом уверенно. Даже самым смелым из нас бывает страш­новато выносить свои убеждения на суд других.

Чтобы углубить межличностные взаимоотношения, руководитель до­лжен создать в группе доброжелательный настрой. В самом деле, ему часто необходимо помочь кому-то не согласиться с чьим-то мнением, не будучи при этом слишком категоричным. Хорошо, если ему удается сообщить чле­нам группы настрой на понимание. Иногда дискуссия заканчивается каким-либо резким вопросом типа: «Вы и вправду так думаете?» На это опытный руководить ответит: «Конечно, он так думает, вот почему он это сказал. Может быть, вы назовете нам какие-либо веские причины, на основании которых вы не согласны?»

Этап персонализации включает в себя знакомство, развитие глубоких межличностных отношений, установление здорового климата в группе. Руко­водитель должен так организовать занятия группы, чтобы каждый участвовал в персонализации. От успешного завершения этого этапа зависит успех сле­дующего.

Участие. Руководитель обязан способствовать активному взаимодейст­вию между членами группы, чтобы организовать дискуссию. Здесь его роль заключается в том, чтобы провоцировать мышление студентов, задавая хо­рошие вопросы, а это своего рода искусство. Однако, несмотря на то что это очень важно как для технических, так и для гуманитарных наук, учи­теля очень редко систематически занимаются развитием умения задавать вопросы.

Часто мы приравниваем обучение к рассказыванию, а не к постановке во­просов. Иисус же в Своем учительском служении широко употреблял вопро­сы. В книге «Методика Иисуса как Учителя» Герман Хорн посвятил отдель­ную главу вопросам, которые задавал Иисус. Эта глава начинается словами: «В начале этого исследования я как-то сразу почувствовал, что мы приближа­емся к самому главному в методике преподавания Иисуса».f И сама книга

Herman Harre! Home, The Teaching Techniques of Jesus. Grand Rapids-Kregel, 1920, p. 45.


309 21. ОБУЧЕНИЕ В ОБЩИНЕ

Хорна представляет собой уникальный образец «вопросного» стиля. В ней во­прос следует за вопросом, побуждая разум читателя скорее к борьбе, чем к умиротворенности. Автор вставляет небольшие фрагменты информации толь­ко тогда, когда читателю необходим хотя бы малейший ориентир.

Для разработки таких провоцирующих мысль открытых вопросов требует­ся огромное количество времени. Так что большинство учителей пользуется предлагаемыми вариантами вопросов. Однако в «Местных группах по изуче­нию Библии» предусмотрены занятия по каждой книге, и несколько особых занятий, построенных на основе почти что бесконечного ряда вопросов. Даже если у вас нет других причин, возможно, вы захотите приобрести это издание только ради того, чтобы увидеть прекрасные примеры постановки вопросов, стимулирующих мышление. Такого же рода материал представляет собой учебная Библия (Serendipity).

Могут ли вопросы помочь нам мыслить яснее и спрашивать более точно о том, как формулировать сами вопросы?

Попробуйте задать себе три следующих вопроса:

Прежде всего, спросите себя: «Кому адресован вопрос?». Он, может быть, направлен, по крайней мере, пяти адресатам. (Может быть, еще кому-ни­будь?)

1. Самому себе (риторический вопрос).

2. Конкретному члену группы (прямой вопрос).

3. Предыдущему оратору (обратный вопрос).

4. Любому члену группы (цепной вопрос).

5. Всей группе в целом (общий вопрос).

Заметим, как меняется характер одного и того же вопроса о послушании Иисусу в зависимости от адресата:

1. Почему я желал бы быть послушным Иисусу?

2. Джим, почему человек хотел бы повиноваться Иисусу?

3. Джим, почему вы лично хотели бы повиноваться Иисусу?

4. Почему кто-либо из вас хотел бы быть послушным Иисусу?

5. Почему люди хотели бы повиноваться Иисусу?

Затем спросите себя: «Какова цель вопроса?» Точно сформулировать во­прос может лишь тот, кто знает его конкретную цель. Следующий список, хотя он и не является исчерпывающим, все же позволяет нам увидеть мно­жество возможных целей. Вопрос может быть задан для того, чтобы:

1. Собрать факты.

2. Определить границы.

3. Прояснить значение.

4. Яснее выразить.

5. Полнее развить.

6. Уподобить.

7. Противопоставить.

8. Поставить в связь с другим предметом.

9. Вернуться к теме.

10. Сменить тему.

