Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№
| Название раздела, темы
| Задание
| Время выполнения
| Форма контроля
| 1.
| Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире
Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы
| Задание. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1). В чем сущность социализации личности?
2). Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно?
3). Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние?
4). Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут проявиться в ХХI в., исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.?
5). Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта?
6). В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующегося человека.
7). В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми в процессе социализации?
8). Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, используя концепции А.В. Петровского.
Задание 2. Составьте классификацию механизмов социализации, обоснуйте ее.
1). В процессе выполнения задания используйте различные психологические и социологические словари.
2). Подготовьте сопоставительную таблицу «Хронологии социального развития человека». Дайте развернутый сравнительный анализ периодизации, выделите малоизученные проблемы социального развития человека.
3). Напишите, какие критерии положены в разработку той или иной периодизации. Почему? Постарайтесь найти максимальное количество периодизаций для анализа соответствующих критериев. Сравните эти критерии между собой.
| 18 часов
| Групповая дискуссия по предложенным вопросам
Магистранты письменно готовят задание, а итоги подводятся на занятии
|
| Тема 2. Информационная социализация личности
| Задание 1. Прочитать статью Т.Д. Марцинковской и подготовить ответы на вопросы.
Библиографические данные:
Марцинковской Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве. // Психологические исследования (электрон. научн. журн.). – 2012. – № 5 (26). – С.7 // https:// www/psystudy.ru
Вопросы:
1). Почему изучение проблем информационной социализации является сегодня актуальным научным направлением? 2). Обоснуйте тезис о том, что «междисциплинарность исследований информационной социализации продиктована не только научными изысканиями, но и самой жизнью? 3). Какую роль играет межпоколенная трансмиссия в информационной социализации человека? 4). Почему происходит нарушение межпоколенной трансмиссии? 5). Дайте свою интерпретацию полученных в исследованиях Т.Д. Марцинковской данных, что «подростки не доверяют телевизионной информации и многим сообщениям и советам старших, не совпадающим с содержанием информации из интернета». 6). Каковы особенности межпоколенных взаимоотношений в настоящее время? 7). Почему интернет является более предпочтительным источником информации для современных подростков, чем СМИ? 8). Какое место занимает музыка в информационной социализации подростков?
Задание 2. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье.
Список статей (можно взять статью по своему усмотрению):
1). Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования (электрон. науч. журн.). – 2011. - № 6 (20). – С. 8 // https://psystudy.ru
2). Белинская Е.П. Совладание с трудностями в эпоху новых информационных технологий: возможности и ограничения // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2014. - № 7 (38). // https://psystudy.ru
3). Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2013. - № 6 (30). // https://psystudy.ru
4). Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Этическая направленность подростков и молодежи в социальных сетях // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2014. - № 7 (37). – С. 2. // https://psystudy.ru
5). Голубева Н.А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2012. - № 1 (21). // https://psystudy.ru
6). Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2011. - № 6 (20). // https://psystudy.ru
7). Дубовская Е.М. Социально-психологические характеристики неформальной группы подростков // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2011. - № 6 (20). – С. 5. // https://psystudy.ru
8). Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. – 2010 - № 3. – С. 90 – 102.
| 22 часа
| Групповая дискуссия по предложенным вопросам
Презентация-обсуждение статей по теме 2.
|
| Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности
Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии
| Задание. Провести диагностику межличностных отношений, используя программу М. Ю. Кондратьева «Социально-психологический и экспериментально-диагностико-коррекционный комплекс для практических психологов закрытых образовательных учреждений».(Можно использовать для обычных школ).
Методические рекомендации. Необходимые методические материалы, последовательность выполнения задания подробно изложены в пособии: Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М. Ю. Кондратьев. - СПб.: Питер, 2005. - С. 218 - 299). Комплекс М. Ю. Кондратьева включает следующие методики и методические средства: 1) социометрию; 2) референтометрию; 3) методику выявления мотивационного ядра межличностных выборов; 4) методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе; 5) методику определения ценностно-ориентационного единства группы; 6) методику подставной самооценки; 7) социально-психологическую модификацию техники «репертуарных решеток» Дж. Келли; 8) принципы организации воспитательно-коррекционной работы.
Дополнительно: Психология социального развития / под ред. Н.Н. Толстых.- М.: Юрайт, 2014. – глава 14.
| 28 часов
| Обсуждение и и оценка результатов микроисследований по программе диагностики межличностных отношений М.Ю. Кондратьева
|
| Тема 4.
Я-концепция личности как результат ее социального развития
| Задание1. (устное выполнение задания). Люди различаются своими «Я-концепциями». Одни принимают концепцию независимого «Я». Другие - взаимозависимого. Эти противоположные идеи способствуют культурным различиям в социальном поведении. В чем, на ваш вгляд, заключаются различия независимой и взаимозависимой «Я-концепций»? Устно обоснуйте свои ответы.
Задание 1. Разработайте и проведите тренинг самопрезентации. Литература: Гофман И. представления себя другим в повседневной жизни. – М.: Канон-пресс-Ц, 2000.; Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации. – М.: ГУ ВШЭ, 2007; Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг.- СПб.: Речь, 2007.
| 22 часа
| Устное обсуждение задания
Письменный отчет (программа тренинга)
|
| Тема 5.
Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости
| Задание. Провести корректиционно-реабилитационную программу для группы пожилых людей (возраст от 70-75 лет и выше) в одном из ЦСО или в геронтологическом центре на тему: «Новая позитивная психология для пожилых». Программа разработана на базе Воронежского областного геронтологического центра (ВОГЦ). Критериями включения в группу пожилых для проведения программы служит отсутствие обострения тяжелых хронических заболеваний; отсутствие психических расстройств, деменций. (Авторы программы: Н. В. Клевцова, Е. Б. Гайворонская, Т. Н. Грекова, В. И. Донцов, О. Е. Синицына). Сайт: http: // www.vsma.ac.ru / publ /vest/040/site/index16.html).
| 28 часов
| Письменный отчет о проведенном занятии (с оценкой).
|
Данная страница нарушает авторские права?
|