Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура урока ИЗО.






1. Вводная беседа (5-15 мин.).

2. Игровая ситуация (5-8 мни.).

3. Анализ произведений художников, творческих работ детей (5-8 мин.).

4. Словесное рисование (5 мни.).

5. Объяснение последовательности выполнения работы (5-7 мин.).

6. Анализ характерных ошибок в работах учащихся (3-5 мин.).

Выбор сюжета, формирование замысла композиции. (3-5 мин.).

Самостоятельная работа учащихся (15-20 мин.):

— выполнение эскиза (только в 3-4 кл.);

- выполнение рисунка композиции:
- выполнение цветового решения композиции.

9. Подведение итогов урока. Анализ и оценка выполненных работ (5 мин.).
(* - этапы урока используются в зависимости от темы)

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗО.

Для достижений прочных знаний и навыков учащихся по изобразительному ис­кусству практические занятия планируются так, чтобы каждая учебная проблема проходила через несколько видов художественной деятельности. Например, различия в форме предметов и изучаются не только в процессе рисования, но и на уроках лепки, на занятиях по декоративно прикладной деятельности. Это позволяет разносторонне, глубоко проработать со школьниками конкретное художественное явление.

Не менее важным в планировании практической работы является включение в каждое задание пяти обязательных элементов:

- учебной задачи:

- темы или предмета, которые изображаются;

- вида деятельности (с натуры, по наблюдению, по памяти, по фантазии);

- материала или техники работы (гуашь, акварель, тушь, пластилин, апплика­ция);

- слов и терминов, которые учащимся надо усвоить за определенное время.

Все пять элементов задания урока должны быть связаны между собой.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (образовательные, воспитывающие, развивающие). Структура урока и конспект урока.

Урок является основной формой деятельности учителя. В обучающей деятельности учителя большое значение имеет правильно поставленные цель и задачи урока. Цель – это заранее запланированный результат, который учитель хочет получить в процессе осуществления обучающей деятельности. Цель определяет способ и характер деятельности и задачи, которыми руководствуется учитель в достижении цели.

При постановке цели проводится анализ учебной ситуации (тема урока), учитываются содержание программы, потребности и интересы учащихся в воспитании и развитии, имеющиеся для этого ресурсы (содержание учебного материала, учебные пособия, формы и методы, подготовленность учащихся), выбираются из них наиболее эффективные.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства ее достижения.

На уроке учитель работает, как правило, с целеполаганием в трех его аспектах:, определяющем задачи урока: познавательную, воспитательную и развивающую.


 


10.Виды изобразительной деятельности детей в школе и их влияние на творческое, умственное, эстетическое, физическое развитие школьников.

Виды изобразительной деятельности и их значение в умственном, нравственном, эстетическом, физическом развитии школьников. (Рисование, лепка, аппликация, конструирование)

Основные виды деятельности:

Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);

декоративная и конструктивная работа;

лепка;

аппликация;

объемно-пространственное моделирование;

проектно-конструктивная деятельность;

художественное фотографирование и видеосъемка;

восприятие явлений действительности и произведений искусства;

обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

изучение художественного наследия;

подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

а также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы постигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах. (Кант И. Критика способности суждения. М. 1994.)Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в «чистый эстетизм». В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города. Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека. Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения. Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.


 

11. Раскрыть понятие «способности к изобразительной деятельности». Показатели проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.

Задатки-это врожденные, физиологические особенности организма, основа для развития способностей- природные предпосылки (развитая мелкая моторика рук).

Способности-психичесеие свойства и качества личности, которые позволяются качественно выполнять определенный вид деятельности. Они делятся на

1) общие (проявляющ. Во всех видах деят-ти человека- например интеллектуальные)

2) специальные (проявляющ в отдельных видах деят-ти (математич, музык, художестве).

Стадии развития способностей: Задатки, Способности, Одаренность, Талант, Гениальность

Склонность – это обычно показатель специальных способностей, особенность личности, проявл. В предпочтении занятий определенной деятельностью.

Художественные способности- психические свойства личности, обеспечивающиеуспещность художественно-творч. Деятельности: рисования, лепки и т.п.

