Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная педагогика.






Тема 1. Предмет и задачи социальной педагогики.

Дискуссии о социальной педагогике. Объект, предмет социальной педагогики. Цели и задачи социальной педагогики. Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками. Место социальной педагогики в системе наук о человеке.

Тема 2. Генезис социально-педагогической мысли и практики.

Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития цивилизации. Социальное воспитание в древних государствах и в античном мире.

Проблемы социального воспитания в Западной Европе в эпоху Средневековья. Зарождение христианской традиции воспитания. Формирование иезуитской системы социального воспитания. Социальное воспитание в Древней Руси и Русском государстве (по ХVII в.): забота о сиротах и вдовах у славян, скудельницы; возможности осуществления социального воспитания на территории Русского государства; «Русская правда» и «Домострой» о семье. Развитие социально-педагогической мысли и формирование системы школьного образования в Московии в XVII в.

Движение за обновление путей осуществления социального воспитания Западной Европы XVII-XVIII вв..

Школьное дело как государственная политика при Петре I. Социально-педагогические труды и деятельность Л.Ф. Магницкого, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова. Идеи воспитания человека «новой породы», «истинного сына отечества» в трудах Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, И.И. Бецкого. «Пропозиции» Ф.С. Салтыкова. Воспитательные дома при Екатерине II.

Социально-педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX веке (до 90-х годов).

Государственное и семейное воспитание в России в XIX веке (до 90-х годов). Идеи гуманизации системы образования в первой четверти XIX века. Ведомство императрицы Марии Федоровны, воспитательные и сиротские дома. Приюты. В.Ф. Одоевский о воспитании и приютах. С.С. Уваров о народности в воспитании. Влияние реформ 60-х годов на систему учреждений социально-педагогической поддержки.

Тема 3. Социально-педагогические течения Западной Европы и России в конце XIX – начале ХХ веков. Социальная педагогика П. Наторпа.

Представители реформаторской и традиционной педагогики Западной Европы о путях социального воспитания: Э. Кей, М. Монтессори, Э. Мейман, В. Лай, А. Бине, Э. Торндайк, С. Холл, Д. Дьюи, Й. Зиккенгер, Г. Кершенштейнер, Р. Штайнер. Школы О. Декроли, А. Ферьера как экспериментальные площадки организации социального воспитания. Р. Баден-Поуэлл как основатель скаутского движения.

Определение социальной педагогики в работах П.Наторпа. Содержание и организация социального воспитания. Философия социального воспитания П.Наторпа. Социология социального воспитания П.Наторпа.

Идеи В.В. Розанова, П.А. Кропоткина, В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова о путях воспитания в семье и о роли государства в формировании личности. П.А. Флоренский о роли религиозного воспитания. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье. М.М. Монасеина о развитии ребенка от рождения до университетского возраста. Педагогика ненасилия. Н.К. Рерих о ненасилии. К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий о свободном воспитании. Детские летние колонии, классы для отстающих детей, детские объединения. Педологи о роли среды в формировании личности.

Тема 4. Социальное воспитание России в ХХ веке (с 1917 г. до 90-х гг. ХХ в.).

Политика советского правительства защиты детей-сирот после 1917г. Педагогика среды, воспитание личности в коллективе. Опытные станции Наркомпроса С.Т. Шацкого. «Республика ШКИД» В.Н. Сороки-Росинского. Опыт А.С. Макаренко. Развитие социально-педагогической практики в России в 20-30 гг. ХХ в.: детские дома, коммуны, колонии, усыновление, опекунство. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны. Послевоенная социальная политика защиты детей, школы-интернаты. Идеи школьного коллектива В.А. Сухомлинского. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов: идеи М.П. Щетинина, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, В.Н. Дубинина. Опыт И.П. Волкова «учить творчеству». Гуманная педагогика на защите детства (работы Ш.А. Амонашвили, Е.А. Ямбурга, В.А. Караковского и др.).

Тема 5. Современная система образования, ее социальные функции и проблемы.

Учебно-воспитательные учреждения. Школа как социально-педагогическая система. Социально-педагогическая модель учреждения дополнительного образования детей. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа.

Тема 6. Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды.

Понятие «личность». Социализация личности и социальное воспитание. Самовоспитание личности. Дети группы риска. Причины попадания детей в группу риска и их психологические особенности. Сиротство, социальное сиротство. Дети-беглецы. Дети, страдающие от жестокости родителей, дети-инвалиды. Одаренные дети. Диагностика социально-педагогической запущенности детей.

Тема 7. Социально-педагогическая поддержка детей и подростков.

Сущность и основные направления социально-педагогической поддержки детства как особого вида социально-педагогической деятельности. Нормативно-правовое обеспечение деятельности социально-педагогических учреждений. Опыт организации системы социально-педагогической поддержки детей и подростков в России и за рубежом. Работа социального педагога и психолога с детьми группы риска. Изучение ребенка, организация помощи, работа в реабилитационных центрах.

Тема 8. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей.

Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия. Диагностика семьи и семейного воспитания. Работа специалистов с неблагополучной семьей. Особенности работы с семьей, где есть нетрудоспособные родители, больные дети или дети-инвалиды. Помощь семье. Семейные детские дома. Организация семейного досуга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Уч. пос.—М.: Академия, 2000

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Уч. пос.—М.: Академия, 2001

3. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений./Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Школьная Пресса, 2002

4. Гуров В.Н. социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2002

5. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум-М, 2002

6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2000

7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 1999

9. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

10. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф.. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Академия, 2002.

11. Педагогика: Уч. пос./ Под ред. Л.П. Крившенко.—М.: ТК Велби, Проспект, 2004.

12. Словарь по социальной педагогике. /Сост. Л.В. Мардахаев. –М.: Академия, 2002.

13. Социальная педагогика: Уч. пос./ Под ред. В.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002.

14. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога.—М.: Академия, 2002

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.