Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Награда за внимание






Эффективное слушание — это основа для получения точной информации. В век бурного развития техники мы постоянно подвергаемся мощному воздействию ин­формации. Тем не менее большая часть этой информа­ции «влетает в одно ухо и вылетает из другого». Раз­личные приемы слушания помогают нам усваивать.ту информацию, которая нам нужна. Запомнить услышан­ное мы можем надежнее тогда, когда слушаем с пони­манием, чтобы больше знать, надо уметь слушать эф­фективно.

Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее пони­мание других людей, помогает нейтрализовать нашу об­щую склонность к суждению, помогает избежать поля­ризации типа «я — они», которая, как ржавчина, разъ­едает общение. Слушая других эмпатически, мы при­ходим к пониманию их «изнутри». Мы осознаем, что смысл их поведения сложнее, чем часто кажется. Мы учимся понимать, какое влияние на поведение людей оказывают обстоятельства, их прошлое, их взаимоотно­шения, их потребности. Мы приходим к пониманию, как они себя чувствуют, почему они часто поступают так, а


не иначе. Короче говоря, эмпатическое слушание помо­гает нам. осознать, что другие люди больше похожи, нежели не похожи, на нас самих, и позволяет нам смот­реть на их ошибки и неудачи с большим сочувствием.

Слушая других, мы учимся не только слушать себя, но и понимать свои чувства, потребности и установки, о которых в прошлом имели. смутное представление, т. е. познаем самих себя. Мы можем обнаружить, что мы более компетентны или что нам больше завидуют, чем мы думали. Иногда, конечно, мы услышим и менее приятные вещи. И тем не менее критика может, оказать­ся полезной, особенно когда она доброжелательна. Но и критика, высказанная в.гневе, может дать необходимую информацию о наших ошибках и промахах.

Как уже неоднократно отмечалось ранее, мы долж­ны не только говорить, но и слушать, если хотим, избе­жать, «одностороннего».общения. Приемы эмпатическо-го. слушания создают благоприятный климат для..от­крытого выражения другими своих мыслей и чувств. Приемы рефлексивного и эмпатического слушания по­зволяют узнать, что нам говорят на самом деле, понять истинный смысл того, что скрывается за словами. И уж конечно, когда люди видят, что их слушают, они не только принимают по отношению к нам благоприятную установку, но также станут в свою очередь слушать и нас. Итак, слушание не только способствует взаимному обмену- информацией и идеями, пониманию чувств, но является основой плодотворного общения.

-Приемы эффективного слушания позволяют повы­шать качество принимаемых решений. Качество реше­ний любых задач находится в прямой зависимости от качества информации по проблеме, на основе которой они принимаются. Приемы эффективного слушания по­могают воспринимать информацию более глубоко, из-.влекать из нее больше необходимых данных. Слушая, мы узнаем, как другие оценивают ту же самую ситуа­цию, что они считают главным, что чувствуют и чего хотят. Несмотря на то что Вы можете принять отличное от других решение, слушание поможет больше узнать о внутренних и внешних сторонах проблемы и прийти к удовлетворительному ее решению, что, безусловно, по­вышает уровень управления. Исследования, проведен­ные в различных отраслях промышленности, показыва­ют, что мастера, возглавляющие участки с высокими



Научиться слушать Лучше /иожет каждый!



 


Социальное Информативное
Экспрессивное Побудительное

производственными показателями, больше внимания на своих участках уделяют межличностным аспектам в уп­равлении. Одно из исследований показывает, что ме- тоды управления мастеров в цехах, где высока произ­водительность, отличаются от методов управления в це­хах с низкой производительностью тем, что они:

ориентируются больше на работников, чем на про­изводство;

стимулируют участие всех работников в принятии

решений;.....

уделяют больше времени вопросам организации и управления;

проявляют больше уверенности в применении раз­личных методов управления;

знают свое место в организации.

Чем выше мы поднимаемся по лестнице ответствен­ности в хозяйственной или любой другой сфере деятель­ности, тем больше мы в своей работе имеем дело с людьми и проблемами межличностных отношений. Вы­полнение любой работы невозможно без уважения к личности исполнителя. Люди могут сказать свое слово в работе и хотят, чтобы их слушали. Поэтому руково­дители в дополнение к специальным знаниям должны также обладать знаниями и навыками общения и реше­ния проблем межличностных отношений. А «совершен­ствование себя как слушателя, — говорит известный психолог, — это первый шаг в становлении специалис­та». Очевидно, что слушание полезно для руководите­лей в отношениях с другими руководителями всех уров­ней. Слушание полезно и для решения ряда других задач, например, при:

интервьюировании: в частности, при найме или пе­реводе на другую работу;

мотивации работников: выявлении причин неудов­летворенности работой, отсутствия на рабочем месте и др.;

распоряжении: обеспечении полного понимания ра­ботниками полученного указания, а также выявлении реакций;

преодолении сопротивления нововведениям;

оценке деловых и личностных качеств: выявлении, как работают подчиненные, и помощи им в устранении имеющихся недостатков;

урегулировании конфликтов: выявлении причин кон-


фликтов между работниками и помощи в их урегули­ровании.

В начале этой 'книги подчеркивалось, что слушание является одним из средств общения и используется ча­ще других, и в то же время умению слушать меньше всего учатся. В результате — непонимание, душевные травмы и т. п. Но так -продолжаться не должно! Каж­дый из нас может научиться слушать эффективнее! В нашей книге мы объясняем, как это сделать. Исполь­зуйте в своей повседневной жизни новое понимание процесса слушания и тренируйте новые навыки до тех пор, пока не обретете достаточной уверенности в том, что Вы пользуетесь ими естественным образом. Все это требует времени и усилий. Но результаты сторицей оправдают Ваш труд. Удачи вам!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.