Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Для самостоятельного изучения темы
При изучении этой темы необходимо учесть, что, во-первых, понятие общество является предельно широкой категорией, во-вторых, не существует одного универсального определения понятия " общество". Единственное, что объединяет всех социологов в трактовке общества, это то, что оно представляет собой особую, социальную реальность в отличие от природной. В самом широком смысле общество определяется как обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения. Социальная реальность создается в процессе социального взаимодействия субъектов, являясь результатом их жизнедеятельности. Специфика общества как социальной реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Рассматривая общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей в определенном ограниченном территориальном и временном (историческом) пространстве важно уяснить, что обществом может называться только такое сообщество, которое удовлетворяет ряду признаков. Несмотря на то, что существует несколько подходов к выявлению признаков общества, все они фиксируют наиболее важные его составляющие. Согласно точке зрения, высказываемой некоторыми отечественными социологами, можно говорить о следующих признаках общества: – территория, на которой происходит консолидация социальных связей; – способность общества поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей; – наличие главного стабилизирующего фактора: социальных структур, относительно постоянных и целесообразно функционирующих; – автономность общества и высокий уровень его саморегуляции; – большая интегрирующая сила общества [1]. К числу наиболее сложных вопросов при изучении этой темы можно отнести уяснение специфики социальной организации общества на разных уровнях: индивидуальном, межиндивидуальном (на уровне взаимодействия между отдельными индивидами), групповом, на уровне социальных организаций, институциональном, на уровне общества в целом (социетальном). Можно выделить несколько теоретических традиций в рассмотрении общества как социальной реальности, но наиболее разработанным и часто применяемым в социологии является системный подход. Для того, чтобы разобраться в том, что представляет собой общество с точки зрения системного подхода, прежде всего, необходимо иметь ясные представления о понятиях «система» и «структура» и уяснить суть исходных при анализе систем принципов целостности и иерархичности. В рамках этого подхода общество предстает как сложная, открытая, динамичная система, которой присущ ряд свойств: иерархичность, (поскольку общество характеризуется сложным сочетанием различных уровней организации и субординации между ними), саморегуляция (в обществе действует механизм обратной связи), информационность (деятельность членов общества основана на информационных процессах), самодетерминированность (в общественном развитии существует зависимость последующих состояний общества от предыдущих). Важнейшими характеристиками социальных систем являются их максимальная сложность по сравнению с другими системами, способность ставить и достигать цели, уникальность, способность к саморазвитию. Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы. Обычно выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную подсистемы общества. В каждой из этих сфер общественной жизни складываются определенные виды деятельности, отношения и соответствующие им институты. Сферы общественной жизни находятся между собой в неразрывной взаимосвязи, взаимодействие их институтов придает обществу качества динамичной, развивающейся системы. Основными элементами общества как социальной системы являются люди, их связи и взаимодействия. Общество как социальная система подробно рассматривалось в рамках структурного функционализма, наиболее известными представителями которого являются Т. Парсонс и Р. Мертон. Т. Парсонс определяет общество как «такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные систем» [2]. Основной элемент общества как социальной системы – индивид как действующее лицо, поэтому социальная структура представляет собой стандартизированную систему социальных отношений деятелей. Последние не выступают в социальных отношениях в качестве " целостных личностей", а осуществляют лишь " частичное участие " в социальной жизни через выполнение социальной роли. Все общество оказывается совокупностью статусов (позиционный аспект) и ролей (процессуальный аспект). Любой социальный институт предполагает наличие определенной комбинации ролей. Социальное равновесие в системе достигается с помощью двух процессов: 1) интернализации (социализации), обеспечивающей включение культурных ценностных ориентаций и ролевых ожиданий в систему ориентации личности; 2) институционализации, значимость которой проистекает из потребности общества в жесткой функциональной организации. Состояние равновесия в социальной системе поддерживается путем регулирующей деятельности социальных институтов, которые с помощью общих образцов, норм и ценностей организуют общество. Консенсус в отношении ценностей является фундаментальным интегративным принципом в обществе. Система институтов наследуется новыми поколениями и принимается посредством процессов социализации и интернализации. Этим единством обеспечивается состояние равновесия. Р.