Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теоретические аспекты вывоза капитала через оффшорные зоны 2 страница






Оффшорные юрисдикции весьма неоднородны по своему составу. В настоящее время отсутствует унифицированный подход к систематизации данных о государствах и территориях, предоставляющих льготные режимы ведения хозяйственной деятельности. В связи с этим предлагается несколько квалификационных признаков. В общем виде вся классификация представлена на таблице составленной автором. (Приложение, схема 2)

В указании ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317-У " О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)" (с изменениями от 15 июля 2011 г.», т.е. оффшорные зоны делятся на три группы. (Приложение, таблица 1)

Более общий список в своем Приказе от 13 ноября 2007 г. N 108н Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» (с изменениями от 2 февраля 2009 г. N 108 н) представил МинФин насчитавший 42 оффшорные зоны.

Среди международных организаций, ведущих «черные списки» оффшорных зон, наибольший авторитет имеют ОЭСР. Но так как Россия не является страной участницей данной организации, то и классификация не представляет для нас существенного интереса. Более интересна с этой точки зрения классификация представленная ФАТФ, которая еще в начале 2010 года опубликовала свой список оффшорных юрисдикций, разделив их на три группы:

1. Страны, где из-за недостатков национального режима для международной финансовой системы возникает угроза отмывания денег и финансирования терроризма.. В этой категорию попала одна страна — Иран.

2. Страны, в чьих национальных системах противодействия отмыванию денег имеются значительные со стратегической точки зрения недостатки и которые не разработали план по их устранению к февралю 2010 года. К таким странам отнесены Ангола, КНДР, Эквадор и Эфиопия.

3. Страны, которые были отмечены FATF, как имеющие существенные стратегические недостатки системы по борьбе с отмыванием денег. Но эти недостатки не были исправлены властями этих государств: Пакистан, Туркмения, Сан-Томе и Принсипи.

Нелегальный вывоз капитала протекаемый через оффшорные юрисдикции фактически осуществляется с использованием оффшорных фирм, которые в свою очередь также имеют определенную классификацию. (Приложение, схема 3). Дадим определения каждому из этих понятий:

Понятие " оффшорный банк" объединяет различные с организационной точки зрения оффшорные банковские предприятия. Так, в директиве Европейского союза от 26 октября 2005 г. 2005/60/ЕС о предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания денег и финансирования терроризма упоминаются оффшорные банки- shell banks(банки оболочки). Общим для них является то, что они создаются и действуют на основе оффшорного режима. Оффшорный банк имеет право обслуживать только зарубежных клиентов. Его операции, как правило, не должны затрагивать оффшорную юрисдикцию. Собственниками (акционерами) оффшорных банков всегда являются иностранные для данной юрисдикции граждане и юридические лица. В некоторых юрисдикциях в качестве оффшорного банка может выступать резидентный банк, осуществляющий оффшорные операции. Различают следующие категории оффшорных банков. (Приложение, таблица 2)

Следующей оффшорной компанией является траст, представляющий собой механизм, позволяющий одному лицу (учредителю или донору) передать другому лицу (доверительному собственнику или попечителю) пакет доверительной собственности для управления в интересах третьего лица именуемого бенефициаром. В пакет могут входить наличные деньги, движимое и недвижимое имущество, в том числе находящееся в совместном владении, ценные бумаги, интеллектуальная собственность, страховые полисы (пенсионные и медицинские) и другие имущественные права. Его юридическим владельцем становится попечитель. В роли попечителя может выступить доверенное частное лицо, профессиональный финансовый менеджер, трастовая компания или банк, имеющий трастовый отдел.

Еще одним оффшором является оффшорные страховые компании. В целях незаконного вывоза капитала используются международные перестраховочные операции, а также незаконную деятельность иностранных страховщиков на территории России. В результате их деятельности за рубеж незаконно вывозятся сотни миллионов долларов российского капитала. В оффшорном страховом бизнесе применяются два основных типа фирм: компании внутрифирменного страхования и перестраховочные фирмы.

