Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Деятельность социального педагога с обучающимися группы риска в условиях школы
В свой социально - педагогической работе социальный педагог школы решает большой спектр вопросов и проблем, такие как преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления детей группы риска, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания благоприятной, способствующей успешному обучению и развитию обучающихся школьной социальной среды; проведение тематических - профилактических занятий и бесед с обучающимися; оформление документов; посредническая функция между семьей и школой и т.д. В конкретно возникшей ситуации социально - педагогического характера перед социальным педагогом стоит проблема выбора эффективных и оптимальных технологий и методов решения проблемы, а так же ограничение и предотвращение негативных последствий как для ребенка, так и для окружающих его людей. Деятельность социального педагога направлена на решение возникших, обостренных проблем и негативных явлений связанных с детьми школы. Главным направлением в деятельности является предотвращение возникаемых проблем, т.е. профилактическая деятельность. Термин “ профилактика ” заимствован из медицинской деятельности, но широко применяется и в педагогической работе. Говоря о профилактики мы затрагиваем социальную и педагогическую сторону жизни ребенка. Профилактика это комплекс своевременно предпринятых действий по предупреждению каких - либо отклонений (девиантное поведение, табакокурение и др.) [23]. В основе социально - педагогической профилактики направленной на формирование устойчивого отношения к вредным привычкам и демонстрирующему поведению лежит какая - либо технология по формированию позитивного отношения детей к здоровому образу жизни, к ценностям и т.д. По мнению Л.В. Мардахаева, технология это один из многих путей по достижению социально – педагогической цели, который сложился на основе предыдущего опыта или выявлен и обоснован для решения новой социально – педагогической цели [30]. В данном направлении работали такие ученые как: А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, Р.В. Овчарова, В.И. Загвязинский и др. Технологии работы социального педагога общеобразовательного учреждения Л.Н. Гиенко, Е.Н. Дронова, П.А. Шептенко. Профилактикой отклонений в поведении учащихся группы риска занимаются ученые: В.Г. Бочарова, Т.А. Крылова, А.С. Макаренко и др. Несмотря на изученность деятельности социального педагога по направлению профилактики детей группы риска, возникают проблемы при работе, так как дети ориентированы на опыт и действия взрослых, не всегда перенимают положительные стороны, а в некоторых случаях положительных сторон нет, все это может привести к нарушениям в процессе социализации детей группы риска. Профилактические мероприятия и программы необходимы во всех сферах жизнедеятельности детей и на всех ступенях образования. Особенно это касается проблем возникающих в раннем возрасте, поэтому профилактику необходимо начинать с начальной школы. Целью работы социального педагога по профилактики в школе является не только предупреждение возможных возникаемых проблем и негативных явления, но создание необходимых условий для полноценного функционирования коллектива школы и жизнедеятельности детей. Процесс профилактики направлен на достижение основных целей, таких как: -выявление причин и условий, которые способствуют возникновению проблемы или комплекса проблем у детей группы риска; -предупреждение недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении детей группы риска; -сохранение и поддержание оптимального уровня образа жизни детей группы риска; -содействие детям или группе детей в достижении поставленных целей, раскрытие творческих способностей. При выполнении профилактической деятельности социальный педагог: -разрабатывает и реализует систему профилактических мероприятий по предупреждению отклоняющегося поведения у детей группы риска; -организует систему мер социально - педагогического оздоровления детей группы риска; -влияет на формирование морально - правовой устойчивости личности [20]. Профилактическая деятельность не может решить всех возникших проблем, она не устраняет индивидуальные личностные проблемы и не может помочь защитить личность от негативного влияния социальных факторов. Социальный педагог при профилактической деятельности использует различные методы работы и выполняет при этом профилактическую роль, на примере положительного опыта формировать здоровый образ жизни, воспитывать ценности, которые помогают удовлетворять жизненно важные потребности. В зависимости от стадии развития проблемы, профилактические меры можно разделить на три типа: первичную, вторичную, третичную профилактику. Первичная профилактика, направлена на сохранение жизни детей, на предупреждение неблагоприятного воздействия на детей факторов социальной среды. Главным в этом этапе является сохранение и развитие условий, обеспечивающих здоровье детей. Этап является массовым и наиболее эффективным. Вторичная профилактика направлена на предотвращение возможных нарушаемых моральных норм. Показателем для профилактических мер на данном уровне является характер поведения детей, которые может нанести вред обществу или интересам определенных лиц (например: грубость, агрессивность, драчливость и др.). Нарушения в поведении говорят об искажении ценностных ориентациях и недостатках внутренних регуляторов поведения детей. Третичная или целенаправленная профилактика, это совокупность мероприятий, которые направлены на коррекцию поведения детей группы риска [29]. Так же необходимо рассмотреть три уровня профилактики: 1. Общегосударственный - профилактические мероприятия проводятся в виде комплексных программ, кампаний в средствах массовой информации. 2. Специальное – целенаправленное воздействие на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений и проблем у детей группы риска. Профилактика осуществляется в виде специальных программ или мероприятий в рамках общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. 