Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Будущее






Что будет в вашем будущем, ваши цели и мечты?

Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…

Я пойму, что счастлив, когда…

Что поможет мне достичь моих целей (мои ресурсы)?

Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)…

Мои жизненные и профессиональные планы – как я буду использовать свою энергию и время:

Что буду делать для физического аспекта - красоты, здоровья (тело)?

Что буду делать для своей работы, увлечений, карьеры (деятельность)?

Для семьи, друзей (контакты)?

Для своего будущего, для творчества (фантазии)?

И в заключение –

Я самый…

Мои главные достижения…

Мои главные цели в жизни…

Девиз моей жизни…


Приложение 3

Примеры упражнений блока «Я и мы» программы развития самосознания

 

Упражнение «Встреча двух волшебников» [77]

Игру можно проводить как в парах, так и в командах. Опишем иг­ровую ситуацию, предлагаемую для пар.

Дети сидят на стульях спинами друг к другу, сбоку еще один стул, у каждого участника – 10 синих и 10 белых карточек, а также индиви­дуальный бланк результатов (бланки идентичны приведенным выше).

Однажды в темном дремучем лесу, таящем множество опасно­стей, встретились на тропинке два волшебника. Каждый из них дер­жал в руках волшебный жезл – свое главное «орудие» колдовства. Ни один из них не знал, кем является другой: злым или добрым вол­шебником, вступать с ним в магический поединок, подняв свой жезл, или отказаться от боя и опустить жезл.

В этой игре вам придется решать, как поступить в том или ином случае. В зависимости от выбора – твоего собственного и выбора твоего партнера – складываются разные ситуации, оценка которых в баллах приведена в таблице.

 

1-й волшебник 2-й волшебник 1-й волшебник 2-й волшебник
Поднять жезл Поднять жезл -3 -3
Поднять жезл Опустить жезл +5 -5
Опустить жезл Поднять жезл -5 +5
Опустить жезл Опустить жезл +3 +3

 

Что означает эта таблица? Если оба волшебника поднимают жез­лы (т. е. они вступают в бой друг с другом), то оба теряют по 3 балла. Если один из вас использует жезл, а второй опускает его, то первый получает 5 баллов, а второй столько же теряет. И наконец, если оба волшебника решают просто мирно поговорить друг с другом, не ис­пользуя магические жезлы, то они получают по 3 балла. В нашей игре будет 10 ходов. Через каждые 30 секунд (при необходимости время, отводимое на каждый ход, можно увеличить) по команде ведущего игроки должны одновременно класть на стоящий сбоку от них стул по 1 карточке: синяя означает поднятие жезла, белая – отказ от его использования. Увидев решение своего партнера, каждый игрок за­полняет свой бланк игры. Ваша задача – набрать как можно больше баллов. Выигрывает тот, кто сумеет набрать максимальное количест­во баллов.

Результаты игры при любом варианте ее проведения необходимо обсудить с группой.

Упражнение «Все мы» [ 77 ]

«Все мы» – это ассоциативно-ролевой портрет участников, всех тех, кто собрался в группе. Он покажет, как каждый видит себя.

Один участник выходит. Психолог просит каждого участника сказать об ушедшем что-нибудь приятное. Это записывается. Затем участник входит. Психолог говорит, например: «Пока вы отсутство­вали, мы случайно завели о вас разговор. Не поверите, как много при­ятного о вас было сказано. Один сказал...» Участник должен отгадать, кто что сказал и почему.

Упражнение «Продолжи фразу» [74]

Каждому участнику предлагается продолжить три фразы, обращаясь к своему соседу справа: «Ты более меня…», «Ты менее меня…», «Мы с тобой в равной степени…».

Упражнение «Каким меня видят окружающие?» [74]

Ответьте на вопрос: «Как меня воспринимает группа и отдельные ее члены?» Опишите подробно, как вас оценивает группа. Например: «Группа в целом воспринимает меня как живого, очень эмоционального человека, который ни над чем серьезно не задумывается».