Делятся на:

1.основные или ведущие(свойства худож.творчесткаого воображения и мышления, обеспечив. Создание оригин.композиции); свойства зрительной памяти; эмоциональное отношение- особенно развитые эстетические чувства; волевые качества личности, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

2.Вспомогательные или опорные(высокая природная чувствительность зрительного анализатора к цвету, тону, факторе, пропорции..) Сенсорные качества, которые способствуют быстрому усвоению технических приемов работы в материале.

Показатели художеств способностей: наличие склонности к изо д-ти; передача сходства с изображобьектом(п); быстрота усвоений спец ЗУНОВ (п); наличие выразит композиции в работе (4); способность разглядеть и передать характерное, типичное для предмета (п); наличие цельности изображения (п); работоспособность и др.

Методы: анализ работ, наблюдение, беседа.

Закономерности проявления в процессе обучения.

Природная основа развития ХС- задатки, под влиянием решающих факторов развития (общественная среда, деятельность) начинается развитие худ.с либо целенаправленно, либо стихийно.

Возрастные особенности проявления: естеств. Склонность к из – 5-9, пик 6-7, угасание интереса- с 10 лет; проявление осознанной склонности с 10-12 лет.

Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.

12. Способы организации проектной деятельности детей в области изобразительного искусства

Введение федеральных государственных стандартов образования предполагает организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность, подразумевающая выделение целей, методик, планирование хода работы над проектом и получение ожидаемых результатов. Главной целью проектной деятельности учащихся является обучение, а не получение нового результата или открытия. Основной принцип проектно-исследовательской деятельности – самостоятельное получение знаний, которое ведет к развитию способностей учащихся, их мыслительной деятельности, умения осуществлять поисковую деятельность (т.е. самостоятельно решать поставленную задачу).

Сегодня методические кабинеты педагогики предлагают различные формы и методы проведения проектно-исследовательской работой. Рассмотрим основные этапы проектно-исследовательской деятельности в школе, которые будут выполняться в ходе работы над проектом в области изобразительного искусства.

1-й этап: Организационный.

На этом этапе проводятся установочные занятия. Ставятся цели и задачи перед учащимися. Определяется тематика работы и ее направление. Проводятся мотивационные занятия, направляющие учащихся на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу.

2-й этап: Планирование (подготовительный).

Обсуждение и отбор идей для реализации задания. Составление плана работы и сроки его реализации. Распределение обязанностей и задач между участниками проекта. Выбор материала исполнения практической части.

3-й этап: Поисковый.

Определяется список необходимых материалов для реализации проекта. Выбираются способы сбора информации. Осуществляется поиск необходимой информации и предоставляются результаты этого поиска для коллективного обсуждения. Проводится отбор материала, необходимого в дальнейшей работе.

4-й этап: Эскизный (макетный).

На этом этапе учащиеся занимаются созданием эскиза и подбором цветового решения будущей работы. Проводится просмотр предложенных учащимися решений. Совместно, педагог и учащиеся, отбирают вариант для реализации практической части.

5-й этап: Практический (продукт).

Здесь вся предыдущая работа воплощается в реальное создание художественной работы. Именно на этом этапе учащиеся получают практические навыки работы, формируются универсальные учебные действия.

6-й этап: Итоговый (презентация).

После выполнения практической работы проводится выставка, демонстрация созданного произведения. Приглашаются учителя и учащиеся школы для обсуждения достигнутого результата и для получения независимой оценки.

7-й этап: Аналитический.

Проводятся занятия обобщающего характера. Проводится самоанализ работы учащимися. Обсуждаются достоинства и недостатки проделанной работы.

Важно помнить, что проект и его объем должен соответствовать возрасту учащихся. Как говорилось выше, над проектом работают учащиеся, которые имеют желание и способности развиваться в этой области. Проект выполняется группой учащихся, т.е учебная деятельность имеет не индивидуальную форму обучения, а групповую.

 


13. План-конспект урока по изобразительному искусству. Требования к структуре и содержанию


План-конспект урока ИЗО - это план процесса преподавания с разбивкой по структурным элементам. План-конспект предполагает постановку задач исходя из учебного плана и с учетом сложности занятия, а также содержит программу урока, примерный состав учеников, необходимое оборудование и условия урока.

