Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различия в привлекательности образа себя у лиц с разным






должностным статусом (оценки по шкале «По» методики ДС)

 

Должностной статус, категория Средн. - 95 % + 95 %  
Учащиеся, студенты, курсанты (n = 394) 46, 8 45, 8 47, 7  
Подсобные рабочие, технические исполнители (n = 27) 46, 8 43, 2 50, 5  
Квалифицированные рабочие, вспомогательный персонал среднего уровня квалификации (n = 203) 48, 6 47, 2 50, 0  
Инженерно-технические работники, специалис­ты со средним специальным образованием и высшим образованием (п = 797) 51, 0 50.3 51, 7  
Работники нижнего руководящего звена (брига­диры, начальники участков, и т. п.), руководи­тели подразделений, имеющие в подчинении исполнителей, специалисты высокой квалифи­кации, преподаватели, имеющие ученую сте­пень (n = 150) 52, 2 50, 8 53, 6  
Работники среднего руководящего звена (начальники цехов, отделов и т. п.), руководители основных структурных подразделений, имею­щих в своем составе подразделения нижнего уровня, заместители руководителей предприя­тий, ведущие специалисты (n = 98) 53.2 51, 4 55, 0
Работники верхнего руководящего звена (руко­водители предприятий, учреждений и организа­ций, их первые заместители, главные специа­листы) (п = 17) 54, 3 48, 9 59, 6
               

Таблица 6

Различия в привлекательности образа себя в различных социальных группах (оценки по шкале «По» методики ДС)

 

Должностной статус, категория Средн. - 95 % + 95 %
Учащиеся, студенты и слушатели (п - 335) 46, 7 45, 7 47, 7
Инженерно-технические работники (п = 391) 51, 0 50, 0 52, 0
Рабочие (п = 62) 46, 9 43, 9 50, 0
Обслуживающий персонал (п = 74) 48, 2 46, 3 50, 1
Врачи, социальные работники, практические психологи (n = 42) 47, 6 44, 3 51, 0
Педагоги, воспитатели, преподаватели, дефектологи (п = 124) 51, 6 49, 7 53, 4
Оперативный персонал (энергосистем, транс­порта, МВД) (п = 127) 51, 5 49, 7 53, 4
Управленческий персонал (n = 165) 54, 1 52, 6 55.5
Предприниматели (п = 42) 49, 0 45, 7 52, 2
Домохозяйки (n = 20) 51, 3 46, 1 56, 6
Пенсионеры (п = 61) 41, 4 38, 5 44, 3
Безработные (n = 141) 48, 5 46, 7 50, 3

 

Эти предположения о тесной связи. Я-социального и общей привлека­тельности собственного образа подтверждает значительный размах показа­телей по шкале «По» у лиц, принадлежащих к разным социальным группам (см. табл. 6). Вместе с тем следует учитывать, что показатель образа самого себя, разумеется, испытывает влияние не только одного фактора, а их соче­тания. Это сочетанное влияние и приводит к столь выраженным различиям у отдельных социальных групп: различия достигают 12, 7 Т-баллов.

 

Вполне очевидно, что мотив участия в диагностическом обследования не может не оказывать своего влияния на уровень проявления феномена социальной желательности. Данные, представленные в таблице 7, показы­вают, что этот сдвиг достигает почти 11 Т-баллов. Уточним, что в катего­рию «По распоряжению руководства» вошли преимущественно работники среднего и нижнего руководящего звена, проходившие обследование в ходе мероприятий по подготовке кадрового резерва. Таковые проводились груп­пой психологов (и мной в составе группы) Санкт-Петербургского государ­ственного университета на многих предприятиях России, в предшествовав­шие годы - СССР.

 

 

Таблица 7

Различия в привлекательности образа себя у лиц

в разных ситуациях диагностического обследования

(оценки по шкале «По» методики ДС)

 

Вид ситуации диагностического обследования Средн. - 95 % + 95 %
Инициативы испытуемого (n =16) 41, 8 36, 7 46, 9
Предложение психолога (n = 1560) 48, 5 48, 0 49, 0
По распоряжению руководства (п = 366) 52, 6 51, 6 53, 6
В ходе конкурсного отбора (n = 197) 52, 1 50, 8 53, 4

Таким образом, представленные здесь данные показывают, что мотив обследования и характер ситуации диагностического обследования действи­тельно являются весьма значимыми, но не единственно значимыми, факто­рами для проявления феномена социальной желательности. Последний за­висит также от ряда других переменных. Есть основания полагать, что он так или иначе проявляется не только тогда, когда инструментом психолога выступает опросник или анкета. Учет выраженности этого феномена по­зволяет более точно интерпретировать полученные результаты и, это особенно важно, учитывать его действие при сравнении отдельных индивидов или групп, различающихся по тем признакам, которые мы здесь представи­ли как релевантные.

 

Без сомнения, феномен социальной желательности проявляется часто, причем нередко неосознанно. Подчеркнем еще раз, что нет оснований оце­нивать этот аспект однозначно отрицательно и тем более переводить об­суждение в иную плоскость, например этическую. Термин «шкала лжи» скорее должен быть отнесен к профессиональному жаргону. /7-идеальное существует в любой личности и непременно себя проявляет в отношениях, оценках и самооценках, поступках и действиях, мотивах. Без этой психи­ческой структуры трудно представить движущие силы развития личности в достаточной полноте.

 

 

Вернемся к теме опросников и их нередкой прозрачности.

Во-первых, прозрачность разных опросников весьма различна.

Во-вторых, в той или иной степени она свойственна не только им, но и другим методам, в том числе и многим проективным.

В-третьих, неверно считать, что социальная желательность возникает и влияет на поведение только в ситуации тести­рования. Трудно представить себе этот феномен как обусловленный неко­торым личностным качеством с узкой направленностью детерминации. Скорее всего, данное качество обусловливает различные виды поведения индивида в различных ситуациях. Определение выраженности этого ка­чества составляет важную часть предмета диагностики. Стремление же обследуемого скорректировать ответы, подгоняя их под желаемый эталон, например в ситуациях конкурсного отбора, действительно не редкость. Но, во-первых, любому диагносту, имеющему практический опыт, извес­тно, что это чаще делается неумело, без чувства меры, и обнаружить та­кие попытки нетрудно, либо анализируя результаты самого опросника, либо дополнительными к опроснику приемами. Во-вторых, проявления такого рода мотивационных искажений имеют несомненную диагностическую ценность.

 

Снижению эффекта социальной желательности способствует правиль­ное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испыту­емым, направленная на снижение недоверия и скрытности (ознакомление с правилами профессиональной этики психолога, объяснение целей обсле­дования и планов использования результатов и т. д.).

 

Преимущество опросников, снабженных вспомогательными шкалами, состоит в том, что многие из них позволяют получать количественные оцен­ки, по которым можно сопоставлять уровень выраженности интересуемого психического качества у отдельного индивида с его распространенностью и выраженностью в популяции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.