Упражнение «Дорисовывание портрета» [75]

У всех участников карандаши разных цветов. Один участник начинает рисовать свой портрет, по сигналу ведущего передает его следующему и т.д. по кругу. В итоге к каждому возвращается его портрет глазами группы.

Упражнение «Записки» [75]

Предложите детям написать записки и скажите, что они будут прочитаны только в последний день занятий. Записки должны быть анонимными. После того как все закончили писать, тренер собирает их и складывает в заранее подготовленную пустую бутылку. Содер­жание записок может быть любым: от мудрых мыслей, которые посе­тили участников, до анонимных писем конкретному человеку. Это упражнение можно повторить несколько раз за время занятий. В по­следний день бутылка вскрывается, записки вынимаются, тренер зачи­тывает их вслух. Зачастую можно прочесть очень любопытные вещи.

Упражнение «Эмиграция» [75]

Многие из нас годами живут в одном и том же городе, на одной и той же улице. Все хорошо знакомо, ко всему привыкли, в том числе и к окружающим людям. Но в жизни может всякое случиться... Пред­положим, что вы решили совсем уехать из страны (переехать с роди­телями в другой город или перейти в другую школу в связи с обменом квартиры). С одной стороны, это всегда интересно: новые обстоя­тельства, новые знакомые, а с другой? Как вы думаете, сколько людей и кто конкретно пожалеет о том, что вы уехали? Почему? Что вас свя­зывает с этими людьми? Какие у вас были отношения с ними? Вы им помогали чем-то? Или у вас просто сложились теплые душевные от­ношения?

А скольких и кого именно обрадует ваше решение уехать (перейти в другую школу)? Почему? В чем причина такого отношения к вам? Вы чем-то «насолили» этим людям? Демонстрировали свое превосходство перед ними или отказывались в чем-то помочь? Может быть, вы просто «не сошлись характерами»? Вы пытались что-то изменить в себе, в ваших отношениях с этими людьми? Составьте два списка имен и ответьте на предложенные вопросы. Только будьте до конца откровенны. На обдумывание ответов вам дается 5 минут. После это­го вы соберетесь в группы по 3-4 человека и обсудите со своими партнерами то, что сумели осознать.

 

Упражнение «Окно Джогари» [20]

Сначала ведущий проводит информирование участников:

Путь к себе, к принятию себя лежит через самораскрытие. Открытие своего «Я» зависит от того, насколько мы откры­ты для других. Взаимосвязь между самопознанием и само­раскрытием наиболее отчетливо представлена в модели, ко­торую называют «Окном Джогари» в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграм.

 

    То, что я знаю о себе То, чего я не знаю о себе
То, что другие знают обо мне Арена Слепое пятно
То, чего другие не знают обо мне Видимость (скрытая область) Неизвестное бессознательное

 

Каждый человек несет в себе как бы четыре «простран­ства» своей личности. «Арена» охватывает те аспекты содер­жания своего «Я», о которых знаем и мы, и другие («про­странство» личности, открытое и для меня, и для других). «Видимость» – это то, что мы знаем, а другие нет, то, что мы скрываем от других в силу тех или иных причин или не имели возможности рассказать. «Слепое пятно» состоит из того, что другие знают о нас, а мы не знаем, например привычка перебивать говорящего на середине слова, кото­рую мы не замечаем (закрытое для меня, но открытое для других). «Неизвестное» – это то, что скрыто и от нас, и от других, включая скрытые потенциальные возможности раз­вития (закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям).

