Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 6 Использование компьютера






 

Можно выделить несколько основных аспектов использования компь­ютерной техники.

1) Компьютерное представление стимульной информации. Возможно­сти представления информации на дисплее значительно раздвигают воз­можности проведения разнообразных экспериментов в области исследова­ния познавательных процессов, интеллекта, разработки нового поколения интегральных индикаторов и вообще всех средств отображения информа­ции в автоматизированных системах.

2) Компьютерное управление экспериментом. Применение современ­ной вычислительной техники позволяет разрабатывать процедурные схемы и режимы, которые без ее использования принципиально невозможны. Если скорость обработки информации, идущей от испытуемого или испытуемых (оценка реакций, действий, состояния и т. д.), и выбора варианта програм­мы эксперимента соизмеримы со скоростью реакций и изменений в орга­низме и психике человека или превышают их, то управление в реальном масштабе времени дает возможность более точной оценки величины пси­хофизиологических резервов, актуальной пропускной способности по пе­реработке информации, диагностике и прогнозированию состояния чело­века и многих других параметров.

 

3) Организация хранения полученных данных. Преимущества компью­терной реализации этих задач: возможность хранения очень больших объе­мов информации; оперативный доступ к любому элементу хранящейся ин­формации; оперативная селекция информации одновременно по многим критериям; гибкость в пере труктурировании объемов и принципов орга­низации.

 

4) Обработка полученных данных. Компьютер значительно расширяет
возможности исследователя в обработке данных. Многие процедуры мате­матической обработки могут быть реализованы только на вычислительной технике. Представление полученных данных с использованием специаль­ных программ делает отображение на дисплее эффективной зрительной опо­рой для создания наглядности и активизации образного мышления.

Применение ЭВМ в психодиагностике может не только заменить руч­ную обработку и вычисления с калькулятором, но и дать возможность ис­пользовать мощные формализованные процедуры, например математичес­кую теорию образов.

 

5) Компьютерное психологическое моделирование. Компьютер предо­ставляет новые возможности в имитации жизненных ситуаций (транспортных, производственных, спортивных, боевых) в лабораторной обстановке. Моделирующие устройства, включающие компьютер, могут значительно повышать также их использование для обучения и тренировки.

 

Нельзя отрицать огромного влияния информационных технологий на многие стороны нашей жизни. Но нет оснований считать его беспредель­ным. Без сомнения, центральной фигурой теоретического и прикладного исследования, психодиагностической ситуации остается специалист, а ос­новными факторами -личность специалиста, его интеллект, профессиональ­ные знания и опыт, интуиция. Во многих случаях использование компьюте­ра добавляет удобство, что никак не следует умалять, но принципиально ничего не меняет.

 

Значительно расширяют возможности обработки и хранения данных психологического исследования системы (программы) управления базами данных (СУБД). Весьма удобны пользовательские программы работы с элек­тронными таблицами «Excel», «Paradox», «Statistica» функционирующие в среде Windows.

 

Многие отечественные психологи недостаточно активно осваивают со­временные информационные технологии, вероятно, из-за неточных пред­ставлений о характере работы с пользовательскими программами. Может быть, из-за того, что такого рода работа воспринимается как тесно связан­ная с необходимостью хорошо знать математику и уметь программировать. Программирование оценивают как удел избранных. Это ошибочные пред­ставления.

 

В настоящее время существует множество компьютерных программ для пользователей разного уровня подготовленности, квалификации. Ис­следователи, имеющие потребность сократить объем рутинной обработ­ки информации, не оказываются перед выбором - изучать или не изучать программирование. Если изучать, значит, потратить на это несколько ме­сяцев или более.

 

Многие современные мощные системы позволяют, не изучая никакого языка программирования, автоматизировать различные последовательнос­ти длинных рядов рутинных операций. Делается это с использованием спе­циальных функций - «макросов». Компьютеру достаточно указать начало и конец часто повторяемого набора операций, присвоить имя этому набору. В дальнейшем этот набор будет выполняться автоматически, после указа­ния его имени. Такая работа будет своего рода программированием, она даст возможность убедиться, что в этом нет ничего слишком сложного. Луч­ше один раз попробовать, чем много раз сомневаться - получится или нет. Наградой будет время, которое можно посвятить творческой работе.

 

Курс: «МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

(Материалы для самостоятельного изучения студентами)

Лекция № 9






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.