Последней компанией в классификации оффшорных компаний, помогающих незаконно вывезти капитал за рубеж является «Общая компания». Термин " общая компания" используется для обозначения юридического статуса любого бизнеса кроме банковского, траста или страхового. В действительности эти компании носят различные названия в зависимости от страны происхождения и сфер, в которых им разрешается заниматься бизнесом. Выделяют 6 «общих компаний». (Приложение, таблица 3).

Существуют и другие точки зрения на классификацию.

Например ученый А. М. Воронина предлагает классифицировать все субъекты оффшорного предпринимательства по организационно-функциональному признаку, что соответствует классификации экономической безопасности по уровням экономики, а именно:

1) оффшорные юрисдикции (макроуровень).

2) оффшорные компании (мезоуровень).

3) оффшорный аутсорсинг услуг (микроуровень). Под оффшорингом (или оффшорным аутсорсингом, или оффшорными операциями) следует понимать предоставление услуг или выполнение других видов деятельности, при которых можно извлекать выгоду, вытекающую из ее экстерриториального характера.

С юридической точки зрения можно представить оффшорную компанию исходя из признаков состава преступления. В этом случае ее будут характеризовать следующие элементы:

Субъект- лицо, использующие организацию в пределах юрисдикции одного государства как элемент, обеспечивающий основную деятельность субъекта в пределах юрисдикции других государств.

Объект- организация, чье существование предполагает возможное и преимущественное ее использование лицом иной юрисдикции.

Субъективная сторона - интересы субъекта, связанные с реализацией его целей (в основном преступных).

Объективная сторона- реальные действия субъекта по фактическому обеспечению его основной деятельности через использование особенностей оффшорной юрисдикции.

Косвенно мотивы использования оффшоровных компаний мы оговорили выше, можно сказать что они деляться на две категории: мотивы связанные с совершением преступлений и мотивы не связанные с совершением преступлений. Для целей данной дипломной работы автор принимает один из главных мотивов - мотивы связанные с совершением преступлений а именно связанный с незаконным вывозом капитала за пределы российской федерации.

Оффшорная фирма как инструмент незаконного вывоза капитала обладает рядом специфических характеристик. Так оффшорная компания принципиально ничем не отличается от других компаний и предприятий. Она является полноправным субъектом хозяйственных правоотношений и может осуществлять сделки наравне с другими юридическими лицами, иметь резидентные представительства и филиалы за рубежом. Главной особенностью ее правового положения является «правильная национальность» юридического лица. Под критерием национальности юридического лица понимают привязанность юридического лица к определенному государству и его правопорядку. Говоря иными словами резидентом или не резидентом является данная оффшорная компания. В российском законодательстве национальность юридического лица определяется по месту его учреждения, там, где она содержит зарегистрированный офис и откуда ею централизованно управляют ее директора, проживающие в этой же стране. Такой подход предусматривает возможность установления следующего понятия нерезидентности:
компания зарегистрирована в оффшорной зоне, не будучи резидентной в стране регистрации. Это означает, что компанией владеют и управляют нерезиденты страны регистрации и что компания не ведет деятельности и не извлекает дохода на территории страны регистрации; при этом компания не платит ни подоходного, ни иных корпоративных налогов. Такие компании называют нерезидентными. С такой компании не взимают подоходный налог вообще. Различия в понятиях нерезидентности и резидентности наряду различиями между национальной и иностранной валютами положено в основу системы двойного валютного контроля, являющегося одной из основных характеристик таких компаний. Общее правило следующее: резиденты подвергаются валютному контролю, а нерезиденты валютному контролю не подвергаются. Однако нерезиденты подвергаются обычному контролю в отношении местной валюты. С компанией, созданной в оффшорной юрисдикции, принадлежащей нерезидентам и осуществляющей свою деятельность вне юрисдикции, обращаются как с нерезидентной с точки зрения валютного контроля.