Когда мы ведем себя открыто, другие получают возмож­ность узнать о нас больше, что повышает вероятность как хорошего понимания нас другими, так и более глубокого самопознания – понимания самого себя. Увеличивается «Аре­на» – уменьшается «Неизвестное», его место занимает «По­нимание». Открываясь другим, мы приобретаем то, что дру­гие помогают нам увидеть в себе, то, что до сих пор нам было недоступно. Открываясь, мы способны раскрыть свои скрытые возможности, реализовать их. Безусловно, способность быть открытым зависит как от степени осознания и принятия себя, так и от нашего доверия к другим людям, от их отношения к нам. Было бы аб­сурдно требовать от нас раскрываться перед каждым встреч­ным. Но мы в любых ситуациях можем оставаться самим собой, не заползая, как улитка, в свою раковину. Стремле­ние к открытости каждого из нас открывает нам путь к взаимопониманию и пониманию себя.

Открыть свое «Я», принять себя, сформировать целост­ный образ «Я» в состоянии каждый человек. Нужно только захотеть. Так отправляйтесь в путь к себе!

Затем каждому участнику предлагается распределить 100% на приведенные в окне Джогари области два раза:

1. «Я сейчас…»

2. «Я хочу…»

После проводится обсуждение: что нужно сделать для гармонизации «Я сейчас…» и «Я хочу…».

 

Упражнение «Я и мой мир вокруг меня» [77]

Целью является изображение и осознание ребенком значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром. «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что нас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать – ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя».

Расскажи что-нибудь о своем рисунке. Нравится тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что наименее? Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит?

Упражнение «Черное и белое кресло» [36]

Вариант А.

Отдельно от круга, но так, чтобы всем бы­ло хорошо видно, поставить два кресла, од­но из них накрыть белым материалом, дру­гое – черным. Предложить одному из участ­ников занять белое кресло, все остальные члены группы по очереди садятся в черное кресло и говорят участнику, занявшему бе­лое кресло, о его недостатках, мешающих, по их мнению, общению. Сидящий в белом крес­ле может попросить уточнить то или иное вы­сказывание, задавать дополнительные вопро­сы, но не имеет права на отрицание или на оправдание.

Вариант Б

Так же, как в варианте А, только один из членов группы занимает черное кресло, а все остальные участники, по очереди садясь на белое кресло, должны, характеризуя сидяще­го напротив, называть только его положительные качества.

Упражнение «Ассоциация» [96]

Участники говорят, кого им напоминает данный человек. Набор ассо­циаций может быть свободным, а можно придерживаться следующего списка: растение, погода, мебель, животное. Метод выбран как наименее болезненный для личности, здесь оценки даются в косвенной форме. Каждый участник по очереди становится предметом обсуждения, при этом он занимает стул в середине.

Упражнение «Мнение» [36]

Участники делятся на две равные под­группы, встают, образуя два концентрических круга. Члены группы, стоящие во внутреннем круге, поворачиваются лицом к участникам, стоящим во внешнем, и встают друг напротив друга. Затем член каждой пары, стоящий во внутреннем круге, начинает тихо говорить партнеру, как он его воспринимает, какие чувства он вызывает, какие личные качества тот проявляет в группе и т. д. По сигналу веду­щего внутренний круг сдвигается вправо на одного участника. Первая часть процедуры за­канчивается, когда участники, пройдя по кру­гу, вернутся в исходную позицию. Во второй части процедуры аналогично высказывают свое мнение члены группы, стоящие во внеш­нем круге. В заключительной части процеду­ры ведущий предлагает участникам в течение 5–10 минут продолжить беседу, свободно вы­брав себе партнера в любом месте помещения.

 

Упражнение «Значимые люди» [75]

Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей. Это мо­гут быть не обязательно те, с кем он постоян­но общается в настоящее время, но непре­менно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок.

После того, как рисунки выполнены, веду­щий просит участников группы по очереди по­казывать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:

Ø кто они;

Ø чем значимы для подростка, чем дороги;

Ø так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом;

Ø хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благо­дарности).

Если кому-то из участников группы действи­тельно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерапии технику «пустого стула».

Упражнение «Представьте себя ребенком» [20]

В каждом из нас до сих пор находится ребенок. Мы живем с грузом тех суждений, которые слышали, будучи детьми. Основа нашего жизненного сценария – то, как нас запро­граммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и сделайте на левой его стороне список всего того отрицательного, что ваши родители, учителя, родственники говорили о вас. А затем справа запишите все то хорошее, что вам говорили о вас родные и учителя.

