Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теоретические аспекты вывоза капитала через оффшорные зоны 5 страница






В заключении, необходимо отметить, имея одну из самых мощных экономик Россия до сих пор не стала признанным мировым финансовым центром. Для улучшения тенденции в этом, появляется ряд требований, способствующих созданию благоприятного климата для привлечения капитала иностранных государств. Между тем, несанкционированный вывоз капитала за рубеж, объемы которого до настоящего времени остаются значительными, влечет за собой возникновение экономических угроз. Для повышения престижа страны на мировой арене, улучшения инвестиционного климата страны и спокойствия граждан необходимо четко понимать способы борьбы с незаконным вывозом капитала, а также оценивать эффективность уже предпринятых мер в этом направлении.

3.2. Меры по противодействию незаконного вывоза капитала из России через оффшорные зоны.

 

На основании ранее приведенных данных можно сделать вывод о том, что экономическая безопасность Российской Федерации имеет серьезные проблемы в финансовом секторе, а именно в части нелегального вывоза капитала из страны.

Действующее законодательство Российской Федерации не запрещает своим гражданам и юридическим лицам создание оффшорных компаний, как за рубежом, так и на территории Российской Федерации. Уже на стадии регистрации оффшорных компаний резидентами Российской Федерации нередко допускаются серьезные нарушения действующего законодательства. Для выявления указанных нарушений правоохранительным и контролирующим органам целесообразно обращать внимание на следующие моменты:

1. Такие валютные операции, как вложение в уставной капитал компаний (в том числе, оффшорных) с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием, а также портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг, считаются связанными с движением капитала, причем данная деятельность требует наличия лицензии Центробанка РФ. Действия резидентов Российской Федерации по осуществлению валютных операций, связанных с движением капитала по регистрации зарубежных компаний без наличия соответствующей лицензии Центробанка РФ, в силу статьи 14 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», являются незаконными.

2. Регистрация зарубежных оффшорных компаний производится при участии специализированных секретарских компаний. Такие секретарские компании могут располагаться как на территории России, так и за ее пределами. В стандартный набор услуг, предлагаемых данными секретарскими компаниями для своих клиентов, входит и продажа готовых зарубежных предприятий, то есть уже зарегистрированных на каких-либо лиц и законсервированных предприятий («спящие компании»).

3. Оплата регистрации зарубежной оффшорной компании производится регистрационными компаниями, расположенными как на территории России, так и за ее пределами, как в рублях, так и в валюте. Как правило, операции по оплате – это валютные операции, связанные с движением капитала. Для сокрытия их подлинного характера данные сделки оформляются контрактами на оказание услуг: маркетинговые исследования, консультационные услуги, исследование рынка, помощь в поиске инвесторов и партнеров. Между тем, валютные операции по вкладам в уставной капитал зарубежных предприятий и организаций относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала. На проведение такого типа операций требуется специальная лицензия Центрального банка РФ. Кроме сокрытия факта регистрации зарубежной компании данное оформление контрактов позволяет российскому материнскому предприятию относить затраты по ним на себестоимость продукции, работ, услуг и тем самым занижать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

4. При регистрации зарубежной оффшорной компании владелец компании в комплекте документов получает сертификаты акций оффшорной компании. В соответствии с Таможенным кодексом РФ ввоз акций иностранных предприятий на таможенную территорию России подлежит обязательному декларированию. Как правило, в подобном случае процедура декларирования акций из соображений конфиденциальности игнорируется предпринимателями.

5. Нередко при регистрации зарубежной оффшорной компании юридическим лицом - резидентом Российской Федерации сертификаты акций оффшорной компании оформляются на физических лиц – руководителей юридического лица, родственников или доверенных лиц.

6. В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 12 февраля 1999 года № 500-У установлен список признаков, согласно которым валютная операция должна относиться к разряду подозрительных. К ним относятся, в частности, следующие:

· проценты по кредитному договору в размере более 20% годовых;

· возврат аванса нерезидентом;

· перевод денег в адрес нерезидента, не являющегося стороной по договору, и др.;

· экспорт или платежи по импорту в пользу нерезидентов, зарегистрированных в одной из оффшорных зон, согласно приложенному к указанию " черному списку" государств и территорий, где расположены оффшорные зоны.

