Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История педагогики и образования






ТЕМА 1. Генезис воспитательной традиции в первобытном и рабовладельческом обществе.

1. Предмет и задачи истории педагогики.

2. Зарождение педагогической практики на ранних этапах развития человечества.

3. Воспитание в древних государствах: Шумер, Вавилон, Египет, Финикия, Древнее Израильско-Иудейское Царство, Древний Иран.

4. Афинская и спартанская системы воспитания. Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель о путях формирования подрастающего поколения.

5. Воспитание в Древнем Риме. Мыслители Древнего Рима об организации воспитания. Рассуждения Цицерона, Плутарха, Квинтилиана об образе подданного империи и общественных способах воспитания.

ТЕМА 2. Проблемы воспитания и образования в эпоху Средневековья и Ренессанса.

1. Система воспитания детей феодалов в Западной Европе в эпоху Средневековья.

2. Идеи организации воспитания в эпоху Возрождения.

3. Влияние христианства как религии и церковной культуры на воспитание.

4. Воспитание, школа, педагогическая мысль у народов Ближнего Востока в эпоху Средневековья.

5. Воспитание у древних славян.

6. Воспитание в Киевской Руси в Х-ХIII вв.

7. Возможности осуществления воспитания на территории Русского государства в ХIV- XVI вв

8. Развитие педагогической мысли и формирование системы школьного образования в Московском государстве в XVIIв.

ТЕМА 3. Развитие педагогической мысли в эпоху Просвещения и Нового времени

1. Педагогические идеи Я.А. Коменского.

2. Воспитание и школа Западной Европы XVII-XVIII вв.

3. Идеи воспитания джентльмена и детей рабочего люда Д. Локка.

4. Вопросы воспитания в западно-европейских учениях кон. XVIII—XIX века: К. Сен-Симон, Ф. Фурье, Р. Оуэн.. Теория естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

5.Школьное дело как государственная политика в России при Петре I. Возникновение профессионального образования.

6. Педагогические труды и деятельность М.В. Ломоносова. Создание Московского университета.

7. Создание закрытых дворянских учебных заведений в России в 18 веке. Идеи воспитания человека «новой породы», «истинного сына отечества» в трудах Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, И.И. Бецкого.

8. Теория И.Г. Песталоцци и его педагогическая деятельность в Нейгофф, приюте в Станце.

ТЕМА 4. Педагогическая мысль и образование в 19 веке (до 90-х годов).

1. Влияние идей И.Ф. Гербарта на организацию воспитания детей в Западной Европе 19 века.

2. Педагогические взгляды Ф.А.В. Дистервега.

3. Идеи утилитаризама в педагогике: Г. Спенсер как автор теории «естественного отбора» в обществе.

4. Идеи гуманизации системы образования в России в первой четверти XIX века. Школа в России в первой половине 19 века. Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804) и устав о начальных и средних школах (1828).

5.Педагогические взгляды Н.И. Пирогова. Славянофилы и западники о путях национального воспитания.

6.Влияние реформ 60-х годов на систему образования России. Педагогические взгляды К.Д. Ушинского.

7. Развитие педагогической мысли в XIX веке (до 90-х годов) в Западной Европе. Поиск путей усовершенствования организации воспитания в работах педагогов-методистов Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова, В.Я. Стоюнина, С.А. Рачинского и др..

8. Идея Л.Н. Толстого о духовно-нравственном формировании личности.

ТЕМА 5. Педагогическая мысль на рубеже 19-20 веков. Представители реформаторской и традиционной педагогики Западной Европы и России о воспитании и образовании.

1. Социокультурные предпосылки возникновения реформаторской педагогики.

2. Педагогический поиск в области реформирования классно-урочной системы. Школы О. Декроли, А. Ферьера, А.Нейлла как экспериментальные площадки организации воспитательного процесса. «Метод делания» Д.Дьюи. Дальтон-план Е.Паркхерст. Мангеймская система Зиккенгера.

3. Идеи П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова о путях воспитания в семье и о роли государства в формировании личности. Свободное воспитание Н.К. Вентцеля.

4. П.А. Флоренский о роли религиозного воспитания.

5. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.

ТЕМА 6. Развитие педагогической мысли России в 20 веке.

1. Обновление образовательной системы после октября 1917 года в России.

2.Педологи о роли среды в формировании личности (П.П. Блонский «Трудовая школа»).

3.Школьная политика советского правительства с октября 1917г. по 20-е годы.

4.Педагогика среды, воспитание личности в коллективе. Идеи А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого.

5.Развитие педагогической мысли в России в 20-30 гг. ХХ в..

6. Школьная политика в годы Великой Отечественной войны.

7.Послевоенная система образования в СССР (до 70-х годов). Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

8. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов. Гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили.

9.Школьная система образования России в пореформенный период (80-90-е годы 20 века).

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М.: Академия, 2000.

2. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. Лекции по педагогической антропологии и философии.—М., 1998.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М.: Академия, 2001

4. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Владос, 1997

5. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.— 480с.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Уч. пос. /Под ред А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

7. Коплстон Ч.Ф. История средневековой философии. – М.: Энигма, 1997.

8. Коплстон Ч.Ф. История философии ХХ век. – М.: Центрполиграф, 2002.

9. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века). – М., 1998.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.

11. Словарь по социальной педагогике. /Сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002.

12. Философия: Учебник./ Под ред. В.Д. Губина и др. – М., 1998.

 

Теория и методика воспитания

Тема 1. Теоретические основы воспитательного процесса в школе.

1. Теоретико-методологическая основа воспитания. Движущие силы воспитания. Закономерности воспитания.

2. Основные идеи отечественных и зарубежных концепций воспитания.

3. Цель и содержание воспитания.

4. Принципы воспитания.

5. Система и структура воспитательного процесса. Понятие и характеристика воспитательной системы.

6. Диагностика воспитанности: цели, критерии, выбор методик.

 

Тема 2. Методы и формы воспитательной работы.

1. Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания.

2. Формы воспитательной работы.

3. Направления воспитательной работы. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе.

4. Технология воспитания. Зарубежные и отечественные воспитательные системы.

 

Тема 3. Воспитание личности в коллективе. Роль семьи и детских общественных организаций в формировании личности.

1. Теория коллектива.

2.Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива.

3. Роль детских общественных объединений в воспитательной системе школы.

4. Классный руководитель в воспитательной системе школы.

5. Принципы и содержание семейного воспитания. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о семейном воспитании.

6. Воспитательный потенциал социального работника в системе образования и реабилитационной службы для детей и подростков.

Теория обучения

Тема 1. Дидактический подход к определению сущности процесса обучения и его структуры.

1. Обучение как реальность. Обучение как объект изучения со стороны науки.

2. Обучение – объект дидактики. Специфика дидактического подхода к обучению. Предмет дидактики. Основные категории дидактики.

3. Сущность, движущие силы, логика, структура и функции процесса обучения. Законы и закономерности обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения

4. Анализ современных дидактических концепций. Виды организации обучения.

Тема 2. Закономерности и принципы обучения.

1. Законы и закономерности обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. 2. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

3.Двусторонний характер обучения. Единство преподавания и учения.

4. Характеристика принципов обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

Тема 3. Содержания образования в школе.

1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

2. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

3. Требования к учебно-методическому комплекту.

Тема 4. Формы организации обучения.

1. Основные системы организационного оформления педагогического процесса.

2. Общая характеристика классно-урочной системы.

3. Типология и структура уроков.

4. Современные модели организации обучения.

Тема 5. Методы и средства обучения.

1. Общее понятие о методах обучения.

2. Основные подходы к классификации методов обучения.

3.Характеристика основных методов обучения.

4.Понятие и классификация средств обучения.

Тема 6. Многообразие подходов к обучению в современной школе.

1. Реализация целей обучения в соответствии с направлениями развития образования: гуманизацией, диверсификацией, дифференциацией, индивидуализацией, вариативностью, гуманитаризацией.

2.Характеристика основных подходов к разработке личностно-ориентированного и развивающего обучения.

3.Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.

4. Инновационные образовательные процессы. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

2. Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса. – Мн.: ТетраСистемс, 2001.

3. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2002.

4. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. – М.: Деловая книга, 2002.

5. Богуславский М.В. ХХ век Российского образования. – М.: ПЕРСЭ, 2002.

6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000

8. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.

9. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.

11. Аристархова Г. Геометрический турнир. // Народное образование, 1991, № 6.

12. Аристархова Г. Математический экспресс. // Народное образование, 1991, № 11

13. Яковлева И.А. А теперь в путь.// Там же.

14. Васильева Т. Уроки под открытым небом// Народное образование, 1997, № 9

15. Габидулина И. Интегративный урок// Народное образование, 1990, № 12

16. Ермачева А. Групповые занятия на уроке физики. // Народное образование, 1991, № 9

17. Иванова Т., Фадеева А. Естествознание, 5-7 кл.. // Народное образование, 1996, № 4, 5

18. Калепский В. Азбука скорочтения. // Народное образование, 1991, № 6.

19. Литвинов А. Космическое пространство урока. // Народное образование, 1996, № 2

20. Маанди Н. Леди Мэри Симбирского уезда. // Народное образование, 1994, № 8.

21. Морозов С. Без громких титулов и званий. // Народное образование, 1995, № 6

22.Макаров О. Только индивидуально// Народное образование, 1991, № 8

23. Окунев А. Урок без темы. // Народное образование, 1991, № 8

24. Резник А. Картотека вашего конспекта.// Народное образование, 1991, № 8

25. Панорама методических идей. // Народное образование, 1990, № 9






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.