Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественные особенности и специфика выполнения работ по теме: «Основы колористики».






Феномен цвета изучается с разных научных позиций: физиологии, физики, химии, психологии, философии, эстетики, живописи и др. В изобразительном искусстве наиболее значима художественно-эстетическая, эмоциональная сторона цвета, в колористической подготовке цвет используется как активное средство воспитания эстетических качеств личности, развития художественных и интеллектуальных способностей. Не случайно проблема цвета интересует специалистов, занимающихся вопросами эстетического воспитания и творческого развития учащихся, так как цвет — универсальное выразительное средство во всех видах изобразительного искусства: живописи, дизайне, графике, декоративно-прикладном искусстве. Колористика ­ (от лат. color - цвет, краска)- наука о цвeтe, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре.

Понятие цвета применяется для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу. Цветовое видение, возникающее в глазах и сознании человека, несет в себе человеческое смысловое содержание. Цвет предметов возникает в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Видимая часть спектра светового излучения имеет волны различной длины и воспринимается глазом в виде гаммы различных цветов. Определённый цвет ощущается при преобладании излучения с определенной длиной волны. Длинноволновые излучения вызывают ощущение красного и оранжевого цветов, средневолновые – жёлтого и зелёного, коротковолновые – голубого, синего и фиолетового. Все цвета подразделяются на: хроматические, ахроматические. Ахроматические - белый, черный, и все оттенки серого, эти цвета отличаются один от другого только степенью яркости. Хроматические цвета - все спектральные. Они отличаются друг от друга по трем признакам: цветовой тон, насыщенность, светлота или яркость. Цветовой тон и насыщенность – качественные характеристики цвета, а количественную его сторону характеризует светлота цвета. Мельчайшее изменение одной из трех величин влечет за собой изменение цвета. Хроматические цвета, которые в оптическом смешении дают ахроматический цвет, называются взаимодополнительными. Так же существует понятие цветовой контраст, если рассматривать эту тему стоит обратиться к теоретическому наследию И. Иттена. Изучая характерные способы воздействия цвета, Иттен проанализировал семь видов контрастных проявлений:

- контраст по цвету

- контраст светлого и темного

- контраст холодного и теплого

- контраст дополнительных цветов

- симультанный контраст

- контраст по насыщенности

- контраст по площади цветовых пятен. [ 5; 25],

Первым систематизировал цвета И. Ньютон, когда пропуская солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов. Замкнув ее, он получил круг из 7 цветов. На стыке красного и фиолетового получается восьмой – пурпурный цвет (неспектральный). С возникновением системы цветового круга стали появляться различные теории гармонических сочетаний цветов, таких как теория Рудольфа Адамса, теория Альберта Менселла, классификация цветовых гармоний, разработанная немецким физиологом Брюкке, теория Бецольда, Б.В. Освальда, классификация цветовых гармоний по Б.М. Теплову и другие [ 5; 25].

Цветовая гармония является одним из главных колористических средств живописи. Принято считать, что созданные природой цвета и их сочетания гармоничны, эта гармоничность цветовых сочетаний объясняется психофизиологическими закономерностями зрения. Гармония в цветовой композиции — это созвучие красок, совокупность цветовых отношений с учетом как основных характеристик цветов (тона, светлоты, насыщенности), так и формы, размеров занимаемых ими площадей.

Гармоничные сочетания по цветовому кругу и с использованием системы цветовых кругов можно встретить практически во всех справочниках и руководствах по гармонии цвета. Оптимальным считается круг, состоящий их 24 цветов. В основе цветового круга из 24 цветовых секторов лежат 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. В этом случае, зеленый цвет является основным, так как часть ученых, занимающихся теорией цвета, мотивируют это тем, что смесь синего и желтого цветов не дает чистого зеленого цвета, поэтому зеленый они ввели в группу основных цветов. В истории науки о цвете есть примеры цветовых кругов, составленных из бó льшего количества переходных тонов. Так, Мишель Шеврёль составил цветовой атлас на основе 72-ступенчатого круга (в основе использовался шестицветный круг). Каждый из цветов он смешивал с белым и черным, получив 22 оттенка одного цвета. В итоге получился атлас, состоящий из 1584 цветов. На историческом материале и в современной практике искусства можно выделить следующие основные типы цветовой композиции.

- Ахроматическая цветовая композиция, которая может состоять из белого и черного, с использованием всех серых тонов.

- Монохромная (однотоновая) композиция строится на основе одного цветового тона или с добавлением одного родственного цвета.

- Полярная цветовая композиция состоит из пары дополнительных цветов, противоположных в цветовом круге. Цвета используются с разными оттенками, в том числе в сочетании с ахроматическими тонами.

- Трехцветные композиции, в которых используются основные краски, так называемые триады. Такие композиции – самые сложные для гармонизации.

- Композиции на основе родственных цветов. Благодаря своему близкому расположению такие цвета легко сочетаются.

- Композиции на основе родственно-контрастных цветов.

- Многоцветные композиции состоят из четырех или большего количества цветов.

Сочетания цветов, близких по цветовому тону, насыщенности и светлоте, составляют следующие типы колорита:

- насыщенный (яркий) колорит используется в народном искусстве, в авангардных течениях, в детском творчестве. Цвета берутся в максимальной насыщенности;

- разбеленный (светлый) колорит использовали художники эпохи Возрождения и художники XVIII в.;

- ломаный (серый) колорит можно увидеть в работах таких художников, как О. Остроумова-Лебедева, А. Бенуа, Е. Лансере. В произведениях стиля «модерн» также использовались сложные, изысканные, «ломаные» цвета;

- зачерненный (темный) колорит используют при изображении трагических событий, мрачных настроений.

Большую ценность для практического применения в художественной практике имеют теории психофизиологического воздействия цветов (Г. Фрилинг и др.); теории и классификации цветовой гармонии (И. В. Гете, Л. Н. Миронова и др.); описание цветовых ассоциаций, закономерностей гармоничных цветовых сочетаний (Т. А. Буймистру и др.). Как эстетическое явление цвет способствует достижению гармонии и красоты, он выполняет функцию пространственного восприятия, эмоционально окрашивает видимый мир, обогащая и усложняя категории гармонии и красоты. Эффекты разнообразного воздействия цвета и возможность управлять ими должны стать основой эстетического учения о цвете.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.