Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в педагогическую деятельность. 1. Возникновение и становление педагогической профессии.






1. Возникновение и становление педагогической профессии.

2. Особенности педагогической профессии. Перспективы развития педагогической профессии.

3. Сущность педагогической деятельности.

4. Основные виды педагогической деятельности и её структура.

5. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

6. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

7. Понятия «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация». Классификация профессий.

8. Профессиографический метод. Профессиограмма педагога.

9. Понятие и структура профессиональной компетентности учителя.

10. Содержание теоретической и практической готовности учителя.

11. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.

12. Развитие личности учителя в системе педагогического образования: обучение в вузе, профессиональное самовоспитание учителя.

13. Возможности карьерного роста педагога.

14. Общая культура — условие профессионализма педагога.

15. Структура и уровни педагогической культуры.

16. Педагогическое мастерство и педагогическое творчество.

17. Педагогические способности.

18. Структура педагогических способностей и педагогического мастерства.

Общие основы педагогики.

1. Опишите место педагогики в системе научного знания.

2. Объект, предмет и функции педагогики.

3. Понятие об основных категориях в педагогике. Сформулируйте понятие о методологии педагогики и ее уровнях.

4. Методы исследования в педагогике. Оцените исследовательские возможности различных методов.

5. Раскройте философские основания педагогики. Что представляют из себя общенаучная и конкретно-научная методология? Что такое технологическая методология?

6. Чем отличаются фундаментальные исследования от прикладных? Раскройте структуру научного исследования. Передайте собственное представление о научной этике.

7. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы, влияющие на развитие личности.

8. Сущность социализации и её стадии. Типы организации социальных отношений в процессе обучения. Факторы социализации и формирования личности.

9. Роль воспитания и обучения в развитии личности.

10. Возрастная динамика развития человека в процессе образования: возрастная периодизация, акселерация, неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей.

11. Особенности воспитанников различных возрастных групп.

12. Педагогический процесс как система и целостное явление. Закономерности, принципы и этапы педагогического процесса.

13. Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе.

14. Формы организации и методы осуществления педагогического процесса.

15. Современное мировое образовательное пространство. Модели образования.

16. Парадигмы в современной педагогике: традиционалистко-консервативная, феноменологическая, рационалистическая, технократическая, эзотерическая.

17. Педагогические инновации: сущность и направленность нововведений. Критерии оценки нововведений.

18. Инновационные учебные заведения. Авторские школы как пример инновационных решений в образовании.

История педагогики и образования

1. Зарождение педагогической практики на ранних этапах развития человечества.

2.Воспитание в древних государствах: Шумер, Вавилон, Египет, Финикия, Древний Израиль.

3. Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель о путях формирования подрастающего поколения.

4. Мыслители Древнего Рима об организации воспитания. Рассуждения Цицерона, Плутарха, Квинтилиана об образе подданного империи и общественных способах воспитания.

5. Воспитание в странах Дальнего Востока (с древнейших времен до раннего Средневековья).

6. Проблемы воспитания в Западной Европе и Византии в эпоху Средневековья.

7. Педагогическая мысль эпохи Возрождения.

8. Воспитание, школа, педагогическая мысль у народов Ближнего Востока в эпоху Средневековья.

9. Воспитание в Киевской Руси в Х-ХIII вв.

10. Развитие педагогической мысли и формирование системы школьного образования в Московском государстве в ХIV- XVIIвв.

11. Педагогические взгляды Я.А. Коменского.

12. Идеи воспитания джентльмена Д.Локка.

13. Теория естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

14. Школьное дело в России в ХVIII в..

15. Идеи воспитания человека «новой породы», «истинного сына отечества» в трудах Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, И.И. Бецкого.

16. Вопросы воспитания в европейских социальных учениях кон. XVIII—XIX века: К. Сен-Симон, Ф. Фурье, Р. Оуэн.

17. Теория И.Г. Песталоцци и его педагогическая деятельность.

18. Педагогические взгляды И.Ф. Гербарта.

19. Педагогические взгляды Ф.А.В. Дистервега

20. Теория «естественного отбора» в социуме Г. Спенсера и ее учет при организации образовательного процесса.

21. Школьное дело в России XIX века.

22.Славянофилы и западники о путях воспитания.

23. Педагогические взгляды К.Д. Ушинского.

24. Поиск путей усовершенствования организации образования в работах педагогов-методистов: Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова, В.Я. Стоюнина, С.А. Рачинского и др..

25. Идеи Л.Н. Толстого о духовно-нравственном формировании личности.

26. Представители реформаторской и традиционной педагогики Западной Европы о путях развития образования.

46. Идеи В.С. Соловьева, В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева о путях воспитания в семье и о роли государства в формировании личности.

47. Эволюционная педагогика В.П. Вахтерова.

48. П.А. Флоренский о роли религиозного воспитания.

