Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Лекция № 7






     

    Материал и прием. Сюжет и фа­була. Язык произведения

     

    1) Материал, прием, форма.

    Баратынский «Скульптор»

    О Пигмалионе и Галатее

    «В камне - душа девушки»

     

     

    Талантливое произведение = вдохновение (эротическое, творческое) + техника (умение нужно, чтобы обнажить желаемое)

     

    По традиционному представлению содержание и форма считались разными понятиями. Кон 10 - нач 20 гг ХХ-ого века на смену этому представлению о форме и содержании приходит понимание искусства как слияния материала и формы, которая появляется после работы над материалом. (Ученые «Опояз») Такое представление более правильное. Одно неотделимо от другого в произведении.

     

    Писатель задумываться над тем, как у него С и Ф переплетаются на должен, это задача литературоведа.

     

     

    Прием - это то, с помощью чего творец приходит от материала к форме.

     

    Подробнее:

     

    Шкловский «Искусство как прием» - прием затрудненной формы - закон остранения. Читатель вместе с писателем должен пережить создание из хаоса космоса. Набор приемов художника - отстраненность и затрудненность восприятия.

    Выгодский «Психология искусства» о «Легком дыхании»

     

    Материал - все, что взято как готовое - быт, характеры. Что существовало до написания рассказа, будет существовать после него и существует вне его.

     

    Форма (напр. рассказ) - расположение материала, преображение материала

     

    Форма и материал - из области человеческих отношений.

     

    Происшествие - это материал,

    Порядок расположения частей - форма.

     

    Материал - не то, что приходит непосредственно из жизни. Чтобы стать материалом художественного произведения должны произойти превращения, переход в другой мир. Недаром худ лит по-английски = fiction, то есть фикция, вымысел

     

    1)Тынянов писал о Пушкине и его семье, друзьях. Он писал о людях существовавших в реальности, использовал их имена, биографии.

    Но научное и художественное творчество Тынянова отличаются.

     

    При научном подходе его цель - отыскать о людях реальные факты, чтобы более полно раскрыть их тв-во

     

    При художественном - он пишет о людях связанных с действительностью, но он додумывает то, чего в действительности могло и не быть, то, в чем он не может быть уверен. (Например, о том, в какой одежде кто куда пошел - в биографиях об этом редко пишут, а при описании героя это приходится домысливать) раскрытие логики, заложенной в вещах, но необязательно доходящей до конца; того, что подразумевается, но могло и не быть никогда.

     

     

    2) Толстой называл героев именами похожими на имена реальных людей (иногда прототипов) - при этом в обращении с героями он чувствовал большую свободу, мог добавлять собственные представления.

     

    3) Полная выдумка - развод, разграничение реальности и фантазии. Выдуманные и условные имена.

     

    Материал из жизненного преобразуется в художественный. Литератор имеет дело только с языком как с инструментом. В лит произв. нет ничего кроме языка, который должен быть особым образом обработан, преображен.

     

    Филология - наука о литературе, изучающая язык.

     

    1916 г. - на французском языке выходит книга Соссюра «Курс общей лингвистики». Описывая деяния Соссюра, Реформатский пишет, что главное в них - это язык всех разновидностей речи в синхронии. В синхронии - одновременно с нашей жизнью

    в диахронии - в историческом развитии языка. (Хочется обнять свою усталую голову и не бить ушами по лицу, дальше будет понятнее. Может быть...)

     

    Язык - глобальное, универсальное, абстрактное понятие. Не то, как мы говорим, пишем. Язык Пушкина - неправильная формулировка по Соссюру. Язык - все богатство, совокупность языка. Правильнее говорить речь Пушкина, ибо речь - индивидуальная реализация языковых возможностей.

     

    Для писателя язык - материал.

    Речь, созданная, закрепленная и оформленная в результате получения художественного произведения - форма.

     

    Речь - всегда более узкое понятие, чем язык, это отбор из языка, то, что преображает, трансформирует язык, придает ему форму.

     

    Некоторые писатели трансформируют язык, иногда даже изобретают новые слова, Достоевский - автор слова «стушеваться», которое так любит Николай Алексеевич).

    Внося что-то новое в свою речь, писатель может обогатить весь язык.

     

    Интересные примеры:

    Футуризм подарил миру «Аграмматические сонеты» - стихи, в которых не работают грамматические формы.

    Футурист Давид Бурлюк не употреблял предлог «в» - тем самым ломал традиционные языковые представления.

     

     

    Художник трансформирует язык в художественную речь, как материал в форму.

    В.М. Жирундский:

    Делению на форму и содержание противопоставлено искусство как эстетическое направление, имеющее материал и прием.

     

    Факт à ПРИЕМ à эстетический факт = искусство

     

    Проза - цепь событий, за которой мы следим в зависимости от воли автора.

    Фабула - совокупность событий в их взаимной внутренней связи.

    Сюжет - художественно построенное распределение событий -.

    Материал = фабула - то, что существует как бы в «действительности», созданной автором из реальности.

     

    Хронология соблюдается в произведении, когда мы узнаем о событиях в их прямой последовательности, но она соблюдается редко. В детективах мы почти всегда сначала узнаем конец - об убийстве - и лишь потом переходим середине - расследованию - и лишь под конец произведения узнаем начало событий - кто убил и почему. Автор детектива заинтересован в том, чтобы восстановить цепочку постепенно, чтобы мы следили за главным героем - как он ведет расследование - ведь он тоже не знает сначала кто и почему, а лишь постепенно, посредством умозаключений воссоздает цепочку событий. Таким образом, цель несовпадения - возбудить интерес читателя.

     

    Бунин в произведении «Легкое дыхание» в самом начале рассказа дает понять, что героиня умерла - этим он снижает сюжетное напряжение. Формой писатель уничтожает негатив, который мог возникнуть у читателя. безобразное событие жизни становится эстетическим событием рассказа. И сам рассказ воспринимается читателем как легкое дыхание.

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.