Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действие слюны на крахмал.






Утомление при статической и динамической работе.

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Практические занятия:

Ткани, органы и системы органов человека.

Питание.

Анализ таблицы «Расчет энергетического обеспечения суточного рациона питания»

Дыхание организмов как способ получения энергии.

Разработка дыхательных упражнений.

Движение.

Изучение скелета человека

Внутренняя среда организма

Изучение состава крови, лимфы.

Индивидуальное развитие организма.

Анализ рефератов или презентаций по теме «Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем»

Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.

Анализ рефератов или презентаций по теме «Профилактика возникновения заболеваний органов и систем органов человека под воздействием негативных факторов», «Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека»

Задания для самостоятельного выполнения:

Составление таблицы «Расчет энергетического обеспечения суточного рациона питания»

Составление рефератов или презентаций по теме «Профилактика возникновения заболеваний органов и систем органов человека под воздействием негативных факторов», «Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека», «Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем»

Форма контроля самостоятельной работы:

Обсуждение информации, анализ сообщений, схем на практических занятиях.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Сформулируйте понятие об онтогенезе и назовите периоды онтогенеза.

2. Каковы различия между прямым и непрямым развитием?

3. Перечислите функции пищеварительной системы.

4. Из каких этапов состоит дыхание?

5. Как иммунитет классифицируют?

6. Как может произойти заражение СПИДом?

7. Как может произойти заражение сифилисом?

8. Раскройте виды постэмбрионального развития

 

Тема 3. Человек и окружающая среда

Основные понятия и термины по теме

Биогеоценоз, биосфера. Естественные экосистемы. Рациональное природопользование.

План изучения темы

  1. Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы.
  2. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.
  3. Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду
  4. Естественные экосистемы и их использование.
  5. Взаимоотношения организмов в экосистемах.
  6. Экологические проблемы региона.
  7. Рациональное природопользование. Законы рационального природопользования.
  8. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы

Биосфе́ ра (от др.-греч. β ι ο ς — жизнь и σ φ α ῖ ρ α — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная экосистема Земли. Биосфера включает в себя верхние слои литосферы, в которых ещё живут организмы, гидросферу и нижние слои атмосферы. Биогеоценоз (от греч. β ί ο ς — жизнь γ η — земля + κ ο ι ν ό ς — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупностьабиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва). Примеры: сосновый лес, горная долина. Учение о биогеоценозе разработано Владимиром Сукачёвым в 1942 году.

Экосисте́ ма, или экологи́ ческая систе́ ма (от др.-греч. ο ἶ κ ο ς — жилище, местопребывание и σ ύ σ τ η μ α — система) — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии. Пример экосистемы — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, составляющими живую компоненту системы, биоценоз.

Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.

С появлением первого современного человека (около 40—30 тыс. лет назад) в эволюции биосферы стал действовать новый фактор — антропогенный (от греч. antropos — человек). Получая из биосферы все жизненные ресурсы (воду, воздух, пищу, энергию, строительные материалы и т.п.), человек возвращает в биосферу бытовые и промышленные отходы. В результате интенсивной хозяйственной деятельности человека в последние десятилетия наблюдается изменение облика Земли, происходит истощение природных ресурсов, вымирание многих видов живых организмов, загрязнение среды ядохимикатами и радионуклидами, промышленными и бытовыми отходами, разрушение естественных экосистем (лесов, лугов, болот, озер, степей). К началу 21 в. загрязнение окружающей среды приобрело глобальный характер и поставило человечество на грань экологической катастрофы.

Вредные вещества попадают в воздух, почву и водоемы и, передаваясь по цепям питания, в итоге накапливаются в тканях растений и животных, а через них — в организме человека, часто вызывая при этом различные заболевания. Кроме того, многие из них являются мутагенами.

Выделяют химическое, физическое и биологическое загрязнение (рис. 8.1), каждое из которых вносит свой вклад в общее ухудшение экологической ситуации на нашей планете.

Вместе с положительным влиянием на биосферу, деятельность человека оказывает и сильное негативное воздействие. Быстрыми темпами загрязняется окружающая среда воздух, вода, земля. В воздух выбрасывается огромное количество углекислоты, накопление которой в атмосфере приводит к парниковому эффекту. Так, за последние десятки лет температура Земли повысилась почти на 1°С, что может привести к ускоренному таянью ледников, повышению уровня Мирового океана и затоплению огромных территорий суши. В том, что потепление наступает, сомнений нет ни у кого. Но его последствия многими воспринимаются спокойно. Ведь потепление климата это ослабление засушливости, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, спасение от голода.Температура на Земле сегодня не является абсолютно максимальной. В геологической истории планеты она бывала и на 10 15°С выше. Об этом говорят разные свидетельства. Так, 2 тыс. лет назад на Британских островах выращивали виноград. Зерновые на Скандинавских островах возделывали на 300 м выше современной границы тысячу лет назад. В Великом Новгороде на «теплых рядках» выращивали дыни. В Алматы сто лет назад энтузиасты выращивали чайное дерево.