Какой из этих списков длиннее? Какой из них в большей степени определяет ваше отношение к себе?

Упражнение «Мои убеждения» [75]

Вспомните как минимум 4 ваших убеждения, сформированных в детстве. Они могут быть как ошибочными, так и помогающими вам строить взаимоотношения. Закончите следующие фразы:

Я _______________________________________________(каков?)

Жизнь это_______________________________________________

Женщины _______________________________________(каковы?)

Мужчины _______________________________________(каковы?)

Теперь закончите следующее предложение:

Поэтому я должен________________________________________

 

Упражнение «Семейный портрет» [3]

Воспользуйтесь медитативной техникой. «Закройте глаза и войдите в свое собственное пространство. Представьте, что вы спускаетесь по лест­нице – лестнице жизни. Вот вам 10 лет, 9, 6, 4 года, вы видите перед собой дверь, открываете ее и оказывае­тесь в комнате. Как выглядит эта комната – большая или маленькая, пустая или заставленная вещами? Что вы видите в комнате, какие обои, мебель? Кто в нем находится рядом с вами? Посмотрите внимательно на каждого человека. Если бы вы нарисовали их на лист бумаги в виде изображения, напоминающего какую-нибудь вещь, чем реальных людей, что бы это было? Если кто-нибудь напоминает вам бабочку, потому что везде порхает, изобразите ли вы его в виде бабочки? Или, может быть, какие-то лица напоминают вам круг, потому что они всегда окружают вас. Начинайте с того, кого вы представили первым. Если вы зашли в тупик, опять закройте глаза, вернитесь обратно в свое пространство и снова представьте всех людей. Вы можете использовать капли краски, абстрактные формы, предметы и животных, и все, что придет вам на ум».

Упражнение «Ласковое слово» [75]

Вспомните и запишите, какими ласковыми словами вы называете своих родных, близких, знакомых. Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще? Когда вам что-то требуется и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку? Или когда у вас хорошее настроение? Часто ли вы делаете это? Если нет, то почему? Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к лю­дям? Что вы испытываете, когда называете людей ласковыми именами? А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?

Упражнение «Свалка обещаний» [91]

Участники закрывают глаза, представляют себя на поля­не (Какая она?), в лесу (Какой он?), пробираются сквозь чащу (Как трудно!). Выбравшись из чащи, видят стену, а в ней дверь. Открывают дверь (Как труд­но, очень тяжело!). За дверью свалка - это свалка ваших обещаний, свалка детства, юности, сегодняшней жизни. Это ваш панцирь, ваш груз, он давит, цепляется за вас и с ним надо что-то делать: бежать, вырваться, забыть? Или поступить иначе?

Участники могут обменяться своими решениями и прийти к общему мнению. Можно вывести непозитивный результат: можно вытеснить, обвинить других, оп­равдаться. Но, вероятно, есть и конструктивный выход. Какой?

Это упражнение желательно начать с подготовительной работы. Участники закрывают глаза. Им задают вопрос:

- Кто из вас хоть один раз говорил неправду? (участники кивают головой).

- А кто не один раз говорил неправду? - кивают головой.

- Участники должны ощутить:

- что думает человек, дающий и не выполняющий своих обещаний;

- что чувствует человек, выполняющий обещание.

Упражнение «Детские обиды» [75]

Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и нарисуйте либо опишите их – в любой (конкретной или абстрактной) манере. Как вы сейчас отно­ситесь к этой обиде (нарисуйте или опишите)?

Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас».

Обсуждение: что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды и т. д.

Упражнение «Обиженный человек» [75]

Закончите предложение: «Я обижаюсь, когда...», нарисуйте вы­ражение лица обиженного человека. Подумайте и запишите, или на­рисуйте, как вы реагируете на обиду.

