Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Междисциплинарные интеллектуальные умения и навыки






Активные методики идеально подходят учителю, который думает не только о формальном «прохождении» учебной программы, но и о формировании междисциплинарных интеллектуальных умений и навыков. Любому профессионалу необходимо умение собирать и анализировать разнообразную информацию, выдвигать гипотезы и аргументированно доказывать свое мнение, сравнивать точки зрения, оценивать доказательную базу. Рассмотрим на нескольких примерах, как происходит формирование таких навыков.

Пример 3

Цель — научить детей понимать аналогии и использовать их для объяснения сложных явлений и идей. Проще всего начать обучение на материале какого-либо короткого научного текста, насыщенного терминами, формулами и таблицами, сложного с синтаксической точки зрения. Предлагаем детям прочитать, например, статью «Искусство как прием» В.Б. Шкловского или статью «Новейшая русская поэзия» Р.О. Якобсона. Даем задание: «переведите» этот текст на язык домохозяйки, дворника, программиста, полицейского, политика; расскажите его в жанре русской народной сказки, детектива, фэнтези. Во-первых, такая работа сразу вызывает интерес и выполняется весело, с юмором.

Во-вторых, перенося сложные литературоведческие идеи в совсем иную языковую ситуацию, дети вынуждены досконально разобраться в них. После нескольких заданий такого типа у детей никогда не возникнет проблемы с ясностью и доходчивостью изложения.

Пример 4

Цель — формирование навыков аудирования и ведения научной дискуссии. Форма — проверка домашнего задания «по цепочке». Правила этой методики таковы (они должны быть известны детям заранее и повторяются перед каждой работой, пока строгое следование им не войдет в привычку):

• Каждый ученик произносит по 2 фразы: «Я согласен (не согласен) с предыдущим оратором в том, что …» и «Я хочу добавить (уточнить, опровергнуть)…».

• Если ученик, до которого дошла очередь, считает, что предыдущие выступавшие ошиблись несколько «ходов» назад, он может вернуть рассказ к тому пункту, где, по его мнению, произошел смысловой сбой. Для этого он должен сначала завершить мысль, начатую говорившим до него человеком, а потом предложить вернуться к обсуждению предыдущей идеи.

• Ученик, который считает, что по данному вопросу все уже сказано, должен сказать об этом и, если у остальных нет возражений, перейти к какой-то новой стороне проблемы. (Разумеется, учитель подбирает такие темы, по которым, по его мнению, всем детям будет что сказать.)

• Очень важно строгое соблюдения этикета — употребление обращений, вводных слов («по словам уважаемого коллеги») и определенных типов сложных предложений («Правильно ли я вас понял, что…»).

Пример 5

Цель — научить отбирать информацию, удовлетворяющую критерию научности. Форма работы — моделирование поиска информации в Интернете. Сейчас, к сожалению, многие воспринимают Интернет так же, как советские люди — газету «Известия»: раз написано, значит так и есть, зря писать не станут. Ученики не знают, каким интернет-ресурсам можно доверять. Чтобы научить их этому, учитель заранее подбирает десяток небольших текстов, видео- или аудиоматериалов по одной теме. Степень достоверности фактов, о которых говорится в этих материалах, должна быть различной: от явной фальсификации и антинаучных утверждений до вполне возможных или уже точно доказанных. Каждый материал должен начинаться указанием на его местонахождение (сайт такой-то). Если есть возможность, работа проводится в компьютерном классе. Если нет — учитель раскладывает на нескольких свободных партах все материалы и предлагает детям за определенное время выбрать из предложенных материалов максимум достоверной (по их мнению) информации, а затем обосновать свой выбор. Важно научить детей уже по названию сайта определять, можно ли серьезно относиться к размещенной на нем информации. Введем в Яндексе запрос «Последняя дуэль Пушкина» и предложим детям сгруппировать найденные ссылки по степени достоверности опубликованных материалов. Это задание лучше выполнять в микрогруппах, а потом сравнивать результаты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.