Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 5. Основные направления прикладной социальной психологии
Специфика прикладного исследования в социальной психологии и его роль в современном обществе. Непосредственное решение практической задачи и быстрое внедрение полученных результатов как основная цель любого исследования. Фундаментальные и прикладные исследования. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии. Задачи практической социальной психологии. Специфика деятельности практического социального психолога: проблема «внедрения», «социально-психологического вмешательства». Психологическая служба промышленного предприятия. Исследование психологического климата. Психология управления. Психологические качества, необходимые для руководителя. Развитие организации. Массовая коммуникация и реклама как разновидность массового общения людей. Пропагандистское воздействие. Социально-психологические проблемы школы. Политическая психология. Методы психологического исследования.
6. РАБОЧАЯ (МОДУЛЬНАЯ) ПРОГРАММА
6.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ»
Таблица 3.
№ модуля
| Название
| Количество часов
| Соотношение текущего и итогового контроля
| Всего
| Аудиторная работа
| Самост. (внеауд) работа
| Текущий контроль
| Итоговый контроль
| Всего
| Лекции
| Лабораторные работы
| Практические занятия
| 1.
| «Общая психология»
|
|
|
|
|
| 40%
| 60%
| 100%
| 2.
| «Возрастная и педагогическая психология»
|
|
|
|
|
| 40%
| 60%
| 100%
| 3.
| «Социальная психология»
|
|
|
|
|
| 40%
| 60%
| 100%
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4.
Темы
лекционных
и практических
занятий
| Лекции
| Практические занятия
| Лаб.
занятия
| Аудиторные занятия
| Модуль 1. «Общая психология»
| 1. Предмет и методы психологии
|
|
|
| 2. Познавательные психические процессы
|
|
|
| 3. Регулятивные психические процессы
|
|
|
| 4. Индивидуально-психологические особенности личности
|
|
|
| 5. Личность и деятельность
|
|
|
| Всего:
|
|
|
| Модуль 2. «Возрастная и педагогическая психология»
| 1.Теоретические проблемы возрастной психологии
|
|
|
| 2.Психология возрастных периодов
|
|
|
| 3. Педагогическая психология как отрасль
психологического знания
|
|
|
| Всего:
|
|
|
| Модуль 3. «Социальная психология»
| 1. Предмет социальной психологии и её место в системе научного знания
|
|
|
| 2. Психология общения
|
|
|
| 3. Социально-психологические проблемы групп
|
|
|
| 4. Социальная психология личности
|
|
|
| 5. Методы психологического исследования
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 5
Содержание модульной программы
Модуль 1. «Общая психология»
Цель:
Знать:
- основные понятия, принципы и законы общей психологии;
- закономерности исторического развития психологического знания;
· методы психологического исследования человека;
· закономерности исторического развития психологического знания.
Уметь:
- использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных задач.
Владеть:
- навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, целеполагания;
- методами исследования личности и индивидуальных различий;
- навыками анализа различных психологических теорий и концепций.
| Аудиторная работа
| Лекции
| Практические занятия
(в т. ч. семинары)
| Лабораторные работы
| Темы и планы лекций
1. Предмет и методы психологии-2 ч.
1.Специфика психологии как науки
2.Понятие психики
3. Принципы и категории психологии
4.Методы психологии.
Список литературы
Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10.
Доп.: 4, 5, 7, 10, 14, 15, 18, 20, 21.
2. Познавательные психические процессы- 2ч.
1. Общее представление об ощущениях.
2. Классификация ощущений. Ощущение и адаптация.
3. Основные свойства образа восприятия: целостность, предметность, константность, обобщенность.
4. Восприятие пространства, времени и движения.
5. Понятие о памяти. Теории памяти. Процессы памяти. Классификация видов памяти.
6. Понятие о мышлении. Виды, процессы, свойства мышления.
7. Мышление и речь.
8. Понятие о воображении. Виды воображения.
9. Основные функции воображения.
Список литературы
Осн.: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10.
