Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






До и после отмаха через голову






Наиболее трудные и, в свое время, самые престижные большие обороты на перекладине — ныне почти забытые «итальянские» (14) — обычно начинаются отмахом «через голову», то есть махом вперед переворотом назад из упора сзади в одноименный вис. Но и названный элемент — не первый в связке традиционных движений, обслуживающих эти обороты. Стандартная связка обычно такова: из виса хватом сверху перемах согнувшись — полумах дугой назад — подъем назад в упор сзади — отмах через голову — большой оборот (обороты) назад в висе сзади — подъем махом вперед в упор сзади и т. д.

Несмотря на то, что все эти движения ныне вышли из моды, их высококлассное исполнение может украсить комбинацию любого мастера, а анализ техники этих движений поучителен и интересен.


_____________ 13. До и после отмаха через г олову

Коснемся вначале полумаха дугой назад.

Даже тогда, когда это движение делалось часто, редко можно было видеть его грамотное исполнение. Наиболее типичной была его трак­товка не как «полумаха дугой назад», а как «полуподъема вперед» (рис. 10-а). Можно, разумеется, действовать и так, но подобное движение гораздо менее амплитудно и не так энергично, как движе­ние дугой; выглядит оно вяло, грешит задержками темпа в конце подъема, перебоями ритма и, надо признать, выглядит тяжело и не стильно.

Гораздо эффектнее и мощнее полумах дугой назад (б). После ак­центированного перемаха согнувшись с ударным сгибанием тела гимнаст резко «выстреливает» вверх-назад, смело оттягиваясь до по­ложения, почти равного высокому вису сзади. Немедленно после этого (на фоне уже начинающегося спада), гимнаст быстро втягивает тело обратно в вис согнувшись, получая благодаря такому движению мощное вращение назад в вис согнувшись.

От техники исполнения полумаха назад (или полуподъема впе­ред) чувствительно зависит и дальнейшее течение связки. Важно уже то, как сгибается гимнаст в висе согнувшись. Если ноги с началом разгибания в подъеме отстают в движении (в), к упору сзади испол -нитель может придти с замедленным вращением, но в сильно про­гнутом положении с натянутыми мышцами живота, что весьма важ­но для мощного исполнения отмаха через голову. Если же он акцен­тирование «ударяет» себя ногами, удерживая таз приподнятым (г), то последующий подъем назад будет форсированным, но закончится, скорее всего, приходом в закрытое положение упора сзади, из кото­рого полноценный отмах затруднителен, и движение будет выгля­деть как быстрое «сваливание» назад. Таким образом, крайности плохи.


ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________

Лучше всего некий средний вариант, когда гимнаста и вверх вы­носит достаточно быстро, и мышцы передней поверхности тела успе­вают натянуться и изготовиться для отмаха. Меру этого движения гимнаст должен сам найти для себя в процессе освоения движения, сообразуясь со своими возможностями и симпатиями.

Далее — главное. Отмах через голову—движение, которое совсем не трудно сделать в примитивной форме, но очень трудно выполнить по-настоящему.

Самое простое—движение «сваливанием», когда самого отмаха, в сущности, и нет {рис. 77-й). Гимнаст переходит в вис сзади после сильного наклона назад плечами (к.к. 1—2), и не столько благодаря активной работе, сколько за счет силы тяжести и оттягивающего дей­ствия центробежной силы инерции, когда тело уже получает некото­рое вращение вокруг грифа.


____________________ 14. Так называемые «и т альянские»

Идеальной была бы техника, при которой действительно делается мощный отмах всем телом из высокого упора сзади с сильным акцен­тированным подготовительным прогибанием (б). Но, как всякий идеал, такое исполнение труднодостижимо; мало кто владеет отто­ченными подготовительными действиями и совершенно необходи­мой в этом случае идеальной растяжкой в плечах.

Компромиссный, но вполне достойный характер носит отмах в. Его особенность в том, что, начинаясь как и предыдущий, из упора сзади с хорошими темповым прогибанием тела и высоко располо­женными плечами (к. 7), он в дальнейшем делается не всем телом, как на фиг.б, а последовательным сгибанием-разгибанием. Вначале, де­лая мах ногами высоко вверх-назад, гимнаст сильно сгибается и под­нимает таз до уровня плеч (к.к. 1—2), и лишь позже, активно оттяги­вая и нажимая руками вниз-назад на гриф, выпрямляется (к.к. 2—5). Такое построение действий позволяет выйти в высокое исходное по­ложение для последующего спада, но действовать более экономно (сравните этот прием со многими другими движения через «склад­ку», например, с подъемом вперед в вис сзади и т. п.).

Наконец, выполнив отмах через голову, гимнаст начинает спад в висе сзади хватом сверху. Этим движением далее делается подъем в упор сзади или полный большой оборот. Движения сложные, и мы уделим им ниже особое внимание.

14. ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «ИТАЛЬЯНСКИЕ»

Это наиболее характерный, скажем даже классический образец больших оборотов в висе сзади, а именно обороты назад в висе сзади хватом сверху. Их классичность, помимо прочего, в том, что вис сза­ди хватом сверху нельзя «подделать»5. В отличие от виса хватом сни­зу, который легко переходит в полувкрученное положение (ныне ис­пользуемое под видом виса сзади) или — с полным выкрутом — в вис обратным хватом. Эта «чистота жанра» и определяет основные про-

5 Речь о том, что взрослый гимнаст, имеющий сформировавшийся и достаточ­но «жесткий» мышечно-связочный аппарат плечевого пояса, как правило, не способен делать выкрут из виса сзади хватом сверху; это анатомически предель­ное положение, из которого дальнейшее вращение плеча ни при разгибании, ни при пронации не доступно и травмоопасно. Исключение из этого правила — юные гимнасты и некоторые гимнастки, которые способны выкрутом перехо­дить из виса сзади в вис с запредельно пронированными кистями. Но на эти рекорды подвижности в плечах вряд ли стоит ориентироваться, всему есть своя разумная мера (см. также 16).


ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________

блемы освоения и исполнения данных оборотов и вообще движений втаком же рабочем положении. Главная же проблема в том, что гим­наст должен быть хорошо подготовлен к подобным махам, о чем уже

говорилось выше (12).

Сейчас трудно сказать кто был пионером обсуждаемых оборотов и кто вынес их в широкую международную практику. Почему-то за ними утвердилось название «итальянских», хотя можно с увереннос­тью сказать, что наши лучшие гимнасты, блестяще работавшие на пере­кладине еще в 30-е годы, по меньшей мере не отставали отитальянцев... Техника «итальянских» прямо зависит от достигнутой гимнастом подвижности в плечевых суставах. В идеале, если гимнаст очень хо­рошо «висит», техника больших оборотов назад в висе сзади должна идти по следам обычных оборотов назад, хотя специфика рабочего положения, безусловно, наложит на них свой отпечаток.


 

На рис. 12-а — примерная схема «итальянского», выполняемого при наличии высокой активно-пассивной подвижности в суставах. Примерно так делал эти обороты блестящий советский турнист 50-х годов Виталий Столбов. После отмаха через голову гимнаст быстро и полно оттягивался в висе сзади, удерживая эту оттяжку стабильней на протяжении всего спада (к.к. 2—7). В идеале, у нижней вертикали (к. 7), можно добиться предельного выпрямления тела (у гимнастов с мягкими и хорошо разработанными плечами этот вис — по степени выпрямления тела — мало отличается от обычного). Более того — возможно введение и детальных подготовительных действий по типу «кипа — расхлест», предшествующих маху вперед ногами


15. Плечом вперед или назад?

(показано пунктиром на к.к. 5—6), но это уже удел особо виртуозных исполнителей таких движений, которые были прежде и которых ныне, увы, почти нет.

Далее, в начале подъема гимнаст делает посыл ногами вперед, ко­торый одновременно содействует вполне уместному здесь одновре­менному притягиванию в плечах (к.к. 7—10. Заметим, что в обычном бросковом обороте назад в аналогичной фазе плечевой угол не меня­ется, см. рис. 3, к.к. 6—7). Приближение масс тела к оси вращения достигающееся в этой фазе движения, должно быть взвешенным. С одной стороны, сильное притягивание тела к опоре облегчает подъем, с другой — провоцирует слишком сильное опускание таза в конце оборота, и тогда переход на повторный оборот затрудняется. В обороте нарис. /2-я гимнаст удерживает таз на расстоянии, позволя­ющем в высшей точке движения (к. 1) выйти в эффектное положе­ние с высоко расположенным тазом. Нужно заметить, что в после­дней четверти оборота (ориентировочно с к. 10) происходит важная перестройка в действиях гимнаста: если до этого он активно притя­гивался к опоре, то позже должен работать, особенно в плечах, на поддержание высокого положения тела над опорой.

Но описанный оборот ныне исключительная редкость. Большин­ство гимнастов не подготовлены к такой работе и должны выстраи­вать технику «итальянского» по-другому. Один из таких техничес­ких вариантов показан нарис. 12-6. Оборот начинается из более низ­кого исходного положения (к. /). Поскольку гимнаст в данном случае испытывает затруднения с оттяжкой в плечах, она лишь по­степенно увеличивается по ходу спада, достигая некоторого макси­мума лишь к нижней вертикали (к.к. 2—5). Здесь происходит самое важное: гимнаст не просто висит в достигнутом положении, а быстро проходит его с ударными нагрузками на плечи, которые должны от­работать здесь в качестве рессоры. При этом мышцы-сгибатели пле­ча, резко натянувшись у нижней вертикали (к.к. 4—5), немедленно после этого начинают работать, содействуя притягиванию тела к опоре (к.к. 5—8). Далее оборот сходен с предыдущим, с той лишь раз­ницей, что общая активность подъема здесь заметно меньше, и выход в эффектное высокое положение тут маловероятен.

