Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Лекция № 9. Пространство и время в литерату­ре






     

    Пространство и время в литерату­ре.

    Художественная условность

     

    Строение лит произв и реальный мир вне пространства не существует. В округ - урегулированное П, и мы часть его. + мы постоянно движемся во времени. остановить мгновение невозможно. Человек существует во В и П. П-ом и В-ем художник может манипулировать, как хочет.

     

    Лихачев. «Поэтика древнерусской литературы»

    Худ В стремиться выключить произведение из реальной жизни. Худ В НЕ РАВНО В-ени реальному, лишь внешнее подобие.

     

    А. Белый (философское понимание времени):

    Время - перегородка между безвременьями. То, что уходит в прошлое, уходит в хаос. То, что еще не пришло, в хаосе пребывает Время - это поверхностное натяжение между прошлым и будущим (Вот бы и на экзамене так красиво спеть...)

     

    Как построены в худ произв. время и пространство.

    Существует грамматика времени («Я Вас любил» - в Прош. вр.)

    своеобразие и отличие от действительности худ. В-и и П-ва в том, что и В, и П в худ произв. не материальны.

     

    О реальный стол можно удариться и заполучить реальный синяк, который будет реально болеть. В литературе у читателя ничего не будет болеть от описания стола. П в литре условно, обозначено фиксированными точками, в которых находятся предметы, природные константы - горы, море. Так и течение времени - фантастика, путешествие из прошлого в будущее. (Рэй Бредберри «И грянул гром»)

    В жизни такое путешествие в прошлое или будущее совершить нельзя.

     

    Искусственность худ В-и в том, что оно теряет материальность, приобретает способность особым образом двигаться.

     

    И еще раз:

    Худ время НЕ РАВНО времени реальному

     

    Не успеет художник описать каждое действие реальности на бумаге. (Мы не знаем как Печорин чистит зубы. ходит в туалет и т.д., а между человек совершает эти действия ежедневно, но описывать это 1-ое скучно для читателя, 2-ое - некрасиво, 3-ье не хватит бумаги, 4-ое художник скончается, пока будет описывать каждое движение героя даже за неделю). В литре В менее подробно. Мельчайшие единицы В-и воспроизведению не поддаются, мы им не придаем значения, но они есть. Зато в лит-ре можно воспроизвести жизнь в общем ее представлении. Угнаться за протяжением жизни нельзя, это незыблемый закон.

     

    У разных литературоведов в основном исследуется реальное время, а не П. (Бахтин, например)

     

    Лотман «Пространство в прозе Гоголя».

    Время и пространство неразделимы.

     

    Хронотоп - время, пространство

     

    На почве теории относительности возникла эта почти метафора, отражающая неразрывность времени и пространства, которую включает реальность литературы.

     

     

    В зависимости от задач и видения автора он делает объектом внимания то В, то П. Он делает ощутимым то, что относится то к одному, то к другому, но это 2 стороны единого процесса.

     

    Галич 1962г. «Облака».

    Булгаков «Мастер и Маргарита»

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.