3. Индивидуальный уровень – это комплекс мероприятий, которые направлены на отдельного ребенка, поведение которого имеет проблематичные черты. Наиболее распространенными методами профилактики являются: -профилактико - консультативная беседа; -постоянное наблюдение; -профилактические тренинги (классные часы) стимулирующие развитие новых навыков и моделей поведения у детей; -телефоны доверия, анонимные консультации психолога, социального педагога и других специалистов [33]. Самым распространенным методом в социально - педагогической деятельности является беседа. Индивидуальные беседы (вербализация) по возникшей проблеме очень важна, так как ребенок слышит только себя, а не всех вокруг и принимает решения исходя из своего жизненного опыта. Беседа будет эффективной если соблюдать следующие этапы: Первый этап (или начальный) - проявление толерантности в общении, установление эмоционального контакта с ребенком. Второй этап – уточнение и установление условий и причин возникших проблем. Третий этап – анализ и формирование новых моделей в поведении, которые помогут предупредить негативные события. Четвертый этап (или заключительный) - принятие ребенком новой модели поведения и настройка на положительные действия. Во время консультирования или беседы социальный педагог просит охарактеризовать проблему, рассказать об отношениях с окружающими, о планах на будущее, о конфликтных ситуациях и как из них выходит сам ребенок, что ценит в других. В работе социальному педагогу необходимо проявлять деликатность и убедительность, чтобы помочь ребенку справиться с возникшими проблемами [15]. Социально - педагогическая профилактика строиться на принципах целенаправленности, плановости, непрерывности и доступности. Основным принципом в данной работе выступает принцип опоры на положительные качества личности и педагогический оптимизм. Таким образом, социально - педагогическая профилактика это целенаправленный процесс, который осуществляется планомерно, а главное постоянно, с комплексным охватом различных сфер жизнедеятельности детей, с целью приобретения знаний о возможных негативных явлений. Успешность социально - педагогической профилактики будет зависеть от социальной политики, деятельности образовательных учреждений, работы правоохранительных органов, средств массовой информации и т.д.
1.2. Нормативно-правовые основы профилактической деятельности социального педагога
Социальный педагог – это сотрудник образовательного учреждения, который создает условия для социального саморазвития всех обучающихся, организует деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма. И в своей работе с детьми группы риска опирается на перечень нормативно правовых документов, так как современная система социально- педагогической работы с детьми в образовательных учреждениях строиться на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания. Основные нормативно - правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность социального педагога в школе, на международном уровне выделяют - Конвенцию о правах ребенка. На федеральном уровне: Конституция РФ; Декларация прав и свобод человека и гражданина; Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ; Уголовно-исполнительный кодекс РФ; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ; Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ; Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. (Изменения в законе РФ «Об образовании» от 2011г.); Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г.; Закон РФ от «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007г. N120-ФЗ; Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 30. 12.2006г. №865; Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях» от 18.07.1996г.№861; Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» от 09.06. 1999г. №224/26-5; Письмо министерства образования РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000г. №22-06-86; Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 07.05.1999г. №682/11-12. Так же выделяют перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность социального педагога в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на федеральном уровне: Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. N159-ФЗ; Постановление министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении порядка работы Министерства труда и социального развития по вопросам занятости с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 10.02.l998г. № 5; Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность социального педагога по профилактике безнадзорности и беспризорности на федеральном уровне: Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ; Письмо Министерства образования РФ «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6 - 15 лет, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях» от 21.03.2002г. № 419/28-5. На базе образовательного учреждения социальный педагог работает с организационно-распорядительными документами, а именно должностная инструкция, утвержденная руководителем учреждения; график работы социального педагога, утвержденный руководителем учреждения; циклограмма работы на неделю; постановления, распоряжения, приказы вышестоящих организаций, регламентирующих и определяющих содержание деятельности социального педагога; приказы директора образовательного учреждения, регламентирующие работу социально-психологической службы (приказы о создании и работе школьного совета профилактики, о проведении рейдов и др.); положение о Совете профилактики и порядок постановки на внутришкольный учет и снятия с учета; согласие на обработку персональных данных обучающегося [37]. При работе с детьми социальный педагог планирует свою работу, которая отражается в следующих документах: анализ работы за 3 предшествующих учебных года; планы работы социального педагога на учебный год и летний период, в который включена совместная работа с администрацией общеобразовательного учреждения, психологом, классными руководителями, медицинским работником, родительским комитетом и др.; планы совместной работы социального педагога общеобразовательного