Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция № 9. Пространство и время в литературе
Пространство и время в литературе. Художественная условность
Строение лит произв и реальный мир вне пространства не существует. В округ - урегулированное П, и мы часть его. + мы постоянно движемся во времени. остановить мгновение невозможно. Человек существует во В и П. П-ом и В-ем художник может манипулировать, как хочет.
Лихачев. «Поэтика древнерусской литературы» Худ В стремиться выключить произведение из реальной жизни. Худ В НЕ РАВНО В-ени реальному, лишь внешнее подобие.
А. Белый (философское понимание времени): Время - перегородка между безвременьями. То, что уходит в прошлое, уходит в хаос. То, что еще не пришло, в хаосе пребывает Время - это поверхностное натяжение между прошлым и будущим (Вот бы и на экзамене так красиво спеть...)
Как построены в худ произв. время и пространство. Существует грамматика времени («Я Вас любил» - в Прош. вр.) своеобразие и отличие от действительности худ. В-и и П-ва в том, что и В, и П в худ произв. не материальны.
О реальный стол можно удариться и заполучить реальный синяк, который будет реально болеть. В литературе у читателя ничего не будет болеть от описания стола. П в литре условно, обозначено фиксированными точками, в которых находятся предметы, природные константы - горы, море. Так и течение времени - фантастика, путешествие из прошлого в будущее. (Рэй Бредберри «И грянул гром») В жизни такое путешествие в прошлое или будущее совершить нельзя.
Искусственность худ В-и в том, что оно теряет материальность, приобретает способность особым образом двигаться.
И еще раз: Худ время НЕ РАВНО времени реальному
Не успеет художник описать каждое действие реальности на бумаге. (Мы не знаем как Печорин чистит зубы. ходит в туалет и т.д., а между человек совершает эти действия ежедневно, но описывать это 1-ое скучно для читателя, 2-ое - некрасиво, 3-ье не хватит бумаги, 4-ое художник скончается, пока будет описывать каждое движение героя даже за неделю). В литре В менее подробно. Мельчайшие единицы В-и воспроизведению не поддаются, мы им не придаем значения, но они есть. Зато в лит-ре можно воспроизвести жизнь в общем ее представлении. Угнаться за протяжением жизни нельзя, это незыблемый закон.
У разных литературоведов в основном исследуется реальное время, а не П. (Бахтин, например)
Лотман «Пространство в прозе Гоголя». Время и пространство неразделимы.
Хронотоп - время, пространство
На почве теории относительности возникла эта почти метафора, отражающая неразрывность времени и пространства, которую включает реальность литературы.
В зависимости от задач и видения автора он делает объектом внимания то В, то П. Он делает ощутимым то, что относится то к одному, то к другому, но это 2 стороны единого процесса.
Галич 1962г. «Облака». Булгаков «Мастер и Маргарита»
|