Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отработка и освоение действий






Отработка и освоение действий всеми авторами трактуются как процесс, происходящий при условии осуществления самих от­рабатываемых действий.

Как уже отмечалось выше, происходящие при этом процессы и изменения осваиваемых действий часто недостаточно точно, на наш взгляд, относятся к различным компонентам учения — уясне­нию содержания действия и собственно к их отработке. Иногда почти все изменения рассматриваются как составляющие отра­ботку.

Изменение, приводящее к способности осуществлять действия5 без опоры на источники информации о способах действия (т. е. интериоризация ориентировочной части или всего действия, в тер­минах П. Я- Гальперина), так же как и при освоении знаний, всегда рассматривается как одно из основных изменений в ходе отработки действий. Другим таким изменением в большинстве случаев считается автоматизация операций.

Процесс интериоризации описывается как происходящий с участием речи в разной форме и степени.

В настоящее время самое полное описание отработки дейст­вий в учении представлено в концепции П. Я- Гальперина.

Как мы пытались показать выше, для освоения и отработки знаний осуществление действий с их применением не является не­обходимым. Применительно же к освоению и отработке действий данное положение также является справедливым, но только час­тично. В принципе возможно, до определенной степени, научиться осуществлять действия, не выполняя их в процессе обучения. Если знания о действиях полны и так или иначе освоены, то, с опреде­ленными показателями, действия могут осуществляться после это­го сразу. Эти действия могут быть безошибочными, достаточно обобщенными, дифференцированными и т. п. Но для того чтобы они стали полностью интериоризованными (а не только в своей ориентировочной части) и автоматизированными, необходимо в процессе формирования действий их выполнять.

Добиться изменений действий, формируемых в учении, по пара­метрам интериоризации и автоматизации, а также по производ­ному от них параметру прочности усвоения без реального осу­ществления действий, по-видимому, невозможно. Кроме этого, в тех случаях, когда выполнение действий является средством по­лучения ориентировки, усвоение действий, разумеется, необходи­мо связано с их выполнением. Например, в практических внешних действиях с участием движений все необходимые знания о них не могут быть заданы без их осуществления. Задаваться может только вербально описываемая часть этих знаний. Остальная экстеро- и проприоцептивная информация получается в ходе осу­ществления действия. Такие действия, конечно же, не могут быть усвоены без их выполнения. Но в этом случае выполнение дейст­вия является условием прежде всего получения необходимой ориентировки, и лишь потом отработки действий.

Отработка и освоение действий предполагают также и отра­ботку знаний, которые ориентируют усваиваемые действия. Поэто­му интериоризация и автоматизация действий при их освоении включают интериоризацию и автоматизацию знаний, происходя­щую на основе интериоризации и автоматизации ориентировочных действий, их порождающих.

Отсюда следует, что все отмеченные выше процессы, обеспечи­вающие интериоризацию и автоматизацию знаний при непроиз­вольном и произвольном их освоении в действии, входят в процесс отработки действий. Однако они не исчерпывают его, так как при отработке действий есть еще процессы интериоризации и автома­тизации исполнительных операций. Хотя они и основаны на тех же механизмах, что и интериоризация и автоматизация ориентировоч­ных операций, тем не менее для отработки исполнительных дей­ствий требуется их специальное осуществление.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.