Информация о подобных операциях должна передаваться в ЦБ

Специалисты пытаются классифицировать способы противодействия бегству капиталов за границу. Так авторы электронного учебника «Теневая экономика и экономическая преступность», высказали два непримиримых подхода, которые с известной долей условности могут быть обозначены как либерально-рыночный и административно-государственный.

С точки зрения сторонников первого подхода, данная проблема разрешится сама собой по мере продвижения рыночных реформ, нормализации ситуации в области налогообложения и общего улучшения условий инвестиционного климата в России. Согласно второму подходу требуется усилить государственный контроль над валютными и внешнеэкономическими операциями и принять целенаправленные меры по борьбе с правонарушениями и коррупцией в этой области. Однако, в докладе Российско-европейского центра экономической политики «Экспортная выручка: репатриация или экспроприация?» отмечалось, что необходимо объедения двух этих направлений для качественного решения проблемы бегства капиталов.

Основными мерами борьбы обычно называются следующие:

1. Общее улучшение экономической обстановки. Предполагается, что повышение инвестиционной привлекательности российских активов не только привлечет иностранные инвестиции, но и снизит стимулы к оттоку российского капитала. В этом направлении мерами, принятыми за 2009-2010 гг. являются следующие:

· снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20% за счет уменьшения части налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет;

· увеличение размера амортизационной премии с 10 до 30% для основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам;

· предоставление права законодательным органам субъектов РФ по упрощенной системе налогообложения снижать ставку единого налога с 15 до 5%;

· увеличение размера имущественного налогового вычета, связанного с приобретением недвижимого имущества, с 1 млн. рублей до 2 млн. рублей;

· введение налоговых льгот по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

2. Регулирование валютного и таможенного и инвестиционного контроля. Главным законом, регулирующим движение капитала в иностранной валюте в Российской Федерации, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Существует определенное несовершенство и пробелы действующего законодательства. (Приложение, таблица 1). Для решения этих проблем необходимо: Законодательно закрепить ключевые цели валютного контроля, для более целенаправленного, последовательного его развития (например: противодействие " бегству" капиталов за границу; ограничение сроков проведения валютных операций по экспорту и импорту; оперативное устранение нарушений валютного законодательства.) Создать конкретный механизм оперативного предоставления коммерческими банками информации о нарушении валютного законодательства органам валютного контроля, предусмотреть ответственность уполномоченных банков вплоть до отзыва лицензии за непредставление или представление недостоверной информации. Ужесточить нормативные требования в отношении регистрации участников внешнеэкономической деятельности лицензирования (предоставления статуса уполномоченных) коммерческих банков, например, ввести в качестве требования для выхода на внешний рынок юридического лица минимальный срок работы на внутреннем рынке не менее 3 лет. В целях унификации и упрощения порядка осуществления валютных операций провести правовую экспертизу действующих нормативных актов Банка России: в частности необходимо внесение соответствующих изменений в ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности», с целью регулирования порядка установления корреспондентских отношений между российскими кредитными организациями и иностранными банками, зарегистрированными на территориях оффшорных зон, а именно создание правовой возможности для дифференциации банков, зарегистрированных в оффшорных зонах на те, с которыми российские кредитные организации не могут иметь корреспондентские отношения, и на те, с которыми могут, с тем, чтобы предотвратить в первую очередь нелегальную утечку валютных средств из Российской Федерации.

