Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по обучению учащихся разных возрастных групп по теме: «Основы колористики» на уроках по изобразительному искусству.






Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям восприятие цвета заложено в физиологической природе самого человека. Соответственно любой физиологический процесс можно развивать, совершенствовать, тренировать. У разных возрастных групп своя специфика восприятия цвета, определенный уровень навыка работы с художественными материалами, разный интеллектуальный уровень. Развитие чувственного восприятия цвета учащимися тесно связано с протеканием других психических процессов с их особенностями для каждой возрастной группы. Например, в младшем дошкольном возрасте дети могут усвоить шаблонное видение цвета, так, зная основные цвета и некоторые их оттенки, дети подгоняют цвета под один определенный признак, например, могут подвести красно-оранжевые предметы к одному понятию – «красные», не различая более тонких оттенков. Но шаблонность восприятия цвета может остаться и у первоклассника. Поэтому на развитие цветовосприятия для младшего школьного возраста нужно давать задания более простые. К тому же, учащиеся плохо владеют механическим смешением цветов, в не зависимости от возраста. Детям младшего школьного возраста особенно трудно самостоятельно смешивать краски в разных пропорциях для получения различных оттенков. Поэтому первоклассникам можно предложить смешивать пластилин, предоставляя им пример для аналогичной работы с красками. Младшим школьникам при работе с гуашью можно предлагать более простые задания на смешение двух цветов, создавая монохромные композиции. Так же, можно работать и с акварелью, давать небольшие упражнения, например, учащиеся могут создавать абстрактные одноцветные пятна на бумаге и наблюдать за растеканием краски, что несет с собой не только развивающий, но и терапевтический эффект.

Но только при систематических занятиях по цветоведению, ознакомлению с изобразительными, выразительными особенностями цвета, различным упражнениям с цветом, у детей постепенно развивается эстетическое чувство цвета. Так как теоретическая часть предмета довольна проста, и работает все по одним и тем же законам, например, теплые и холодные цвета, основные и составные цвета, цветовые гармонии, а практическая составляющая имеет более трудное воплощение, то необходимо варьировать упражнения и способ изложения в зависимости от возраста. Так же при обучении широко используется наглядность. Невозможно провести ни одного урока без использования иллюстраций, презентаций, демонстрационного материала. Наглядность существенно дополняет устное объяснение, обеспечивает связь обучения с жизнью.

Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Поэтому задания и упражнения должны быть технически сложнее. В этом возрасте школьникам интересна социальная жизнь, появляется интерес использовать полученные знания в повседневной жизни. Т.е. расширить представление о предмете, предложив применять знания о цвете не только в живописи, но и в интерьере, одежде или в любой другой области дизайна. Можно разработать подобные уроки и упражнения, что бы глубже заинтересовать и дальше развивать умения и навыки в направлении обучения предмету колористики. Учащиеся этой возрастной группы уже знают законы цвета, имеют опыт по смешению красок, по использованию цвета в декоративных работах, дальше учащиеся получает уже более серьёзные знания о живописи, рисунке, дизайне, поэтому необходимо разрабатывать задания учитывая школьную программу по ИЗО. Например, в рабочей программе под редакцией Т. Я. Шпикаловой для 5-9 классов есть отдельные блоки посвященные натюрморту, пейзажу, дизайну одежды, интерьера, в которые можно включить упражнения по колористике, усложняя задание, вводя задачу по смешению большего количества цветов, получая, таким образом, более богатую палитру оттенков. Что бы школьникам было интересно, нужно обыгрывать упражнения, давая им задания на заливку узоров в разной цветовой гамме, декорирование предметов по определенной колористической схеме, но с правом выбора цвета или самой схемы. Так же следует помнить об особенностях среднего школьного возраста учащихся 5-6 классов, дети 11-13 лет нетерпеливы, не готовы к длительной, монотонной работе. Решая данные задачи, можно предложить им быстрые рисунки-фантазии, выполненные сразу кистью, что доставит учащимся и радость выполнения и пользу.

Развивать восприятие цвета можно с помощью наблюдений красоты цветовых отношений в природе, окружая учащегося произведениями живописи, народного и декоративно-прикладного искусства, предметами быта. Без умения проводить анализ цветотоновых отношений, не возможна грамотная работа над изображением, и его соответствие натуре. Целесообразно для сравнения помещать на одном листе несколько рисунков с разным исполнением: монохромным и контрастным, с близкими тонами. Такие упражнения помогают учащимся находить наиболее выразительные цветовые отношения при исполнении длительного рисунка. Решающим условием успешного развития колористического видения у школьников на уроках изобразительного искусства является практическая деятельность. Хотя сами упражнения носят вспомогательный характер, и основная их роль заключается в подготовке учащихся к самостоятельному выполнению творческих заданий. Количество выполненных упражнений на прямую влияет на качество работы, уверенность в знаниях, умениях и навыках по изучаемой теме, на развитие определенных способностей.

Возрастную динамику восприятия цвета можно охарактеризовать следующим образом: до четырех - пяти лет цвет не соотносится с предметом, после этого возраста ребенок устанавливает эту связь и усваивает сенсорные эталоны цвета, а после 11-летнего возраста восприятие и использование цвета становится более гибким, ребенок освобождается о некоторых стереотипов в области цвета.

В результате изучения особенностей восприятия у детей разного возраста, ознакомления с методиками разных авторов школьных программ по колористике были разработаны уроки для учащихся 1-2 и 7-8 классов по следующим темам:

1. Методическая разработка урока по теме «Осенние деревья» для 1-2 классов.

2. Методическая разработка урока по теме «Рисуем море» для 1-2 классов.

3. Методическая разработка урока по теме «Гармония цвета» для 7-8 классов.

4. Методическая разработка урока по теме ««Натюрморт в технике гризайль» для 7-8 классов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.