15. ПЛЕЧОМ ВПЕРЕД ИЛИ НАЗАД?

В гимнастическом обиходе и в терминологии издавна использо­вались определения поворотов вокруг руки по направлению движе­ния «плеча». Так, поворот в висе вокруг левой руки в одноименном


ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________

направлении мог быть назван поворотом «плечом вперед», а направо (вокруг той же левой руки) — поворотом «плечом назад». Такие же определения использовались и во многих других случаях—для опи­сания поворотов в стойке, в упорах (в том числе на коне) и т. д. Каза­лось бы, логика здесь вполне определенная, и всё стоит на своих мес­тах. Но... Вот одна подлинная история.

...Однажды гимнасты-мастера получили из ПО новую обязатель­ную программу, где начало комбинации на перекладине было записано так: «из виса хватом сверху мах дугой с поворотом кругом плечом впе­ред»... И далее — описание связки. Казалось бы — все понятно. Но вот мастера начинают разучивать комбинацию и, естественно, стремятся сделать «дугу» повыше, «к стойке на руках». И немедленно стало ясно, что поворот-то получается в точности такой, как в «келеровском», то есть в большом обороте назад с поворотом кругом в хват снизу. А ведь всегда считалось, что поворот в келеровском это, конечно же, поворот «плечом назад»... Получалось, что те, кто стремится сделать его лучше, действуют неправильно! Не по записи!

Началась сумятица, поскольку никакие попытки научиться де­лать движение согласно записи, но — с высоким подъемом к стойке, не давали результата: поворот получался только «плечом назад». Деле дошло до техкома РЮ и, наконец, скандал был улажен росчерком пера: слова «плечом вперед» были просто убраны.

Но, однако, в чем здесь дело, почему всем известный поворот, ис­полняемый «плечом вперед», при высоком движении превращается в свою противоположность?

А дело в том, что в действительности никакого превращения, конечно, не происходит.

Обратимся к схеме на рис. 13. Это фрагмент матрицы, показываю­щей как связаны между собой опорные положения на перекладине (или на любой другой продольной жесткой опоре), если от одного из них переходить к другому поворотом вокруг опорной руки или дви­жениями типа прямого перемаха, возможными вкручиваниями или выкрутами в плечах. Схема иллюстрирует собой морфологический закон, определяющий свойства названных движений с переходом от одной позы-положения к другой, и отступлений от этого закона не бывает в принципе.

Посмотрим на верхнюю «строку» схемы. Это связанные друг с другом известные положения в висе или, если угодно, в стойке на руках, а также в любом промежуточном между ними положении.

Из трех положений, указанных в этой строке, наиболее употреби­тельное — вис-стойка хватом сверху («2»). Из этого положения мож-


_______________ 15. Плечом вперед или н а з а д?

но повернуться вокруг руки на 180° в двух противоположных на­правлениях.

Каких, эти направления, назвать? Странно, скажет читатель, как же еще! — Налево да направо. Логично? Да, на первый взгляд логич­ного... — не годится, ничего не получается. И по очень простой при­чине. Попробуйте взять в висе хват сверху и повернуться из него вок­руг левой руки в хват снизу (на нашей схеме это переход от цифры «2» к цифре «1»). Получится поворот налево или, как было сказано выше, «плечом вперед». Но представьте себе или прямо сделайте такой же (в смысле изменения хвата) поворот в стойке на руках. И будет оче­видно, что движение происходит «плечом назад» и, по впечатлению, явно направо! Выходит, что морфологически один и тот же поворот дает — в зависимости от положения тела относительно снаряда — со­вершенно разные движения!

Не убедительно? Что ж, давайте возьмем еще один пример: поворот кругом из виса-стойки хватом снизу в хват сверху (это переход «1» — «2», обратный предыдущему). В висе этот поворот (если он делается вокруг левой руки) совершенно явно определяется как поворот направо и, соответственно, свободным плечом назад. Но вспомните хорошо из-


ПЕРЕКЛАДИНА


16. Сколько можно поворачиваться вокруг руки?


 


вестный каждому гимнасту большой оборот вперед с поворотом кру­гом. Делая его вокруг левой же руки, вы имеете полное впечатление поворота налево и — плечом вперед... А ведь это—тот же самый переход, показанный в нашей схеме под номерами «1 —2»!

