Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Методические указания для самостоятельного изучения темы. В данном разделе мы рассмотрим некоторые аспекты изучения общественного мнения: его историю, объект и субъект
В данном разделе мы рассмотрим некоторые аспекты изучения общественного мнения: его историю, объект и субъект, внешнюю и внутреннюю структуру, каналы выражения и основные функции. Проблемы ОМ привлекали умы человечества еще в глубокой древности. Общественное мнение изучали Цицерон, Сократ, Аристотель, Протагор и др. Сам термин " общественное мнение" был введен в научный обиход в ХП в. английским писателем и государственным деятелем Д.Солсбери в качестве показателя поддержки парламента со стороны населения. Но только в конце XVIII термин стал общепринятым. Представители итальянского гуманизма (Л. Бруни, И. Пальмииери, А.Ринуччини и др.) считали, что общественное мнение выражает мнения, желания, с которыми должно считаться правительство. На таких же позициях стояли Т.Мор и Т.Кампанелла. В эпоху феодализма особенно активно анализировалась проблема взаимоотношения общественного мнения и государства. Так, Э. Роттердамский писал, что ни одно правительство не удержится у власти, если оно не пользуется поддержкой общественного мнения. 200 лет спустя эту мысль повторил философ Д.Юм, заявивший, что только мнения утверждают государственную власть. Интересные попытки объяснить общественное мнение с точки зрения гносеологии можно встретить у Т.Гоббса. Он полагал, что общественное мнение есть отражение социальных потребностей; оно обусловливает действия людей, т.к. без здорового общественного мнения не может быть в обществе мира и согласия. При рассмотрении периода Просвещения, явно прослеживается взаимосвязь государственного правления, власти с общественным мнением, массовым сознанием. Весьма радикальные взгляды высказал в свое время Ж.Ж.Руссо. В своем знаменитом произведении " Общественный договор" (1762г.) он высказал суждение, что взаимоотношение общества и граждан будет бесконфликтным, если государство станет считаться с общественным мнением, выражающим мнение народа. Ж.Ж.Руссо различает 4 рода законов - политические, гражданские, уголовные и законы 4-го рода, " наиболее важные из всех", - " нравы, обычаи и особенно мнение общественное". После Ж.Ж.Руссо французские просветители-материалисты - К. Гельвецкий и П.Гольбах - вновь вернулись к гносеологическим проблемам общественного мнения. Так, они занимались разработкой условий и фактором формировании общественного мнения, пытались установить связь общественного мнения с интересами людей и пришли к выводу, что у каждого класса, социальный группы существует свое мнение. Подчеркивая зависимость духовной жизни общества от социальной среды, французские просветители тем самым провозглашали общественное мнение закономерным общественным феноменом. Центр тяжести своего исследования общественного мнения Э.Кант перенес на его познавательные возможности. Он четко проводил различия между знанием, верой и мнением как тремя ступенями убеждения познающей личности. Большой вклад в разработку представления об общественном мнении сделал Г.В.Гегель. Он видел в мнениях не только предрассудки и бесконечные заблуждения, но и истину. Он связывал возникновения общественного мнения с демократической возможностью спорить, отстаивать свое мнение. Однако он, как и И.Кант, противопоставлял общественное мнение, знанию, науке, а осуществление " всеобщего дела", которому служит общественное мнение, он отдавал высшим представителям власти. В конце Х1Х - начале ХХ вв. теорией общественного мнения занимались ряд исследователей, в частности Г. Тард, Г. Лебон во Франции, У. Мак Дугалл в Англии, Э.Росс в США. Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем и в действиях. Общественное мнение отличается относительной распространённостью, интенсивностью и стабильностью. Объект общественного мнения: 1. Явление, событие, факт, который связан с интересами субъекта (и не только в материальной, но и в политической, культурной, социальной сферах жизни) и имеет высокую степень актуальности. 2. Явление, событие, факт, которые допускают многозначность толкования и не безусловность оценочных суждений. 