Поскольку план-конспект урока составляется каждым учителем изобразительного искусства с учетом собственного опыта, то он является отражением творческого подхода учителя. План-конспект урока ИЗО - это структурная модель, создаваемая для того, чтобы помочь ученикам развить творческое усвоение приемов ИЗО. Школьный курс ИЗО содержит достаточно большой объем приемов и методов рисования, поэтому учителю нужно структурировать его в виде отдельных уроков.

План-конспект урока ИЗО состоит из основных разделов, характерных для всех план-конспектов. Как обычно, план урока содержит цели урока, оборудование, подробный ход урока и т.д. В расширенный план-конспект может входить также подробное описание того, что ученики должны делать по ходу урока. Зачастую план урока по изобразительному искусству не содержит домашнего задания, так как им обычно является задание закончить рисунок, начатый на уроке.

План-конспект урока изобразительного искусства отличается строгой структурой в отношении основных элементов. В остальном все зависит от методов преподавания конкретного учителя и его подхода к ученикам. Однако, не допускается тезисной модели построения, так как она отсутствует на уроках ИЗО.

Общая форма конспекта по ИЗО должна быть удобной для учителя, но обязательно содержать все основные элементы. При этом рекомендуется добавлять рекомендации общего характера, касаемо методики преподавания ИЗО. Из можно вынести за пределы традиционных элементов план-конспекта, который, однако, должен иметь продуманную структуру изложения материала.

 

План-конспект урока должен состоять из следующих рубрик:

ТЕМА: название темы берется из календарно-тематического плана.

ЦЕЛЬ урока.

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР урока и его название (выписываются из вашего поурочного планирования).

ТИП урока: определяется, исходя из целей и задач урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок, вводный, урок формирования новых знаний и др.

ЗАДАЧИ урока: кратко перечисляется содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

Образовательные:

знания (понятий, явлений, величин, формул, законов, теорий и т. п.);

умения:
а) специальные (решение задач, проведение измерений и т. п.);
б) общеучебные: владение приемами письменной и устной, монологической и диалогической речи; различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем); владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад); умение строить определение понятий, сравнения, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы; владение способами контроля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки; умение коллективно работать; управлять работой коллектива и т. п.;

навыки (умения, доведенные до автоматизма).

Воспитательные:

нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы;

потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение (формирование знаний о строении материи, веществе как виде материи, о динамических и статистических закономерностях, о влиянии условий на характер протекания физических процессов и т. п.).

Развивающие:

развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сферы личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, воля) и потребностно - мотивационной областей;

умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: перечисляются оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов. Сюда же включается список технических средств обучения (ТСО), которые будут использоваться на уроке (мультимедийные средства, видеомагнитофон, ПЭВМ, телекамера и т. д.). Целесообразно включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

ПЛАН УРОКА: пишется в краткой форме по основным этапам урока; возможно план представлять в конспектах в виде таблиц. В данном случае под таблицей указывается домашнее задание, которое учащиеся получат на следующий урок.

ХОД УРОКА — основная часть плана-конспекта. Здесь в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока. Возможно представить этот раздел в конспекте также в виде таблицы. Если в ходе подготовки к уроку использовались открытые библиографические источники, то в тексте конспекта необходимо сделать ссылки на использованную литературу, а в конце текста приложить её список. Ниже представлены основные ТРЕБОВАНИЯ к составлению и предоставлению плана-конспекта урока с использованием электронных образовательных ресурсов.

 

Структура конспекта урока ИЗО:.

Тема.

Цель.

Задачи.

Оборудование:

для учителя:

для учеников

5. План урока.

6.Ход урока

7. Подведение итогов урока.




 

14. Содержание работы учителя по планированию и организации учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству на учебный год и на четверть. Школьная документация

1. Планирование учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству. План:

1)понятие планирования, его задачи

2) календарный тематический план

3) поурочное планирование

4) виды планирования уч.воспит работы

5) Тематический план уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» для начальной школы

5) вывод

1)Планир состоит в тщательно продуман предвидении хода и результатов определен процессов в соответствии с разработан планом действий (проектом), охватывающ перечень заданий, которые должны быть выполнены в установленные сроки и определяющим исполнителей, методы и средства для реализации этих заданий, а также способы контроля и оценки полученных результатов.