11. Вовлечь в обсуждение.

12. Прийти к выводу.

13. Обобщить оезультаты


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 310

14. Получить ожидаемый ответ.

15. Предопределить реакцию.

(Могли бы вы привести примеры каждого из таких видов вопросов? Или вы знаете еще какие-нибудь цели, которые может преследовать вопрос?)

Формулируя вопросы, направленные на максимальное участие группы, пользуйтесь выражениями типа «по вашему мнению» или «что вы думаете», так как они помогают свободно выражать свои мысли, не смущаясь и не боясь ошибиться или встретить неприятие. Если слушатели не чувствуют себя уве­ренно, дискуссия может быстро угаснуть. Тщательно сформулированные во­просы ясно обозначают свою цель и внушают студентам уверенность в том, что их ответы будут восприняты доброжелательно.

И наконец, спросите себя: «Уместен ли этот вопрос?». К сожалению, тот вопрос, который уместно задать в группе людей данного возраста, уровня под­готовки и способностей, вовсе не обязательно будет уместным в другой груп­пе. Иногда полезно сформулировать его по-другому или разбить его на не­сколько мелких вопросов. Не меняя основной мысли, мы можем переделать структуру и последовательность.

Вопрос должен соответствовать смыслу данного библейского фрагмента. Даже проповедники порой повинны в том, что учат библейской истине, кото­рая совершенно не проявляется в рассматриваемом фрагменте. Приходилось ли вам когда-либо недоумевать, как учитель смог извлечь эту истину из дан­ного фрагмента? Хорошие комментарии могут уберечь начинающего (а может быть, и опытного) учителя от таких постыдных ошибок. Когда текст фрагмента не позволяет дать ясный ответ на вопросы, слушатели приходят в недоумение.

Бывает и так, что действительно хороший вопрос не соответствует цели дискуссии. Если у дискуссии есть четко обозначенная цель или направление, в контексте этой цели и следует рассматривать каждый вопрос. Приблизит ли он нас к цели? Прольет ли он свет на тему? Будет ли ответ полезен для всех? А может быть, этот вопрос уведет нас в сторону, к интересному, но все же побочному предмету, который заслуживает отдельной дискуссии? Не нужно ли сначала исследовать одну область, а потому перейти к другой, чтобы найти нужную информацию? Подобного рода оценочные вопросы помогают точнее определить цель обсуждения.

Хорошие вопросы логично следуют друг за другом, отражая план урока. Возможно, четырех или пяти основных вопросов будет достаточно для прове­дения дискуссии в течение всего урока. Но разработка этих четырех—пяти вопросов потребует от вас большого напряжения. Как определить время, не­обходимое для разработки ключевых вопросов дискуссии? Несмотря на мно­гообразие ситуаций, данные некоторых анализов свидетельствуют, что опыт­ный учитель в день может подготовить от пяти до пятнадцати хороших мно­говариантных контрольных вопросов.1'

Подготовка и постановка хороших вопросов в теплой и доброжелательной атмосфере способствует максимальному участию членов группы. Но группа все же будет испытывать неудовлетворенность, если не наступит третий этап.

David Pratt, Curriculum Design and Development. New York: Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1980, p. 234.


311 21. ОБУЧЕНИЕ В ОБЩИНЕ

Осуществление цели. Группа с четко обозначенной задачей, которая вполне ясна всем ее членам, получит, вероятно, наибольшее удовлетворе­ние от занятий. Если дискуссия не может прийти к какому-либо результа­ту, она становится объектом критики. Слишком часто бывает так, что груп­па вовсе не имеет определенной цели, а потому и не может добиться ничего конкретного.

Дискуссии часто сконцентрированы на одной из многих целей; варианты почти бесконечны. Например:

1. «На следующем уроке мы хотим обсуждать, как этот фраг­
мент влияет на учение о богодухновенности».

2. «Сегодня мы рассмотрим изменения, которые произошли бы в
нашей жизни, если бы мы действительно поверили в учение

о воссоединении с Богом».

3. «Наша задача — разработать несколько вероятных вариантов
толкования Евреям 6».

В любом случае, до дискуссии или после, необходимо обозначить цель ра­боты в таких выражениях, чтобы они были понятны всей группе. В конце урока один из студентов должен обобщить результаты общей работы. Пусть каждый подумает, в какой мере группе удалось приблизиться к реализации поставленной цели. Даже не достигнув цели, слушатели не будут отчаиваться, если они увидят, что движение вперед продолжается. Те группы, которым уда­ется регулярно осуществлять свою задачу, получают удовольствие от долгой подготовки к предстоящим дискуссиям.