Мертон сосредоточивал внимание на ситуациях, расположенных ближе к полюсам разногласий, – на различного рода отклонениях, напряжениях, противоречиях и конфликтах в социальной системе. Он считал, что не следует переоценивать степень единства в системе, особенно в сложных, сильно дифференцированных обществах. Следует исходить также из того, что любая часть общества может быть функциональна, дисфункциональна или нефункциональна. Исследуя отношения между классом структур и классом функций, Р. Мертон различал функциональные потребности и то, что эти потребности могут быть удовлетворены некой областью структурных альтернатив. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать. В социологии существует множество классификаций типов обществ, основанных на выделении разнообразных параметров. Самой распространенной является типология, предложенная американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса общества. Он выделял: традиционное (доиндустриальное) общество ( общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции, индустриальное общество (более сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества и постиндустриальное общество (информационное). Оно базируется на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием сферы услуг, в результате чего меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. В современной социологии все более сильной становится тенденция рассматривать общество не как нечто статическое, но как совокупность социальных событий и процессов. В обществе как социальной системе должны происходить многие сложные процессы, чтобы оно продолжало функционировать. Эти процессы, сохраняя само общество, ведут к его изменению и развитию.В социологии существуют различные интерпретации изменения и развития общества, причин, основных этапов и форм этих процессов, что должно стать предметом изучения для уяснения этой темы. При этом важно понять, что социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности его членов, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества. Социальный прогресс, характеризующий поступательное развитие общества, безусловно, сопровождается его модернизацией. Однако термин «модернизация» обычно относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — современному. Сутью процесса модернизации как особой формы развития является переход от традиционного общества к современному, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. В узком смысле под модернизацией понимают промышленную революцию и индустриализацию, которые являются основой формирования индустриального общества в отличие от традиционного. В более широком смысле модернизация предполагает изменения во всех сферах общества, включающий кардинальное преобразование всех сторон общественной, экономической и политической жизни общества. Специалисты различают два вида модернизации. Органическая модернизация обусловлена внутренними процессами развития общества и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация, по мнению ряда ученых, начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания и представляет собой естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая («догоняющая», «запаздывающая») модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики, когда государство искусственно ускоряет развитие экономики и общественных отношений Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». При изучении модернизации полезно поразмышлять о причинах осуществления модернизации в разных странах, рассмотреть исторические примеры, выявить особенности современных модернизационных процессов, в том числе и в России. Необходимо уяснить, что модернизация общества - это сложный, длительный и драматический процесс, который разными странами проходится по-разному в зависимости от их исторической и культурной специфики. Сегодня речь идет о различных вариантах модернизации (вестернизация, модернизацию на собственной культурной основе и др.) и утверждается идея многообразия путей модернизации. Для более полного освоения данного раздела темы важно проанализировать проблемы взаимосвязи таких субпроцессов модернизации, как: индустриализация, урбанизация, бюрократизация, строительство нации, коммерциализация, профессионализация, секуляризация, распространение грамотности и средств массовой информации, рост социальной и профессиональной мобильности и других. Если ранее общество обычно описывалось вполне конкретно как социальная организация людей в границах определенного государства, то теперь в связи с развертывающимся процессом глобализации все чаще речь идет о глобальном сообществе. Глобализация (по Р. Робертсону) процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п. Э.Гидденс рассматривает феномен глобализации как многослойное и многоликое явление, как период “множественных революционных изменений”. Глобальная система, по его мнению, должна анализироваться на уровне нескольких подсистем: государств-наций, мирового экономического рынка с сопутствующими коммуникационными технологиями и глобального гражданского общества, возрастающая активность которого ведёт к появлению феномена “глобализации снизу”. При изучении этого вопроса акцент целесообразно делать на понимание сути происходящих в современном мире интеграционных процессов, связанных с формированием общемировых рынков, единого информационного поля, трансформацией механизмов государственного суверенитета, модификацией социальных институтов (культуры, семьи и других), изменением системы ценностей и эмоционального, психологического климата социума.
