Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе в связи с требованиями ФГОС.






Главной задачей реализации ФГОС в современной школе выбрано раскрытие способностей каждого ученика, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способным к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Требования предъявляемые к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым. При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в

форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,

интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой

системы приемов обратной связи).

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1.Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые

дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если

сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.

Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

• проблемы, с которыми столкнулись учителя, работая в начальных классах: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно- воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего её. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя могут реализовывать новые стандарты без проблем, в основном за счёт своего умения быстро перестраиваться.
Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства.

 

Содержание занятий по изобразительному искусству в школе на примере анализа программы Б.М. Неменского.

Анализ программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского (1-9 класс). План: 1) Концепция, Программа и ее особенности 2) задачи 3) основа программы-принципа 4) основные виды деят-ти 5) учебно-методич. обеспечение. 1) Разработана в 1970-1975 годах группой ученых: Научный руководитель - Неменский Б.М. Концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». 2) Цель программы: формирование художественной культуры как части культуры духовной.. Задачи: Одной из главных задач программы является развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры (другие: худож. развитие, формиров. Худож.мышления, усвоение эмоц.-чувст.опыта) 3) Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью. Основные принципы программы: 1. Принцип " искусство как духовная культура", отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу). 2. Принцип диалог культур (национальных и исторических форм). 3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. 4.Принцип связи с жизньюисистема заданий на осознание окружающей действительности сдиалог урока с жизнью). 5.Блоко-тематический принцип построения программы, когда: а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; в) темы каждого урока " по кирпичику" строят познание темы четверти, и " кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. 6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. 4) Основные виды деятельности изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация; объемно-пространственное моделирование; проектно-конструктивная деятельность; художественное фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; прослушивание музыкальных и литературных произведений 5) Учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей. Все издания под редакцией Б.М.Неменского. Вывод: целостная концепция преподавания в отличие от разрозненного учебно-тематического плана обеспечивает системность освоения содержания по предмету. 2. Активизация учебно-позновательной деятельности учащихся. Пути и средства активизации Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Активизация учебно-познав деят-ти уч-ся - совокупность приним-ых преподавателем мер, кот направлены на формир-е и использ-е в уч процессе методов и средств обучения. Цель – повыш-ие устойчивого интереса к знаниям, творч активности и самостоят-ти уч-ся, реализация приобретен умений и навык в изменен и нов ситуац-х.Методы Акт обуч–те методы, кот максим-но повышают уровень познават активности шк-ов, побуждают их к старат учению. Словесные методы.1. Метод дискуссии, применяется по вопр-ам, требующим размышлений; учащ-ся должны свободно рассуждать.2. Метод самост работы с уч-ся. 3. Метод самост работы с дидактич матер-ми.4) Метод проблем излож-я. Создание на уроке проблем ситуации. Уч-ся не обладают знаниями или способами деят-ти для объяснения фактов и явлений, выдвиг свои гипотезы, решения данной пробл ситуации. Формир-ие у уч-ся приемов умствен деят-ти, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственх связей.Нагляд методы. 1. Частично-поиск. Организ-ся работа уч-ся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Сообщается лишь цель. А уч-ся путем наблюд-я и обсуждения решают пробл вопрос. Практич методы.1. Частично-поиск лаборат метод. Учащиеся решают пробл вопрос и добывают часть новых знаний путем самост выполнения и обсуждения ученич эксперимента. До лабор работы уч-мся известна лишь цель, но не ожид результаты. В пед. практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор их сочетаний. Факторы, побужд-щие уч-ся к активности: -творч характер учебно-познав деят-ти-мощный стимул к познанию. Исследовательский хар-р пробуждает у уч-ся творч интерес-> побуждает их к актив самост и коллект поиску нов знаний. -состязательность - побудитель к актив деят-ти уч-ся. (соревнование за лучш оценки, стремление показать себя с лучшей стороны перед однокл). Проявляется на занятиях, проводимых в игр форме. -игровой характер включает в себя и фактор профессион интереса, и фактор состяз.Представляет собой эффектив мотивац процесс мыслительной активности уч-ся. Любая игра побуждает её участника к действию. Основные способы активиз познав деят-ти: -опираться на интересы уч-ся и одновременно формир мотивы учения, среди кот на 1 месте выступают познават интересы, профессион склонности; -включать уч-ов в реш-е проблем ситуаций, а проблем обучение, в процессе поиска и решения науч и практич проблем; -использовать дидактич игры и дискуссии; -использовать методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ; -стимулир-ть коллектив формы работы, взаимодействие учеников в учении. 3. Выполнить изображение собаки мелом на доске с соответствующим словесным объяснением.

3. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе на примере анализа программы Татьяны Яковлевны Шпикаловой.

Программа составлена в соответствии с концепцией. модернизации российского образования, на основе положение правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны.

Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов:

Раздел «Основы художественного изображения» ориентирует на эмоционально-эстетическое восприятие произведений, профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приемов создания художественных образцов; использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция).

Раздел «Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в упражнениях по освоению специфики образного языка народного искусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельною составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроках труда.

Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов:

Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги; предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применения средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).

Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств способов обработки ткани; предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.

Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из берестщ, соломки, глины и др. на основе творческих принципов народного искусства (повтор, варилци, импровизация).

 


4. Содержание занятий по изобразительному искусству на примере анализа программы Натальи Михайловны Сокольниковой.

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:

- приобщение к искусству как духовному опыту поколений,

- овладение способами художественной деятельности,

- развитие творческой одарённости ребёнка.

Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.

Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.

Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.

Изучение народного искусства учащимися включает:

знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).

Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс (33 ч) Мир изобразительного искусства (18 ч) «Королевство волшебных красок» (9 ч). Картинная галерея. Радужный мост. Основные и составные цвета. Красное королевство. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство. Зелёное королевство. Сине-голубое королевство. Фиолетовое королевство. «В мире сказок» (10 ч). Волк и семеро козлят. Сорока-белобока. Колобок. Петушок-Золотой гребешок. Красная Шапочка. Буратино. Снегурочка. Мир народного и декоративного искусства (9 ч) «В гостях у народных мастеров» (10 ч). Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Матрёшки. Городец. Хохлома. Гжель. Мир дизайна и архитектуры (5 ч) «В сказочной стране Дизайн» (5 ч). Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное королевство. Квадратное королевство. Кубическое королевство. Основные задачи обучения и развития: — ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры и др.); — ознакомление с приёмами живописи гуашью и акварелью; — освоение простейших приёмов лепки объёмных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.); — изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения): изучение порядка расположения цветов в радуге, цветового круга (12 цветов), основных и составных цветов; составление цветовых оттенков; — формирование умения передавать в тематической композиции, иллюстрации смысловые связи между изобраежаемыми объектами, выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов. Программа. 1 класс — освоение способов передачи пространства на плоскости листа «Игры с пространством»: приём загораживания, уменьшение удалённых объектов; — ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Сергиев Посад, Полхов-Майдан, Семёнов); — первоначальное освоение приёмов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрёшек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий; — освоение некоторых декоративных приёмов (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.); — знакомство с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом настроения) и лепки (свободная передача формы); — обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, треугольник, куб, шар) в природе, архитектуре и объектах дизайна; — обучение умению создавать эскизы, макеты архитектурных сооружений и модели объектов дизайна на основе геометрических форм и тел. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 класс (34 ч) «Мир изобразительного искусства» (14 ч) «Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). «Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура. «Мир декоративного искусства» (8 ч) Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж. «Мир народного искусства» (7 ч) Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья. «Мир дизайна и архитектуры» (5 ч) Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры. Основные задачи обучения и развития: — продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.); — освоение живописных приёмов (по сырому, лессировка, раздельный мазок и др.); — освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями); — продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и чёрной краски; — продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа). Изобразительное искусство — продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, тетёрки, росписи Северной Двины и Мезени, архангельская щепная птица); — освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, тканью, губкой и др.; кляксография, рисование солью и др.); — продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и др.); — продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры; — продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм; — продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 класс (34 ч) «Мир изобразительного искусства» (13 ч) «Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк). «Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет. «Мир народного искусства» (6 ч) Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика. «Мир декоративного искусства» (9 ч) Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет. «Мир архитектуры и дизайна» (6 ч) Форма яйца. Форма спирали. Форма волны. Основные задачи обучения и развития: — изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры; — обучение умению выбирать живописные приёмы (посырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции; — продолжение освоения приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи пропорций; — продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цветоведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков; — продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); освоение цветового, текстурного, тектонического. Изобразительное искусство мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных); — формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и др.); — ознакомление с художественно-конструктивными особенностями русской деревянной избы; — продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская керамика); — изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и др.) народных орнаментов; — продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой); — обучение умению узнавать форму спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры; создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм; — продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 класс (34 ч) «Мир изобразительного искусства» (15 ч) «Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с необычными художественными музеями. «Виды и жанры изобразительного искусства» (13 ч). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика. «Мир декоративного искусства» (8 ч) Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль. «Мир народного искусства» (7 ч) Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм. «Мир архитектуры и дизайна» (4 ч) Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн. Основные задачи обучения и развития: — продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.; — продолжение освоения живописных приёмов (посырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.) и способов применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.); — продолжение освоения правильной передачи пропорциональных соотношений фигуры человека и животных; — продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (изучение основ линейной и воздушной перспективы); — изучение основ светотени.