КАК РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЯЕТ РАБОТОЙ ГРУППЫ

Эти три этапа развития группа проходит не всегда самостоятельно. Если движение прерывается, руководитель или кто-то из членов группы должен предпринять какие-либо меры и вернуть группу на путь развития. Джордж Хендерсон обобщает примеры как позитивных, так и негативных явлений в развитии группы.

Инициация — предложение новых идей; иного взгляда на цель группы или стоящую перед ней проблему; нового вида деятельности.

Поиск информации — поиск относящихся к делу фактов или достоверных сведений.

Передача информации — сообщение соответствующих фактов, достовер­ных сведений или личного опыта, относящихся к задаче группы.

Разработка — построения на основе полученных данных, их развитие, подбор примеров.

Координация — демонстрация и толкование связей между различными понятиями, попытка комбинировать понятия и предположения.

Ориентация — определение направления развития дискуссии в контекс­те цели группы, постановка вопросов о том направлении, которое принимает дискуссия.

Проверка — оценка группы, нацеленная на то, чтобы определить, готова ли группа принять решение или совершить действие.11

George Henderson, Human Relations from Theory to Practice. Norman, Okla.: University of Oklahoma Press, 1974, p. 203.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 312

С другой стороны, развитию группы препятствуют многочисленные поме­хи. Руководители должны быть готовы к тому, чтобы твердо, но тактично ус­транять их.

Блокирование — препятствие на пути развития группы, возникающее когда кто-либо отклоняется в сторону личных проблем, не относящихся к задаче груп­пы, продолжает спорить, заранее отвергает какую-либо идею или решение, при­нятое большинством голосов, а вся группа уже решила этот вопрос.

Агрессия — критика или обвинения в адрес других, проявление враждеб­ности по отношению к группе или к какому-либо ее члену безотносительно к тому, что происходит в группе, нападки на мнение другого человека, прене­брежительное отношение к его личности или статусу.

Попытка завоевать признание — стремление одного студента привлечь к себе общее внимание, когда он слишком много говорит, высказывает край­ние идеи, шумит.

Попытка жаловаться — высказывание или поддерживание идей, свя­занных со своими личными мелкими заботами или необдуманными взгля­дами, попытка говорить о себе как о «пешке», «маленьком человеке», «не­удачнике».

Отстранение — пассивное или безразличное поведение, стремление к слишком формальным отношениям, рассеянность, посторонние разговоры.

Доминирование — стремление властвовать, манипулировать группой или ее отдельными членами: одергивать, давать указания, прерывать выступления.*

Руководитель группы может предупредить возможные проявления такого рода, если с самого начала открыто выскажется против них. С другой стороны, руководителю, который устанавливает нормы до начала дискуссии, не придет­ся впоследствии обижать членов группы, принуждая их к чему-либо.

Конечно, каждый участник должен соблюдать определенные временные рамки, а нарушение их вызывает доброжелательное, но твердое напоминание. Руководитель может установить временные рамки, предупредив группу: «Я до­лжен буду обязательно прервать выступление, если оно будет слишком до­лгим (например, больше трех минут). Помните, нам нужна дискуссия, а не лекция».

РЕЗЮМЕ

Кто знает, как долго будет сохраняться в обществе дух открытости? Пре­подаватели Библии в общинах должны воспользоваться замечательной воз­можностью руководить и направлять мышление своих студентов. Любому из многочисленных видов занятий пойдет на пользу активное применение дис­куссий. Хотя дискуссия редко дает учителю возможность впечатлять группу своими личными познаниями, она все же создает замечательную учебную об­становку. Выражение своих убеждений и выслушивание мнений других чле­нов группы оказывает глубокое воздействие на сознание человека.

К счастью, теперь педагоги более точно, чем двадцать лет назад, знают, какие навыки необходимы для проведения дискуссии. Христианские издатель-

Henderson, р. 203.


313 21. ОБУЧЕНИЕ В ОБЩИНЕ

: тва выпускают прекрасные книги, которые могут снабдить всем необходимым (сведениями и методикой) даже начинающего учителя.1' Главными препятст­виями для дискуссий являются личные опасения. И все же те из нас, кто верит во вселенское Тело Христово, могут реализовать свою веру через обучение Библии в общине. Наши общины ждут, чтобы мы проявили инициативу и взяли на себя руководство обучением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.