Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научиться слушать лучше может каждый!








 


 


Вы судите о людях слишком быстро? Часто ли Вы пе­ребиваете собеседника? Какие помехи общения наибо­лее вероятны в Ваших ответах? Какие из них использу­ются Вами чаще всего? Лучшее знание своих привычек слушать является первым этапом в их изменении.

2. Не уходите от ответственности за общение. Пом­
ните, что в общении участвуют два человека: один —
говорит, другой — слушает, причем в роли слушающего
каждый должен выступать попеременно. Когда бы это
ни случилось, но если Вам не ясно, о чем говорит собе­
седник, Вы должны дать ему это понять — или путем
постановки уточняющих вопросов, или активным отра­
жением того, что Вы слышите, и просьбой поправить
Вас. Как может кто-нибудь узнать, что Вы его не пони­
маете, пока Вы сами не скажете об этом?

3. Будьте физически внимательными. Повернитесь
лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный
контакт. Убедитесь в том, что Ваша поза и жесты го­
ворят о том, что Вы слушаете. Сидите или стойте на
таком расстоянии от собеседника, которое обеспечива­
ет удобное общение обоим. Помните, что говорящий хо­
чет общаться с внимательным, живым собеседником, а
не с каменной стеной.

4. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник.
Поскольку сосредоточенным внимание может быть не­
долго (менее одной минуты), слушание требует созна­
л/тельной концентрации внимания. Стремитесь свести к

минимуму ситуационные помехи, например телевизор или телефон. Не допускайте «блуждания» мыслей. По­мочь сконцентрироваться на том, о чем говорит собе­седник, вероятнее всего, может Ваше физическое вни­мание и речевая активность.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и
чувства собеседника. Помните, что люди передают свои
мысли и чувства «закодированными» — в соответствии
с социально принятыми нормами. Слушайте не только
информацию, но и передаваемые чувства. Например,
работник, который говорит: «Я закончил работу с этими
письмами», передает иную мысль, чем работник, кото­
рый говорит: «Слава богу, наконец-то я покончил с
этими проклятыми письмами!» Хотя содержание этих
сообщений одинаковое, последнее сообщение в отличие
от первого выражает еще и чувства. Внимательный ру­
ководитель, который слушает не только содержание


сообщения работника, но и понимает его чувства, преж­де чем дать новое задание, добьется более высокой эф­фективности общения, чем тот, который просто поручит другую работу.

6. Наблюдайте за невербальными сигналами гово­
рящего. Поскольку большая часть общения является
невербальной, будьте внимательными не только к сло­
вам, но и к невербальным выражениям. Следите за вы-
ражением лица говорящего и за тем, как часто он смот­
рит на Вас пристально и как он поддерживает с Вами
визуальный контакт. Следите за тоном голоса и скоро­
стью речи; 'Обратите внимание на то, как близко или
как далеко от Вас сидит или стоит говорящий, способ­
ствуют ли невербальные сигналы усилению речи го­
ворящего или они противоречат высказываемому сло­
вами.

7. Придерживайтесь одобрительной установки по
отношению к собеседнику. Это создает благоприятную

- атмосферу для общения. Чем больше говорящий чувст­вует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство не­уверенности и настороженность в общении.

8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь
приемами рефлексивного слушания, чтобы понять, что
в действительности чувствует собеседник и что он пы­
тается сказать.' Эмпатическое общение. означает не
только' одобрение говорящего, но позволяет точнее по­
нять сообщение.

9. Слушайте самого себя. Слушать самого себя осо­
бенно важно для выработки умения слушать других.
Когда Вы озабочены или эмоционально возбуждены, то
меньше всего способны слушать то, что говорят другие.
Если же чье-то сообщение затронет Ваши чувства, вы­
разите их собеседнику: это прояснит ситуацию и помо­
жет Вам слушать других лучше.

10. 'Отвечайте на просьбы соответствующими дейст­
виями. Помните, что часто цель собеседника — получить
что-либо реально ' ощутимое, например информацию,
или изменить мнение, или заставить сделать что-либо.
В этом случае адекватное действие — лучший ответ со-

^беседнику.

Основное внимание в процессе совершенствования Ваших привычек слушать следует уделить, положитель-


 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.