Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 16 Последняя






Литературное направление.

Современное лит. направление - московский концептуализм.

 

Это не просто классицизм-реализм, как написано в учебниках. Классицизм - это эпоха в жизни человека, лит-ры и др. видов иск-ва в определенных странах. В этих странах ничего, кроме классицизма в тот момент не существовало. Класс-изм являлся как бы объединением всех явлений культуры. Реализм пришел в лит-ру, начал господствовать, вытесняя все остальное. Так что то, что описывается в учебнике Поспелова как Лит. направления следовало бы назвать стилями эпохи.

 

На самом деле лит. направление формируется внутри лит. группы как отражение лит. процесса.

 

Художественные миры некоторых писателей сближаются. Писатели выделяют среди коллег тех, кто близок им по творчеству, единству худ. принципов.

 

Лит. направление - это объединение группы писателей у которых одинаковые методы обработки действительности, худ. миры.

 

Для лит направлений хар-на двунаправленность:

 

1) Устремления художников вовнутрь, на объединение друг с другом, которое «расколоть можно только силой». Могут возникать несогласия, ибо каждый худ-ник - индивидуальность, но это незаметные на общем фоне мелочи.

 

2)Стремление обособиться от лит процесса, противопоставление своей лит. группировки остальным существующим параллельно.

 

Существует множество направлений, обособленных своими границами.

 

Нач. 20-ого века. Акмеисты и футуристы были резко противопоставлены друг другу. Гумилев отказался уйти в акмеисты, и это был целый скандал.

 

1939г. - 1-ый учебник о лит. процессе 20-ого века Михайловского. в этом учебнике акмеизм и футуризм были объединены, но на самом деле их следует разграничивать, потому что, несмотря на некоторые общие принцыпы, поставленную задачу они исполняли по-разному.

 

1 из способов выделения лит. направления - создание манифеста.

Манифест - из латыни - провозглашение чего-нибудь, публично заявленная позиция.

 

В учебнике этот вопрос освещен не очень четко. Там говорится, что у классицизма был манифест. Это не соответствует действительности.

Описательная статья Буало «Искусство поэзии», упомянутая в учебнике, не провозглашала а описывала после возникновения классицизма принципы классицизма. Буало в своей поэме пишет, как устроена поэзия классицизма, какой тематике, какой слог соответствует - то есть перед нами описание, а не провозглашение.

 

У классицизма не было манифеста.

 

Манифест характерен для начала 20-ого века, когда литературная группа, лит направление, чтобы обозначить принципы, которым намеревается следовать, создает тексты о том, чего хочет достигнуть.

 

Брюсов. «Ключи тайн» - вступительная статья в журнале символистов - манифест журнала и символизма.

 

Манифест - заявление, провозглашение, декларация, привлекающая внимание, эпатирующая.

 

 

А вот уже статья Иванова «Две стихии в современном символизме» - это снова не манифест, а анализ того, что было сделано (того, чего достиг символизм).

 

Русские футуристы выходили на Кузнецкий мост с разрисованными лицами - от цветочка до боевой раскраски – эпатаж, привлечение внимания, внесловесная форма манифеста.

 

 

Кубофутуристы

статья «Пощечина общественному вкусу» в одноименном журнале. Несколько цитат:

 

Только мы лицо нашего времени. Рог времени трубит нами.

 

Пушкин непонятней иероглифов

 

Горькому и ему подобным писателям нужны лишь дачи (как награда)

 

Целью этого манифеста было заявить, что прежняя лит-ра ничего не стоит, современники (писатели) не удовлетворяют лит процессу. + изложение нескольких невнятных принципов - на несоблюдение которых не обратят внимание, когда появятся произведения.

 

И главное: данное лит напр. заявило о своем существовании.

 

Произведения лит-ры делят на 3 группы, у каждой своя ценностная ориентация, определяемая отношением квалифицированной части читателей с лит вкусом, признанием у читающей аудитории, профессионально занимающихся лит-рой (ЛИТ ВЕДЫ) или высказывающих суждения, подтверждаемые обществом.

 

Эксперты, говорящие о лит-ре, делят поток в рамках лит-ных процессов или вне их

на 3 категории, каждая с ценностным направлением:

 

1)Лит-ра = собственно лит-ра = высокая лит-ра = классическая лит-ра.

Нетленный запас лит. ценности. Лит-ра прошлого: Пушкин, Толстой, Чехов. Небольшой круг писателей, чье творчество до сих пор живет в общественном сознании. когда говорят «Гамлет» или «Безухов», мы все (образованные люди, не маргинальные = безответственные перед общ-вом, наблюдающие за жизнью с ее обочины люди, которым нет дела и у кот-ых нет никакого понятия о лит-ре) понимаем, о чем речь. Это общий запас человечества во всем мире.