Объяснимся. Дело в том, что субъективное впечатление от направле­ния поворота на опоре зависит от положения тела на снаряде, а точнее — от положения головы в повороте и особенностей зрительного (и даже вестибулярного) восприятия движения. Объективноже, физически никакой разницы между названными видами поворотов нет и быть не может, так как истинное морфологическое значение (и направле­ние) поворота вокруг руки определяется возможностями вращения кисти и самой руки при ее супинации или пронации.

Что касается движений головой, вносящих смуту в представле­ния, то и с ней можно разобраться. Попробуйте все упомянутые повороты представить себе или сделать со строго неизменным, «за­мороженным» положением головы, прижатой ухом к опорной (в по­вороте) руке, и вы, скорее всего, получите уже совсем иные представ­ления о направлении поворота.

Так что исторический казус с махом дугой — от несовершенства на­шей терминологии, которая оказалась между жерновами физической реальности и субъективного восприятия гимнастом своих движений.

16. СКОЛЬКО МОЖНО ПОВОРАЧИВАТЬСЯ ВОКРУГ РУКИ?

Ответить на этот вопрос — дело, кажется, нехитрое. Можно, на­пример, представить себе пробные повороты в висе на перекладине. И легко убедиться, что, если не рассчитывать на чрезвычайную под­вижность в суставах плечевого пояса (которая, как отмечалось, встречается лишь у детей и некоторых гимнасток), то весь размах возможного поворота в висе — это движение от виса хватом снизу, дальше которого опорная кисть уже не супинируется (рис. 13, фиг. «1»), через вис хватом сверху («2») к другому предельному вису — обратным хватом («3»). Или наоборот. И то и другое движе­ния представляют собой повороты на 360°, но в разные стороны: с пронацией кисти («1—3») или с ее супинацией («3—1»).

Впрочем, есть и некоторый резерв. Если, поворачиваясь вокруг руки, не ограничиваться только «скручиванием» кисти и предпле­чья, а вовлечь в это движение и плечо, то можно, переходя при прона­ции в положения типа виса сзади, увеличить однонаправленный по­ворот до 540°. Конечное положение такого поворота — вис сзади хва­том сверху («6»).


Итак, ответ, кажется, получен: вокруг руки — не отпуская ее — можно повернуться в одном направлении не более, чем на 540°.

Но все дело втом, что ответ этот — неверный.

На самом деле, вокруг опорной руки, не отпуская ее и не перехва­тывая, можно повернуться в одну и ту же сторону... на любое количе­ство градусов!

Ответ кажется абсурдным, не так ли? Ведь вскоре после назван­ных 540° косточки гимнаста захрустят...

Да, но это если не менять позы! Дело же в том, что состояние опорно­го аппарата гимнаста (здесь — звеньев плечевого пояса) точно так же, как от поворотов, меняется и в зависимости от движения рук в передне-задней плоскости. Убедитесь сами: примите положение виса сзади хва­том сверху и перейдите из него в простой вис тем же хватом одним из двух способов. Первый — тем самым поворотом вокруг одной руки с отпусканием другой («6—2» на рис. 13); в этом случае опорная кисть из пронированного состояния, супинируясь, переходит в обычный хват сверху. Второй способ — элементарным переходом через вис сзади согнувшись с последующим перемахом ногами и обычным опуска­нием в тот же простой вис хватом сверху. На нашей схеме этот второй переход отслеживается по вертикали построения: «6—9—11—2».

Таким образом, вращательные движения на опоре вокруг про­дольной оси тела (здесь — вокруг руки) и фронтальной оси (здесь — проходящей через плечевые суставы) морфологически взаимозаме-нимы! Чтобы еще раз убедиться в этом, проделайте известное всем школярское упражнение: возьмите в обе руки гимнастическую палку и, поднимая ее в хвате сверху над головой («2»), заведите назад за голову, с вкручиванием в плечах. Вы увидите, что такое круговое, то есть вращательное движение рук (анатомически это т.н. «сгибание») одновременно привело к сильному скручиванию кистей в сторону их супинации («хват Меникелли», фиг. «4»). Если же вы будете тем же хва­том сверху поднимать ралку назад-вверх за спину (то есть «разги­бать» плечи), то кисти будут скручиваться в сторону пронации («2—11— 9—6»). От этого скручивания кистей можно освободиться, либо во­обще освободив их от опоры (просто отпустив палку и дав кистям «раскрутиться» посредством их супинации), либо произведя обрат­ное по морфологическому значению движение руками в передне-задней плоскости (по гимнастической терминологии — назад).

Нетерпеливый читатель, едва не запутавшись в этих примерах, конечно, спросит: зачем все это нужно знать?

Но ведь это-то как раз и доказывает, что вокруг опорной руки можно поворачиваться сколько угодно!


 




ПЕРЕКЛАДИНА







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.