49. П.Ф. Лесгафт о физическом воспитании ребенка в семье.

50. Педагогика ненасилия.

51. Педологи о роли среды в формировании личности.

52. Политика советского правительства в области образования после 1917г. (довоенный период).

53. Педагогика среды, воспитание личности в коллективе (на примере педагогической деятельности А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого).

54. Школьное дело в годы Великой Отечественной войны. Послевоенная политика в области образования.

55. Основные направления развития педагогики в Западной Европе и США в ХХ веке (после окончания первой мировой войны).

56. Развитие педагогической мысли и школы России во второй половине ХХ века.

Теория и методика воспитания

1. Дайте определение термина «воспитание». Раскройте теоретико-методологические основы воспитания: диалектику воспитательного процесса, закономерности воспитания, взаимосвязь цели и содержания воспитания, принципы воспитания. Как соотносятся между собой термины «самовоспитание» и «перевоспитание»?

2. Дайте определение термина «воспитательная система». Опишите некоторые зарубежные и отечественные воспитательные системы.

3. Понятие и характеристика воспитательной системы. Перечислите этапы развития воспитательной системы.

4. Дайте определение термина «коллектив». Перечислите этапы становления коллектива как группы.

5. Укажите этапы развития детского коллектива согласно теории детского коллектива А.С. Макаренко. Опишите характер педагогического требования, соответствующего каждому этапу развития детского коллектива.

6. Дайте определение «технологии воспитательного процесса». Исходя из чего, выбираются формы воспитательной работы? Опишите этапы организации и проведения воспитательного дела. Как классифицируются формы воспитательной работы?

7. Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания. Опишите возможности каждой из групп методов воспитания. Какие факторы необходимо учитывать при выборе методов воспитания?

8. Значение семьи в формировании личности ребенка. Механизмы воспитания в семье. Укажите основные типы неправильного семейного воспитания.

9. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о семейном воспитании.

10. Классный руководитель и его функции в современной школе. Укажите основные направления деятельности классного руководителя.

11. Раскройте основные положения современных отечественных концепций воспитания: системное построение процесса воспитания по В.А. Караковскому, системно-ролевая теория формирования личности ребенка Н.М. Таланчука и др..

12. Определите цели, задачи и содержание работы детской общественной организации и детского общественного движения. Раскройте роль детских общественных объединений в воспитательной системе школы.

13. Перечислите современные подходы к воспитанию. Опишите деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

14. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе. Перечислите направления воспитательной работы в образовательном учреждении. Опишите, как организуется работа по этим направлениям в современной школе.

15. Диагностика воспитанности: цели, критерии, выбор методик. Определите, что такое результаты воспитательного процесса. Воспитательный потенциал социального работника в системе образования и реабилитационной службы для детей и подростков.

16. Теория коллектива. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива.

Теория обучения.

1. Раскрыть сущность, движущие силы, логику процесса обучения. Раскройте роль мотива как движущей силы познания.

2. Указать законы и закономерности процесса обучения. Раскрыть принципы обучения.

3. Проанализируйте современные дидактические концепции.

4. Дайте сравнительную характеристику таким видам обучения как объяснительно-иллюстративное, проблемное и программированное.

5. Охарактеризуйте деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения.

6. Охарактеризуйте роль Государственного образовательного стандарта общего среднего образования при определении норм содержания образования. Перечислите другие нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

7. Дайте определение метода и приема обучения. Перечислите наиболее известные классификации методов обучения.

8. Раскройте классификацию форм и средств обучения.

9. Опишите параметры классно-урочной формы организации педагогического процесса.

10. Приведите типологию уроков. Укажите дополнительные и вспомогательные формы организации педагогического процесса.

Педагогические технологии

1. Раскройте понятия «педагогическая технология», «педагогическая задача», «педагогическая ситуация». Что такое технология конструирования педагогического процесса?

2. Сущность педагогической технологии. Проявление профессионализма и мастерства в решении педагогических задач.

3. Технология педагогического общения.

4. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы, характеристика и этапы решения педагогических задач.

5. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.

6. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога. Планирование работы социального работника.

7. Структура организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе.

8. Общие технологические требования к организации различных видов деятельности.

9. Учебно-познавательная и ценностно-ориетационная деятельность, их связь с другими видами развивающей деятельности.

10. Современные технологии организации различных видов деятельности.

Психолого-педагогический практикум

1. Формы и методы психолого-педагогической диагностики.

2. Диагностика ученического коллектива и уровня воспитанности учащихся.

3. Технология постановки педагогической задачи

4. Моделирование педагогической ситуации.

5. Приемы контроля в психолого-педагогической деятельности.

6. Технология решения педагогической задачи.

7. Развитие и саморазвитие личности педагога.

8. Методы управления собственным эмоциональным состоянием.

Управление образовательными системами

1.Сущность и содержание понятия управления образованием.

2. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления.

