Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Название серии






(если серий проводится несколько)

 

Номер пробы Начальные данные (ответы испытуемого) Время (сек) Стандарти­зированная оценка Примечание
  б 23, 3    
  г 25, 8    
  б 21, 1    

Под начальными («сырыми», необработанными) понимают данные, ко­торые психолог получает непосредственно в опыте, эксперименте, из листа для ответов на вопросник, анкету и т. п. Стандартизированные получаются после преобразования начальных оценок с помощью таблиц перевода, шкал пересчета, графиков и т. п. В стандартизированной оценке ответ или ре­зультат отдельного испытуемого соотнесен со средними величинами чис­ловых данных нормативной выборки. Под нормативной выборкой имеется в виду достаточно адекватная и репрезентативная выборка, результаты об­следования которой автор методики использовал для создания таблиц пере­вода или шкал пересчета начальных (необработанных) данных в стандар­тизированные. Стандартизированная оценка вписывается в протокол при его обработке, после эксперимента.

 

В графу «Примечание» заносятся вопросы, реплики, высказывания ис­пытуемого, описания поведения испытуемого, внешнего вида и т. д. Если первые пробы показали, что в данной графе недостаточно места, то в соот­ветствующем месте графы делается сноска на запись, а записи ведутся на отдельном листе бумаги.

 

Пространство в комнате для эксперимента лучше организовать так, что­бы испытуемый не видел записей экспериментатора. Для этого можно при­менить невысокие перегородки на столе или вести запись с использованием планшета, который опирается на стол или расположен вне плоскости стола.

После окончания эксперимента надо попросить испытуемого сообщить о своих самонаблюдениях по ходу эксперимента, то есть о своих мыслях, чувствах, образах, возникавших предположениях, намерениях, вариантах и т. д. Не следует навязчиво просить испытуемого записать отчет в письмен­ной форме. Вы можете получить от него отчет (далеко не всегда), но очень часто потеряете много ценной информации, если будете полагать, что в нем записано все, что испытуемый может сообщить. Для многих людей изла­гать на бумаге любые свои соображения и воспоминания труднее, чем вы­сказывать в устной форме. Люди при этом нередко переключают основное внимание на форму построения фраз, грамматическую правильность и т. п. Поэтому лучше самому записать сообщения испытуемого, не редактируя их. Вопросы надо задавать с осторожностью, поскольку ими можно увести испытуемого в свою систему интерпретаций или помешать припоминанию. Целесообразнее или использовать один и тот же для всех испытуемых на­бор вопросов (во всяком случае, начинать с такого набора), или применять простые вербализации, под которыми я имею в виду приемы ведения бесе­ды с использованием пересказа только что услышанного - дословного или с некоторыми изменениями и сокращениями - для того, чтобы удерживать внимание испытуемого на предмете разговора.

 

Разрабатывая форму протокола, следует учитывать особенности экспе­риментальной процедуры и в не меньшей степени простоту и удобство об­работки результатов. Чем меньше операций в ручной обработке данных, тем меньше вероятность ошибок и искажений. Весьма нежелательно большое количество переписывания числовых данных из протоколов в табли­цы, в следующие таблицы, сводные таблицы и т. п. Лучшей формой обра­ботки в настоящее время является перевод данных непосредственно из про­токола в электронную таблицу, создаваемую на компьютере с помощью од­ной из систем управления базой данных (СУБД).

 

Для протоколов удобнее листы формата А4, разлинованные в клетку, если нет возможности использовать для размножения копировальную тех­нику. Это обеспечивает одинаковый масштаб записей и облегчает вычерчи­вание таблиц. Записи надо вести на одной стороны листа, это позволит сэ­кономить время при последующей обработке результатов.

 

Алгоритм заполнения протокола по ходу эксперимента должен быть за­ранее продуман и заучен. Очень важно, чтобы была продумана форма записи каждого показателя и определено постоянное для него место в протоколе.

Курс: «МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

(Материалы для самостоятельного изучения студентами)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.