Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Понятие актуального членения






     

     

    Как единица языка предложение характеризуется синтаксическим членением на члены предложения. Предложение как единица речи характеризуется и актуальным членением (АЧ).

     

    АЧ предполагает выделение в предложении информативного центра высказывания.

     

    При актуальном членении в предложении выделяются два компонента: тема (данное) T - рема (новое) R.

     

    Членение предложения на две части, опре­деляемое коммуникативной задачей, сущест­венной для данного контекста или данной ре­чевой ситуации, называется актуальным членением. Исходная коммуникативная часть предложения, содержащая предмет со­общения, то, о чем сообщается, называется темой. Главная коммуникативная часть сообщения, содержащая то, что сообщается о теме, называется ремой. В дальнейшем изложении членение предложения на тему и рему показывается знаком // (две косых 'черты).

    Примечание. Рема как коммуникативный центр предложения обязательно должна быть выраже­на в предложении. Предложение без ремы невозможно. Тема, если она содержит нечто известное читателю или слушателю, в неполных реализациях предложений мо­жет быть опущена; например: Константин приподнял­ся, пошарил на полках над диваном, не сразу нащупал «бычок». Потом следил, как дымок вился, таял в солнеч­ных полосах, пронизывающих комнату. Лежал в утрен­ней тишине дома, слышал все звуки (Бонд.) (в двух по­следних предложениях опущена тема — подлежащее).

     

     

    Тема – это та часть предложения, которая содержит в себе уже известную информацию.

     

    Рема (новое) – это та часть предложения, которая содержит в себе новую, неизвестную или самую важную часть предложения.

     

    Наиболее полное членение на тему и рему обнаруживается в диалогической форме речи, в вопросно-ответных конструкциях.

     

    Что такое счастье?

    Соучастие в добрых человеческих делах

     

     

    В монологической речи АЧ выявляется в связи предложения с текстом.

     

    Одним из объективным критериев АЧ является вопрос – о чём говорится в предложении, с помощью которого выявляется тема (Т); и вопрос, что говорится в данном предложении (выявляется R).

     

    Наряду с коммуникативно членимыми существуют и коммуникативно нерасчлененные предложения, в которых невозможно выделить T и R. Обычно это предложения со значением бытия, существования, которые несут в себе целостную информацию и как бы отвечают на вопрос (что случилось?, что происходит?).

    (русская грамматика): тип предложений с нулевой темой. В нерасчлененных предложениях нет исходно­го пункта, нет предмета сообщения. Весь их со­став образует комплексную рему. Коммуни­кативная цель таких предложений — сообщение о существовании, наличии или возникновении каких-то явлений, представляемых как единое целое: Была глубокая ночь; Горели фонари', Манила свежесть теплой прозрачной воды; Грохочет артиллерия; Слышится гудок паро­воза; Стало жарко; Воцарилась зловещая ти­шина; Реконструируются старые заводы и фабрики; Черный пруд, вековые деревья, уходя­щие в звездное небо (Бунин).

     

     

    Основной массив коммуникативно нерасчлененных двукомпонентных предложений со­ставляют предложения с непереходными гла­голами со значением бытия, появления, воз­никновения, перехода из одного состояния в другое, положения в пространстве, способа существования или постоянно присущего про­явления; глагольное сказуемое в них образует тесное семантическое единство с существитель­ным-подлежащим

    Коммуникативно нерасчлененные предло­жения контекстуально независимы: в их со­став чаще всего входят слова, не названные в предшествующем контексте. Такие предложе­ния содержат новое сообщение, поэтому они часто фигурируют в описательных и повество­вательных контекстах, информируя о сосу­ществующих либо чередующихся событиях: Жаркое солнце, синее небо, море лиловое; беско­нечные стоянки в многолюдных портах с оглу­шающим грохотом лебедок, с бранью, с крика­ми капитанских помощников...и опять ус­покоение, порядок и неторопливый путь вдоль горных отдалений, знойно тающих в солнечной дымке (Бунин);

     

    Устанавливается определенная закономерность: T выражается подлежащим, а R - … в составе сказуемого. Это придает сказуемому особую значимость (при прямом порядке слов).