Необходимо обязать коммерческие банки выдавать справки по операциям
и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, органам валютного
контроля, не упомянутым в ст. 26 " Банковская тайна" Закона " О банках и
банковской деятельности". Необходимо предусмотреть в законодательстве требование о создании в банках электронных баз данных в форме досье по всем расчетным операциям. Сформированные таким образом базы данных позволят банкам автоматически формировать отчетность, а подразделениям по валютному контролю Банка России более эффективно осуществлять проверки. Коммерческим банкам следует контролировать проведение валютных операций клиентами и незамедлительно информировать органы валютного контроля о сделках с признаками " бегства" капиталов. В свою очередь органы валютного контроля должны принимать решения о приостановке валютных операций по конкретным сделкам с признаками " бегства" капиталов, это позволит увеличить оперативность системы валютного контроля Российской Федерации и более эффективно сдерживать " бегство" капиталов. На фоне заключенного в 2010 году таможенного союза недостатки реализации норм таможенного кодекса Российской Федерации приводят к тому, что на экспортно-импортных операциях страна терпит огромные убытки. Необходим более жесткий контроль в этом направлении, возможно внедрение каких-либо ограничений. Необходимо расширение базы товарной номенклатуры, которой пользуются таможенные органы с целью исчисления таможенной стоимости товаров, пересекающих границу РФ, с целью более точного определения этой стоимости.

3. Экономические меры противодействия вывозу, а именно имеются в виду, прежде всего обеспечительные меры против нарушения валютного законодательства. В 2012 году Президент РФ В.В.Путин предлагает предусмотреть норму, которая бы обязывала оффшорные компании, действующие на территории РФ, раскрывать информацию о своих конечных бенефициарах и депонировать ее в уполномоченном органе исполнительной власти. Неисполнение этой обязанности должно повлечь за собой солидарную ответственность лиц, контролирующих данную компанию. Председатель счетной палаты считает, что норма должны обязательно быть включено в гражданский кодекс. Аналогичные правила действуют в ряде стран, например Нидерланды и Швейцария. Это позволяет существенно противодействовать нелегальному вывозу капитала.

4. Повышение ответственности менеджеров компаний. Нелегальный и «полулегальный» вывоз капитала может быть сопряжен с налоговыми нарушениями, а также нередко с недобросовестностью менеджмента компании по отношению к ее акционерам. Возможно, именно в повышении ответственности менеджмента как перед государством (за нарушение валютного и налогового законодательства), так и перед акционерами компаний, кроется основной резерв борьбы с утечкой капитала. Впрочем, и здесь важно не перегнуть палку, так что требуется скорее «тонкая настройка», чем радикальная реформа, а это обычно гораздо труднее.

5. Необходимы соответствующие дополнения к закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающие включение деятельности по оказанию услуг по покупке/регистрации оффшорных компаний в число лицензируемых видов деятельности, а также возможно разработка специального закона (на подобии законов «О лизинге», «О банках и банковской деятельности»), который бы регламентировал оказание услуг по покупке/регистрации оффшорных компаний, а также предусматривал бы в качестве обязательных требования о составлении и предоставлении уполномоченным государственным органам специальных форм отчетности для организаций, занимающихся данным видом деятельности, и об их обязанности сообщать в налоговые органы и органы валютного и экспортного контроля обо всех сделках с оффшорными компаниями, а также предусматривал бы ответственность за невыполнение этих обязанностей.

6. Укрепление доверия к российской экономике посредством обеспечения сбалансированности бюджета; улучшения налоговой системы и налогового администрирования. Председатель Счетной палаты С.Степашин считает, что необходимо лишить по закону налоговых преференций всех, тех, кто работает по преступным схемам. «Пускай подумают, где выгоднее - в России регистрироваться или в другой стране. При этом нужно создать условия, чтобы было выгодно держать деньги у нас»

