Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целомудрие брачующихся






      Требование Церкви хранить добрачную чистоту. Как приступать к Таинству брака. О благочестии на свадьбах.
В наш век общего упадка нравов необходимо обратить особое внимание на всегдашнее требование Церкви добрачной чистоты и целомудрия брачующихся. Всегда      Церковь считала обязательным условием, чтобы обе стороны приносили к брачному алтарю безусловную и полную чистоту 298 . Это имеет глубокое нравственно-психологическое значение для прочности и счастья брака. «Человек порочный и распутный, — говорит святой Златоуст, — не может (чисто) любить свою жену» 299 .
«Ничто, — говорит Златоуст, — так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растленна, когда юноша будет знать одну ту женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее. И дружба надежнее (и жена милее всех), когда юноши вступают в брак с соблюдением этого (правила)... Если же юноша и прежде брака растлился, то и после брака опять будет смотреть на чужих жен и бегать к любовницам»      300 . «Кто был целомудренным до брака, тот тем более останется таким после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое» 301 . «Вот почему родителям надо позаботиться о том, чтобы юношей сочетовать браком, по Закону Божиему, прежде чем они предадутся невоздержанию. Пусть и чувства у них сохранятся (целомудренными), и не потерпят они вреда от необузданности, имея достаточное утешение (в браке) и будучи в состоянии обуздывать плотские похоти и избегать наказания» 302 .
Прошлая порочная его жизнь, преступные связи и привязанности всегда будут стоять между ним и чистотой его невесты или жены. Нечистые воспоминания будут мешать ему принять чистую любовь своей супруги. Такой человек внесет элемент развращения в семейные отношения, а впоследствии может даже разрушить будущую семью своим худым поведением. На этом основании еще святой      Феодор Студит в IX веке считал безусловно необходимым, чтобы чистый соединялся с чистой, невинный с невинной, побеждающий (чувственность) с побеждающей; соединение невинной с морально павшим кажется святому Отцу уродством 303 .
Указанные требования Церкви по отношению к юношам и девушкам, вступающим в брак, отражены в чине венчания. На голову жениха и невесты священник возлагает венцы, как знамение победы над чувственностью и как награду сохраненной ими чистоты целомудрия до самого брака      304 . В молитве на сложение венцов (в восьмой день) священник молится от лица Церкви: «Господи Боже наш, яви награду сочетавшимся браком друг другу по закону, воздавая им целомудрием, потому что они чистыми сочетались узаконенным браком» 305 .
Требуя добрачного целомудрия, Церковь требует и предбрачного благочестивого настроения, которое создавало бы в душах брачующихся условие к освящению их брака. Еп. Феофан дает совет: «С постом и молитвою приступи к Таинству брака»      306 .
Оптинский старец о. Макарий дает такой совет «Приступая к столь важному Таинству, какое (есть) брак, должно приготовить себя, очистившись исповедью и приобщением Святых Таин, и молитвою, но не балами, музыкой и танцами (и всякого рода суетными развлечениями), ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но даже и на вечность»      307 .
К прискорбию, не всегда удается брачующимся сохранить благочестивое настроение и при совершении самого Таинства брака. Венчание в храме и после него домашнее свадебное торжество омрачается весьма древними обычаями не только предосудительными, но и греховными. Против свадебных бесчинств возвышали свой голос еще в глубокой древности святой      Иоанн Златоуст и другие святые Отцы, а у нас на Руси — многие пастыри и учителя церковные.
У нас на Руси вошло в обычай идти в храм не молиться о бракосочетающихся, а поглазеть на них, «посмотреть на свадьбу». Таинство браковенчания превратилось в зрелище для любопытных      308 . Люди, не сознавая святости места, входят в храм без надлежащего страха и благоговения, как в простой дом, и ведут себя в нем крайне неблагоприлично, переговариваясь друг с другом, стоя спиной к алтарю и иконам.
Оказывая такое неуважение к святости храма Божия, праздные зрители венчания браков вместе с тем нарушают святость совершающегося здесь богослужения. Вот священнослужители выносят из алтаря на середину храма святыни его — святой Крест и Евангелие; вот они испрашивают благословение Божие на совершение важнейшего священнодействия — Таинства брака; вот они призывают приступивших к браку жениха и невесту, а вместе с ними и всех «сшедшихся в радость сию» к благоговейной молитве Господу Богу о ниспослании бракосочетающимся всяческих благ — небесных и земных; а большая толпа зрителей, бестрепетно вбежавшая в храм Божий, заградила им дорогу, тесным кольцом окружила священнослужителей и бракосочетающихся и назойливыми взорами, направленными прямо в лица последним, возмущает столь необходимый для них, особенно в эти минуты, душевный покой, расстраивает их молитвенное настроение и не дает им никакой возможности сосредоточиться на молитве. И в какое смущение и затруднение эти свадебные зрители поставляют совершающего Таинство священника, когда он, совершая службу Божию, видит перед собой неблагоговейно стоящих и разговаривающих и слышит доносящиеся до его слуха бесчинные замечания и усмешки!      