Доп.: 4, 5, 7, 9, 10, 14, 15, 18 – 21.
3. Индивидуально-психологические особенности личности- 2ч.
Темы и планы лекций
1. Понятие о темпераменте. Теории темперамента.
2. Основные свойства темперамента. Темперамент и особенности деятельности личности. Индивидуальный стиль деятельности.
3. Общее представление о характере. Типология характеров.
4. Место характера в общей структуре личности. Формирование характера.
5. Общее понятие о способностях.
6. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей.
7.Классификация способностей. Развитие способностей.
Список литературы
Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10.
Доп.: 4, 5, 7, 10, 14 -16, 20, 21.
| Темы и планы практических занятий
1. Предмет и методы психологии - 2ч.
1. Представления о предмете психологии
2.Свойства психики, группы психических явлений.
3.Сознание и психика
4.Психофизиологическая проблема
5.Развитие психики в филогенезе
6. Методологические принципы психологии.
7. Характеристика методов исследования в психологии
Список литературы
Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10.
Доп.: 4, 5, 7, 10, 14, 15, 18, 20, 21.
2. Регулятивные психические процессы- 2ч.
1. Определение внимания. Свойства внимания, его функции.
2. Понятие об эмоциях, их функции. Теории эмоций.
3. Формы переживания чувств. Высшие чувства. Эмоции и личность.
4. Понятие о воле. Волевые качества личности. Теории воли.
5. Структура волевого действия. Развитие воли.
Список литературы
Осн: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10.
Доп.: 4, 5, 7, 9, 10, 14, 15, 19 – 21.
3. Личность и деятельность- 2ч.
1. Специфика человеческой деятельности. Деятельно-стный подход и общепсихологическая теория деятельности.
2. Структура деятельности, ее внутренние и внешние компоненты.
3. Виды человеческой деятельности.
4. Общение как вид деятельности. Структура, функции, средства общения.
5. Понятие личности
6. Структура личности
7. Активность и направленность личности
8. Самосознание личности
Список литературы
Осн.: 1, 2, 4, 5, 7, 8 -10.
Доп.: 4, 7, 10, 12, 14, 15, 16, 20, 21.
| 1. Изучение индивидуально-типологических свойств личности- 2ч.
| Внеаудиторная работа
| Инвариантная часть
| Вариативная часть
| Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов
1.Современная отечественная и зарубежная психология.
2.Развитие психологических знаний в рамках учений о душе
3. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании
4. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков
5. Развитие отраслей психологии
6. Регуляторные психические процессы.
7. Деятельность.
Типы заданий, предлагаемых студентам
· Изучение научно-психологической литературы
· Конспектирование темы «Деятельность».
Форма отчетности
- Конспект
- Защита презентаций
§ Собеседование.
Методическое обеспечение
Разработки заданий по самостоятельной работе, методические рекомендации см. в УМКД
| Сдача индивидуальных заданий досрочно +0, 2
Элементы творческой деятельности при выполнении индивидуального задания +0, 2
Темы презентаций к модулю 1
По выбору студента презентация или реферат:
1. Психология научная и житейская
2. Психология бессознательного
3. Направления современной психологии
4. Психология животных
5. Нейрофизиологические механизмы психических явлений
6. Проблема души и ее конфликтов в учении Платона.
7. Естественнонаучный подход к душе в учении Аристотеля.
8. Сравнительная характеристика номинализма и реализма.
9. Подход к проблеме познания в теории Лейбница.
10. Характеристика двух видов познания в работах Локка.
11. Подход к проблеме эмоций в учениях Декарта и Спинозы.
12. Проблема способностей в работах французских просветителей.
13. Подход к проблеме психики в немецкой психологии.
14. Основные идеи в теории Гартли.
15. Зарождение ассоциативной психологии.
16. Теории Беркли и Юма.
17. Развитие ассоцианизма в ХIХ веке.
18. Становление экспериментальной психологии.