2)Календарный тематический план на год определяет темы(разделы)изучения, почасовую разбивку по темам, последовательность изучения, типы уроки, фиксирует контрол занятия и др. При календар планир-ии учитивается необходимость разнообразия видов худож и познават деят-ти, последовательное освоение худож материалов и техник.Такой план можно выполниь на карточках. 3)Поуроч планир-ие является методич вариантом организации работы уч-ся на конкрет уроке. В таком плане обычно указываетс класс с который проводится урок, дата проведения, изучаемая тема, тема урока, номер урока по изучаемой теме, ТЦУ и задачи, тип урока, ход урока, распределение времени по этапам урока, время для самост работы учащ, основные элементы содержания, приемы и способы изучения, оборудование для уч и уч, дом задание.

4)Различают разные виды планир-я учебно-воспит. процесса: 1По содержанию и цели различают: 1)Горизонт (последоват-ое распределение содержания уч.материала. в таком планировании можно найти место каждого урока в общей системе уроков по одной теме) 2) вертикал (последоват распред-ие содержания уч материла в течение более длит времени (в течение курса или длит периода)Вертикал планирование часто преследует цель обобщения опыта. 2По форме бывает: развернутые и краткие, текстов и иллюстративные. Чаще оформляются в виде табл. Стандартная таблица содержит следующие графы: № урока, Вид деят-ти, тема, цель, практическое задание, мат-лы.

5)Тематич план уроков по уч программе «Изобразительное искусство и художественный труд» для начальной школы. В тематич плане определены виды и приемы худ деят-ти школьников на уроках изо искусства с использованием разнообраз форм выражения: – изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); – декор-ая и конструктивная работа; – восприятие явлений действительности и произведений искусства; – обсуждение работ товарищей, результатов коллектив творчества, в процессе кот формируются навыки уч сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деят-ть и ее общий результат) и индивид работы на уроках; – изучение худ наследия; – подбор иллюстратив материала к изучаемым темам; – прослушивание музыкал и литератур произведений (народных, классич, современ). Предусматривается освоение трех способов худож выражения действительности: изобразит, декоратив и конструктивного, кот в начал школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов худ деят-ти. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практич участие школьников в этих трех видах деят-ти позволит систематич приобщать их к миру искусства.

Вывод: Планирование учебно воспит работы по ИЗО позволяет: - четко осознать цель, стратегические и тактические задачи; - целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы работы; - спрогнозировать результаты своей деятельности.

 

15. Роль педагогического рисунка на уроках изобразительного искусства в школе. Виды педагогического рисования. Оборудование для педагогического рисования

Педагогический рисунок– одно из важнейших средств наглядности. Время его выполнения 2- 5 минут. Педагогический рисунок является графическим пояснением учебного материала. Сам по себе рисунок не имеет художественного значения, но он становится убедительным в контексте разбираемой работы. Задача педагога –подготовить учащихся к решению учебных задач. Педагогический рисунок необходим ради наглядности, упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял структуру, конструкцию, пластические особенности.

Наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.

Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное.

Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такие зарисовки необходимы в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса

Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на классной доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина " педагогическое рисование" устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим.

Существует несколько типов рисунков:

-Линейный рисунок- выполнен непрерывной линией.

-Рисунок штриховкой- выполнен прерывистыми линиями, разнообразными по толщине и длине.

-Линейный рисунок с применением цветных мелков.

-Тоновый рисунок.

Значимость педрисунка:

1.Изображая внешний вид предмета, видна последовательность.

2.Повышает активность, восприимчивость.

3.Развивает абстрактное мышление, воображение.

4.Доступен.


 

 

16. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» (5-8 классы).

Изобразительное искусство:

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

 

 

17. Учет возрастных особенностей детей школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Изобразительная деятельность одно из первых и наиболее доступных средств самовыражение ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Детский рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально – волевой сферы. Также как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты.