Для установления деловых отношений с оффшорной юрисдикцией используются следующие способы:

1. Непосредственный контакт с различными банками или с агентствами иностранного правительства, что является самым недорогим способом посредством которого субъект может создать оффшорную корпорацию или открыть банковский счет. Однако для субъекта, который не знаком с работой иностранных должностных лиц или меняющимися законами и процедурами это может потребовать длительного времени либо вовсе оказаться невозможным. В случае если субъект самостоятельно подготовил документы, он может попасть в поле зрения правительственных должностных лиц и не достигнуть своей цели. При этом образуется документальный след и не обеспечивается финансовая секретность. По этим причинам данный метод формирования корпорации редко применяется индивидуальными лицами. В отличие от создания оффшорной корпорации значительно более простым является открытие счета в оффшорном банке. Отдельно стоит оговорить названия оффшорных банков. Именно по ним нередко может различить оффшорный банк. Так в целях введения в заблуждение контрагентов преступники учреждают оффшорные корпорации, которые используют слова типа " bank", " banque", " banco", " banka", " bancorp.", " bancor" и т.д. в их названии. Эти слова часто появляются в фиктивных названиях типа " Unibanque", " Unibank", и т.д. Регистрация компании с такими именами, вводящими в заблуждение, встречается не только в экзотических странах

2. Использование услуг национальных компаний, специализирующихся на формировании и управлении оффшорными корпорациями. Наиболее эффективный метод приобретения иностранной корпорации и соответствующего банковского счета. В большинстве оффшорных юрисдикций развилась целая отрасль по оказанию услуг в обеспечении секретности, анонимности и налоговых преимуществ. Эти адвокаты и компании за разумную цену создают новые корпорации, продают уже созданные шельфовые корпорации, открывают банковские счета, выступают в качестве зарегистрированных агентов, обеспечивают адрес иностранного офиса, представляют фиктивных должностных лиц и ведут любой бизнес, который клиент может пожелать. На этапе регистрации все необходимые процедурные формальности обычно выполняют секретарские компании. Обычно они имеют подготовленные комплекты документов, в том числе уставы, содержащие как стандартные статьи, так и специфические условия, отвечающие требованиям клиента. Например мошенники без труда могут найти такое предприятия просто забив пару слов в начальной странице поисковика в интернете. Примеров таких компаний может служить компания Esperanto или же Bennet, Bernstein & Partners Ltd. На сайтах данных компаний подробнейшим образом описана процедура регистрации, предлагаемые услуги и даже список терминов помогающий разобраться новичкам. Там же предложены и тарифы на открытие оффшорных компаний или же приобретение готовых. При приобретении готовой компании цена такой компании будет зависеть от длительности ее существования. При учреждении новой список тарифов значительно варьируется. Данные компании Bennet, Bernstein & Partners Ltd представлены на графике, составленном автором с разделением стран по группам предложенном Центробанком. Исходя из этих, данных автор отметил, что цена на такую компанию непосредственно зависит от положения в группе предложенной Центробанком.

Далее при регистрации оффшорной фирмы обычно достаточно подписать стандартную форму " фидуциарного" контракта. В контракте фиксируются полномочия доверенного лица по управлению фирмой и порядок согласования его действий с владельцем (доверителем). В большинстве случаев оффшорные компании создаются с подписанием только двух формальных документов: Заявки на регистрацию акционерного общества, подобной уставу корпорации, и Устава акционерной компании, который содержит правила внутреннего распорядка компании. Обычно требуется представление этих документов в местное регистрационное бюро компаний на утверждение. Они могут быть открытыми или закрытыми для общественности. В регистрационных документах указываются фамилии не реальных владельцев, а номинальных лиц (обычно не менее двух), что обеспечивает конфиденциальность владения оффшорной фирмой. (приложение 1) При этом многие оффшорные юрисдикции предлагают своих номинальных директоров, так компания оказывающая помощь в регистрации оффшоров на Кипре Alliott Partellas Kiliaris Ltd оказывает такую услугу, всего за небольшую годовую плату. При этом оформляются документы, гарантирующие интересы фактического владельца фирмы. Например, в одном из уголовных дел по наркотикам, расследованном правоохранительными органами США, контрабандист наркотиками перевел право собственности на дом на корпорацию на Кайманских Островах. Первоначальными владельцами акций корпорации были один адвокат, студент юридического факультета и торговец цветами, все они были жителями Кайманских Островов. После утверждения этих документов местным регистрационным бюро компаний, было выдано Разрешение на Создание Корпорации. Этот документ не содержит информации, которая может быть полезной при расследовании. Он может быть использован лишь для подтверждения или опровержения факта существования корпорации.