Обязательная литература Социология: Учеб. пособие /; Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г. и др.; Под ред. С.А. Ерофеева, Л.Р.Низамовой; Казан. гос. ун-т, Каф. социологии, Центр социологии культуры.—2-е изд., перераб. и доп..—Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.—338 с. Кравченко, А. И. Социология: Учеб. для вузов / А.И.Кравченко.—4-е изд..—М.: Академический проект, 2002.—508 с. Кравченко, А.И. Социология: Учеб. для студ. несоциол. спец. естеств.-науч., техн. и гуманит. вузов / А.И.Кравченко, В.Ф.Анурин.—СПб. и др.: Питер, 2003.—431с. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов /; Эфендиев А.Г., Кравченко Е.И., Пушкарева Г.В. и др.; Под общ. ред. А.Г.Эфендиева.—М.: ИНФРА-М, 2000.—653 с. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / [Эфендиев А. Г., Кравченко Е. И., Пушкарева Г. В. и др.]; под общ. ред. А. Г. Эфендиева.—М.: ИНФРА-М, 2004.— Социология = Sociology: учеб. для студентов вузов / [В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко.—3-е изд., перераб. и доп..—Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.— 447 с.: Социология: основные термины: [учебно-методическое пособие] / Казан. гос. ун-т; [сост. Р. Г. Минзарипов].—Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008.—131, [1] с. Фролов, С.С. Социология: Учеб. для студ. вузов / С.С.Фролов.—3-е изд., доп..—М.: Гардарики, 2003.—343с. Дополнительная литература Масионис Дж. Социология. 9-е изд.- СПб., 2004. Гидденс, Э. Социология / Энтони Гидденс при участии Карен Бердсолл; [пер. с англ.: А.В. Берков и др.].—Изд. 2-е, выполн. по 4-му англ. изд., полностью перераб. и доп..—Москва: Едиториал УРСС, 2005.—629 с. Смелзер Н.Дж. Социология.- М., 1994. Парсонс, Т. О социальных системах / Талкотт Парсонс; Под общ. ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского; Пер. с англ.: Е. Молодцовой и др.; Предисл. В.Чесноковой.—М.: Акад. Проект, 2002.—831с.: Парсонс, Т. Система современных обществ / Т.Парсонс; Пер.с англ.: Л.А.Седова, А.Д.Ковалева(науч.ред.).—М.: Аспект Пресс, 1998.—270с. Кравченко, А.И. Социология: Хрестоматия для вузов / А.И.Кравченко.—М.; Екатеринбург: Акад. Проект: Деловая книга, 2002.—735с. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П.Штомпка; Ин-т " Открытое о-во"; Пер.с англ.под ред.В.А.Ядова.—М.: Аспект Пресс, 1996.—415 с.: Волков, Ю.Г. Социология: Учеб. для студентов вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; Ред., предисл. В.И. Добренькова.—М.: Гардарики, 2002.—428 с. Харчева, В. Г. Социология: [Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений] / В.Г. Харчева.—М.: Логос, 2000.—319с. Мухаев, Р. Т. Социология: учеб. для студентов вузов / Р.Т. Мухаев.—Москва: Юнити-Дана, 2005.—397 с. Радугин А.А. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин.—3-е изд., перераб. и доп..—М.: Центр, 2003.—223 с. Социология: Хрестоматия / Сост.: Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая.—М.: Гардарики, 2003.—524с. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Зигмунт Бауман; [пер. с англ. Коробочкина М.Л.].—М.: Весь Мир, 2004.—185 с. Бек, У. Что такое глобализация?: Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / Ульрих Бек; Пер. с нем.: А. Григорьева, В. Седельника, Авт. послесл. А. Филиппов.—М.: Прогресс-Традиция, 2001.—302 с. Уткин, А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А.И.Уткин.—М.: Логос, 2002.—254 с. Гидденс, Э. Ускользающий мир = Runaway world: как глобализация меняет нашу жизнь / Энтони Гидденс; [пер. с англ. М.Л. Коробочкина].—Москва: Весь мир, 2004.—116 с. Сорвин, К. В. Система социологических понятий в кратком изложении: Для учащихся старших кл. и студ. младших курсов / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов.—М.: Русская панорама, 2002.—224 с. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Приведите примеры социальных институтов. К каким из них Вы имеете непосредственное отношение, включены в них? 2. Какими признаками обладает общество как социальная система? 3. Опишите уровни организованности общества. 4. Как соотносятся понятия «общество» и «государство»? 5. Опишите взаимодействие и взаимовлияние экономической, социальной, политической и духовной подсистем общества. 6. К какому типу можно отнести современное российское общество? Ответ обоснуйте. 7. Некоторые ученые обществоведы утверждают, что глобализация меняет саму суть процессов исторического развития, покольку изменяются и субъекты, и механизмы процессов социального развития. Согласны ли Вы с ними? Ответ обоснуйте.
|