учреждения с учреждениями системы профилактики (комиссия по делам не совершеннолетних (КДН), инспекторами по делам несовершеннолетних (ПДН), участковым инспектором и др.) [48]. Перечень документов составляемые непосредственно социальным педагогом: социальный паспорт общеобразовательного учреждения; банк данных или списки обучающихся по категориям: из многодетных семей; из малообеспеченных семей; из неблагополучных семей; дети-инвалиды; опекаемые дети; поставленные на бесплатное питание по категориям; состоящие на учете в школе; состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН); склонные к самовольным уходам из дома, бродяжничеству. Все списки формируются с максимально полной информацией о детях; карта социально-педагогического сопровождения обучающихся детей группы риска; карта индивидуального изучения, подростков, состоящих на учете в общеобразовательном учреждении и ОДН; программы индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в КДН, карты социально-педагогического сопровождения на обучающихся, состоящих на учете в подразделении по делам не совершеннолетних (ПДН), на внутришкольный (ВШК), планы по работе с семьей и обучающимися, находящимися в социально-опасном положении; программы реабилитации на каждую неблагополучную семью; протоколы советов профилактики (протоколы Совета профилактики в обязательном порядке оформляются в соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц, приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений. При рассмотрении персональных дел обучающихся указывается, кто из родителей или лиц их заменяющих был приглашен, какое решение принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета профилактики и сроки выполнения данного решения); журнал записи о проведенных рейдах с полной информацией (дата проведения рейда, состав участников рейда, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных карточках обучающихся: кто был дома, какая работа проведена (беседа, предупреждение или составлен протокол, изменилась ли ситуация с обучающимся, в семье и т.д.); информация о совершенных преступлениях и правонарушениях обучающихся. Статистический отчет: цифровые данные управления внутренних дел (УВД) о количестве случаев преступлений, дата свершения преступления, правонарушения, впервые или повторно совершил преступление или правонарушение, состоял ли на учете в общеобразовательном учреждении или в ПДН на момент совершения преступления или правонарушения, категория семьи, чем занят обучающийся во внеурочное время; материалы о летней занятости обучающихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и неблагополучных семей, дети инвалиды, дети опекаемые), обучающиеся группы риска; материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.; учет обращений родителей, учителей, обучающихся и разрешение поставленных ими проблем. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена; проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы; методические материалы для классных руководителей, родителей, педагогов по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях [37]. При большом списке документации социального педагога, обязательными выступают: должностные обязанности; программа социального сопровождения детей группы риска; планы работы: годовой план социального педагога по всем направлениям деятельности; план индивидуальной работы с детьми группы риска; план по профилактике вредных привычек; план по профилактике самовольных уходов, бродяжничества и правонарушений; план совместной работы с ОДН; график работы; циклограмма; отчеты о проделанной работе за прошлые года; банк данных о воспитанниках (диагностико - коррекционная карта, краткая информация о обучающихся); журнал внутреннего учета детей «группы риска» и др. [6]. 1.3. Характеристика группы риска По мнению Л.Я. Олиференко, группа риска - это определенная категория детей, которая более других категорий подвержена внешним воздействиям со стороны общества, которые могут носить негативный, криминальных характер и стать одной из причин дезадаптации несовершеннолетних[36]. У несовершеннолетних относящихся к данной категории детей прослеживаются отклонения в поведении и в личностном развитии. Детям данной группы присуща одна характерная черта, это нарушение социализации, а именно отсутствие навыков гигиены, потеря ценности человеческой жизни, неумение вести себя за столом, агрессивность, воровство, лживость, утрата интереса к труду, отсутствие норм морали и нравственности принятых в обществе и т.д. Олиференко Л.Я. к детям группы риска относит следующие категории: 1) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 2)дети из семей, нуждающихся в социально - экономической и социально - психологической помощи и поддержки; 3)дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико - патологической характеристики; 4)дети из неблагополучных, асоциальных семей; 5)дети с проявлениями социальной и психолого - педагогической дезадаптации [36]. Причины, по которым детей относят к той или иной группе риска самые разнообразные, это пьянство родителей (т.е. асоциальное поведение); отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; психическое заболевание родителя; жестокое обращение с детьми (побои, избиение и нанесение тяжелых травм, голод) и т.д. Это не полный список, его можно продолжить зависимости от обстоятельств, в которые попал ребенок. При сложившихся обстоятельствах ребенок остается предоставленные сам себе и в зависимости от возраста и психологических особенностях самостоятельно стремиться решить возникшие проблемы. В каждом возрасте свои стадии развития и они успешно помогают ребенку социализироваться в обществе, если все этапы выполняются последовательно и в полной (или хотя бы частичной) мере. У группы риска выпадает какая либо ступень и процесс социализации идет менее успешнее, а порой и губительно для ребенка. Отечественные и западные психологи, которые дают сравнительную характеристику детей, оставшихся без родительского попечения показали, что общее развитие (физическое и психическое) детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У таких детей наблюдается замедленный темп психического развития, а так же ряд негативных особенностей: бедная эмоциональная сфера и воображение, низкий уровень интеллектуального развития, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Зачастую поведение таких детей характеризуется раздражительностью, агрессией, вспышками гнева, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками и неумением общаться с ними. В работе социального педагога можно выделить основные направления социально — педагогической деятельности: 1.