     

    Способы выражения темы и ремы (РГ):

     

     

    Существуют характерные, наиболее обычные способы выражения темы и ремы, в наименьшей степени зависящие от контекста, и способы менее обычные, более редкие, обна­руживающие значительную степень контек­стуальной обусловленности.

    Для выражения темы как предмета сообще­ния наиболее приспособлены и наиболее обыч­ны существительные, т. е. слова с предметным аначением. Тема чаще всего выражается подле­жащим (со всеми распространяющими его членами) или косвенно-падежной формой имени: Снег был глубокий; Зверя, поймали; У старика было шесть внуков; Лето кончилось; Синева мо­ря ослепляла; Красота этих мест привлекает множество туристов.

    Обычным способом выражения темы явля­ется также называющая форма глагола — ин­финитив, один или вместе с распространяющи­ми его членами: Курить воспрещается; Волно­ваться вредно; Жаловатьсягрех; Догнать мальчика было трудно; Провалиться на этом экзамене было бы для каждого из нас несчастьем (К. Чук.).

    Для выражения ремы, напротив, чаще слу­жат слова со значением признака — глаголы, прилагательные, качественные наречия, су­ществительные, называющие признак. Поэтому, обычным способом выражения ремы является сказуемое (со всеми распространяющими его членами) или — в однокомпонентных предло­жениях — главный член предложения: Воз­дух посвежел; Ночь была глухой, безлунной; Ехать было легко; Лыжиэто полезно; Му­зыкальные вечеравсегда радость; Под го­ройглубокий овраг; Нового учителя полю­били.

     

    . В контексте наиболее обычные отношения могут меняться: исходным пунктом сообщения, его темой может стать слово со значением при­знака, а ремой — слово с предметным значени­ем: Оперный театр так и не приехал,. При­ехала небольшая драматиче­ская труппа; Подняться по верхней тро­пе нетрудно и безопасно. Опасноэто подъем и спуск со стороны м о-р я; Настоящее было ему мало знакомо, непо­нятно и чуждо. Было чуждо и это ко­роткое, игривое письмо (Чех.).

    По своей коммуникативной природе тема обнаруживает тенденцию к тому, чтобы быть выраженной существительным. Поэтому тема, выраженная прилагательным, спрягаемой фор­мой глагола, наречием, может быть соотнесена с именной конструкцией; ср.: В экспедицию уехали /I студенты третьего курса = Уехав­шие в экспедицию (те, кто уехал в экспедицию)студенты третьего курса; Опасноэто подъ ем и спуск со стороны моря = Опасность со­стоит в подъеме и спуске со стороны моря. Прилагательное или наречие, выступающее в качестве темы, может стать в именной конст" рукции определением к слову типа дело, вещь, человек, выполняющему указательную функцию- Опасноэто подъем со стороны моряОпас­ное делоэто подъем со стороны моря; У меня брат хороший. Хороший и его друг СашаХороший человек и его друг Саша.

     

     

    R выделятся в предложении с помощью различных языковых средств:

    - логическое ударение;

    - порядок слов;

    - лексический повтор;

    - частицы;

    - особые синтаксические конструкции.

     

    ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ – универсальное средство, позволяющее выделить коммуникативный центр высказывания в любом предложении.

     

    Мы пойдем сегодня в столовую.

     

    Два коммуникативных варианта с раз­ным актуальным членением Школьник II купил кни­гу и Школьник купил II книгу, имея одинаковый порядок слов, различаются интонацией. Пер­вый вариант может составлять одну синтагму или члениться на две синтагмы; в последнем случае тема школьник выделяется в отдельную син­тагму с интонацией незавершенности — ИК-3. Во втором варианте в отдельную синтагму с интонацией незавершенности выделяется тема школьник купил.