 


 


 


5. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе на примере анализа программы Ю. А. Полуянова.

Программа по изобразительному искусству разработана на основе программы начального общего образования авторской программы Ю.А. Полуянова (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Международная ассоциация «Развивающее обучение

Основные цели курса:

• обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента

• начального общего образования по предмету ИЗО;

• содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия;

• произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;

• способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике

видов и жанров искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);

• содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных

ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

• способствовать формированию образного мышления, пространственного

воображения, художественных, проектных, конструктивных способностей на основе творческого опыта.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1 КЛАСС. В течение первого года обучения ученики знакомятся с теми видами художественной деятельности (трудовой и изобразительной), которыми будут заниматься в последующих классах и которые по содержанию и технологии доступны детям этого возраста: это общность и различие линий, пятен, силуэтов, скульптурная лепка, преобразование красок в цвет, декоративная роспись, архитектура и монументальная живопись, художественное шитье и конструирование.

Весь первый год обучения происходит введение детей в основной принцип эстетики - целостность: восприятие произведений художественной культуры, собственных работ, выражение своего замысла.

Целостность вводится через практические действия учеников по соединению между собой изображений (людей, животных, строений и т. п.) на рисунках, частей и деталей разных поделок, объемных форм скульптуры. Критерием соединения служит начальное понимание детьми принципа меры как соотношения величин, форм, цветов и т. д. Расширяются представления учеников об источниках замыслов того, что они делают. Дети пробуют передавать смысловые функциональные и динамические связи внутри рисунков, скульптур, поделок, соединять линии, пятна, силуэты, учитывая их мерность хотя бы в трех градациях - двух крайних и средней. Мерность применяется ко всему: к своим действиям, материалам, инструментам и средствам деятельности. Краски гуашь: густые – жидкие - средней густоты. Кисти: широкие - тонкие - среднего размера, а также жесткие - мягкие, круглые - плоские. Цвета: светлые – темные - средней светлости. Формы: округлые – угловатые - смешанные. Величины: большие – маленькие - средние.

Ученики получают первые представления о пластике и вы­разительности плоских и объемных правильных форм. Узна­ют, что различие форм зависит и от вида инструментов (кисти, карандаша, ножниц), и от движения руки с инструментом, и от правильной организации рабочего места. Эта зависимость наиболее явна при освоении первичных приемов скульптур­ной лепки и конструирования из плоского материала объем­ных изделий. Но не в меньшей мере это определяет и художе­ственную выразительность живописных, графических и деко­ративных рисунков. Полученные таким образом линии, пятна, силуэты из черной и цветной бумаги, различных тканей и объемные формы из пластилина дети по-разному соединяют в сказочные фантастические и реальные изображения людей, животных, зданий и т.п.