3. Явления, которые информационно доступны субъекту. Объект общественного мнения неотделим от своего субъекта. Субъект общественного мнения: В качестве субъекта общественного мнения могут выступать общности различного уровня - от населения государства или всей планеты до отдельных поселенческих общностей. При этом ведущим субъектом выступает население, народ в целом. Теперь перейдём к рассмотрению структуры общественного мнения. Внешняя структура общественного мнения: Рациональный компонент (познавательный, интеллектуальный). Он образуется из конкретных сведений, относящихся к области рациональных знаний, которые имеются у людей о фактах и событиях, ставших объектами пристального общественного внимания. Сюда может входить наглядно-образное знание, формирующееся с помощью воображения и помогающее получить общую картину явления. Это знания. Эмоциональный компонент - это синтез массового ощущения, настроения и социальных чувств, выраженных в непосредственном переживании смысла фактов (объекта общественного мнения). Это переживания. По соотношению рационального и эмоционального в общественном мнении можно говорить о возможности им манипулировать. Преобладание эмоциональной составляющей делает общественное мнение более доступным для психологического давления. Результатом взаимодействия этих двух компонентов (относящихся к духовной части феномена) является социальная оценка. Социальная оценка проявляется в качестве оценочного суждения, в котором выражено отношение субъекта мнения к объекту. Но общественное мнение - не только оценка, но и практическая деятельность по удовлетворению потребностей и интересов Волевой компонент – определённые действия субъектов общественного мнения. В волевых побуждениях, общественной воле запечатлевается факт глубокого понимания людьми значимости занятой им позиции, и как следствие, готовность привести её в жизнь. Общественное мнения проявляет себя не как социальная оценка, а как реальная общественная сила, побуждающая массы к определённым действиям. Все эти компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга, наделяя общественное мнение качеством специфической духовно- практической целостности. Внутренняя структура общественного мнения (динамическая): Если же рассматривать внутреннюю структуру общественного мнения, то можно увидеть последовательную смену присущих ему стадий: от зарождения до исчезновения. Внутри этой структуры выделяют несколько стадий: -зарождение: проявление широкого интереса множества людей к проблеме и активный поиск информации. У человека появляется потребность выразить свое мнение (оценку), обменяться им с другими людьми и, таким образом, уже складывается групповое мнение; -формирование: в ходе обмена мнениями, словами между группами с различными оценками формируются уже большие группы (массы) людей. Идет активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляется доминирующее мнение, вокруг которого и концентрируются основные силы (поддержка широких слоёв населения); -функционирование: это чётко обозначившиеся позиции народного большинства. Ему свойственна устойчивость: оно не столь динамично и подвижно, как формирующееся. -спад: это снижение массового интереса к проблеме (она становится для большинства людей не актуальной, либо решение проблемы на данный момент невозможно, либо решена, либо появилось что-либо, перекрывающее данную проблему). Сужается социальный состав, теряется острота противостояния. Но проблема еще вызывает интерес; -отмирание: мнение теряет качество общественного (массового), превращается в разрозненные суждения отдельных людей и групп. Социальная оценка сходит на «нет». Границы между этапами подвижны, размыты. Одновременно может существовать несколько общественных мнений по разным проблемам (имеют различные объекты) и находиться на разных этапах. Общественное мнение имеет свои каналы выражения: - поведение во время выборов (всех уровней); -участие в законодательной деятельности через референдумы, плебисциты, сходы, собрания и т.п.; - посредством средств массовой информации и коммуникации (включая и слухи); -митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения); -через лоббистские структуры и группы давления. Теперь рассмотрим функции общественного мнения: 1. Контрольная: общественное мнение почти всегда по заинтересовавшему его вопросу занимает определённую позицию и стремится к тому, что бы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц. Эта особенность придаёт общественному мнению характер силы (моральные санкции и рычаги давления). 2. Консультативная: общественное мнение может дать советы относительно способов разрешения тех или иных социально-экономических, политических, межгосударственных проблем. Для этого субъект общественного мнения должен уметь анализировать явления действительности и программировать социальные отношения. 