19. Сравнительный анализ подходов к построению психологии
20. в структурализме, функционализме и описательной психологии.
21. Особенности подхода к изучению психики в чикагской и колумбийской школах.
22. Общая характеристика взглядов У. Джемса.
23. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме.
24. Роль социальной ситуации в развитии гештальтпсихологии.
25. Теория «психологического поля» К. Левина и ее значение для современной психологии личности.
26. Сравнительный анализ подходов к типологии человека в теориях Юнга и Адлера.
27. Когнитивная психология.
28. Особенности становления психологии в России.
- Структура самосознания личности.
| Контроль (комплексный экзамен в третьем семестре)
| Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях
Форма контроля:
- тестирование; выполнение индивидуальных заданий.
| Модуль 2. «Возрастная и педагогическая психология»
Цель:
Знать:
- закономерности развития психики в онтогенезе, изменения ее структуры и функций; основные методы исследования развития психики человека;
- основные понятия, принципы и законы возрастной психологии;
· основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое развитие; · основные проблемы возрастной периодизации психического развития и закономерности кризисов развития; · методы психологического исследования человека.
Уметь:
- использовать психологические термины;
- планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование;
- определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути;
· анализировать проблемы соотношения психического развития и обучения; · использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач Владеть: - Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;
- системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности;
- базовыми умениями научного изучения психологических законов;
методами исследования личности и индивидуальных различий.
| Аудиторная работа
| Лекции
| Практические занятия
(в т. ч. семинары)
| Лабораторные работы
| Темы и планы лекций
1. Теоретические проблемы возрастной психологии – 2 ч.
План
1. Предмет возрастной психологии.
Методы исследования в возрастной психологии.
2. Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе .
3.Основные психологические теории психического развития человека.
Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29]
2. Психология возрастных периодов–2ч.
План
1.Принципы выделения и механизм смены возрастных периодов.
2.Периодизация возрастных периодов. Понятие о ведущем виде деятельности и новообразованиях.
3.Кризисы в психическом развитии ребенка.
4. Психологическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве.
5. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте .
6. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте.
7. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.
8. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте.
Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24]
3. Педагогическая психология как отрасль психологического знания -2 ч.
1. Предмет педагогической психологии, её структура.
2. Проблемы педагогической психологии.
3. Методы исследования в педагогической психологии.
4. Психология обучения и учебной деятельности.
5. Психология воспитания.
6. Психология труда учителя.
Список литературы[Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10, 11.
Доп.: 4, 5, 7]
| Темы и планы практических занятий
1. Теоретические проблемы возрастной психологии - 2 ч. (интерактивная форма)
Вопросы для обсуждения.
1. Проблемы возрастной психологии.
2. Социально-историческая природа детства.
3.Методологические принципы психологического исследования.
4. Характеристика биогенетической и социогенетической концепций развития психики.
5. Основные факторы и предпосылки психического развития человека. Движущие силы психического развития.
6. Психологические механизмы перехода от одного возрастного периода к другому. Психические новообразования.
7. Основные теории психического развития. Проблема соотношения обучения и развития.
8. Теория развития высших психических функций Л.С.Выготского.
Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29]
2. Возрастная периодизация психического развития детей – 2ч.
(интерактивная форма)
Вопросы для обсуждения.
1. 1. Принципы периодизации возрастного развития детей в зарубежной психологии. (Ж.Пиаже, З.Фрейд, Р.Кейс, Э.Эриксон)
2. Принципы периодизации возрастного развития детей в отечественной психологии (Л.С. Выготский, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин).
3.Формирование личности в дошкольном возрасте.
4. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте.
5. Возрастные, половые и индивидуальные особенности
развития и формирования личности подростка.
6. Особенности учебной деятельности и становление личности в ранней юности.
Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24]
3. Педагогическая психология как отрасль психологического знания –
2 ч.
(интерактивная форма)
1. Структура педагогической психологии.
2. Психологические особенности научения.
3. Психология обучения и учебной деятельности. Психологические теории обучения. Понятие о развивающем обучении.