3. Общие принципы управления образовательными системами.

4. Научные подходы к управлению развитием педагогической системы.

5. Системный подход – методологическая основа управления образовательным учреждением. 6.Школа как социально-педагогическая система.

7. Стратегия адаптации образовательного учреждения в изменяющейся среде.

8. Образование как социокультурный феномен.

9. Образование в России как система.

10. Охарактеризуйте взаимосвязи между подсистемами в целостной системе управления образованием в России.

11. Типологизация систем на основе идеи саморазвития систем (А.Г. Теслинов): динамические, целенаправленные, спонтанно самоорганизующиеся системы, системы с детерминированной самоорганизацией, с управляемой самоорганизацией, системы как саморазвивающиеся целостности.

11. Взаимодействие социальных институтов в управлении образованием. Школа как организующий центр воспитания.

12. Принципы государственной политики в области образования.

13. Органы управления образованием.

14. Основные признаки государственного управления образованием. Закон «Об образовании» (1992, доп. 1996).

15. Основные признаки общественного управления образованием. Устав учебного заведения.

16. Образовательный процесс как система. Виды образования.

17. Уровни образовательного процесса (по Шамовой Т.И.).внутришкольного управления: инструменты управления, основные функции (на основе теории менеджмента).

18. Общая характеристика функций внутришкольного управления.

19. Педагогический анализ во внутришкольном управлении Виды педагогического анализа: параметрический, тематический, итоговый.

20. Основные объекты педагогического анализа. Анализ урока в управленческой деятельности руководителей школы: развернутый, краткий и аспектный.

21. Управление качеством образовательного процесса. Содержательная основа итогового анализа работы школ за учебный год: качество преподавания, качество ЗУН учащихся, уровень их воспитанности, состояние и качество методической работы в школе, эффективность работы с родителями и общественностью, состояние здоровья и санитарно-гигиеническая культура, результативность деятельности совета школы, педагогического совета.

22. Виды планов работы школы и требования к ним (перспективный, годовой, текущий планы).

23. Управленческая культура руководителя школы. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений: директора, зам. директора по учебно-воспитательной работе, зам. директора по научно-исследовательской работе. зам. директора по хозяйственной части, зам. директора по воспитательной работе (организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы).

24. Организационные формы управленческой деятельности в школе: педагогический совет, совещания при директоре и заместителях директоров, оперативные информационные совещания, ученический комитет.

25. Внутришкольный контроль: содержание контроля (М.Л. Портнов, Т.И. Шамова и др.), виды (тематический и фронтальный), формы (персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий и комплексно-обобщающий) и методы внутришкольного контроля.

26. Повышение квалификации работников школы.

27. Основные формы организации методической работы школы. Модели методической службы в общеобразовательных учреждениях.

28. Аттестация педагогических работников.

29. Современная модернизация образования и ее возможные результаты.

30. Основные идеи развития образования и условия их реализации.

31. Управление нововведениями в школе как педагогической системе.

32. Материальная база школы и порядок финансирования.

 

Социальная педагогика

1. Дискуссии о социальной педагогике. Объект, предмет социальной педагогики.

2. Цели и задачи социальной педагогики.

3. Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками. Место социальной педагогики в системе наук о человеке.

4. Генезис социально-педагогической мысли Западной Европы (с древнейших времен до ХХ века).

5. Генезис социально-педагогической мысли России (с древнейших времен до ХХ века).

6. Социальная педагогика П. Наторпа.

7. Гуманная педагогика на защите детства (работы Ш.А. Амонашвили, Е.А. Ямбурга, В.А. Караковского и др.).

8. Современная система образования, ее социальные функции и проблемы.

9. Школа как социально-педагогическая система.

10. Социализация личности и воспитание личности.

11. Сущность и основные направления социально-педагогической поддержки детства как особого вида социально-педагогической деятельности.

12. Нормативно-правовое обеспечение деятельности социально-педагогических учреждений.

13. Причины попадания детей в группу риска.

14. Сиротство. Социальное сиротство. Особенности социально-педагогической работы с детьми-сиротами.

15. Дети-беглецы. Особенности социально-педагогической работы с детьми-беглецами.

16. Особенности социально-педагогической работы с детьми, страдающими от жестокости родителей

17. Особенности социально-педагогической работы с детьми-инвалидами.

18. Особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми.

19. Диагностика социально-педагогической запущенности детей.

20. Опыт организации системы социально-педагогической поддержки детей и подростков в России и за рубежом.

21. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей. Организация социально-педагогической помощи семье.

22. Диагностика семьи и семейного воспитания. Работа специалистов с неблагополучной семьей.

23. Особенности работы с семьей, где есть нетрудоспособные родители, больные дети или дети-инвалиды.

24. Семейные детские дома.

25. Организация семейного досуга.

26. Нормативно-правовое обеспечение деятельности социально-педагогических учреждений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.