Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






развития самосознания






Упражнение «Моя вселенная» [77]

Детям раздаются «форматки» для черчения или рисования. В середине листа надо нарисовать солнце и в центре солнечного круга написать крупно букву «Я». Затем от этого «Я» – и мира своей вселенной – надо прочертить линии к звездам и планетам. Психолог говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что нас объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.

Упражнение «Принимаю ответственность на себя» [77]

Давайте поговорим о том, за что каждый из вас отвечает в жиз­ни. Думаю, вы согласитесь с тем, что человек становится личностью только тогда, когда добровольно и сознательно принимает на себя от­ветственность. Если этого нет, то мы так и остаемся малыми детьми, сколько бы лет нам ни исполнилось. Так за что вы отвечаете в этой жизни? Лично вы? За покупку хлеба или уборку своей комнаты? За уроки сестры или за то, чтобы забрать младшего брата из детского сада? Подумайте и запишите все, что придет вам на ум. На это вам дается 5 минут. Затем вы обсудите ваши записи в микрогруппах по 3-4 человека. В каждой группе вы должны определить самого ответственного, того, кто сумеет аргументированно обосновать, что он действительно принял на себя больше ответственности, чем другие.

 

 

Упражнение «Стратегия жизни» [77]

Возьмите лист бумаги, например «форматку» для черчения или рисования.

Напишите в центре крупно букву «Я». Можете даже нарисовать вокруг нее кружочек, выделить каким-нибудь способом.

Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше об­ластей, где это «Я» может быть реализовано, и определить «жела­тельное» и «нежелательное Я» для каждой области. Просто проводи­те линию от «Я», центра вашей Вселенной, рисуйте квадратик или кружочек и пишите.

Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы все за­кончили, придумайте еще четыре – любые, самые неожиданные. Но важное условие – они должны быть вполне реальны, впрочем, как и все остальные.

Теперь отложите эту «звездную карту» своей жизни и посмотрите на нее немного сверху, как бы со стороны. Может ли эта карта быть картой неудачника?

Ведь у вас, как выяснилось, столько возможностей. Так пользуй­тесь ими.

Мы уже заканчиваем нашу работу. Что-то изменилось в каждом из нас, каждый сделал определенные открытия и в себе, и в окружающих. Над чем-то мы успели поработать, но на этом процесс саморазвития и самосовершенствования не заканчивается. Впереди большая и серьезная работа. Поэтому мы с вами займемся стратегическим планированием.

Закройте глаза и расслабьтесь.

Дышите глубоко. Найдите свой пульс, почувствуйте, как кровь те­чет по кровеносным сосудам.

Ваше сердце бьется ровно. Вам спокойно и хорошо.

Впереди у нас приятная работа, вы что-то узнаете о себе, о других. Вас окружают люди, которым вы интересны и которые инте­ресны вам. Вы доверяете им, вы – один из группы, и от каждого из вас зависит успех нашей работы. Сделайте несколько глубоких вдохов. Представьте себя зерном какого-нибудь растения. Вам тепло и уют­но в земле, но у вас есть потребность как-то выразить себя и поэтому вы начинаете расти.

Вы ощущаете свою силу, свои возможности. Вот вы и проросли, прорвались на поверхность. Почувствуйте солнечное тепло, комфорт. Вас окружают растения, похожие на вас, но другие. Это цветы, ягоды, грибы, деревья. Их внешний вид очень разный, но они и вы развивае­тесь по одним законам. Никто никому не мешает, вам радостно, что теперь вы не один: вы можете слышать, чувствовать других. Пред­ставьте себе со всеми подробностями, какое вы растение, во что вы выросли. Постепенно возвращайтесь сюда, в класс.

Когда будете готовы – откройте глаза.

Опрос по кругу, кто во что вырос. Что вы чувствовали во время медитации?

Мы начнем с того, что выясним, что именно вы на самом деле хотите изменить в себе, своей жизни. Это очень важно, иначе можно поставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообману и оче­редной неудаче.

На самом деле сделать это довольно трудно. Существует много внутренних преград – от простого неумения думать о себе до внут­ренних конфликтов и проблем, настолько глубоко похороненных в нас, что мы не осознаем их и чувствуем лишь непонятное нам самим сопротивление, выражающееся в страхе, скуке, лени, желании за­няться чем-нибудь другим. Существует также внутренний цензор, проверяющий все, что вы хотите высказать (даже себе), и уныло по­вторяющий: «Это нереально... Не говори глупостей... Все будут над тобой смеяться...»