Выброс всевозможных газов, в особенности фреонов, привел к частичному разрушению озонового слоя, который защищает все живое на Земле от губительного ультрафиолетового излучения. Наблюдения со спутников и МКС показали, что над Арктикой и Антарктикой появились озоновые дыры.

Выброс в атмосферу огромного количества различных оксидов, и в первую очередь оксидов серы и азота, привел к появлению так называемых кислотных дождей (подробнее найдёте в статье под номером 113), которые губительно действуют на растительный и животный мир. Они превращают озера, реки и пруды в безжизненные водоемы. Кислотные дожди одна из главных причин гибели лесов. Они способствуют даже преждевременному износу и разрушению зданий, памятников и других объектов из камня и металла. Любое сильное воздействие человека на экосистемы биосферы вызывает цепь экологических последствий. Одну из форм такого воздействия можно рассмотреть на примере рубки леса.

Выборочные и санитарные рубки, регулирующие состав и качество леса и необходимые для удаления поврежденных и больных деревьев, обычно не оказывают заметного влияния на видовой состав и стабильность биоценозов. Другое дбяо — сплошная вырубка древостоя, проводимая человеком для освобождения земли под пашни, дороги, промышленные предприятия, города и т.д. Уничтожение лесов, как правило, ведет к понижению уровня грунтовых вод и, как следствие, к обмелению рек, засухам, иссыханию почвы. Если при наличии лесной подстилки (старых опавших листьев, веток и т.п.) дождевые и талые воды постепенно впитываются почвой, то при ее отсутствии вода беспрепятственно стекает по склонам и смывает верхний плодородный слой почвы. Особенно это заметно при ливневых дождях, когда мощные ручьи настолько сильно размывают почву, что на поверхности земли появляются борозды, овраги, ложбины, долины. При этом снесенная почва вместе с водой поступает в реки, а затем в моря и океаны. В конечном итоге это приводит к тому, что после снеготаяния основная масса воды поступает не в почву, а сбрасывается в море. В результате уменьшаются запасы пресной воды, мелеют реки, ужесточаются засухи и, как следствие, снижаются урожаи сельскохозяйственных культур.Кроме того, после рубки леса тенелюбивые растения нижних ярусов оказываются в условиях открытого местообитания, где испытывают неблагоприятное воздействие прямого света. Это ведет к угнетению и даже исчезновению некоторых видов (например, кислицы обыкновенной, майника двулистного и др.). На месте вырубок поселяются светолюбивые растения.

Меняется в новых условиях и животный мир: виды, трофически или топически связанные с древостоем, исчезают или мигрируют в другие экосистемы.

В результате интенсивной хозяйственной деятельности человека происходит истощение природных ресурсов, вымирание многих видов живых организмов, загрязнение среды ядохимикатами, радионуклидами, промышленными и бытовыми отходами, разрушение естественных экосистем (лесов, болот, озер, степей). Вредные вещества, передаваясь по цепям питания, накапливаются в тканях растений и животных, а через них — в организме человека, часто вызывая при этом различные заболевания (чуму, оспу, холеру, дизентерию и др.)- Кроме того, любое сильное воздействие человека на экосистемы биосферы вызывает цепь разнообразных экологических последствий.

Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения).

 

Экологи́ ческие фа́ кторы — свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. Индифферентные элементы среды, например, инертные газы, экологическими факторами не являются.

Экологические факторы отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве. Например, температура сильно варьирует на поверхности суши, но почти постоянна на дне океана или в глубине пещер.

Один и тот же фактор среды имеет разное значение в жизни совместно обитающих организмов. Например, солевой режим почвы играет первостепенную роль при минеральном питании растений, но безразличен для большинства наземных животных. Интенсивность освещения и спектральный состав света исключительно важны в жизни фототрофных организмов (большинство растений и фотосинтезирующие бактерии), а в жизни гетеротрофных организмов (грибы, животные, значительная частьмикроорганизмов) свет не оказывает заметного влияния на жизнедеятельность.

Экологические факторы могут выступать как раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических функций; как ограничители, обусловливающие невозможность существования тех или иных организмов в данных условиях; как модификаторы, определяющие морфо-анатомические и физиологические изменения организмов. Классификации экологических факторов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.