Характер художественно – творческой деятельности подростков получил многостороннее освещение в трудах Л. С. Выготского, Г. В. Лабунской, Б. П. Юсова и др. Учёные доказали, что художественно – творческая деятельность ребёнка находится в зависимости от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею.

В 10 – 11 лет развитие рисунка в общих чертах заканчивается, и в последующие годы происходит лишь его совершенствование. Изобразительная деятельность естественна для ребёнка, близка, приятна ему, не требует волевых и интеллектуальных усилий. Благодаря этому у ребёнка не появляются тревожные переживания, напряжение. Таким образом, занятия рисованием способствуют интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребёнка думать, анализировать, сравнивать, сочинять и воображать.

Младшие школьники:

Преимущества: Эмоциональность, интуиция, художественно- образное и композиционное решение. Срисовывание.

Проблемы: Не могут решать объем (объемно-пространственное мышление); не стремятся к индивидуальности (срисовывание, подражание шаблону). Предметный характер восприятия без учета окружающей среды. Устойчивые приемы.

Задачи: Преодолеть срисовывание, добиться индивидуальности.

Средние школьники:

Преимущества: Умеют выделять главное. Развитие пространственного мышления.

Проблемы: Проблема мотивации. Приходит робость, скованность. Не хотят самовыражаться через изобразительное искусство. Неравномерное художественное развитие. Теряется интерес к изо деятельности, потому что они не удовлетворены ей. Уходит наблюдательность.

Задачи: Вводить понятие знака, символа, дизайна. Провоцировать на уровне проблемных современных ситуаций. Компьютерное рисование.

Старшие школьники:

Преимущества: Старшим школьникам проще объяснить все современные течения.

Проблемы: Подвержены моде, ультрасовременному. Отвержение классики.

Задачи: Надо искать новые формы работы: дискуссии, акции, перфоменсы и т.п. прививать постоянную потребность общения с искусством.

 

№18. Кабинет изобр. ис-ва

Современная школа не может обойтись без кабинета изобразительного искусства. Он является центром эстетического образования, изучения мировой художественной культуры, работы по организации декоративно-эстетической среды школы.

Существует немало проектов оборудования кабинетов изобразительного искусства. Известны и основные требования к нему.

1. Кабинет изобразительного искусства должен быть больше обычного класса по площади или с лаборантской комнатой:

- это место для проведения кружковых занятий по изобразительному искусству,

- для оформительских работ,

- хранения подрамников, стендов, бумаги, красок.

2. В классе или поблизости должно быть водоснабжение, т.к. занятия живописью, композицией, лепкой без воды невозможны.

3. Необходимым условием успешных уроков является:

-наличие специальной мебели и приспособлений (натурные столики, подиумы для натурных постановок, переносные светильники, подставки-уголки, одноместные столы с крышкой, устанавливаемой под любым углом, мольберты-хлопушки, карнизы, классные доски для рисования на белой плоскости, мебельные стенки для хранения наглядных пособий), затемнение на окна;

- наличие технических средств обучения (эпидиаскоп, видеопроектор, видеодвойка-TV, интерактивная доска и т.д.).

- наглядный материал (натурный фонд из предметов быта для натюрмортов, гипсовые пособия – геометрические тела, вазы, розетки и т.д.),

- репродукции с картин художников,

- художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты (основы перспективы, цветоведения, приемам рисования с натуры и пр.);

- систематизированные образцы лучших работ учащихся;

- раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий).

4. Оформление кабинета изобразительного искусства представляет собой набор художественных стендов для стационарной экспозиции. Это элементарные правила компоновки, схематическое изображение пород деревьев, пропорции фигуры человека, вопросы цветоведения и др. При этом надо помнить, что излишняя информация не способствует качеству обучения.



19.Критерии оценки результатов изобразительной деятельности школьников. Учет успеваемости уч-ся по изо. Формы поведения оценивания детских рисунков.

Оценка знаний и умений учащихся и учет успеваемости являются составной частью ди­агностики учения, осуществляется в преподавании всех учебных предметов. Основная дидакти­ческая функция оценки – в получении информации о степени усвоения учебного материала, уровне и качестве обученности детей. Оценки фиксируются учителем в классных журналах и дневниках учащихся в виде отметок. При их выставлении реализовываются принципы: объек­тивность, систематичность и гласность.