Любая проблема, любая трудность, с которой мы сталкиваемся, все, что мы называем не очень понятным и совершенно безразмер­ным словом «стресс», вызывает мышечное напряжение. И возникает очередное «чертово колесо», заколдованный психологический круг: чем важнее для нас преодоление трудностей, решение задачи, тем больше мы напрягаемся (не специально, так получается почти авто­матически), чем больше напряжение, тем труднее решить проблему, чем труднее решить, тем... И так далее. Поэтому очень важно научить­ся расслабляться и делать это всегда, как только почувствуете напря­жение.

Изо всех сил напрягите сразу все мышцы.

Сохраняйте это напряжение, медленно считая до двадцати. Затем глубоко вдохните и вместе с очень медленным выдохом снимите это напряжение. Пусть ваше тело обмякнет.

Откиньтесь на спинку кресла или дивана и посидите несколько минут просто так, ни о чем не думая, чувствуя, как вам хорошо и спо­койно.

Вы сами почувствуете, когда вам надо продолжить упражнение. Обычно это происходит через две-три минуты. Не принуждайте себя. Лениво, как бы нехотя, возьмите ручку или микрофон. Скажите или напишите сверху на листе бумаги: «Что я хочу на самом деле?» – и так же расслабленно, без напряжения начинайте отвечать на этот вопрос.

Не напрягайтесь, пишите все, что взбредет вам в голову, в любой форме, любые глупости. Будьте свободны, не направляйте движение мысли, пусть она течет, как хочет, вы лишь фиксируете ее. Ручка пи­шет, голос звучит, а вы лишь наблюдаете за этим, как будто все это происходит помимо вашей воли.

А теперь – внимание! Полный свет. Ритмичная музыка. Вы включили свою волю. Чувствуете себя активным и деятельным чело­веком. Вы сами знаете, что вам надо, чтобы это почувствовать.

Вы берете лист бумаги и решительно пишете сверху (или уверен­но говорите в микрофон): «Хочу, чтобы в ближайшее полгода я...» – и за 3 минуты (не больше, но и не меньше – будильник или таймер психолог должен поставить заранее, чтобы во время выполнения за­дания об этом не думать) вновь выскажите все что попало, в любой форме, каким бы странным или глупым это ни казалось.

Три минуты прошло. Отложите ручку, выключите свет, оставьте лишь настольную лампу и вновь расслабьтесь, верните себя в состоя­ние спокойствия и умиротворения. Посидите так немного. Почув­ствуйте, как вам хорошо, как тепло распространяется по вашему телу. Представьте себя в маленьком театре. Вы сидите в затемненном зале, а на сцене стоит человек. Этот человек – вы. Такой, каким вы се­бе нравитесь. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Сейчас вы такой, каким хотите быть и можете стать. Посмотрите на человека на сцене внимательно. Сейчас вы должны будете поставить спек­такль, где он будет играть главную роль. Вы увидите его в разных си­туациях и поймете, что в нем есть такого, чего в вас еще нет, что при­влекает вас в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он про­явит свои знания и умения.

Вспомните такие недавние события своей жизни, где вы действо вали не самым удачным образом, которые были для вас трудны. Дайте ему сыграть эти сцены. Всмотритесь: что он умеет, знает, понимает может больше и лучше, чем вы. Теперь, когда вы поняли это, возьми те ручку (микрофон) и запишите, что вас привлекает в нем, что в нем есть такого, чего в вас нет. Напишите вверху: «Я – Он (Она)».

На одном листе написано: «Чего я хочу на самом деле?», на втором: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...», на третьем: «Я – Он». Работайте с ними именно в этом порядке.

Прочтите (выслушайте) очень внимательно все, что вы записали и, если надо, дополните. Ничего не вычеркивайте. Не переходите следующему листу, не закончив предыдущий. Прошу вас, ничего не исправляйте, каким бы странным и нелепым вам сегодня все это ни казалось. После того, как вы внесете все дополнения, вновь просмотрите свои записи и из каждого списка выберите по три «самых желанных» желания. Не думайте о том, насколько они осуществимы. Просто вы­берите и поверьте, что они для вас – самые главные.

Итак, их будет девять (или меньше, в зависимости от того, на­сколько списки совпадают), девять основных желаний. Но в сказках феи и другие волшебные силы выполняют лишь три желания, вот и выберите три самых-самых... С достижения этих трех и начинай­те новую жизнь.