Но все-таки, пожалуй, главной особенностью создания оффшорных компаний является наличие чрезмерно жестких правил защиты банковской и коммерческой тайны. Они отказывают в нарушении своих барьеров секретности даже тогда, когда имеется серьезное нарушение законов другой страны. А анонимные владельцы оффшорных компаний приобретают имущество, совершают сделки, заявляют иски в устрашение контрагента и способны " исчезать", когда возникает угроза. Конфиденциальность оффшорных компаний выражается в следующих аспектах:

1. Объем информации, вносимой в реестр. Во многих странах при регистрации компании - ее имя, организационная форма, данные о ее учредителях, владельцах и уставном фонде заносятся в регистрационный журнал. Оффшорные юрисдикции чаще всего ограничиваются минимальным набором информации, необходимой для внесения в реестр компаний, что еще более важно, такую информацию нет необходимости подтверждать официальными документами, справками или нотариальными копиями.

2. Требования в отношении предъявления отчетных данных. Очень часто бывает, что при внесении изменений в учредительные документы компании, изменении состава ее директоров или исполнительных органов от компании требуют предоставления дополнительных сведений и данных для официальных органов. И объем требований, необходимых для дополнительного предоставления властям, может варьироваться от юрисдикции к юрисдикции. В некоторых юрисдикциях отчет необходимо предоставлять только в случае персонального изменения в управляющих органах компании. Другие страны подходят к этому более жестко, считая, что каждая компания раз в год должна дополнительно направлять властям отчет по итогам деятельности, который должен содержать полные сведения и о директорах, и о секретаре, а иногда и сведения об акционерах. Наиболее лояльные юрисдикции таких требований вообще не выдвигают.

3. Упрощенная финансовая отчетность, согласно которой компании не обязаны предоставлять свои бухгалтерские отчеты никаким налоговым или правительственным органам.

Также большинство оффшорных юрисдикций имеют отличные средства связи, в особенности хорошие телефонные, кабельные и телексные услуги связи для соединения их с другими странами. Многие имеют также отличную воздушную связь. Например, Каймановы Острова имеют отличные телефонные и телексные средства связи. Можно позвонить напрямую на Каймановы Острова из Соединенных Штатов и Канады. Имеются ежедневные беспосадочные авиарейсы между Майами и Каймановыми Островами и прямая линия между Хьюстоном, и Гранд Кайманом. Использование английского языка в качестве основного языка в Карибских юрисдикциях и их близость к территории США также способствует тому, чтобы делать их особенно привлекательными.

Наличие всех выше перечисленных условий делает использование оффшорных компаний привлекательным для достижения преступных целей.

Анализ совершаемых преступлений позволяет сказать, что на данный момент существует великое множество схем для незаконного вывоза капитала с использованием оффшорных зон. В самом общем виде такие схемы можно классифицировать идентично классификации оффшорных компаний приведенной автором, либо по типу вывезенного капитала. Подробнее данные схемы будут рассмотрены во 2 главе данной работы.

 

 

Глава 2. Анализ незаконного вывоза капитала из России через оффшорные зоны в современных условиях.

2.1. Масштабы и динамика незаконного вывоза капитала из России через оффшорные зоны.

Явление бегства или же нелегального вывоза капитала досталось российской экономике в наследство от советской. Процесс начался еще в 1986 году, когда в СССР произошла децентрализация внешнеэкономических связей. Отсутствие в современной литературе общепринятой методики оценки масштабов нелегального вывоза капитала приводит к тому, что для определения масштабов бегства капитала как, в общем, так и в частности через оффшорные зоны могут использоваться различные подходы и в результате отчасти получают не всегда сопоставимые результаты. Так например Банк России, Министерство экономического развития и торговли, МВД и Международный валютный фонд иногда приводят совершенно разные данные о масштабах бегства капиталов. Первое комплексное изучение данного вопроса было осуществлено в России в 1990-е годы научными сотрудниками Института экономики Российской Академии Наук вместе со специалистами из Университета Западного Онтарио (Канада), результатом чего стало выделения 2 основных подхода к проблеме оценки масштабов вывоза капитала: мотивационный и нормативный.

