Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемные ситуации на уроках.






Психолого-педагогические условия обучения изобразительному искусству являются важным вопросом в системе обучения в средней школе. В ходе изучения методик (Кузина, Ростовцева, Неменского) можно сделать вывод, что условиям успешного обучения отводится недостаточно внимания. Разные методики предлагают разные условия, но если их систематизировать, можно получить четко изложение материала.

Кроме отсутствия четкости в изложении материала, существует проблема недостаточного уровня знаний в этой области самих учителей. Особенно это касается начинающих преподавателей и студентов - будущих педагогов.

Если ученик не верит в свои силы и способности, учитель должен поддержать его, помочь включиться в работу, убедить в том, что он может научиться рисовать и получить неплохой результат. Однако процесс этот не прост, и далеко не все учащиеся в V-VI классе охотно и увлеченно рисуют на уроках изобразительного искусства.

Работая с подростками, учитель сталкивается с максимализмом и безапелляционным критицизмом, свойственными этому возрасту. Ученик может, например, заявить, что занятие изобразительным искусством - пустое времяпрепровождение и тому подобное. На это следует реагировать спокойно, но не оставлять без внимания, а попытаться приобщить ученика к работе. В процессе работы следует заострять общее внимание на сложной структуре закономерностей художественного языка, на задачах, которые ставят и решают художники в своих произведениях, а также раскрывать роль искусства в жизни общества.

Подросток эмоционален, пытлив, любознателен, но стремителен и резок в суждениях. Он любит доходить до всего сам. Учитывая это, нужно предоставить ему возможность самостоятельно принимать решение, незаметно направлять его внимание, не забыть похвалить за умение находить правильное решение вопроса, отыскивать истинное и отбрасывать ошибочное.

Специфической особенностью учеников подросткового возраста является также то, что они не довольствуются схематическим изображением предмета, а стремятся передать все его особенности, каждую деталь изображают любовно. В этом тоже выражается развитие и взросление учащихся. Зрительное восприятие подростков приобретает более аналитический характер. Учащиеся уделяют внимание деталям, объему, пространственному положению предметов и пытаются все это передать в изображениях. Поэтому рисунки их носят иллюзорный характер и часто лишены цельности. Эту особенность (подростковый «натурализм») следует учитывать и видеть в этом попытку более глубокого понимания и изучения окружающего мира. Учителю не следует критиковать рисунок за излишнюю детализацию, если даже она, по мнению учителя, неуместна. Необходимо выяснить отношение к ней автора, его замысел и в зависимости от этого решать, стоит ли от нее отказываться.

Зрительные восприятия подростков 11-13 лет достаточно развиты. Учащиеся различают все многообразие цвета и разные его оттенки. Однако часто затрудняются при передаче цвета натуры в работе. Как показали исследования, это главным образом обусловлено недостаточными навыками в работе с красками. Ученик видит цвет, но не может его воспроизвести.

Педагог должен прийти на помощь, предложить ряд упражнений для освоения техники акварели и гуаши, продемонстрировать эффективные приемы смешения разных красок и получения новых оттенков.

Однако в целом можно сказать, что изобразительные работы подростков часто уже не имеют той непосредственности, свежести, искренности и смелости, которая свойственна рисункам младших школьников. Они не столь красочны и декоративны, по сравнению с рисунками, полными радостного цвета и трогательного неумения ребят младшего школьного возраста.

Отсутствие понимания проблемы затрудняет отыскание оптимальных возможностей ее решения, отрицательно влияет на результаты и разочаровывает подростков, которые хотят, чтобы поставленные учителем задачи и цели были четко определены.

Теория и методика проблемного обучения в настоящее время достаточно разработана и может помочь учителям изобразительного искусства в совершенствовании преподавания этого предмета, в разработке конкретных заданий и отыскании более результативных методов активизации творческой самостоятельности учащихся.

Учитель должен осознавать всю сложность и серьезность каждого задания, чтобы оно было выполнено с пользой для подростка, способствовало развитию его творческих сил и способностей. В этом отношении предмет изобразительного искусства не имеет себе равного в школе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.