Шаги к цели.

Первый шаг: анализ цели. Спросите себя: что значит достичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться?

Второй шаг: оцените и запишите, на каком этапе осуществления цели вы сейчас находитесь, что вы уже знаете, умеете, можете.

Третий шаг: оцените свои возможности.

Четвертый шаг: решите, что вам нужно сделать, что вы предпри­мете, чтобы достичь цели.

Пятый шаг: точная конкретизация каждого из действий по времени.

Шестой шаг: осуществление того, что вы наметили.

Седьмой шаг: проверка и контроль результатов. Лучше всего завести таблицу и записывать в ней по горизонтали, что вы делаете, а по вертикали – временные отрезки, по которым вы себя проверяете. Очень хорошо, если вы делаете это каждый день, от­мечая, выполнили вы данные себе обещания или нет. Можете ставить плюсы и минусы, рисовать веселые и грустные рожицы или, напри­мер, рожицы с гордо вздернутым или уныло опущенным носом.

Важно, чтобы вы сами видели, удается ли вам что-нибудь или нет, и вовремя поняли, почему ничего не получается.

Не отказывайтесь сразу от достижения цели; не думайте, что вы не способны сделать это. Неуспех как знак «проезд по этой дороге за­крыт». Но существует ведь множество других путей. Вы в тупике? Допустим. Можно, конечно, в нем поселиться, обустроить его, укра­сить на все случаи жизни изречениями о собственной неудачливости и отсутствии способностей, используя их для защиты от требований Действительности. Так в уюте и покое можно просуществовать очень долго. Но, может, проще вернуться назад (немного) и попробовать другой путь? Если, конечно, избранная цель еще манит вас. Проанализируйте, с чем связана неудача, в чем причина, где ошиб­ка. Вот слово и названо. Ошибка – слово почти магическое. Сколько людей в страхе перед ней замирают, предпочитая вообще ничего не делать, лишь бы случайно не совершить ее. Сколько прекрасных за­мыслов остаются нереализованными, потому что на пути можно бы­ло повстречаться с ней. Сколько сил и труда затрачивается, чтобы скрыть ее. «Боязнь сделать ошибку», «ориентация на ошибку» – так называется в науке этот симптом, являющийся краеугольным кам­нем «комплекса неудачника».

Но ведь можно относиться к ошибкам и по-другому. Сказать себе: «Проверим, действительно ли эта стена из камня. И если это так, можно ли ее обойти?» Или по известному детскому стишку: «Разве это великан? Ха-ха-ха!» Чем больше вы стараетесь избегать ошибки, тем больше она раздувается. Совсем как упомянутый выше герой из сказки К. Чуковского. Но, как вы помните, достаточно было непред­взято взглянуть на «великана», чтобы выяснилось, что победить его ничего не стоит.

Важно понять – ошибки неизбежны на любом пути. Проблема не в том, чтобы не совершить их, а в том, чтобы относиться к ним пра­вильно, т. е. анализировать их и использовать для продвижения к це­ли, а не как повод в очередной раз все бросить и увлеченно муссиро­вать свои неудачи.

Действуйте! Ошибайтесь, проваливайтесь, но действуйте! Актив­ное действие – главное, что отличает неудачника от победителя.

Упражнение «Художественный фильм» [75]

Станьте режиссером своей жизни, вместо того чтобы быть акте­ром. Поставим фильм – каждый про свою будущую жизнь.

Вот как предлагает это сделать московский психолог Н. Н. Тол­стых: «Представьте себе всю вашу будущую жизнь как художествен­ный фильм, в котором вы играете главную роль. Вы сами – и сцена­рист, и постановщик, и директор картины. Вам решать, о чем этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут действовать персонажи, где будут происходить события». А дальше – внимание! Очень важный момент – надо нарисовать на бумаге свой портрет – портрет героя будущего фильма, но не обычный автопортрет, а портрет того, кем бы вы хотели стать. При этом не важно, будет ли этот рисунок выполнен в реалистической, абстрактной или в какой угодно другой манере. Важно, чтобы он отражал вас таким, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.

Отдохните немного и посмотрите на него. Скажите себе: «Это я. Такой, каким я сделал себя сам. Нравлюсь ли я себе таким?» Если нет или не совсем, все еще можно исправить. Внесите необходимые изме­нения, уберите ненужное, добавьте детали. Сделайте все, чтобы вы были довольны. Не торопитесь.