В основу мотивационного подхода положен фактор побудительных причин. Порождающих те или иные формы экспорта капитала. Этот подход стал основой методики, разработанной экспертом МВФ М.Дули, предложившим определять масштаб бегства капитала как разницу между накопленной страной за определенный период совокупностью иностранных финансовых активов и той частью этих активов, которая принесла стране статистически зарегистрированный инвестиционный доход. Однако данный подход имеет ряд существенных недостатков, как например сложность разграничения оттока капитала на нормальный и аномальный в соответствии с характером предпринимательских мотиваций на основе современной статистической базы. Так в качестве альтернативы в 90-е годы был предложен нормативный подход оценки масштабов бегства капитала. В рамках нормативной интерпретации бегства существуют две методики измерения его величины - «узкая» и «широкая». Узкое измерение бегства, формализованное Д. Кадцингтоном определяет величину бегства как сумму чистого оттока краткосрочных активов частного небанковского сектора и объема неучтенного вывоза ресурсов, фиксируемого статьей «ошибки и пропуски» в статистике платежного баланса. Широкое измерение, предложенное в свое время С. Эрбе (1985 г.) и И. Родригесом (1986 г.), а ныне активно используемое экспертами Мирового банка, отождествляет бегство с оттоком частных финансовых активов любой срочности и любого вида, включая прямые и портфельные инвестиции. По этой методике величина бегства вычисляется по остаточному принципу, без обращения к детализированным компонентам статистики платежного баланса (в силу недоверия Мирового банка к соответствующей статистике стран-должников либо отсутствия необходимых данных). На настоящее время в мировой практике сложилось еще несколько методов оценки масштаба незаконно вывезенного капитала: по определению долга частного сектора, метод углубленного анализа, косвенный метод (по оценке МВФ, по косвенному методу до 2/3 вывоза капитала может рассматриваться как бегство капитала). Однако основным источником статистических данных для нас согласно будет являться платежный баланс Российской Федерации, ежегодно составляемый Центральным банком России. Платежный баланс – это соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени (обычно года).

Можно выделить ряд показателей, на основе которых может быть получена оценка объемов незаконного вывоза (бегства) капитала. К числу таких показателей могут быть отнесены:

· Статья «чистые ошибки и пропуски» платежного баланса;

· Данные о торговых кредитах и авансах, предоставленных российскими предприятиями и организациями зарубежным партнерам;

· Данные об изменении задолженности по своевременно не поступившей экспортной валютной и рублевой выручке и своевременно непогашенным импортным авансам.

Каждая из указанных трех статей платежного баланса в методологическом плане формально не связана с нелегальным вывозом капитала. Однако анализ этих статей в платежных балансах России позволяет обнаружить закономерности, свидетельствующие о том, что их содержание наиболее объективно отражает бегство капитала.

Статья «чистые ошибки и пропуски» рассчитывается в платежных балансах всех стран в соответствии с методологией МВФ. Она отражает разнородность потоков формирования исходной информации. Часто при расчете баланса может возникать неточность, которую принято показывать в сальдирующей статье «чистые ошибки и пропуски». Поскольку эти «ошибки» в целом должны иметь случайный характер, а их годовые сальдо могут принимать как положительные, так и отрицательные значения, то в среднем на протяжении ряда лет их сумма должна иметь тенденцию к нулю. Устойчиво отрицательное значение чистых ошибок и пропусков в российских платежных балансах, получаемое из года в год, может рассматриваться как свидетельство существования постоянного вывоза средств из страны, не учитываемого в других статьях платежного баланса.