4. Понятие «учебная деятельность». Структура учебной деятельности.
5. Психология воспитания. Соотношение понятий «воспитание», «формирование», «социализация» и «становление». Роль наследственности и среды в процессе воспитания.
6. Психологические механизмы воспитания. Возрастные особенности воспитания.
Список литературы[Осн.: 3, 5, 6, 7, 8. Доп.: 1.]
| 1.Изучение акцентуаций характера подростков – 2 ч.
2.Диагностика готовности к школьному обучению – 2 ч.
| Внеаудиторная работа
| Инвариантная часть
| Вариативная часть
| Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов
Типы заданий, предлагаемых студентам
· Изучение научно-психологической литературы
· Словарь терминов
· Составление таблицы «Характеристика возрастных периодов»
· Составление таблицы «Мотивация учения»
Форма отчетности
· Собеседование по таблице «Характеристика возрастных периодов»
· Собеседование по таблице«Мотивация учения»
· Словарный диктант
· Защита презентаций
Методическое обеспечение
Разработки заданий по самостоятельной работе см. УМКД.
| Темы презентаций к модулю 2
1. Концепция рекапитуляции С.Холла.
2. Нормативный подход к развитию психики ребенка.
3. Теория преформизма К.Бюлера.
4. Концепция научения в бихевиоризме и методы исследования психики.
5. Структурный подход к исследованию психического развития в гештальтпсихологии.
6. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии.
7. Факторная теория психоанализа З.Фрейда.
8. Концепция психического развития А.Валлона.
9. Эпигенетическая концепция Э.Эриксона.
10. Теория интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже.
11. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С.Выготского.
12. Концепция психического развития С.Л. Рубинштейна.
13. Проблема движущих сил психического развития в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
14. Концепция психического развития Б.Г. Ананьева.
15. Проблема социогенеза высших психических функций в работах Л.С. Выготского.
16. Влияние компьютерных игр на развитие ребенка.
17. Общение и половая идентификация у современных подростков.
18. Педагогическая психология и педагогика: общее и отличное.
19. Проблемы зависимости психологического развития ребенка от системы педагогических воздействий.
20. Основные категории пед. психологии: научение, учебная деятельность, учебное действие, учебная мотивация, индивид-личность.
21. Современные тенденции в развитии педагогической психологии.
| Контроль (зачет)
| Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях
Форма контроля:
- тестирование; выполнение индивидуальных заданий.
| Модуль 3 «Социальная психология»
| Цель:
Знать:
– психологические закономерности эффективного межличностного взаимодействия;
– психологические механизмы формирования межличностных отношений;
– способы построения межличностных отношений в группах разного возраста.
Уметь:
– управлять процессом формирования межличностных отношений;
– осуществлять эффективное взаимодействие с различными субъектами педагогического процесса;
– учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения и воспитания.
Владеть: – навыками предупреждения и разрешения межличностных конфликтов;
– навыками консультирования обучающихся по вопросам профессионального самоопределения;
– навыками эффективного общения, самопрезентации и ассертивного поведения.
| Аудиторная работа
| Лекции
| Практические занятия
(в т. ч. семинары)
| Лабораторные работы
| Темы и планы лекций
1. Предмет социальной психологии. Психология общения- 2 ч.
План лекции
1.Социально-психологические феномены. Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии.
2.Методология и методы социально-психологического исследования. Классификация методов.
3. Понятие об общении: виды, функции. Структура общения. Взаимное влияние людей в процессе межличностных отношений.
4. Социальная психология конфликта.
Список литературы
[Осн.: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10; доп.: 1, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 22, 24]
2. Социально-психологические проблемы групп- 2 ч.
План лекции
1.Понятие социальной группы. Классификация групп.
2.Динамические процессы малой группы. Уровни развития группы.
3. Семья как малая социальная группа .
4.Психология больших социальных групп.
