Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры на сплочение группы






Задача этих игр — улучшить коллективные взаимоотношения,

поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и

взаимопонимания. Эти игры можно использовать, во-первых, в

начале урока вместо традиционного «вставания у парты» — что-

бы ученики сосредоточились после перемены («Гомеостат»,

«Аплодисменты»). Во-вторых, эти игры хороши для начала груп-

повой работы, особенно если предполагается соревновательный

элемент.

Игра «Встаньте в круг» [10]

В эту игру нужно играть, отодвинув парты к стене. Ведущий

просит ребят собраться вокруг него. По сигналу они должны за-

крыть глаза и начать хаотично двигаться по классу, стараясь не

наступать друг на друга и жужжа, как пчелы, собирающие мед.

Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие

должны мгновенно замолкнуть и замереть на месте. Два хлоп-

ка — не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играю-

щие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень важно

почувствовать окружающих людей.

Когда все заняли подходящие, с их точки зрения, места,

ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось.

В группах, где участники умеют работать согласованно, дове-

ряют друг другу, построить круг удается довольно быстро. Если

же группу постигла неудача, можно обсудить, почему это

произошло, как вели себя разные играющие (не называя кон-

кретных имен).

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Постройтесь по росту» [10]

Игра начинается с хаотичного движения по комнате с закры-

тыми глазами. По первому сигналу все замирают на месте, по

второму — играющие должны открыть глаза и, не говоря ни сло-

ва, быстро выстроиться в шеренгу по росту.

Игры-разминки и возможности их применения на уроке 27

Игра «Постройтесь по дням рождения»

Учитель просит учеников встать и объявляет правило: раз-

говаривать и писать запрещено, задание нужно выполнить

молча. А задание такое — выстроиться по дням рождения, на-

чиная от 1 января и заканчивая 31 декабря. Обычно кому-то

быстро приходит в голову, что день и месяц можно показывать

жестами.

Игра «Переходы со стулом» [2]

Ведущий просит ребят стать в круг, держа перед собой стулья.

По сигналу они должны перестроиться и стать по росту, по алфа-

виту имен, по каким-то другим признакам. Глаза в этом случае

закрывать не надо — главное, чтобы задание выполнялось в аб-

солютной тишине, так, чтобы стулья не стукались друг о друга.

Игра «Буква Ю»

Ведущий просит играющих взять стулья и по сигналу выстро-

ить их так, чтобы на полу образовалась какая-то сложная форма,

например, буква Ю. Задание выполняется в тишине. Нельзя раз-

говаривать, отрывать руки от спинки стула и задевать своим

стулом другие стулья.

Игра «Счет по очереди» [10]

Играющие становятся в круг, не касаясь друг друга плечами

и локтями. Все закрывают глаза. По сигналу ведущего группа

должна сосчитать до десяти, но не просто так, а соблюдая одно

условие: называть числа нужно по очереди. Кто-то говорит

«один», другой — «два», третий — «три» и т.д. Если одно и то же

число назвали два или больше человек, группа с заданием не

справилась. Договариваться об очередности нельзя.

Игра «Гомеостат» [9]

Гомеостат — это прибор, который используют психологи для

изучения групповой совместимости. Мы для этих же целей вме-

сто прибора воспользуемся игрой.

Играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую

в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество

пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не исполь-

зуя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все

28 Лекция 2

играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки

повторяются произвольное число раз.

Понаблюдав за играющими, учитель может выявить лидеров,

под которых подстраиваются большинство ребят. Возможно, себя

проявят стойкие «одиночки», которые не захотят согласовывать

свои действия с другими играющими, или отдельные группиров-

ки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не

желающие подстраиваться под остальных.

Эту игру можно проводить в трех-четырех группах одновре-

менно с помощью заранее подготовленных ведущих.

Игра «Шеренга» [9]

Усложним предыдущую игру, сделав ее подвижной. Играющие

становятся в шеренгу на расстоянии шага друг от друга. По сиг-

налу ведущего они подпрыгивают на месте, поворачиваясь в

прыжке вправо или влево, на девяносто, сто восемьдесят, двести

семьдесят или триста шестьдесят градусов. Более сложная за-

дача — совершать синхронные прыжки, поворачиваясь в одну и

ту же сторону на одинаковое число градусов. Более простая за-

дача — после прыжка оказаться стоящими лицом в одну сторону.

Как-либо договариваться нельзя.

Игра «Аплодисменты»

Учитель предлагает всем сидящим на первом ряду повторить

за ним какой-нибудь ритм хлопков. Затем он дает другой ритм

второму ряду и третий ритм — третьему. По сигналу каждый ряд

начинает хлопать в своем ритме. Учитель показывает жесты, обо-

значающие, что хлопать надо тише или громче. Аплодисменты

начинаются — сначала тихо, потом громче, потом опять потише.