     

    ПОРЯДОК СЛОВ

     

    Грамматическая функция порядка слов определяет место ЧП, характер ЧП, их лексико-грамматические свойства. В предложении слова обычно занимают типичное для них положение.

     

    Петя быстро шёл по коридору. (прямой порядок слов)

     

    Порядок слов может варьироваться в зависимости от коммуникативной задачи со­общения. Например, в предложении Студенты четвертого курса II уехали в экспедицию комму­никативной задачей может быть сообщение о том, что сделали студенты. В этом случае студенты третьего курса будет темой пред­ложения, а уехали в экспедицию — ремой. Такому коммуникативному заданию удовлет­воряет приведенный порядок слов.

     

     

    Когда же говорящий хочет привлечь внимание собеседника к части сообщения, он меняет прямой порядок слов. В результате этого инверсированный ч.п. приобретает особую смысловую значимость и выделяется как коммуникативный центр высказывания. Актуализирующими позициями в предложении являются начало и конец.

     

    Комму­никативная задача, однако, может измениться таким образом, что потребуется иное располо­жение слов. Если известно, что кто-то уехал в экспедицию и необходимо сообщить, кто имен­но уехал, то расположение слов будет такое: В экспедицию уехали II студенты четвертого кур­са.

     

    В предложении Петя II был хорошим собе­седником коммуникативной задачей является сообщение о том, каким свойством обладал Петя; Петя здесь служит темой, а был хоро­шим собеседником — ремой. При порядке слов Хорошим собеседником был II Петя предложение осуществляет другую коммуникативную задачу — сообщение о том, кто был хорошим собеседником; темой здесь является хорошим собеседником был, а ремой — Петя.

     

    ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР

     

    Усиливая коммуникативную значимость выделяемого члена, одновременно повышает экспрессивность высказывания.

    На фоне повторяющихся слов ярче звучат антонимы и слова других лексико-семантических групп слов. Например: Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л. Толстой)

     

    ЧАСТИЦЫ

     

    Частицы являются очень эффективным средством выделения коммуникативного центра

     

    Теперь оставалось только одно – ждать (Симонов).

    И именно там особенно живо вспоминается Россия, и именно деревня (Л. Толстой).

     

     

    ОСОБЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

     

    (НЕПОЛНЫЕ, ОДНОСОСТАВНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ)

     

    Вы сегодня выполняете обязанности дежурных? - спросил учитель

    Мы! (R) (двусоставное неполное предложение)

     

    Односоставное:

    Учитель объяснял. Четко, доступно, с примерами.

     

     

    Часто коммуникативный центр высказывания актуализируется несколькими средствами одновременно

    Достойно выступил докладчик, достойно!

     

    Являясь фактом речи АЧ оказывает влияние на систему языка. Следствием актуального членения стало появление новых структурно-семантических типов предложения.

     

     

    Актуализация – это условное выделение смыслового центра высказывания.

     

    На основе АЧ разрабатываются проблемы коммуникативных форм предложения (или вариантов) (в зависимости от коммуникативной цели говорящего одно и то же предложение может приобретать различный смысл)

    Предложение каждого синтаксиче­ского типа, со всеми способами его распрост­ранения, может образовать некоторое количест­во вариантов, различающихся актуальным чле­нением и, следовательно, порядком слов и ин­тонацией. Сочетание определенного порядка слов с определенной интонацией представляет собой относящийся к языковой системе абст­рактный образец, по которому строятся кон­кретные варианты синтаксически идентичных предложений. По этим образцам строятся как контекстуально независимые, так и контек­стуально зависимые предложения. Ряд таких вариантов составляет коммуникатив­ную парадигму предложения.

    - Исходным членом каждой коммуникативной парадигмы является тип контекстуально неза­висимого предложения, в котором актуальное членение соответствует членению синтаксиче­скому. В отдельных случаях исходным членом парадигмы является предложение, в котором актуальное членение соответствует семантической структуре пред­ложения и расходится с его синтаксическим членением.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.