Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спор о махе руками






Мы уже говорили о том, что всякое отталкивание есть согласован­ное и взаимообусловленное действие опорных и маховых звеньев; без ускоренного взмаха (ускоренного движения) свободными звеньями нельзя не только выполнить хорошее отталкивание, но и вообще — в принципе! — невозможно развить давление на опору.

При исполнении отталкиваний в акробатических прыжках махо­вая работа руками или свободной ногой играет роль не только усили­теля опорной реакции, но и в значительной мере пространственно направляет будущее полетное движение. Рассмотрим в этой связи несколько существенных деталей маховой работы свободными зве­ньями.

В свое время автор был свидетелем ожесточенных споров между специалистами-акробатами на такую, в частности, тему: как высоко следует взмахивать руками при движении на сальто назад. Столкну­лись два основных суждения: первое — махать нужно «до конца»,


 

то есть до положения руки вверх (рис. 139, к. 5). Второе — ничего подобного! Руки нужно останав­ливать примерно на уровне головы или плеч, и только так (к. 3).

Кто же прав? Все были правы и... никто не прав.

Наблюдая за прыгунами, изу­чая кинограммы, нетрудно убе­диться, что даже среди первокласс­ных исполнителей встречаются как те, кто относительно рано затормаживает мах руками при от­ходе на сальто назад, так и те, кто «отпускает» руки до предела или почти до предела вверх. Правда, последних в настоящее время оп­ределенно больше, и ниже мы да­дим этому объяснение. Но все по порядку.

Одна из важных закономерностей работы мышечного аппарата — взаимосвязь «сила-скорость». Суть ее сводится ктому, что сила, раз­виваемая мышцами, тем меньше, чем выше достигаемая ихже рабо­той скорость движения звена. Объясняется это довольно просто: ведь чтобы развивать усилия, мышца должна сокращаться быстрее, чем звено движется; если же звено движется уже настолько быстро, что мышца со своей тягой за ним «не поспевает», неизбежно начина­ется торможение звена, возникающее из-за сил внутреннего трения и нарастающего сопротивления антагонистов. Отсюда вывод: пытать­ся активно работать «на разгон» имеет смысл лишь до тех пор, пока звено действительно ускоряется, после чего следует сразу же исполь­зовать полученное движение, иначе накопленная энергия рассеива­ется, переходя в тепло, и, соответственно, «лишняя» часть проделан­ной работы пропадает.

В применении к маховым действиям при отталкивании это озна­чает вот что. Представьте себе, что вы, делая взмах руками за счет работы сгибателей плеча (рис. 139), достигли предельной для вас ско­рости ихдвижения, например, на уровне плечевой оси (к. 3). Но, не­смотря на это, вы все же продолжаете по инерции поднимать руки (уже замедляя движение) и лишь позднее (к.к. 4 или 5) активно их притормаживаете, чтобы передать движение на нижележащие зве-


АКРОБАТИКА ________________________________________

нья, как это всегда и бывает при выполнении любых отталкиваний. Это будет означать, что значительная часть кинетической энергии, которая была ранее накоплена, в интервале между к.к.Зи 4 или 4и 5 будет потеряна, и отталкивание получится, в конечном итоге, менее мощным, чем могло бы быть. Иное дело, если ваши скоростно-сило-вые качества позволяют вам все больше и больше разгонять маховое звено — вплоть до максимального его подъема (к. 5). Тогда такой высокий взмах — энергетически! — будет оправданным.

Из сказанного вытекает практически важное заключение: выбор эффективной высоты маха руками зависит от физических, конкрет­но — отскоростно-силовых возможностей исполнителя. Чем мощнее двигательный аппарат прыгуна (включая плечевой пояс), тем боль­ше у него выбор вариантов эффективного маха руками и тем сильнее и точнее, в конечном итоге, всё отталкивание (кстати, задумывались ли вы, почему у спринтеров-бегунов такие мощные руки и торс?). Поэтому не удивительно, что разные прыгуны могут иногда по-раз­ному строить мах руками на сальто. Можно понять в этом свете и то, почему в последние годы чаще используется, все же, высокий мах при отходах на сальто: физическая подготовка новых поколений прыгунов, в том числе и гимнастов, стала, конечно, выше!

Впрочем, было бы упрощением считать, что высота маха свобод­ным звеном связана только с описанной закономерностью. Положе­ние, в котором маховое звено должно активно притормаживаться, зависит и от ряда других причин. Одна из них — установление необ­ходимого направления перемещения тела в прыжке. В зависимости оттого, куда прыгун «бросит» наиболее быстро перемещающиеся, маховые звенья, начинает смещаться — по крайней мере в начальной фазе движения — и все тело. Так, руки, направленные при отталки­вании вперед («ранний темп»), провоцируют одноименное смещение всего тела; такая схема используется, например, при сальто типа «ауэрбах». Бросок руками точно вверх («нормальный темп») уместен при сальто на месте, при финальных прыжках сальто назад сальто назад в комбинациях. А мах руками, направленный с акцентом назад, «за голову» («поздний темп»), характерен для фляков, темповых сальто и ряда прыжков с аналогичным отходом.

По сходной схеме строятся и действия свободной ногой при махо­вых переворотах и сальто. Интересно в этой связи сравнить движе­ния в сальто, выполняемом с приходом либо на маховую («веду­щую») ногу, либо на толчковую (то есть со сменой ног). В первом случае (рис. 140, к.к. 1—3-а) мах выполняется до высокого, типа вер­тикального шпагата, положения (к. 3-а) с одновременным сильным


наклоном плечами к опорной ноге, то есть, фактически — махом впе­ред туловищем. Такая техника, включающая во вращение сразу по­давляющую часть масс тела, характеризуется, соответственно, ин­тенсивным вращением (здесь — вперед), часто с одноименным сме­щением, но не дает заметного вылета. А при исполнении сальто со сменой ног остро акцентированный мах свободной ногой делается до относительно невысокого положения типа «ласточки» (к. З-б) при сохранении приподнятого положения плеч. Немедленно после этого происходит переход в безопорное положение и исполнитель, движе­нием типа «ножниц», меняет положение ног, выводя вперед по ходу вращения уже не маховую, а толчковую ногу. Такие движения выг­лядят весьма своеобразно: вращение вперед здесь менее интенсив­ное, но зато существенно возрастает высота полета, причем особенно эффектно выглядит момент смены ног: исполнитель резко останав­ливает движение маховой ноги и как бы опираясь на нее в воздухе39, подбрасывает вверх все тело, оставаясь над зоной отталкивания. От­метим в заключение, что при обоих способах маховое сальто действу­ет закономерность, описанная нами на примере рук: четкое притор­маживание маховой ноги должно происходить не раньше и не позже, чем нога достигнет физически доступного исполнителю предела ско­рости своего движения!

39 Представители некоторых видов спорта, в особенности легкой атлетики, часто используют выражение «опираясь на инерцию звена». В житейском смысле такое выражение понятно и простительно, но с научной точки зрения оно не вполне грамотно.


АКРОБАТИКА ________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.