Образовательно-воспитательная — обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества. 2.Диагностическая – постановка “социального диагноза”, для чего проводится изучение личных особенностей, выявление позитивных и негативных влияний и возникаемых проблем. 3.Прогностическая – разработка программ, проектов, планов; проектирование личности ребенка, групп детей; планирует собственную социально - педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности. 4.Охранно - защитная – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиты прав и законных интересов ребенка, содействие применению мер в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия или бездействия. 5.Посредническая – это осуществление связей в интересах детей между родителями, учреждением, ближайшим окружением детей. 6.Организационная – это организация общественной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социальной поддержки, воспитания и развития детей, реализации проектов и программ. 7.Коммуникативная – это установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающимся, обмен информации; построение взаимоотношений с обучающимися на основе диалога и сотрудничества. 8.Социально - педагогическая – выявление интересов и потребностей детей в различных видах деятельности, привлечение учреждений дополнительного образования и специалистов для работы с ними. 9.Социально - психологическая – это консультирование и коррекция межличностных отношений, помощь в социальной адаптации детям. 10.Социально - медицинская – организация работы по профилактике заболеваний, организация работ по планированию семьи, формированию ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, пропаганда здорового образа жизни. 11.Социально - бытовая – это оказание помощи в различных вопросах, связанных с жильем, которые могут возникнуть в самостоятельной жизни у детей, которые являются воспитанниками детских домов, а также организация быта, оплата услуг, получение льгот и т.д. 12.Коррекционная – профилактика и предотвращение конфликтов, оказание помощи в разрешении конфликтов, коррекция поведения, осуществлении коррекции самооценки обучающихся [51]. В деятельности социального педагога обязательными качествами являются - психологическая грамотность и деликатность. Ведь успешность работы зависит от уровня доверия между детьми и социальным педагогом, взаимопониманием и взаимоответственностью. Поэтому социальному педагогу, который работает с детьми и их семьями необходимо обладать целым спектром качеств, таких как гуманность, чувство такта, умение анализировать, быть коммуникативным с организаторскими способностями и т.д. Одной из задач социального педагога является включение детей в реализацию социально — значимой деятельности, поддержка в детях стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке. Для эффективности решения данной задачи социальный педагог взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса, а именно: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами села. Используя при этом различные методы, способы, приемы и формы работы. Профилактическую деятельность социального педагога с детьми группы риска в общеобразовательном учреждении можно представить в виде создания детской организации на базе школы, в которой было бы уместно реализовать проект направленный на профилактическую работу с детьми, в том числе и с детьми группы риска см. Рис.1. Рис.1 Схема создания детской организации на базе школы
УС - управляющая система СУ – субъект управления (орган управления) ОУ – объект управления (система управления) ИМ – исполнительный механизм (исполнительный орган) V – прямая управляющая связь для передачи управляющих воздействий Ioc – обратная информационная связь. Более подробно рассмотрим элементы схемы. Цель: организация детей в школьной и вне школьной деятельности. Ресурсы: - материальное обеспечение школы (бюджет); - видеоаппаратура; - помещение (кабинет, для сбора детской организации); - эмблемы, символика в одежде членов детской организации и др.; Ограничения: - незаинтересованность детей; - недостаточный бюджет школы; - подготовка специалиста по организации детской организации (это могут быть курсы по повышению квалификации или посещение семинаров). Окружающая среда: администрация школы; педагогический коллектив; родители учащихся; учащиеся школы; учреждения дополнительного образования (ДК, ДЮЦ); общественные организации и др. СУ – администрация школы. ИМ – создание детской организации с помощником – консультантом в лице социального педагога. ОУ – деятельность детской организации. V – консультации, беседы (индивидуальные и групповые), помощь в организации мероприятий. Ioc – предложения о внесении изменений в работу организации; взаимодействие с окружающей средой; влияние на общественную активность; оценка деятельности детской организации. Более подробно процесс реализации проекта по профилактической деятельности в рамках детской организации представлен в главе II. Выводы по главе I. Таким образом, деятельность социального педагога актуальна и важна в условиях сельской местности. В связи с условиями проживания населения в данной местности, обязанности социального педагога приобретают особую значимость при работе с детьми и детьми группы риска. Спектр работы разнообразный, поэтому социальному педагогу необходимо быть компетентным во многих вопросах развития детей, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Поэтому социальный педагог привлекает к совместной работе различных специалистов, для успешной работы с детьми группы риска.
|