Обычно через 2–3 минуты все три ритма постепенно сливаются

в один, и учитель говорит детям, что теперь они настроились друг

на друга и на совместную работу.

Игра «Встреча взглядами» [10] («Выбор» [11])

Для игры нужно четное число участников. Они садятся в круг,

закрывают глаза и опускают головы вниз. По сигналу ведущего

каждый должен открыть глаза, поднять голову и с кем-нибудь

встретиться, «сцепиться» взглядами (вариант — указать пальца-

ми друг на друга). Число сложившихся пар подсчитывается в

Игры-разминки и возможности их применения на уроке 29

конце каждого раунда. Цель игры — разбиться на пары всем сра-

зу, с одной попытки.

Игра «Печатная машинка» [3]

Каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита

(если играет меньше тридцати трех человек, можно не исполь-

зовать редко встречающиеся буквы и подобрать слова, где они

не используются). Ведущий предлагает представить всем, что

они клавиши печатной машинки. На этой удивительной машин-

ке можно печатать слова. Для этого «клавиши» должны по оче-

реди хлопать в ладоши. Возьмем слово «дом». Чтобы его напе-

чатать, должен вначале хлопнуть человек, у которого буква «Д»,

затем тот, у кого буква «О», и наконец тот, у кого буква «М». Чем

быстрее они справятся с заданием, тем лучше. Ведущий пред-

лагает ребятам все более длинные и сложные слова и предложе-

ния.

Игра «Человек» [13]

Учитель заранее готовит карточки, на которых написаны на-

звания разных частей тела человека («правая нога», «левая

нога», «правая рука», «левая рука», «голова», «тело» и т.д.).

Число карточек определяется количеством играющих. Нужно,

чтобы в классе было несколько человек с одинаковыми карточ-

ками. Учитель раздает карточки и объявляет два важных пра-

вила: 1) задание выполняется молча, 2) нельзя показывать свою

карточку другим людям. По сигналу учителя ученики должны

объединиться в группы. В более простом варианте учитель объ-

являет, что собраться нужно в группы с одинаковыми частями

тела (1 этап игры). А потом собраться заново в группы, где каж-

дой части тела по одной, чтобы группа образовала «человека»

(2 этап игры). В более сложном варианте учитель не называет

основание, по которому нужно образовывать группы. Ученики

могут по привычке объединиться в группы с одинаковыми над-

писями на карточках, и тогда учитель может предложить им

переформировать группы как-то иначе. Ученики сами должны

догадаться, что можно собрать «человека». Может получиться

так, что часть ребят будет объединяться по первому принципу,

а часть — по второму. Интересно, смогу ли они решить эту про-

блему без слов?

30 Лекция 2

Игра «Сложный механизм»

Класс делится на несколько групп по 4–6 человек. Задача

каждой группы — придумать и показать с помощью пантомимы,

как работает какой-то сложный механизм, состоящий из несколь-

ких частей, — кухонный комбайн, стиральная машина, принтер

и т.д. Каждый член группы должен стать одной из частей меха-

низма, и в пантомиме должны участвовать все. Задача остальных

групп — угадать, какой механизм имелся в виду.

Более простой вариант этой игры — показать не механизм, а

процесс, состоящий из нескольких этапов. Каждый член группы

показывает свой этап процесса.

Игра «Борьба или сотрудничество?» [13]

Учитель просит ребят разбиться на пары и кратко объясняет

правила. Партнеры должны встать лицом друг к другу и соеди-

нить правые руки, как при пожатии. По сигналу в течение

30 секунд каждый играющий должен постараться набрать как

можно больше очков. Очко дается за то, что играющий, не вы-

пуская руки напарника, касается своего правого бедра. Каждый

сам считает свои очки.

Как только время вышло, учитель просит назвать, у кого

сколько очков. И тут может выясниться интересная вещь. У кого-

то будет 4–6 очков, а кого-то 90–100. Почему? В первом случае

люди боролись друг с другом, не давая перетягивать свою руку,

а во втором случае они сотрудничали — легко позволяли партне-

ру перетянуть свою руку, а потом так же легко перетягивали его

руку.

По привычке ученики могут увидеть в игре соревнование. Но

игра иллюстрирует, как сотрудничество вместо соперничества

может принести гораздо больше пользы. Если после первого

раунда среди ребят не нашлось того, кто сам увидел выигрышную

стратегию, учитель может сказать: «Да, результаты слабоваты, я

видел людей, которые набирали за 30 секунд 100 очков. Поду-

майте, как это можно сделать» — и предложить второй раунд.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.