Упражнение «Копилка обид» [77]

Детям предлагается нарисовать или описать «копилку» и помес­тить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой.

Психолог говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Психолог поддерживает предложение ра­зорвать ее и предлагает действительно сделать это.

Обсуждение: Что делать с «текущими» обидами?

Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важ­но для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддержи­ваются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше. Как относиться в дальнейшем к обидчику? Прощение обиды.

Упражнение на растворение чувства обиды [77]

Расслабьтесь, закройте глаза. Дышите спокойно и рит­мично. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами небольшая сцена. Поставьте на сцену человека, кото­рый вас обидел. Вызовите в памяти его образ. Произнесите про себя следующую формулу: «Перед моим внутренним взо­ром появляется человек (тот или иной образ)». Повторите это пять раз. Затем: «Образ становится все более четким». После некоторой паузы: «Образ стоит передо мной». Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для этого человека имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счас­тливым. Задержите этот образ в вашем представлении 2–3 минуты, а потом пусть он исчезнет. Для этого произнесите следующую формулу: «Образ постепенно уходит» (2–4 раза), «Образ исчез».

Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Это упражнение растворяет темные облака накопленной обиды. Делайте это упражнение один раз в день в течение месяца и посмотрите, насколько вам станет легче жить.

Давайте проанализируем, что чувствовал, ощущал каж­дый из вас при выполнении этого упражнения.

 

Упражнение «Куда уходит злость» [75]

Возможно, не все всем нравится в обстановке, в людях, в самом себе... Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный мо­мент (может быть, это недовольство психологом, грусть, неприятный свет в комнате и т. п.). Выскажитесь.

Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить свои претензии, накопленные к данному моменту.

Пожалуйста. Кто готов начать? Постарайтесь по возможности вы­разить все, что накипело.

Упражнение «Машина времени» [75]

Психолог предлагает участникам поговорить об их жизни и по­фантазировать о том, что можно было бы сделать иначе. Просит детей представить, что они перенеслись в какое-то время своей жизни, ко­торое им бы хотелось изменить. Группе предлагается зарисовать это событие так, как оно могло бы произойти. Дети включают и действия, которые им следовало бы сделать, чтобы добиться другого развития событий.

Обсуждение.

Сначала каждый подросток рассказывает о реальном событии из его прошлого. Затем они раскрывают, каким образом они изменили это прошлое. Эмпатия вызывается путем стимулирования понима­ния участниками мотивов, по которым каждый участник предпочел бы измененное событие или опыт.

Дети побуждаются к тому, чтобы посоветовать друг другу пути из­менения прошлого.

Упражнение «Особые дары» [75]

Ведущий предлагает участникам вспомнить, что они получили от окружающих (родных, близких, друзей, учителей и т. д.) такого, что можно было бы назвать «дар» в полном смыс­ле слова. При этом может получиться пример­но такая таблица:

 

  Детство до школы Начальная школа После начальной школы
мать, отец, бабушка, дедушка, тети, дяди, братья, сестры, друзья, подруги      

 

Когда участники заполнили листок, ведущий просит рассказать их о каком-нибудь из пере­численных ими даров — любом, на выбор. За­тем он просит участников рассказать, нет ли по отношению к кому-то из упомянутых людей чувства невыраженной благодарности. Если есть, то ведущий предлагает участникам по очереди высказать свою благодарность этому человеку или пользуясь техникой «пустого сту­ла», или попросив кого-то из участников груп­пы выступить протагонистом.

Упражнение «Благодарность без слов» [75]

Участники разбиваются на пары. Сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партнеры делятся впечатлениями.

Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…» [74]

Инструкция: упражнение выполняется в парах. Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Меня не любят за то, что...». Второй, выслушав, должен отре­агировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, по­тому что...». Затем участники меняются ролями. После выполнения упражнения группа обсуждает: кто не смог или не успел этого сделать? Почему? Что чувствовал тот, к кому была обращена поддержка?

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.