Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Деятельность социального педагога с детьми группы риска






Деятельность социального педагога с детьми группы риска

В условиях сельской школы

 

Выпускная квалификационная работа бакалавра

по направлению 44.03.01 Психолого-педагогическое образование:

Психология и социальная педагогика

Выполнила:

студентка группы 723

Попова Александра Сергеевна

_____________________________

(подпись)

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент

Гиенко Любовь Николаевна

______________________________

(подпись)

Выпускная работа защищена

«_____» _____________2016 г.

Оценка____________________

Председатель ГЭК:

Ромм Татьяна Александровна

___________________________

(подпись)

Барнаул – 2016

 

Содержание

Введение. 3

Глава I. Теоретические и методические основы исследования деятельности социального педагога с обучающимися группы риска. 7

1.1. Деятельность социального педагога с обучающимися группы риска в условиях школы.. 7

1.2. Нормативно-правовые основы профилактической деятельности социального педагога. 12

1.3. Характеристика группы риска. 17

Глава II. Опытно - экспериментальная работа по организации социально-педагогической деятельности с обучающимися группы риска. 23

2.1. Описание методик и база исследования социально - педагогической деятельности 23

2.2. Анализ эффективности реализации проекта. 28

2.3. Практические рекомендации по организации профилактической деятельности с детьми группы риска в условиях сельской школы.. 33

Заключение. 36

Библиографический список литературы.. 38

Приложения. 46

 


Введение

 

Актуальность исследования обусловлена основными федеральными законами и актами, регламентирующими деятельность социального педагога в образовательном учреждении. Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 08.05.2013)«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 25.11.2013) " Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и др. [25].

В настоящее время отмечается тенденция к деформации структуры и функций семьи, что способствует увеличению случаев девиантного поведения у детей; наблюдаются изменения в ценностно - мотивационных основаниях к деятельности детей группы риска в сторону прагматично-потребительского отношения.



В научной литературе часто фигурирует понятие “группа риска”. Проблема детей “группы риска” - одна из центральных социально – психолого - педагогических проблем, которая рассматривалась учеными: Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, и др. Над проблемой девиантного поведения обучающихся работали такие ученые, как Н.Ф. Дивицына, С.Б. Думов, Е.В. Змановская, А.Б. Фомина и др.

В век информационных технологий и стремительного развития общества, возникают проблемы социального характера, потеря многими работы и как возможные следствия - это ухудшение жилищных условий, внутрисемейные конфликты, увеличение числа тех, кто употребляет психоактивные вещества. Данные явления особо заметны в сельских районах. Родители остаются без работы это связанно с закрытием многих предприятий, нехваткой молодых рабочих рук, недостаточная материальная поддержка со стороны государства, минимальная заработная плата, и как результат дети остаются предоставленные сами себе, в том числе и в плане воспитания и социализации [47]. Таким образом, выявленные недостатки приводят к активизации социального педагога в сельской школе.

Проблемы детской девиации и криминализации актуальна для России. Все государственные и общеобразовательные учреждения заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизировать ситуацию в данном направлении. Возрастает роль школы в социализации и воспитании детей группы риска.

Одним из направлений деятельности социального педагога с детьми группы риска выступает профилактика. Опыт работы показывает, что легче и с меньшими издержками как для личности, так и для общества не допускать возможных отклонений в поведении и деятельности социального субъекта, чем бороться с возникшими негативными и неблагоприятными последствиями. В связи с этим, тема выпускной квалификационной работы: “Деятельность социального педагога с детьми группы риска в условиях сельской школы” является особенно актуальной.

Несмотря на имеющиеся исследования по работе с детьми группы риска данная проблема не теряет своей значимости, так как используемые в школьной практике педагогические меры не дают достаточно эффективных результатов. В связи с этим возникло противоречие между необходимостью организации социально - педагогической деятельности с детьми группы риска в условиях общеобразовательного учреждения сельской местности и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке и практике.

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в определении технологий при работе с детьми группы риска и создание благоприятных условий на базе общеобразовательного учреждения в процессе социально - педагогической деятельности.

Цель исследования: изучение социально-педагогической деятельности в условиях сельской школы, направленной на повышение уровня социализированности подростков «группы риска» в процессе реализации профилактической функции социального педагога.

выявить результаты проектного подхода

Объект исследования: деятельность социального педагога.

Предмет исследования: деятельность социального педагога с детьми группы риска в условиях сельской школы.

Гипотеза исследования: деятельность социального педагога с детьми группы рискав образовательном учреждении будет эффективнее, если:

­ своевременно проводить диагностику;

­ вовлекать детей группы риска в проектную деятельность;

­ выполнять практические рекомендации по реализации проекта.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научно – методическую литературу деятельности социального педагога в условиях сельской школы и уточнить понятие дети “группы риска”.

2. Изучить опыт профилактической работы в условиях сельской школы. Разработать и апробировать проект “Мы сами”, направленный на сокращение случаев девиантного поведения обучающихся.

3.Разработать практические рекомендации.

Теоретикометодологическую основу исследования составили:

Социально – педагогические и психологические подходы к работе с детьми группы риска – О. Болдырева, М. Вальце, Л.В. Мардахаев, Р.В. Овчарова, и др. Категорий детей группы риска – В.Г. Бочарова, А.В. Галагузова, А.В. Мудрик и др. Коррекционные подходы к работе с детьми группы риска – О.А. Матвеева, Т.И. Шульга и др. Профилактика девиантного поведения детей и подростков группы риска – О.А. Валуевич, К.А. Воробьева, Л.Н. Гиенко, А.Н. Свиридов, А.Б. Фомина и др.

При проведении данного исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы, изучение нормативных документов общеобразовательного учреждения, наблюдение, изучение опыта работы социального педагога, разработка проекта и его апробация в общеобразовательном учреждении.

Научная новизна: уточнено понятие дети группы риска в условиях сельской школы.

Теоретическая значимость: исследование заключается в теоретическом обосновании социально–педагогических мероприятий, способствующих эффективной профилактической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения “Солоновская СШ им. Н.А. Сартина ”. Разработка и апробация проекта “Мы сами”.

Практическая значимость исследования: даны практические рекомендации социальному педагогу по работе с детьми «группы риска» в условиях образовательного учреждения сельской местности.

База исследования: опыт работы в сельском муниципальном казенном общеобразовательном учреждении “Солоновская СШ им. Н.А. Сартина ” с. Солоновка, Волчихинского р-на. Алтайского края.

Апробация исследования. Основные положения, практические и теоретические рекомендации апробированы на научно практических конференциях: международного уровня - Москва (2013г.); Всероссийского уровня - Барнаул (2013-2016); На региональном уровне: г. Барнаул (2014г.) (см. Прил.1).

Структура работы. Выпускная квалифицированная работа состоит извведения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.