После венчания брака в храме следуют в домах жениха и невесты брачные пиршества. Кто бывал на этих пиршествах, особенно совершающихся в простонародье, тот знает, конечно, что там по большей части творится. Тут многие, именующиеся христианами, считают для себя позволительными всякие безобразия и, упившись до потери рассудка и стыда, дают полную волю своим страстям. И сквернословие, и дикие бесчинные вопли, и ссоры, и даже драки, и чего-чего только тут ни происходит.     
«Здесь бывают, — скажем словами Златоуста, — и хороводы, и кимвалы, и флейты, и свирели, и лицедеи и плясуны, и сатанинские забавы вроде плясок пьяных ряженых, и бесстыдные речи, и бесчинные крики, и срамные песни, и пьянство, и чревоугодие, и неприличные шутки, и всякое дьявольское бесчинство»      309 . Здесь злословие и омрачение души. Здесь досточтимое Таинство брака бесчестится, опозоривается бесчинствами, необузданным смехом и весельем, непристойными и нечестивыми плясками, пьянством и обжорством. Здесь оскорбляют целомудрие невесты, ее стыдливость и побуждают к бесстыдству жениха (крики «горько»). Какое мученье для целомудренных новобрачных переносить столько неуместного шума, нескромных слов, непристойных речей, вслух произносимых людьми пьяными и расстроенными в уме от не в меру выпитого вина. «Оттого, — говорит Златоуст, — во всем такое повреждение и растление, что при вступлении в (брачное) сожительство с самого начала (на этом пьяном пиршестве) подрывается христианское целомудрие, и оба новобрачных делаются пленниками страсти, чем подрываются взаимное уважение, единомыслие и оскудевает истинная взаимная любовь» 310 . А сколько соблазна и нравственного развращения выпадает на долю детей и незрелого юношества, имеющих несчастье смотреть на бесчиние брачных пиров!
Не довольствуясь домашними бесчинствами, подвыпившие гости выносят свое безобразное поведение на улицу, напоказ всему народу. Переряженные, одетые как можно безобразнее, скачут и пляшут они на улицах или с гиками-криками, с безобразными песнями и бесстыдными частушками носятся по селу на тройках. Не для того ли, чтобы все их видели и подивились их неразумию и бесчинству? Они находят в этом позоре и безобразии какую-то удаль и доблесть... Но тяжко прогневляют Бога, ибо всякий, поступающий так, по словам Писания,       мерзок пред Господом Богом (Втор. 22: 5) 311 . Вовсе забыли люди, что они созданы по образу Божию и по подобию Божию и призываются к чистоте и святости.
Но пусть не подумает кто из читающих, что мы вообще против брачных торжеств. Нет, брачные пиршества не запрещены, но даже благословляются Богом, как завершающие радость бракосочетания. Из Евангелия известно, что Сам Христос Спаситель присутствовал на брачном пиру в Кане Галилейской, и когда недостало вина для угощения гостей на этом пиру, то он сотворил чудо, претворив воду в вино. Но      Бог благословляет пиршества не бесчинные, а скромные, ничем не нарушающие христианского целомудрия и благоприличия. «Зови (на брачный пир), — говорит Златоуст, — тех, которые известны тебе как люди кроткого нрава; проси быть довольными тем, что есть. Музыкантов пусть (лучше) не будет ни одного, потому что с ними лишние и пустые издержки... Обеды и ужины не должны изобиловать пьянством, а духовным весельем. Пусть все будет скромно, с благоприличием и благоразумием. От такого брака будет весьма много добра и житейские дела будут упрочены» 312 .
«Умоляю же вас, — говорит этот вселенский учитель, — не следуйте принятым худым обычаям. Знаю, что многие, ссылаясь на эти обычаи, не захотят и слушать наших слов. Несмотря на это мы обязаны сказать, что полезно и что может избавить от будущих временных и вечных наказаний. Где имеется столь великий вред для души, для чего тут указывать на обычай? Вот мы и предлагаем взамен лучший обычай... скромно и благоприлично проводить свадебный праздник, чтобы не нарушать досточтимость брака...     
Если захотим трезвиться и иметь большую заботливость о своем спасении, то можем отстать от худого обычая (не боясь осуждения и злословия людей сторонних и безнравственных) и обратиться к обычаям добрым: таким образом и потомкам своим мы дадим не малое побуждение подражать нам в этом, да и сами себе за это доброе поведение получим награду. Кто показал начало доброго пути, тот становится виновником и того, что другие делают (по его примеру), и получает двойную награду — и за свое благонравие, и за то, что других привел к лучшему образу мыслей, и, наконец, за то, что по страху Божию и по заповеди Божией попрал такой пагубный обычай»      313 .