3. Директивная (предписывающая): результатом функционирования общественного мнения выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности и имеющие строго заданный характер. Это значит, что общественное мнение может не только советовать и предлагать, но и диктовать, предписывать государственным органам в отношении особо волнующих проблем. 4. Регулятивная: общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества определённые нормы общественных отношений. При этом оно проявляет себя как регулятор отношений не только между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, обществом и личностью. Общественное мнение способно корректировать и изменять течение и содержание общественных процессов. Особенно это проявляется, когда в общественном мнении утверждаются идеи, взгляды, представления, которые отличаются активностью, новизной, выражают насущные потребности общественного развития. 5. Оценочная: выражение ценностного отношения масс к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной действительности, к деятельности официальных учреждений, должностных лиц. Как правило, это «да», «нет», «против», «за», «хорошо», «плохо». Еще раз вспомним, что общественное мнение - это выражение определенной позиции (оценочного мнения) общности людей на какую-либо проблему. Общественное мнение непостоянно и неоднородно. Социальным психологом Х. Кэнтрил были сформулированы некоторые законы, управляющие формированием общественного мнения. 1. Мнение людей чувствительно к важным проблемам. 2. Необычные события могут временно колебать общественное мнение от одной крайности к другой. Мнение не стабилизируется, пока не будет видна перспектива. 3. На мнение сильнее действуют события, чем слова, если сами слова не интерпретируются как события. 4. Словесные утверждения и действия максимально значимы тогда, когда мнение еще не сформировалось или когда люди под- даются внушению и доверяют надежному источнику. 5. Если присутствует личный интерес, то мнение изменить трудно. 6. Когда мнение принадлежит незначительному большинству или когда оно не структурировано, то на его принятие влияет совершенное действие. 7. В критическое время люди более чувствительны к своему лидеру. Если они доверяют ему, то проявляют более чем простую ответственность, а если нет - то менее терпимы, чем обычно. 8. Люди лучше воспринимают и легче формируют мнение по отношению к целям, чем к методам их достижения. 9. Общественное мнение так же, как и индивидуальное, окрашено желанием (интересом); и когда оно базируется на нем, а не просто на информации, то наиболее остро реагирует на события. Обязательная литература Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. - СПб, 1995. Горшков М.К. Общественное мнение. История и современность. - М., 1988. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. - М., 1991. Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. - Москва: Центр социал. прогнозирования, 2006. Мансуров Н.С. Общественное мнение и его роль в жизни общества. – М., 2000. Михайлов В.А. Социология общественного мнения. - Тверь: 2005. Дополнительная литература Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США = Advertising and polling in the U.S.A.: история зарождения. Судьбы творцов. - Москва: Центр соц. прогнозирования, 2008. Методологические, методические, организационные проблемы изучения общественного мнения./Отв. Ред. Бритвин В.Г.- М., 1992. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. – М., 1996. От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян / Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). - Москва: ВЦИОМ, 2007. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. - Москва: Центр, 2004. Труфанов А.А. Общественное мнение - ресурс формирования интеллигентности в современной России. - Казань: Новое знание, 2003. Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. –Москва: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997.
Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что является предметом изучения социологии общественного мнения? 2. Охарактеризуйте общественность как субъект (носителя) общественного мнения. Каковы разновидности общественности и критерии выделения этих разновидностей? 3.Какие методы (приемы) манипулирования общественным мнением вы знаете? 4.Назовите основные функции общественного мнения в зависимости от характера воздействия мнения на социальные институты? 5.Каковы специфические особенности общественного мнения? 6.Назовите основные компоненты структуры общественного мнения? 7.Какие существуют законы формирования общественного мнения? 8. Какие методы прогнозирования результатов выборов вы знаете? 9. Подберите ряд синонимов слову «общественность» (публика, аудитория, контактная группа и т.д.). В чем состоит их сходство и различие?
|