Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине




Название раздела, темы Задание Время выполнения Форма контроля
1. Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы Задание. Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1). В чем сущность социализации личности? 2). Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно? 3). Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние? 4). Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут проявиться в ХХI в., исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.? 5). Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта? 6). В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующегося человека. 7). В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми в процессе социализации? 8). Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, используя концепции А.В. Петровского. Задание 2. Составьте классификацию механизмов социализации, обоснуйте ее. 1). В процессе выполнения задания используйте различные психологические и социологические словари. 2). Подготовьте сопоставительную таблицу «Хронологии социального развития человека». Дайте развернутый сравнительный анализ периодизации, выделите малоизученные проблемы социального развития человека. 3). Напишите, какие критерии положены в разработку той или иной периодизации. Почему? Постарайтесь найти максимальное количество периодизаций для анализа соответствующих критериев. Сравните эти критерии между собой. 18 часов Групповая дискуссия по предложенным вопросам   Магистранты письменно готовят задание, а итоги подводятся на занятии
  Тема 2. Информационная социализация личности Задание 1. Прочитать статью Т.Д. Марцинковской и подготовить ответы на вопросы. Библиографические данные: Марцинковской Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве. // Психологические исследования (электрон. научн. журн.). – 2012. – № 5 (26). – С.7 // https:// www/psystudy.ru Вопросы: 1). Почему изучение проблем информационной социализации является сегодня актуальным научным направлением? 2). Обоснуйте тезис о том, что «междисциплинарность исследований информационной социализации продиктована не только научными изысканиями, но и самой жизнью? 3). Какую роль играет межпоколенная трансмиссия в информационной социализации человека? 4). Почему происходит нарушение межпоколенной трансмиссии? 5). Дайте свою интерпретацию полученных в исследованиях Т.Д. Марцинковской данных, что «подростки не доверяют телевизионной информации и многим сообщениям и советам старших, не совпадающим с содержанием информации из интернета». 6). Каковы особенности межпоколенных взаимоотношений в настоящее время? 7). Почему интернет является более предпочтительным источником информации для современных подростков, чем СМИ? 8). Какое место занимает музыка в информационной социализации подростков? Задание 2. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье. Список статей (можно взять статью по своему усмотрению): 1). Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования (электрон. науч. журн.). – 2011. - № 6 (20). – С. 8 // https://psystudy.ru 2). Белинская Е.П. Совладание с трудностями в эпоху новых информационных технологий: возможности и ограничения // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2014. - № 7 (38). // https://psystudy.ru 3). Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2013. - № 6 (30). // https://psystudy.ru 4). Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Этическая направленность подростков и молодежи в социальных сетях // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2014. - № 7 (37). – С. 2. // https://psystudy.ru 5). Голубева Н.А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2012. - № 1 (21). // https://psystudy.ru 6). Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2011. - № 6 (20). // https://psystudy.ru 7). Дубовская Е.М. Социально-психологические характеристики неформальной группы подростков // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2011. - № 6 (20). – С. 5. // https://psystudy.ru 8). Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. – 2010 - № 3. – С. 90 – 102. 22 часа Групповая дискуссия по предложенным вопросам   Презентация-обсуждение статей по теме 2.  
  Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии Задание. Провести диагностику межличностных отношений, используя программу М. Ю. Кондратьева «Социально-психологический и экспериментально-диагностико-коррекционный комплекс для практических психологов закрытых образовательных учреждений».(Можно использовать для обычных школ). Методические рекомендации. Необходимые методические материалы, последовательность выполнения задания подробно изложены в пособии: Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М. Ю. Кондратьев. - СПб.: Питер, 2005. - С. 218 - 299). Комплекс М. Ю. Кондратьева включает следующие методики и методические средства: 1) социометрию; 2) референтометрию; 3) методику выявления мотивационного ядра межличностных выборов; 4) методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе; 5) методику определения ценностно-ориентационного единства группы; 6) методику подставной самооценки; 7) социально-психологическую модификацию техники «репертуарных решеток» Дж. Келли; 8) принципы организации воспитательно-коррекционной работы. Дополнительно: Психология социального развития / под ред. Н.Н. Толстых.- М.: Юрайт, 2014. – глава 14. 28 часов Обсуждение и и оценка результатов микроисследований по программе диагностики межличностных отношений М.Ю. Кондратьева
  Тема 4. Я-концепция личности как результат ее социального развития   Задание1. (устное выполнение задания). Люди различаются своими «Я-концепциями». Одни принимают концепцию независимого «Я». Другие - взаимозависимого. Эти противоположные идеи способствуют культурным различиям в социальном поведении. В чем, на ваш вгляд, заключаются различия независимой и взаимозависимой «Я-концепций»? Устно обоснуйте свои ответы. Задание 1. Разработайте и проведите тренинг самопрезентации. Литература: Гофман И. представления себя другим в повседневной жизни. – М.: Канон-пресс-Ц, 2000.; Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации. – М.: ГУ ВШЭ, 2007; Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг.- СПб.: Речь, 2007. 22 часа Устное обсуждение задания     Письменный отчет (программа тренинга)
  Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости Задание. Провести корректиционно-реабилитационную программу для группы пожилых людей (возраст от 70-75 лет и выше) в одном из ЦСО или в геронтологическом центре на тему: «Новая позитивная психология для пожилых». Программа разработана на базе Воронежского областного геронтологического центра (ВОГЦ). Критериями включения в группу пожилых для проведения программы служит отсутствие обострения тяжелых хронических заболеваний; отсутствие психических расстройств, деменций. (Авторы программы: Н. В. Клевцова, Е. Б. Гайворонская, Т. Н. Грекова, В. И. Донцов, О. Е. Синицына). Сайт: http: // www.vsma.ac.ru / publ /vest/040/site/index16.html).   28 часов Письменный отчет о проведенном занятии (с оценкой).

 



Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.