Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опасности активных методов






1. Увлечение «интересными» для детей активными формами работы на уроке, например игровыми, может сделать «пресными» более традиционные формы. А это, в свою очередь, спровоцирует нежелание и неумение выполнять «скучные», но необходимые задания.

2. Часто создается впечатление, что на игре (дискуссии) весь учебный материал освоен, все довольны, но потом оказывается, что много частностей упущено из-за внимания к красивой форме занятия. Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять такие занятия без подробного обсуждения, записи выводов и домашнего задания, основанного на прошедшей игре.

3. При проведении какой-либо активной формы в большом классе для ученика появляется хорошая возможность «затеряться», ничего не делать в общей неразберихе. Поэтому нужно стремиться или так продумать организацию работы, чтобы все ученики были вынуждены что-то делать, и это было бы заметно со стороны, или придумать особое «заключительное» задание, которое каждый должен выполнить индивидуально по результатам прошедшей работы.

4. Для ученика робкого, некоммуникабельного, тем более классного «изгоя», участие в групповой работе — задача сложная, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Особенно опасно давать такому ребенку роль, связанную с активной коммуникацией, например, роль организатора работы в группе. Не надо надеяться, что именно в игре класс примет «отщепенца», изменит к нему отношение. Более того, на всякий случай всегда надо иметь заготовленное задание, которое можно предложить ученику, отказывающемуся по той или иной причине участвовать в общей работе.

5. Многие активные методики предусматривают многовариантность выводов и результатов. Разумеется, учитель всегда понимает, к чему должны — в идеале — прийти дети, но дискуссионные и игровые формы невозможны без серьезного, уважительного отношения к разным точкам зрения, подходам, взглядам. Для некоторых детей, особенно в 5–6 классах, это тяжело и неприятно — что нет одного правильного ответа. «Вы все-таки скажите нам теперь, как правильно», — частенько просят после игры девочки-отличницы.

6. До сих пор активные методики воспринимаются многими как «неправильные», нетрадиционные — и значит, противоречащие методикам других преподавателей. Отсюда — два типа возможных конфликтов: с коллегами и с родителями. Коллеги станут говорить о том, что на уроках плохая дисциплина, учащиеся не получают необходимых знаний, не выполняется госпрограмма и т.п. Если большая часть учителей работает «по старинке», то проблемы будут и у школьников: трудно быстро переключиться с ролевой игры на выполнение задания типа «Спишите и вставьте пропущенные буквы». Родители, уверенные, что они помнят, как их учили, требуют, чтобы точно так же учили и их детей: «Мы и без этих ваших новаций грамотные люди, советская школа была хорошая».

Следовательно, учителю, начинающему применять активные методики, придется заниматься просвещением и коллег, и родителей (на родительских собраниях, в индивидуальных беседах).

7. У учителя, только начинающего применять активные методики, могут возникать проблемы с дисциплиной на уроке и после урока. К сожалению, обычная дискуссия в большом классе легко может перерасти в базар и разговор на посторонние темы, а часть учеников превратится в пассивных наблюдателей. Игра быстро теряет смысл, когда дети слишком увлекаются игровыми моментами в ущерб содержанию. Чтобы этого не случилось, нужно вначале использовать более структурированные формы работы (дискуссий, игр), которые потребуют от участников придерживаться определенной процедуры и выполнять четко сформулированные задачи.

8. Во время общей активной творческой деятельности сложно оценить роль каждого ученика. Отсюда может возникнуть ощущение «необъективности» выставленной отметки, возможные обиды на одноклассников и учителя («я за них все придумал, им по пятерке поставили, а мне ничего»). Поэтому так важна заранее продуманная система оценивания именно этой формы рабо ты — чтобы не поставить оценки только тем, кто привлек внимание учителя в конце урока, и не забыть тех, кто хорошо работал в средине и начале урока.

9. Для учителя велик соблазн использовать активные методики, в которых ученик раскрывается гораздо больше, чем при выполнении обычных заданий, для воспитательной работы, то есть вдруг захотеть на минуточку поработать психологом. Но мы не психологи, мы не имеем права проводить с детьми никаких психологических тренингов и занятий без согласия родителей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.