Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Лекция № 8. Художественная речь и ее элементы






     

    Художественная речь и ее элементы

    Как изменяется литературный язык.

     

    В обыденном сознании путаются 2 понятия

    1) Язык литературный - отобранный и кодифицированный язык общения нации в общении, отбор из всего богатства языка, ограниченный нормами и правилами. (Молодежный и блатной сленг в литературный язык не входят)

     

    2) Язык литературного произведения - автор отбирает формы языка, которые уместны для его произведения. В «Тихом Доне» используются казачьи диалекты.

     

    Художественная речь отличается особенной выразительностью.

    Выразительность - необязательно красота языка

     

    Вернемся к закону Шкловского - «закону остранения» (от странный, непривычный)

    Суть его в том, что любое явление искусства со временем автоматизируется, становится привычным. (Мы каждый день ходим мимо стен Кремля и не замечаем их красоты, как это было, когда мы их увидели в первый раз). Чтобы по-новому взглянуть на вещь нужно по-новому о ней сказать, и задача художника - каждую вещь показать так, чтобы читатель увидел ее как будто впервые.

     

    Классификация предметно-изобразительных форм.

    (метафора, метонимия, синекдоха)

     

    В учебниках русского языка говорится о лингвистическом понятии, тогда как в литературе только языковедческим толкованием этих терминов ограничиться нельзя. Возникают некоторые дополнительные качества - например, появляются свежие метафоры - их не так много, потому что трудно придумать новое уподобление

     

    Только традиционными способами переноса невозможно ограничиться. Иные возможности и принципы появляются.

     

    троп и переносное значение

     

    Вдобавок к 6-титропной традиционной теории, поэтич. практика изобрела 7-ой.

    Тропы:

    1. Метафора - перенос по сходству (Золотые руки)

    2. Метонимия - по смежности (Город спит)

    3. Синекдоха - по количеству - часть по целому и наоборот

    4. Ирония - по противоположности (Младенцу говорят: «Ты у нас богатырь!»)

    5. Гипербола - усиление значения «Гулливер в стране великанов». Литота - преуменьшение «Гулливер в стране лилипутов»

    6. Эмфаза - сужение значения (Этот человек был человеком)

    7. Антиэмфаза - расширение значения.

     

    Символ - многозначное иносказание.

    Аллегория - однозначное иносказание

     

    «Священное писание» содержит много иносказаний, так слово «вода» = Христос, богатство мира, услада искушения, плотское наслаждение, кара адова

     

    Какой-то набор значений, которые могут быть восприняты в образе, но когда в повседневной жизни мы говорим «вода» мы имеем в виду воду, а не кару адову.

     

    Лотман «Символ в системе культуры»

    Идея нового содержания, символ для выражения более важного содержания. Текст обладает границами.

    Символ - это не просто синхронный (современный) символ культуры. Память символа длиннее, чем его текстовое значение.

    Символ = записка, которую запечатали в бутылку и бросили в реку истории, ведущую из прошлого в будущее. Через годы смысл записки изменился, потому что изменились представления людей о жизни, сама жизнь. Смысл в другой обстановке воспринимают по-другому и снова запечатывают и бросают в реку жизни. При втором откупоривании к восприятию смысла записки добавляется и восприятие тех впечатлений, которые возникали у людей при первом откупоривании. Одни значения с годами уходят, другие актуализируются.

     

    Бутылка - план выражения

    Записка - план содержания

     

     

    Иногда возможно многозначное истолкование.

    (Например, крест как символ - отношение к нему менялось с годами, он был символом разных понятий)

     

    Многозначное иносказание включает спектр значений, существующих неслиятно и нераздельно (См. творчество поэтов-символистов особенно)

     

    Существует номенклатура тропов.

    Существует ошибочное представление, что крайняя форма гиперболы - это гротеск, фантастическое преувеличение. На самом деле мотив преувеличения и гипербола - признак гротеска, но не главный. Гротеск - вид римского древнего орнамента, если посмотреть истоки слова. На орнаменте изображалась причудливая игра с человеческими и животными формами без разграничения. Гротеск - это не дальнейшее развитие гиперболы, а особая форма предметной выразительности, меняющая облик вещей без ограничения и весьма причудливо.

     

    Гипербола - телескоп, увеличивающий картинку

    Гротеск - кривое зеркало (бывает смешной и трагический)

     

    В этих тропах не только номенклатура, но ср-ва выразительности. Писатель пользуется этими приемами не для одного предложения. Художник весь мир видит как метафору, мир, в котором все предметы могут быть уподоблены друг другу. Человек - часть этого мира.

     

    Вознесенский - «Автопортрет»

    Поэт уподобляет себя риторике неона, апостолу небесных ворот, аэропорту.

    В этом проявляется то, как автор относится к миру, который открывается его глазам. Этот способ видения мира очень выразителен. Одни предметы могут быть подменены другими. Но если все уподобляется всему, значит какое-то не очень на первый взгляд, бросающееся в глаза качество одного предмета переносится на основной предмет, уподобляемый. то есть, если Вознесенский уподобляет себя аэропорту, то в нем, Вознесенском могут существовать сидящие на чемоданах переселенцы дальней Африки. Могут проводиться неожиданные аналогии, на которые автор, быть может, даже не рассчитывал.

     

    Пример метонимии - Мандельштам, когда писал о своем детстве, так охарактеризовал аптеку: «телефоны в аптеке сделаны из лучшего скарлатинового дерева». - построено это выражение на ассоциации.

     

    Способ видения мира, а не просто прием - часть таланта писателя.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.