Статья «Невозврат экспортной выручки» свидетельствует о непрекращающемся росте задолжности российских экономических агентов по переводу в Россию экспортной выручки. Часть вырученных за экспорт денег регулярно остается за границей, что составляет явное нарушение российского законодательства. Наконец, говоря о статье «Торговые кредиты и авансы» некоторые эксперты настаивают на не включении ее в оценку масштабов нелегального вывоза капитала. Так как данная статья скорее отражает не фактический, а потенциально возможный нелегальный вывоз капитала.

Статистическая оценка бегства капиталов не дает сама по себе понимания масштабов проблемы для экономики России. Поэтому данную проблему необходимо рассматривать в совокупности с общей экономической обстановкой и легальным вывозом капитала. По оценкам Банка России общая величина нелегального вывоза из России за период с 1996 года и вплоть до 2004 составила 177, 4 млрд. долл. США. При этом изменения происходили волнообразно, и если еще в конце 90-х происходило снижение доли нелегально вывезенного капитала, то в начале 2000 нелегальный вывоз капитала набирал темпы. Если еще в 2000 его величина составила 14, 5 млрд. долл., то уже в 2003 оценивалась в 22, 6, а в 2004 и вовсе превысила отметку 36, 1 млрд. долл. США (Приложение, таблица 1, график 1). Вывоз капитала в большой мере покрывался ввозом частного портфельного капитала и долговыми заимствованиями государства. А. Булатов, на начало 2000-х гг., оценивал средства на зарубежных счетах и депозитах в размере примерно 100 млрд. долл., вложения в недвижимость - около 50 млрд. долл., капитал в предпринимательской форме, и прежде всего в виде портфельных инвестиций, - в 100 млрд. долл., в то время как прямые инвестиции - в несколько десятков миллиардов долларов.

Именно на это время пришелся настоящий взрыв оффшорной деятельности, питательной средой для которых и стал вывезенный капитал из России. В основном это был нелегальный вывоз капитала, полученного с нарушением действовавших законов: в лучшем случае только уведенного от налогообложения, а в худшем - прямого криминального происхождения. В то же время был незначительный поток и легального капитала, который законным или незаконным путем направлялся в зарубежные оффшоры.

В середине 1990-х гг. общее число оффшорных компаний, созданных российскими резидентами, оценивалось в 50-60 тыс., а к 2000 г. оно возросло до 100 тыс. (3, 5-4% всех оффшорных компаний в мире). На этом этапе основной задачей регистрации оффшорных компаний было сокрытие вывезенных из России капиталов, а уход от налогов был вторичной задачей. Причины массового спроса на оффшоры вовсе не в высоком подоходном налоге и налоге на прибыль. Так как в России в то время они были значительно меньшими, чем на Западе. (Приложение, график 2)

О нелегальном вывозе капитала в эти годы говорят и показатели статьи «Чистые ошибки и пропуски» платежного баланса. В России она имела устойчиво отрицательное значение. Для Сравнения аналогичные показатели ряда зарубежных стран остаются в пределах нуля. (Приложение, график 3)

Начиная с 2000-е гг. оффшорные схемы все чаще стали опираться не только на договоры купли-продажи, но и на лизинговые, комиссионные, трастовые, страховые и другие договорно-правовые формы сложных коммерческих сделок. Начиная с 2003 года, увеличился приток капитала в Россию в виде иностранных инвестиций. Известно, в частности, что одним из крупнейших инвесторов в Россию является Кипр - традиционная оффшорная база российского бизнеса. По данным Госкомстата на 2003 г., общий объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России составляет 57, 0 млрд. долл. США. Как видим, доля Кипра устойчиво составляет около 14% всех иностранных инвестиций в Россию. Здесь уместно напомнить, что по данным платежного баланса Кипра прямые инвестиции за рубеж в целом (во все страны мира) в среднем не превышают мизерной величины в 15 млн. долл. в год. Следовательно, декларируемые в России иностранные инвестиции Кипра в действительности имеют не кипрское происхождение. Скорее всего, их источник – российский капитал, владельцы которого сначала нелегально его вывозят, легализуют, превращают в «иностранные» инвестиции и ввозят обратно в Россию. При этом власти Кипра не признают этого в официальных данных. Кипр, безусловно, не является единственной страной, через которую российский капитал возвращается в форме иностранных инвестиций. Британские Виргинские острова лишь в немногом уступают Кипу. Данная тенденция продолжается и в последующие года. Так если комплексно оценить вывоз и приток иностранных инвестиций (из) в Россию в период за последние 13 лет, то мы обнаружим, что согласно графику, приток и отток инвестиций изменяются практически одинаково с течением времени. (график) В силу цикличности развития мировой некое совпадение динамик объяснимо, однако если изучить представленные данные более подробно, к примеру, на период с 2005 по 2007 года, можно заметить, что в какой-то момент времени сначала имеет место резкий отток капитала из страны, при незначительном росте притока капитала, а затем резко возрастает приток капитала в страну. Что подтверждает приведенную выше теорию. (Приложение, график 4)