7. Амнистия. В последние годы периодически всплывает идея амнистии «беглых капиталов» как средства возврата их на родину. При этом ссылаются на успех подробных амнистий в зарубежных странах (из недавних примеров – Италия, Бельгия). Однако следует учитывать существенную разницу условий между Россией и Европой. Там речь идет преимущественно о физических лицах, хранящих деньги на личных счетах в зарубежных банках. Им было разрешено вернуть средства на родину, уплатив определенную часть их (несколько процентов) вместо неуплаченного в свое время налога. Взамен они были освобождены от ответственности за неуплату этого налога. У нас все гораздо сложнее. Деньги за рубежом хранятся в основном не на личных, а на корпоративных счетах. Получить от банка какую-либо информацию не возможно без трудоемкой процедуры заведения уголовного дела и проведения запроса через соответствующие зарубежные инстанции. Поэтому серьезная угроза наказания для уклоняющихся от возврата капитала лиц практически отсутствует. Особенных стимулов для перечисления зарубежных средств на личные счета в российских банках, по сути, тоже нет. При необходимости деньги всегда могут вернуться в Россию в виде респектабельных иностранных инвестиций. Однако В.В. Путин все же предлагает запретить списать на расходы выплаты в адрес компаний, зарегистрированных в оффшорах. К таким выплатам ФНС предлагает отнести стоимость работ, услуг, имущественных прав и ценных бумаг. Налоговики решила разделить все российские юридические и физические лица на две категории. С Первая: те, кто раскроет себя в качестве оффшора и честно обозначит свою принадлежность к нему. Таким субъектам разрешат вычесть из доналоговой прибыли платежи, совершаемые в пользу оффшоров, то есть уменьшить платежи по налогу на прибыль, в случае физ. лиц это будет 9% налог с сумм, перечисляемых на счета оффшорных компаний. Те кто не откроет свое лицо самостоятельно будут платить налог по ставке 20%. Вполне возможно за основу данного введения был взят опыт налоговых амнистий проводимых в США, Германии и Франции, Великобритании, общий смысл которых сводился к тому, что «явка с повинной» влечет за собой меньшие налоговые начисления, чем поимка за руку. В ряде стран ЕС, например в Германии, действует механизм, по которому все иностранные холдинги, работающие на территории страны, должны подтвердить свою деловую активность - доказать, что они образованы для реальной работы, а не налоговой оптимизации. Реальность предоставляемых сведений контролируется с помощью писем, телефонных звонков, выездов налоговиков на место. И если скажем на Кипре материнская компания немецкого акционерного общества располагается не в реальном офисе, а по адресу регистратора, это может стать основанием для доначисления налогов.

8. Образовать в системе правоохранительных органов и контролирующих организаций межведомственный центр финансовых расследований для информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности.

9. Совершенствование информационного обеспечения правоохранительных органов по вопросам контроля, за нелегальным экспортом капитала.

10. Разработка процедуры возвращения незаконно вывезенных денег. Ряд зарубежных стран (США, Великобритания, Швейцария, Гонконг) имеют законодательство и соглашения о конфискации на территории других стран и возврате денежных средств. Россия пока подобных договоров не имеет. Несмотря на то, что совместными усилиями зарубежных и российских правоохранительных органов все чаще удается обнаружить скрывшихся с территории России преступников и установить места размещения их вкладов, примеры возврата похищенных денежных средств составляют единицы. В лучшем случае, вклады замораживаются, преступник задерживается, выдается российской стороне, а деньги остаются за рубежом.

11. Совершенствование межведомственного взаимодействия. Сегодня реакция органов и ведомств, призванных вести борьбу с подобными " утечками" денежных средств явно неадекватна их масштабам и, как правило, запаздывает, что не позволяет возвратить большую часть (75%) невостребованных и утраченных для России денежных средств из-за рубежа.

12. Совершенствование межстранового взаимодействия правоохранительных органов. Не так давно мы подписали соглашение о сотрудничестве с генеральной прокуратурой Доминиканской республики, Шри-Ланкой, Люксембургом реализация которых повысит деятельность прокуратур этих стран. Сейчас на подходе аналогичные договоры с Мальдивскими островами, Панамой, Новой Зеландией. И работа еще будет продолжена.

Говоря о последних улучшениях в противодействии незаконному вывозу довольно неожиданно в конце 2011 года, в разгар предвыборной гонки, Владимир Путин назвал своей приоритетной задачей вывод российской экономики из оффшоров. И может быть поэтому2012 год с полной уверенностью можно назвать годом борьбы с оффшорами, как в России, так и на международном уровне:

· В апреле 2012 ФНС РФ предложила ввести новый корпоративный налог на транзакции в оффшоры, контролируемые из России

· Налоговики предлагают взимать с каждой оффшорной транзакции в зависимости от раскрытия информации