В настоящее время в связи с проведением реформы школьного образования осуществлён переход на 10-балльную систему оценки учебных достижений школьников. Нормативно опре­делены следующие параметры оценивания:

Все виды деятельности уч-ся на уроке подлежат оцениванию: устные, и писменные ответы, практ.-я изоб-я деятьельность.

В двух формах может быть обозначена учителем оценка: словесным выражением (почти отлично) или соответствующим ему числом баллов (8).Оценки до 3 баллов не рекомендованы к широкому применению (учитывая характер предмета)

Критерии оценки у каждого вида учебной деятельности на уроке ИЗО существуют собствен­ные. Для устных и письменных ответов в соответствии с интегральной шкалой оценок– са­мостоятельность, осмысленность ответа, его грамотность, владение терминологией предмета. Особо отмечается уровень развития речи ребенка: ответ должен быть развернутым, грамот­ным и выразительным. Для оценки практической изобразительной деятельности критериями нормативно определены: самостоятельность выполнения, владение художественными техни­ками и материалами, грамотность (решение дидактической задачи) и эстетическая вырази­тельность («выставочность») работы.

Комментировать оценки, давая им вербальные характеристики, – нормативное требование. Например, при выставлении отметки за устный ответ: «Меня радует ответ, ты хорошо спра­вился с заданием. Ответ грамотный, самостоятельный, полный, а речь эмоционально вырази­тельная». При выставлении отметки за практическую работу: «Молодец, работа грамотная, изображение не содержит ошибок, технически хорошо выполнено. Такая работа может уча­ствовать в итоговой выставке».

20. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «изо»

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


 


21.Интерактивные технологии обучения на уроках изо

. Многие методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ. interact – взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь как взаимодействие «учитель – ученик» или «учитель — группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении в дополнение к этому диалог строится как взаимодействие «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), " ученик – аудитория” или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер», «ученик – художественное произведение» и т.д. Интерактивные технологии по В. В. Гузееву – это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Можно выделить три основных вида (режима) информационного обмена, которые формируют определённые модели педагогического взаимодействия в учебном процессе: экстрактивный, интраактивный и интерактивный. В экстраактивном режиме ученик выступает в пассивной роли объекта педагогического воздействия, информационные потоки направлены от учителя-субъекта к объекту обучения (ученику). Такой режим является основой пассивной (субъект-объектной) модели взаимодействия, он, не вызывает субъектной активности ребёнка. В на интраактивном режиме информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают у них активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Интраактивный режим формирует активную модель взаимодействия, он характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития. В интерактивном режиме информационные потоки вызывают активную деятельность ученика и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер. Этот режим формирует интерактивную модель взаимодействия, именно он характерен для интерактивных технологий. В интерактивной модели реализуется идея организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. К интерактивным технологиям обучения в современных вузовских пособиях по педагогике относят технологии учебной дискуссии, мозгового штурма, проектной деятельности, дидактической игры и др. Ключевой задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; соединение теории и практики; обращение к личному опыту учащихся, поддержка их активности, поощрение творчества; взаимное обогащение опыта участников диалога; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания. Если в традиционном обучении учитель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, то в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации. При этом ученики становятся полноправными участниками информационного обмена, их опыт не менее важен, чем опты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску. Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Внедрение интерактивных технологий является одним из факторов интенсификации процесса обучения, поскольку интерактивное обучение позволяет успешно достигать цели активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечение осмысления и глубокого понимания учебного материала, индивидуализация педагогического взаимодействия, обеспечения постоянной двусторонней связи в учебном процессе [1]. Такое обучение соответствует современным требованиям к учебному процессу. Тем не менее, в массовой школьной практике, интерактивные технологии сравнительно редко применяются в обучении изобразительному искусству (ИЗО). К сожалению, нередко обучение сводится к усвоению теоретических знаний и выполнению практических заданий, хотя уроки ИЗО подразумевают творческую деятельность учащихся, эстетическое воспитание, а не только освоение различных техник живописи и рисунка.

 








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.