298 Михаил (Семенов), иером. В поисках Лика Христова // Православное русское слово. 1903. № 1. С. 37. С глубокой древности принято считать, что белые одежды невесты являются символом невинности и чистоты.     

299 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 3. С. 211      (неточ.).

300 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 789.     

301 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 9-я на Первое послание к Тимофею // Творения. Т. 11. С. 681. См. также: Беседа 5-я на Первое послание к Фессалоникийцам // Там же. С. 518.     

302 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 641. См. также: Т. 11. С. 518, 681.     

303 Михаил (Семенов), иером. В поисках Лика Христова // Православное русское слово. 1903. № 1. С. 37.     

304 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 9-я на Первое послание к Тимофею // Творения. Т. 11. С. 681.     

305 “Господи Боже наш... венцы возложити предавый законом брака, сочетавающимся друг другу, и мзду яви отдая им целомудрия, зане чисти ко еже от Тебе узаконоположенному браку сочеташася”.     

306 Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского нравоучения. С. 490.     

307 Макарий (Иванов), иеросхим. Письмо 175 // Собрание писем... Письма к мирским особам. С. 350.     

308 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. С. 118.     

309 Иоанн. Златоуст, свт. Творения. T. 10. С. 117—118      (неточ.). “На браках многие женщины и девицы ведут себя неприлично, позволяя себе бесстыдно скакать и плясать и срамить свой пол (ведь нет ничего безобразнее пьяной пляшущей женщины)... Где пляска, там и диавол, —пишет Златоуст. — Не для того Бог дал нам ноги, чтобы бесчинствовать, но для того, чтобы ходить чинно, не для того, чтобы прыгать, подобно верблюдам (и они, а не только женщины, отвратительны, когда пляшут), но для того, чтобы ликовать с Ангелами. Если тело делается безобразным при таких бесчинствах, то не гораздо ли больше душа? ” (Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. С. 499—500).

310 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. C. 596      (неточ.). См. также: Т. 3. С. 206, 208.

311 В Писании запрещено женщинам одеваться в мужскую одежду, а мужчинам надевать женскую одежду и покрывало, что делают так называемые ряженые.      На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие (Втор. 22: 5). См. также: Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. С. 256.

312 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 12-я на Послание к Колоссянам // Творения. Т. 11. С. 468—469      (неточ.). В статье “О сельских крестьянских свадьбах” (Кормчий, 1902. № 1. С. 10—12) приведены добрые примеры отправления свадеб без обычных попоек.

313 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 597—598      (неточ.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.