Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о семье






      Семейство — основа общества и государства. Значение христианской семьи для Церкви и государства.
Семейство или семью обыкновенно составляют родители и дети, иногда с другими родственниками и живущими с ними людьми. Семейство есть самое первоначальное человеческое общество. Оно является основой государства, основной его ячейкой      214 . Вместе с тем семья есть «исходище и первая основа нравственного мира» 215 . В семье человек получает духовно-нравственное воспитание и начинает развивать в себе нравственную жизнь. Жития святых показывают, насколько важно первоначальное воспитание в добродетельной семье 216 .
Семья есть первоначальная школа добродетельной и благочестивой жизни. Потому-то Господь Спаситель в начале Своей открытой      проповеди прежде всего благословил Своим посещением брачную чету. И апостолы, имевшие своей задачей проповедовать Слово Божие народам, прежде всего вносили его в дома семейств.
Состояние христианских семейств имеет важное значение для Церкви. Добрые и благочестивые семейства составляют необходимое условие ее благосостояния. Добродетельные христианские супруги, родители и дети, прини      мая от Церкви благодатные дары и освящение, развивают их в семейной жизни и в свою очередь приносят с собой в общество верующих плоды добродетели и благочестия. Чем более благочестия и добродетелей в семействах, тем более процветает и Церковь. Древняя христианская Церковь процветала внутренней славой именно потому, что каждый христианский дом, по словам Златоуста, составлял малую Церковь, каждый отец семейства был как бы домашний пастырь, был образцом христианской жизни для своих домашних 217 .
Нравственное благосостояние общества и государства, по свидетельству истории, также всецело зависит от нравственного состояния семьи; разрушение семьи имеет неизбежным следствием разрушение общества и государства      218 . О значении брака и семьи для целых народов западный апологет Лютардт пишет: «Когда мы исследуем состояние народа или века, то наши взоры прежде всего обращаются на состояние брачной жизни. По нему мы судим и о всем остальном. Если брачная жизнь известного народа поколеблена, то мы знаем, что и остальные области нравственной жизни этого народа находятся в худом состоянии. И для того, чтобы нравственное состояние народа возвысилось, мы все утверждаем, что для этого прежде всего должно улучшить брачное состояние»... Все, кто стремился разрушить общество, начинали это с разрушения семьи, семейных устоев, ибо семья есть самая драгоценная основа и краеугольный камень всего гражданского общества 219 .
В семьях, где нет веры и благочестия, нельзя ожидать и доброй нравственности. В добрых же христианских семействах «люди, взлелеянные семейной любовью в атмосфере доброй нравственности и целомудрия, научившиеся горячо любить своих братьев и сестер, своих детей или родителей, вносят эти прекрасные качества и в общественную жизнь», оздоровляют общество      220 . По отношению к государству христианская семья является первой школой, где человек научается любить своих ближних, старших, равных и младших, научается почитать старших, уважать равных себе, научается повиновению, дисциплине и развивает в себе все те добрые качества, какие необходимы для каждого члена общества 221 .

214 Множество семейств, соединенных одним общим происхождением, составляют народ. А когда народ организуется и введет у себя юридический порядок, то возникает государство.     

215 Олесницкий М. Нравственное богословие. С. 256.     

216 См.: Менстров М., свящ. Уроки по христианскому православному нравоучению. С. 250; Солярский П., прот. Нравственное православное богословие. С. 367—368.     

217       Иоанн Златоуст, свт. Творения. T. 10. С. 373.

218 Срав.: Иоанн Златоуст, свт. Беседа на слова:       жена привязана есть законом // Творения. Т. 3. С. 215.

219 Лютардт Х.Э. Апология христианства. С. 436, примечание 1.     

220 Беляев А.      Любовь Божественная. С. 376—377.

221 См.: Солярский П., прот. Нравственное православное богословие. С. 367—368.

     






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.