· На итоговой годовой коллегии глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин выдвинул ряд предложений, среди которых создание финансовой полиции и введение уголовной ответственности за преступления в отношении юридических лиц в отношении юридических лиц. Конечно, уголовный кодекс уже предусматривает наказание за невозврат выручки (статья 193). Но эта статья почти не применяется, эффективность ее крайне низка,

· Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, запрещающий чиновникам иметь счета в иностранных банках за пределами РФ и государственные ценные бумаги иностранных государств. Депутаты ранее предлагали свою версию законопроекта, предполагающую полный запрет еще и на недвижимость за рубежом. Судя по тексту проекта, они должны будут избавиться от активов в течении трех месяцев после принятия закона.
Заграничная недвижимость запрещена не будет, но по ней, как говорится в послании Федеральному собранию 12 декабря 2012 года, будет строгая отчетность, в том числе о средствах, на которые собственность была приобретена.

· Еще в июле 2011 года был внесен на ратификацию в Госдуму российско-кипрский протокол, содержащий поправки к налоговому соглашению между двумя странами. В 2012 году он был окончательно утвержден. Необходимо отметить, что в его подписании был заинтересован и Евросоюз. Европейские кредиторы в качестве условия выделения €17 млрд. финансовой помощи потребовали от Кипра проведения независимого аудита проблемных банков на непричастность к нелегальному вывозу средств в частности и РФ. Оценивать состояние банков должна крупная иностранная компания, считают в ЕС.

· В декабре 2012 года Еврокомиссия обнародовала план действий по борьбе с оффшорами и уклонению от уплаты налогов. Европа сосредоточилась не на людях, а на компаниях. Прежде всего, она пытается решить проблему массовых злоупотреблений при «карусельных схемах». Из множества других мер предпринятых ЕС крайне сомнительными (но, возможно, самыми эффективными) на взгляд экономистов «инновационные подходы» к агрессивному налоговому планированию. Предлагается ввести в законодательство меры, позволяющие налоговым органам не обращать внимания на искусственно созданные корпоративные структуры или договорные цепочки, если их основной и очевидной целью является налоговая экономия. Раньше только суды рассматривали такие цепочки (например, последнее уголовное дело против Берлускони), теперь это смогут делать и налоговые органы в досудебном порядке.

· Европарламент к 2014 году предложил упразднение института банковской тайны к 2014 году.

2013 год также начался достаточно позитивно. И на международной арене в том числе. 17 января 2013 года были опубликованы 544 страницы доклада «Окончательных правил» Департамента казначейства США по применению закона «О раскрытии иностранных счетов для целей налогообложения», которые вступят в силу через год, с 1 января 2014 года. США, наверное, единственная страна в мире, которая облагает налогами своих граждан по принципу гражданства, а не резидентства. Где бы ни жил и ни работал американский гражданин — налоги он должен платить дома. Если у страны, где живет американец, нет с США договора об избежании двойного налогообложения — то американец должен платить налоги дважды. Также США объявили, что все банки и финансовые институты мира должны выявлять вкладчиков-американцев среди своих клиентов и предоставлять налоговой службе США всю информацию по этим счетам. А если банк откажется предоставлять такую информацию — то США будут удерживать 30% налог на все доходы таких банков от источников в США.

Взяв пример со «старшего брата», еще в прошлом году в России приняты поправки к банковскому законодательству, разрешающие российским налоговым органам затребовать информацию у банков по счетам нерезидентов и передавать ее за границу в соответствии с международными соглашениями. Российское банковское сообщество уже предложило правительству рассмотреть возможность заключения с США. Также Россия перешла в атаку и на своих граждан. С 13 февраля 2013 года в Административном кодексе РФ появляется ответственность за нарушение требования законодательства проводить все расчеты по валютным операциям только через счета в российских банках. Штраф совершенно невозможный — от 75 до 100% от суммы операции. Причем принцип налогового резидентства де-факто отменяется — закон касается всех граждан России, даже постоянно проживающих за границей, если они хотя бы раз в течение года посетили Россию. Само требование существовало в законодательстве с 2004 года, но молчаливо не исполнялось. О нем собственно, мало кто знал вообще — даже те, кого оно касалось напрямую. И санкций за его неисполнение не было. Теперь — появились. Любой доход, который гражданин России получил за границей (зарплата, гонорары, доходы от аренды и продажи недвижимости, от операций с ценными бумагами, даже банковские проценты по вкладам в иностранных банках) должен транзитом проходить через счета российских банков. С уплатой, естественно, двойной банковской комиссии, потерей на это нескольких дней и регистрацией в российской налоговой службе своего счета в иностранном банке.