Нелегальный вывоз капитала в 2006 год составил 15 186 млн. долл. США. До начала кризиса, в последнем полностью благополучном 2007 году, иностранные инвестиции в Россию превысили инвестиции из России более чем на треть, составив 120, 9 против 74, 6 млрд. долл. Особое значение здесь будет играть тот факт, что именно с таким притоком капитала в Россию значение статьи «Чистые ошибки и пропуски» достигает своего максимального значения в 13, 3 млрд. долларов. Это говорит о том, что нелегальный вывоз капитала в этот период сильно увеличился и составлял 45 056 млн. долл. США. (Приложение, таблица 3, график 5).

Снижение доли нелегально вывезенного капитала в 2006 году вполне оправдана. Усилилось действие объективных причин, замедляющих данный процесс. К их числу следует отнести наращивание усилий органов исполнительной власти, в частности в 2005 году Президентом России была утверждена «Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В рамках этой концепции создана межведомственная комиссия по противодействию легализации нелегальных доходов из 12 министерств и ведомств Центробанка России. В 2005–2006 гг. были отозваны лицензии соответственно у 35 и 60 кредитных организаций в связи с нарушением Федерального закона от 7.08.2001 №115ФЗ. Начали вызывать тревогу в этом периоде крайне непредсказуемые социальные последствия бегства капитала в оффшорные зоны, например, появление набирающей силу оффшорной аристократии, которая видела свое будущее, будущее своих детей не в России. К примеру на 10% самых богатых граждан страны в 2007 г. приходилось более 31% всех совокупных доходов населения. Отношение совокупного дохода 10% самых богатых граждан к совокупному доходу 10% самых бедных, по официальным данным, составило в 2007 г. 16, 8: 1 и данный показатель не собирается снижаться. Так по данным Росстата на 2012 год доходы 10% богатых превышают доходы 120% самых бедных граждан в 16, 2 раза. А это создает огромные риски не только для политической стабильности в целом, но и для спокойствия отдельных обеспеченных граждан, которые объективно заинтересованы в легальных оффшорных убежищах для своих капиталов. Кипр в 2006 и 2007 году по прежнему остается одной из наиболее приоритетных для нелегального вывоза капитала стран. Причем доля нелегального вывоза капитала в эту оффшорную зону значительно увеличилось, и если в 2006 году оно составляло 18, 4%, то в 2007 уже 33, 1% от доли всех вывезенных капиталов. Постепенное превращение Кипра в одну из самых предпочтительных для российских бизнесменов оффшорных юрисдикции способствовало его удобное для россиян географическое положение, наличие соглашения с Россией об избежание двойного налогообложения, а также хорошо проработанное законодательство, содержащее налоговые льготы для так называемых международных бизнес - компаний, которые платили всего 4, 25% налога на прибыль. Достаточно быстро число зарегистрированных на Кипре российских компаний составило по разным оценкам от 15 тыс. до 25 тыс. Наряду с Кипром большой поток российских капиталов устремлялся в такие оффшорные юрисдикции - Швейцарию и Лихтенштейн, где было создано порядка 10 тыс. компаний, подпадавших под льготное налогообложение. Большим спросом среди российских бизнесменов пользуются и такие классические оффшоры, как БВО (14, 6 %) и Нормандские острова (Джерси, Сакс), остров Мэн и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.