 

1 раздел. Линии-пятна-силуэты. 9 часов. Изображение линий, разных по эмоциональному восприятию.

2.Декоративная роспись.5 часов. Следы кистей разных размеров. Простые приемы «примакивания»

3.Художники-оформители. 6 часов. Первые навыки по оформлению одежды узором. Выпуск стенных газет.

4.Архитектура и монументальная живопись.6 часов. Фриз. Картины фриза.

5. Наши любимые праздники. 2 часа. Рисунки к памятным датам.

6. Скульптурная лепка. 5 часов. Освоение приемов лепки. Работа с разным лепным материалом.

 

Класс.

На основе полученного в первый год обучения у детей формируется способность к обобщенному восприятию — зритель­ному соединению в целостность разных цветов, форм, величин на своих рисунках, на картинах, в изделиях мастеров и в том, что они видят в окружающей жизни. Обобщенное восприятие про­должает формироваться на

материале введения учеников в общие способы построения в художественной деятельности гармоничной целостности композиции и конструкции. В течение года последовательно пробуют осваивать:

1. Способы гармонизации (согласованности, соразмерности, со­вместимости и т.п.) художественной формы. 4 часа.
Первым средством формирования обобщенного восприя­тия выступают способы зрительного согласования разных цве­товых сочетаний на специальных таблицах, в произведениях живописи и декоративно-прикладного искусства и, главное, на собственных рисунках, игрушках, моделях детей. Цвет выбран ведущим средством организации, потому что дети 6—8 лет про­являют повышенную восприимчивость к его эстетической и эмоционально-смысловой выразительности, потому что цве­товые отношения легче поддаются образному осмыслению, чем рассудочно-словесному. Это позволяет с самого начала ввести в обучение критерий целостности в его наиболее общем исход­ном виде, не касаясь пока никаких частных признаков цвета, кроме тех, которые уже знакомы детям.
Ученики пробуют применять согласованность, соразмер­ность, совместимость как меру гармоничного целого к сочета­ниям разных величин и форм при выполнении декоративных росписей, скульптурной лепке, при конструировании декора­тивных и елочных фигур из бумаги, картона и другого лис­тового материала, при соединении красочных пятен в кол­лаже.

2. Способы построения регулярных ритмов (8 часов),

где установленные повторения и чередования элементов и интервалов далее оста­ются неизменными (равномерными).
Эти типы ритмичных построений и их соединения вначале осваиваются в ходе решения учебных задач — поиска вариан­тов орнаментов в полосе — на прямоугольной и бесконечной площади, пользуясь одинаковыми фигурами (комбинаторные задачи). Мерой при этом служат сначала уже известные учени­кам отношения величин и форм, потом вводятся новые при­знаки отношений цветов, форм, величин.

3. Отношения теплохолодности цвета (8 часов): формальные (для отдельно взятых цветов) и относительные (для отношений цветов в сочетаниях).
Отношения теплохолодности полнее, чем другие признаки цвета, выражают эмоционально-эстетические стороны художе­ственного изображения, что благотворно отражается на выра­зительности живописных тематических рисунках детей. Они дают ученикам наиболее свободный и широкий выбор вариа­ций цветового ритма, а позже и отношений симметрии. Осво­ение отношений теплохолодности цвета продолжается на всех последующих этапах обучения.
4.Способы построения симметрии: зеркальной при отношении тождества величин, форм, объемов (8 часов).
Освоение этих способов подготовлено опытом построения ритма, который отличается от симметрии, прежде всего, не­центрированностью конструкций. В этом году ученики полу­чают разнообразные симметричные фигуры только способом пространственного преобразования зеркального отображения и только в отношениях тождества — полного равенства между частями и элементами изображения. Об этом виде симметрии большинство учеников уже имеют некоторое представление, хотя и не все знают его название. Цель обучения — ввести их в общий способ симметрии, позволяющий строить плоские и объемные изображения, разнообразные но содержанию, фор­ме и материалам, внешне непохожим друг на друга.
Свои умения они реализуют в орнаментальных и декора­тивных работах гуашью, из фольги, цветной и черной бумаги, в коллаже, в скульптуре, на чеканке из тонкого пластика, декоративных масках, разных видах шитья, орнаментальных суперобложках для учебников и в тематических живописных и графических работах.
В процессе их создания продолжается освоение приемов примакивания на примере более сложных положений разных кистей и движений ими, а также новых видах соединения и крепления разных материалов. При использовании этих при­емов получаются новые по очертаниям и пластическим соеди­нениям формы и их сочетания, которые ученики используют в живописи, графике и художественном труде. При этом осва­иваются: работа по простейшим схемам, разметка «на глаз», по шаблону и трафаретам, а также с помощью чертежных инстру­ментов, простые виды соединения, крепления и сшивания частей и деталей.