Однако, несмотря на всем хорошо известные способы борьбы и те шаги которые были предприняты утечка капиталов за границу продолжается. И по оценкам некоторых экспертов ЦБ не заинтересован всерьез останавливать эту утечку, потому что она помогает бороться с инфляцией, сдерживая валютную эмиссию рублевой денежной массы. И, как будто специально в доказательство лицемерия антиофшорной компании, с 1 января 2013 года Республика Кипр была исключена из «черного списка» оффшоров Минфина России.

Руководство денежного регулятора по-прежнему наотрез отказывается возродить разрушенные в первой половине 2000-х годов валютное регулирование и валютный контроль, ужесточить контроль за совершением внешнеторговых операций (в том числе по фиктивным операциям с импортом услуг и работ), усилить контроль за переводом авансовых платежей по импортным платежам и возвратом экспортной выручки, по опыту Китая и Малайзии ввести ограничения на трансграничное движение спекулятивного капитала, ввести разрешительный порядок на открытие счетов в иностранных банках и создать систему гарантийных счетов для избежания фиктивного импорта. И дело не в пресловутом инвестиционном климате – крупнейшие транснациональные корпорации уже успели установить монопольный контроль над подавляющей частью наиболее высокорентабельных секторов российской экономики (за исключением нефтегазового сектора и банковской системы), в результате чего на долю продукции глобальных ТНК приходится свыше 70% рынка продовольствия в крупных городах-миллионерах, 85% фармацевтической промышленности и 95% рынка электроники. Дело в том, что коррумпированные российские чиновники, воспринимающие государственную службу как право безнаказанно грабить население и бизнес, не только сами рассматривают Россию как трофейное пространство по извлечению сверхприбылей, но и заставляют жить по этому принципу отечественных товаропроизводителей, загоняя их в заведомо несовместимые с нормальной производственной деятельностью условия существования. Именно поэтому, всё большая часть предпринимателей бежит за рубеж, не видя для себя перспектив в России.

 

 


Заключение

 

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы, автор пришел к следующим выводам:

1. В 1 главе было дано определение незаконного вывоза капитала за рубеж, как вывоз резидентами и нерезидентами капитала в денежной или товарной форме, с нарушением норм законодательства Российской Федерации и ведущее к получению иностранной собственности за рубежом или иной формы обязательств, дающих право на получение прибыли. При этом нарушение происходит не всегда в момент пересечения границы. Понятию незаконный вывоз капитала будет подходить синоним бегство капитала. Было отмечено, что ни в коем случае нельзя путать понятия экспорт капитала, утечка капитала и нелегальный вывоз капитала. Понятие бегства капитала синонимично понятию нелегальный вывоз капитала. Возникновение и функционирование рассматриваемых процессов движения капитала во внешнеэкономической сфере обусловлено рядом факторов, наиболее значимыми из которых являются: несовершенство российского законодательства во внешнеэкономической сфере, недостаточно благоприятный инвестиционный климат России, существенное влияние на который оказывает мировой финансовый кризис, а также рост криминальных доходов и стремление субъектов обеспечить их безопасность и легализовать наиболее безопасным способом. Место вывоза капитала за границу России зависит от его происхождения. Капитал, приобретенный полузаконными или незаконными способами, прячется в оффшорных зонах, в которых отсутствует строгий контроль, за происхождением капиталов.

Было отмечено, что в явлении «бегство капиталов за границу России» речь идет о капиталах, полученных в результате: законной деятельности, незаконной, но не преступной деятельности, преступной деятельности, в основе которой лежит совершение некоторых преступлений в сфере экономической деятельности (предусмотрены гл. 22 УК РФ: статьи 171, 172, 174, 190, 193 спектр налоговых преступлений (ст. ст. 194, 198 199 УК)).