Вы можете уделить этому не одно, а два и даже три занятия (но, пожалуйста, не больше).

Теперь вы нравитесь себе? Тогда опишите словами то, что вы в не­го вложили.

Упражнение «Письмо к себе в 20… год» [2]

«Мы напишем себе письмо, которое запечатаем и откроем только в 20… году. Напишите себе о том, какие вы сейчас, что вас интересует, что вы думаете о себе в будущем, как вы будете выглядеть, чем заниматься, кто будет вокруг вас... Что вы хотите пожелать себе в бу­дущем».

Упражнение «Сегодня первый день твоей оставшейся жизни» [2]

Участникам группы предлагается представить, что сегодня – первый день их оставшейся жизни, и поде­литься, как они хотят его провести, чего важно до­биться, что сделать, увидеть, почувствовать в остав­шейся жизни.

Упражнение «Именно сегодня» [77]

Приводим текст зарядки позитивного мышления, которую реко­мендует Д. Карнэги. Она получила название «Именно сегодня».

Каждое утро работайте над собой. Мы много говорим о важности физических упражнений, пробуждающих нас из состояния полусна, в котором пребывают многие. Но еще больше мы нуждаемся в духов­ных и умственных упражнениях, которые бы каждое утро стимули­ровали нас к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие сло­ва. Разве ежедневный ободряющий разговор с самим собой выглядит глупым, легкомысленным и детским? Нет, напротив, в этом самая суть здравой психологии. Беседуя с самим собой каждый день, вы мо­жете научиться управлять своими мыслями. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое.

1. Именно сегодня я буду счастлив. Счастье заключено внутри нас, оно не является результатом внешних обстоятельств. Поэтому че­ловек счастлив настолько, насколько он полон решимости быть счастливым.

2. Именно сегодня я приспособлюсь к жизни, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить все к своим желаниям. Я принимаю мою семью, мою учебу, обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь приноровиться к ним.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья воздействий и мыслей, чтобы мой организм охотно выполнял мои требования и установки.

4. Именно сегодня я уделю внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном отношении. Я прочитаю с интересом то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.

5. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я сделаю что-то хорошее, полезное конкретному человеку и выполню два дела, которые мне не хочется делать.

6. Именно сегодня я буду ко всем доброжелательно настроен, а для этого постараюсь выглядеть как можно лучше, буду любезным и щедрым на похвалы, не буду придираться к людям или пытаться их переделывать.

7. Именно сегодня я буду жить только нынешним днем, не решать проблемы всей моей жизни сразу. Я легко выполню любую, даже рутинную работу.

8. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться.

Именно сегодня буду радоваться жизни и буду счастливым. Я бу­ду

Упражнение «Чемодан» [2]

Один из детей выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу чемодан» (ведь действительно скоро расставание, и нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни). В «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет этому человеку в общении с людьми, т. е. те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но обязательно «отъезжающему» напоминается о том, что мешать ему в дороге, т. е. о его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, чтобы его жизнь стала более приятной.

Упражнение «Какой я человек?» [77]

Откройте первый лист своего дневника и еще раз внимательно прочитайте. Если есть необходимость, то измените свои ответы. По­старайтесь увидеть то, как изменились ваши собственные представления о себе.

 

Упражнение «Групповое рисование» [91]

Участники по очереди вносят свой вклад в большую композицию, которую создают все вместе, и тем самым выражают свое настроение и сообщают о нем группе. Такую работу можно завершить, оставляя каждого участника наедине с общим проектом, чтобы он своим рисунком выразил личное отношение к полученному в группе опыту. После этого вся группа обсуждает то, что получилось.

 

Упражнение «Знаки внимания» [77]

Все участники группы образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары:

Оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив.

Знаками внимания оцениваются поступ­ки, навыки, внешность и др.

Тот отвечает: «Да, конечно, но, кроме того, я еще и...» (называет то, что он в себе ценит, и считает, что заслуживает за это знаков внима­ния).

Затем партнеры меняются ролями, потом делают шаг влево и таким образом образуются новые пары и все повторяется несколько раз.

Рефлексия произошедшего в тренинге, работа с контрактами [2]

Каждому участнику предлагается проанализировать свой контракт: что достигнуто, что не достигнуто, с чем это связано и т.д.

Стимулируется обсуждение таких вопросов:

q Что дала тебе тренинговая работа?

q Какие в тебе произошли изменения?

q Каждому участнику дается возможность высказать все, что хочется, задать любой вопрос.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.