5. Пластичность очертаний правильных форм изображений и предметов (8 часов).
Главное в этом разделе - формирование у детей умения видеть и изображать обобщенные очертания правильной фор­мы, близкие к геометрическим и их различным соединениям. Ученики знакомятся с различиями эмоционально-смысловой выразительности округлых, угловатых и смешанных форм очер­таний изображений. Пробуют находить в жизни и изображать такие формы, начиная с их обобщенных очертаний. Пользу­ются при этом различными изобразительными средствами: линией, силуэтом, оттисками, объемными (скульптура) и по­луобъемными (картон, текстиль) формами.

Класс.

На третьем году обучения продолжается освоение спосо­бов организации композиционных и конструктивных отноше­ний в изобразительном искусстве и художественном труде.
Содержание обучения разворачивается по следующим вза­имосвязанным разделам, каждый из которых затем продолжа­ется до конца учебного года.
1. Способы построения композиции структура рабочего поля, композиционное и конструктивное равновесие.
Симметричные построения типа зеркального отображения являются примером полного конструктивного равновесия. Такую же, только двойную симметрию имеет рабочее поле ком­позиции и конструкции: низ - верх, левая - правая стороны, центр — середина. Перемещение изображений или элементов в структуре рабочего поля позволяет ученикам искать несим­метричные варианты равновесия. Сначала по признакам вели­чины, потом - формы и светлоты, наконец - по цвету.
Симметричные конструкции, в отличие от композиции, которая всегда пространственно ограничена, может не иметь границ. От того, в каком месте рабочего поля оказалось то или иное изображение, будет зависеть, каким оно будет восприни­маться на картине: тяжелым или легким, падающим или лежа­щим, движущимся или неподвижным и т.п. Поэтому один из способов композиции состоит в поиске места каждого изобра­жения в структуре рабочего поля и установлении отношения между ними.
Содержание замыслов бесконечно и каждый требует своей композиции. Поэтому невозможно задать ученикам какие-то образцы композиций, подходящих к определенным замыслам, нельзя ни рассказывать, ни показывать то, что они в итоге найдут для своего замысла. Можно только научить тому, как их искать.
2. Динамические отношения (связи) композиции.
Внутри композиционного равновесия происходит поиск простых динамичных и статичных мест в структуре рабочего поля и взаиморасположения разных изображений относитель­но друг друга, В этом поиске условно выделяются формальные и эмоционально-содержательные композиционные связи. Формальные связи (линейные группировки, пространственные сближения — удаления и т.п.) служат условием порождения вы­разительности — содержательности рисунка. Больше для этого возможностей дает следующий раздел обучения.
3. Контраст — аналогия: композиционные отношения между одинаковым и разным, подобным и противоположным.
Используя отношения контраста и аналогии в композици­ях и конструкциях, можно выразить самые разнообразные чувства и мысли через связи изображений по любому признаку: цвету, форме, очертаниям и др. Поэтому ученики пробуют ос­ваивать их, начиная с наиболее простых (отношения величин и черно-белого) и кончая более сложным (цветовой контраст, направленность движений и формы).
Поиск цветового контраста (и аналогии) предварительно требует ознакомления с закономерностями образования цве­тового спектра. Эта учебная работа выполняется сначала путем смешения красок трех основных цветов (желтого, красного, синего) и получения таким образом цветов промежуточных (оранжевого, фиолетового, зеленого), которые вместе склады­ваются в ряды цветового тона, а затем — путем смешения хроматических (окрашенных) и ахроматических (черный, белый, серый) цветов, в результате чего образуются приглу­шенные цвета (ряд коричневых, серо-зеленый, серо-синий, серо-розовый и т.п.). Только после этого ученикам демонстри­руется цветовой круг, на противоположных участках которого располагаются цвета, образующие гармоничный (благородный, благозвучный) цветовой контраст. Это, например, пары: крас­ный — зеленый, голубой — оранжевый, синий — желтый и т.п.
4. Различные типы пространственных преобразований симмет­рии: зеркальное отображение, вращение (поворот), пошаговое пере­мещение.
Решая учебные задачи, ученики пробуют в общем виде преобразовывать уже знакомую им зеркальную симметрию в различные варианты других типов пространственных преоб­разований, но пользуясь только отношениями эквивалентнос­ти тождества. Находят в помещении класса и дома предметы построенные по этим типам симметрии. Используют их при создании орнаментальной фигуры в технике чеканки на металлопластике.
5. Пластичность и соразмерность очертаний изображений и предметов
Продолжается обучение способам изображения очертаний объектов более сложных по конструкции, чем в прошлом году. Строение этих объектов и изображений связывается с уже ос­военными типами симметрии. Ученики пробуют реализовать эти способы в разных жанрах и техниках: рисунке, живописи, конструировании елочных игрушек, оттисках с картонных матриц. В течение года расширяется и углубляется опыт учеников в создании уже знакомых им живописных, графических, деко­ративных, скульптурных и макетных работ, пробуются новые приемы и техники художественного труда: декоративные от­тиски краской, эстамп (гравюра на бумажной основе), выши­вание крестом, прокалывание шилом, сборка и новые виды крепления деталей по схемам и другие виды художественно-технической работы.