Интеллектуальная элита общества (в будущем, как надеется Николай Алексеевич, студенты журфака МГУ к ней присоединятся) должна понимать, что эта лит-ра - носитель архетипов, зерно, объединяющее национальное самосознание, дающее нац-ому самосознанию вписаться в мировое сознание, общемировой запас культурных ценностей - «золотой запас». Это представление человечества о том, какой культурой оно должно питаться.

2)Более низкая, но необходимая для существования лит проц-са. Беллетристика. (На франц-ом беллетристика = вся существующая лит-ра). В России беллетристика = средняя категория внутрилитературного процесса.

Имеет актуальное значение, популярно сейчас, отвечает на актуальные вопросы, еще не сформулированные, быть может, обществом, но уже поставленные писателем. Но эта лит-ра не создает худ. мира - она дает только намеки, но не оставляет окончательной оформленности. Решает лишь часть задач.

Новый роман Пелевина - общество считает необходимым прочитать его, обдумать. Но со временем становится ясно, что в книгах Пелевина не на все вопросы даны ответы, не все автор видит в современности, в его стиле много провисающего, недейственного. Он первый из символов беллетристики.

Лит-ра, век которой определяется существованием поколения, определяется развитием общ-ва и за эти пределы, как правило, не выходит, остается в своем времени. Беллетристики больше, чем высокой лит-ры.

Литру составляла беллетристика.

Некоторое время «Высокую лит-ру» составляла беллетристика, претендовавшая поставить и решить острые вопросы, выставлявшая героев - «выразителей» дум и чаяний современников писателя, претендовавшая на глубину и значимость человеческого сознания, но это было мнимо, исчерпывалось временем.

В 60-70 гг. 20 века был поэт Сергей Сортанов, стихи которого учил Богомолов, учась в институте. студентам внушалось, что его тв-во = высокая литра. Сегодня этот поэт никому не вспомнится, кроме историков, изучающих лит. процесс. Его тв-во ушло из восприятия.

 

Правда, история не единственный критерий

«3 мушкетера» мы читаем и перечитываем сегодня, хотя это - не высокая лит-ра. герои - незаконченные характеры, тенденции, воплощающие универсальные черты без живого человеческого хар-ра

+ несколько однообразных ситуаций, постоянно повторяющихся сцен. но несмотря на недостатки, в определенный момент времени эта книга отвечает нашим чувствам, помогает в трудную минуту.

Эта беллетристика живет и сегодня, в русском общ-ве (в переводе) уже более 100 лет.

Главное - целостность худ. мира, то, что можно проанализировать. Однако, что является высокой литрой, а что - беллетристикой, в ряде случаев определить невозможно. Есть то, что признано классикой.

Иногда (под влиянием социальных обстоятельств, например) некоторые произведения трудно отнести в определенную группу. Пример - «Что делать?» Чернышевского. (Не выносит Николай Алексеевич это произведение) В советское время это произведение причисляли к высокой лит-ре. Сегодня оно ушло из этой категории в беллетристику = лит-ру «на время».

Так же, по мнению Н.А. Богомолова, большая часть произведений Солженицына («В круге 1-ом», «Раковый корпус») уйдут в беллетристику. Хотя часть произведений («Матренин двор») останутся высокой лит-рой.

 

3)На франц-ом - паралитература = «рядом с литературой»

В Германии ее название - тривиальная лит-ра. Англия - массовая лит-ра, trash.

Граница между беллетристикой и паралитературой тоже размыта.

Тривиальная лит-ра - женский роман, гангстерские, квази (=как бы) исторические романы - это все разработано беллетристикой и лишь повторяется в произведениях массовой лит-ры. Каждый новый женский роман повторяет все предыдущие - одни и те же хар-ры, сходные сюжеты с минимальными, высосанными из пальца вариациями.

Николай Алексеевич пару лет назад решил вынести серьезное экспертное суждение по современным женским романам, но на 3-ьем «сломался», у него сложилось впечатление, что он в третий раз читает первый роман, но с другими именами.

«Бешены», «Бешеный2», «Брат бешеного» - как мыльные оперы. За счет паралитературы, по мнению Николая Алексеевича, происходит восполнение потребностей, наличие которых человек сам себе не может объяснить. Для науки паралитература неинтересна, изучать детективы Бушкова никто не будет. интересно для изучающих литру другое: почему ее читают люди, на какие ожидания публики она рассчитана. Изучение этого помогло бы осознать себя и общество, в котором мы живем и произвести изменения в его структуре. Есть произведения ничтожные сами по себе, но они свидетельствуют о том, что происходит с обществом.

 

Анализ произведения - это членение целостного, связанного с законченностью художественного мира.

 

массовая лит-ра - 1 художественный мир на все произведения, правильнее сказать, художественный мир напрочь отсутствует. срабатывают заимствованные из произведения в произведение схемы, «обкатанные» в сознании читателя.

 

беллетристика - художественный мир возникает, но не завершается.

 

художественная лит-ра - художественные миры произведений и художников представлены в максимально полной и завершенной форме.

 

Беллетристика может переходить в категорию высокой литературы.

В 90-ые годы высокая лит-ра не создается.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.