Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предупреждение проблем среднего возраста






 

Карл Юнг как–то отметил, что у нас есть школы и колледжи, чтобы помогать людям подготовиться к периоду ранней зрелости, и нет колледжей для сорокалетних, которых следовало бы учить ориентироваться в сложностях жизни в пору средней зрелости[690]. Если бы на самом деле у нас были подобные колледжи, то времени бы на их посещение у большинства людей среднего возраста не было. Обеспечить такую подготовку и оказать помощь, необходимую в профилактике серьезных проблем в среднем возрасте, могут общественные учреждения, особенно церкви. Имеется по крайней мере три способа осуществления такой профилактической работы.

1. Научить ожиданию. Если бюро погоды вовремя оповещает население о надвигающейся буре, что дает возможность подготовиться и найти укрытие, то ущерб бывает не столь велик. Вот так же было бы полезно предупреждать людей, начиная лет с тридцати пяти, о близком переходе в период средней зрелости. Конечно, запугивать людей подобными предупреждениями не следует, и все же упоминать о переходном периоде середины жизни периодически надо, причем в сочетании с положительным отношением к среднему возрасту.

Средний возраст может быть временем проблем, особенно в первые годы пятого десятилетия, но это также период плодов и новых планов. В этом возрасте люди пускают корни, находят свое место в жизни и освобождаются от нужды и долга по воспитанию маленьких детей. По сравнению с молодыми людьми в возрасте ранней зрелости, люди в среднем возрасте часто лучше обеспечены, занимают более престижные места и руководящее положение в обществе, имеют больше возможностей путешествовать и становятся мудрее. Часть усилий в борьбе за материальный достаток третьего и четвертого десятилетия жизни остается в прошлом, что нередко обусловливает появление величайшей возможности для христианского служения. Следовательно, считать или подразумевать, что жизнь на пятом или шестом десятке лет не имеет смысла, никак нельзя[691]. Людей следует предупреждать как о положительных, так и отрицательных сторонах этого периода жизни.

2. Просвещать. Во время семейных конференций, групповых дискуссий, лагерях отдыха для супружеских пар (в безмятежном ощущении тишины и уединения), занятий в воскресной школе и проповедей, приуроченных к определенным событиям, обсуждать проблемы среднего возраста можно и должно. Во многих церквах большинство мест в зале занимают люди, достигшие среднего возраста, и их семьи. Большинство из окружающих не осознают внутреннего смятения этих людей и не понимают, насколько универсальны трудности и переживания среднего возраста. Если же эти проблемы определить и признать, можно приняться за их разрешение и в разных обстоятельствах обсуждать с друзьями в доброжелательной атмосфере.

Церкви переполнены людьми среднего возраста, многие из которых ощущают собственные нравственные, духовные, эмоциональные и личностные недостатки. В церковных проповедях говорится о прощении, любви и принятии, и очень часто сами выступающие производят впечатление людей процветающих и непоколебимых, но при этом нет никаких признаков заботы или желания всесторонне обсудить важные проблемы. Многие уходят из церкви, разочарованные и неправильно понятые.

Это можно предотвратить, если обдуманно, аргументированно предупреждать, принимать и разрешать проблемы среднего возраста, особенно в рамках поместной церкви.

3. Обращаться. Вскоре после полувекового юбилея Рей Ортлунд помог братьям по вере, пересекшим пятидесятилетний рубеж, одним мудрым советом. «Не окружайте себя только ровесниками», — предложил он им. Если вы не прислушаетесь к этому совету, то «с вашей смертью умрет все, что вы знали, поскольку ваши ровесники умрут приблизительно в то же время! Делитесь же своим знанием с людьми, которые младше вас на двадцать–тридцать лет. И когда вас не станет, все, кого вы научили, будут еще двадцать–тридцать лет обучать других. Выходите за границы своего бытия!»[692]

О том же говорил и Эрик Эриксон, хотя более академическим языком: «Во избежание застоя в среднем возрасте и для плавного перехода в последующие годы, надо больше отдавать свои силы и знания следующему за нами поколению»[693]. Как указывалось выше, Эриксон называл это требование «генеративностью». Учителя обладают в этом смысле уникальными возможностями, однако обращаться к людям могут также и молодые руководители, душепопечители, родители и все, трудящиеся в церкви. Когда люди, достигшие среднего возраста, делятся своими знаниями с другими, особенно с теми, кто младше, польза бывает как дающим, так и принимающим. Когда они обращаются к тем, кто младше или нуждается, то сами получают удовлетворение от того, что их жизнь может иметь смысл и стать полезной для других.

Предприниматели, писатели, редакторы журналов, руководители государства, душепопечители, учителя и дикторы способны содействовать профилактике проблем среднего возраста, однако церковь может стать в этом смысле самой полезной. Люди верующие знают об исцеляющей силе любви и могут носить бремена ближних, поскольку это присуще истинным христианам. Подобная забота может стать жизненно важной поддержкой и помощью людям среднего возраста.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.