4 класс. Содержание обучения в этом, завершающем начальную школу, учебном году продолжает начатое во втором и третьем классах и включает новые разделы, подготавливая детей к диф­ференцированному обучению в средней школе.
Вводятся следующие новые разделы обучения:
1. Пропорции по величине, форме, пластика и выразительность очертании плоских и объемных изображений, конструкций, моделей, макетов и изделий.
Пластичность изображений на плоскости и в объеме прямо зависит от отношений величины и формы очертаний и поэто­му осваивается учениками через пропорциональность (сораз­мерность) и контраст-аналогию (выразительность). Материа­лом для этого служат комбинаторные задачи, требующие по­иска соединений элементов разной величины и конфигурации. Решение этих задач осуществляется в форме творческой игры. Ученики пробуют создавать пластичные, выразительные и со­размерные очертания живых существ (людей, животных, насе­комых), растений (цветов, деревьев разных пород) различных по архитектуре зданий, неживых объектов (реальных и фанта­стических строений, натюрмортов из различных по форме пред­метов).
2. Изображения и схемы объема на плоскости, подобные техни­ческому рисунку.
Начальные способы изображения объема на плоскости уче­ники осваивают на примере округлых и прямоугольных форм, где передача ракурсов (линейной перспективы) допускается, но не является обязательной. Таким образом, они подготавли­ваются к освоению пространственных планов, пейзажа и на­тюрморта.

1.Пространственные планы композиции.4 часа.

2. Наблюдение и изображение деревьев. 8 часов.

3. Искусство акварели.10 часов.

4. Конструирование объемных форм из плоского листового материала.2 часа.

5. Рисование с натуры. 2 часа.

6. Иллюстрирование сказок, басен. Беседы об изоискусстве.4 часа.

7. Скульптурная лепка.4 часа.



 


6.Раскрыть основные дидактические принципы обучения в школе на примере предмета «изобразительное искусство».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.