Из страны в настоящее время вывозится ресурсный капитал, производственный капитал, финансовый капитал и интеллектуальный капитал. Наиболее известными каналами тайной перекачки денег являются: посредством использования пластиковой карты, с помощью дорожных чеков, банковский перевод, телеграфный перевод. Основным каналом, используемым при нелегальной перекачке капитала, являются оффшорные зоны с использованием оффшорных компаний.

Термин " оффшорная зона" в общем виде подразумевает любую страну с низкой или нулевой налоговой ставкой на все или отдельные категории доходов, определенный уровень банковской или коммерческой секретности, и минимальное или полное отсутствие резервных требований центрального банка, или ограничений по конвертируемости валюты. Масштабы функционирования оффшорных зон позволяют говорить о формировании так называемой «оффшорной индустрии» в странах, практикующих оффшорные режимы. Оффшорные юрисдикции весьма неоднородны по своему составу. В настоящее время отсутствует унифицированный подход к систематизации данных о государствах и территориях, предоставляющих льготные режимы ведения хозяйственной деятельности. В указании ЦБР оффшорные зоны делятся на три группы.

Оффшорные фирмы имеют определенную классификацию: Оффшорный банк, оффшорный траст, оффшорные страховые компании, общие оффшорные компании,

2. Во второй главе приведены основные схемы по несанкционированному вывозу капитала совершаемых с помощью оффшорных зон. Наиболее распространенные оффшорные схемы содержат богатый разноплановый инструментарий, и, конечно же, охватить вниманием все существующие схемы просто не представляется возможным. Первая группа это схемы делимые относительно типа нелегально вывезенного капитала, вторая относительно используемой оффшорной фирмы. К наиболее популярным схемам относят: экспортно-импортные схемы, карусельные схемы, контрабандные схемы, схемы с использованием ценных бумаг, толлинг, схемы с осуществляемые через страховые компании, трасты, лизинговые компаний и холдингов, банков. А также определены масштабы и динамика бегства капиталов из России. Было определено, что отсутствие в современной литературе общепринятой методики оценки масштабов нелегального вывоза капитала, приводит к различным подходам определения масштабов. Однако основным источником статистических данных для нас согласно будет являться платежный баланс Российской Федерации, и обращать внимание мы будем на статью «чистые ошибки и пропуски» и данные об изменении задолженности по своевременно не поступившей экспортной валютной выручке и своевременно непогашенным импортным авансам. По оценкам Банка России общая величина нелегального вывоза из России за период с 1996 года и вплоть до 2004 составила 177, 4 млрд. долл. США. Именно на это время пришелся настоящий взрыв оффшорной деятельности, питательной средой для которых и стал вывезенный капитал из России. Нелегальный вывоз капитала в 2006 год составил 15 186 млн. долл. США. До начала кризиса, в 2007 году, иностранные инвестиции в Россию превысили инвестиции из России более чем на треть. На этом этапе идет постепенное превращение Кипра в одну из самых предпочтительных для российских бизнесменов оффшорных юрисдикции. В 2008 году экономическая ситуация в стране резко ухудшилась. Следствием этого стало резкое увеличение чистого вывоза капитала на рекордный размер в 133, 7 млрд. долл. Начиная с 2009 года ситуация в экономическом плане несколько улучшается. Обеспокоенность в этом периоде вызывает использование Таможенного союза как посредника в незаконном вывозе капитала за рубеж. В 2011 чистый вывоз капитала несколько превысил официальный прогноз в 80 млрд. долларов и стал максимальным показателем для не кризисных лет. Анализ данных платежного баланса показал, что в 2012 году наблюдается дальнейшее увеличение доли нелегального вывезенного капитала. Основными направления вывоза капитала являются: Голландия, Швейцария, Виргинские острова, Джерси и Сингапур. Кипр вследствие кризиса теряет свои позиции. По абсолютным размерам Россия - пятая в мире по нелегальному вывозу капитала на 2012 год.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.