Список литературы
[Осн.: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10; доп.: 1, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19]
3. Социальная психология личности -2 ч.
План лекции
1.Проблема личности в социальной психологии.
2.Характеристика психологич. типов личности.
3. Социализация личности.
4.Ценностно-нормативная система личности.
5. Социальные установки.
6. Роль общения в формировании личности.
Список литературы
[Осн.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10; доп.: 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 15, 17, 19, 22, 23]
| Темы и планы практических занятий
1. Предмет социальной психологии. Психология общения- 2 ч. (интерактивная форма)
Вопросы для обсуждения.
1. Предмет социальной психологии, ее структура, межпредметные связи.
2. Теоретические и практические задачи социальной психологии.
3. Понятие об общении. Его структура, виды, функции.
4. Социальная психология конфликта. Навыки эффективного поведения в конфликте и способы разрешения.
Список литературы
[Осн.: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10; доп.: 1, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 22, 24]
2. Социально-психологические проблемы групп- 2 ч.
(интерактивная форма)
Вопросы для обсуждения:
1. Феноменология малой группы. Динамические процессы в малой группе.
2. Социально-психологический климат. Психология педагогического коллектива.
3. Семья как малая социальная группа.
4. Психология больших социальных групп. Механизмы массового поведения.
Список литературы
[Осн.: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10; доп.: 1, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19]
3. Методы психологического исследования- 4 ч.
(интерактивная форма)
Вопросы для обсуждения:
1. Классификация методов психологического исследования
2. Характеристика методов психологического исследования
3. Правила применения методов психологического исследования
Список литературы
[Осн.: 1, 4, 6, 7; доп.: 8, 9, 11, 13, 14, ]
|
| Внеаудиторная работа
| Инвариантная часть
| Вариативная часть
| Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов
· Теоретические и практические задачи социальной психологии.
· Социальная психология конфликта.
· Типы стихийных групп.
Типы заданий, предлагаемых студентам
· Изучение научно-психологической литературы
· Составление словаря основных понятий модуля
· Подготовка презентаций
Форма отчетности
- Собеседование по СРС
- Защита презентаций
Методическое обеспечение
Разработки заданий по самостоятельной работе, методические рекомендации см. УМКД
| Темы презентаций к модулю 3
1. Возрождение отечественной социальной психологии (исторический экскурс).
2. Социальная психология и психология личности.
3. Социальная психология и человеческие ценности.
4. Социальная психология и общественные отношения и межличностные отношения.
5. Взаимосвязь внутренних установок с внешними поступками.
6. Гендерные исследования лидерства.
7. Агрессия и её исследования в социальной психологии.
8. Гендерная социализация в детском возрасте.
9. Сознательное и бессознательное в регуляции социального поведения.
10. Актуальность гендерного подхода к изучению личности в современной социальной психологии.
11. Теории социализации в отечественной и зарубежной науке.
12. Механизмы социализации подростков.
13. Стадии социализации.
14. Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением.
15. Социально-психологическая компетентность личности.
16. Прикладные социально-психологические исследования в сфере промышленного производства.
17. Взаимовлияние личности и социальной роли.
18. Исследования социальной установки. Социально-психологическая установка (парадокс Р. Лапьера).
19. Проблема аттитюда в социальной психологии.
20. Степень устойчивости социальных установок и её зависимость от личностного смысла деятельности.
21. Убеждающая коммуникация как средство изменения установки.
| Контроль (комплексный экзамен)
| Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях
Форма контроля:
- тестирование; выполнение индивидуальных заданий.
| | | | | |
6.3. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
СРС состоит в подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам и в самостоятельной проработке отдельных тем. Перечень вопросов к контрольным работам, которые проводятся на занятиях в течение всего семестра, приведен ниже. Для самостоятельного изучения студентам предлагаются отдельные вопросы из ряда тем.
Таблица 6.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Тема
| Количество часов
| 1. Предмет и методы психологии
|
| 2. Познавательные психические процессы
|
| 3. Регулятивные психические процессы
|
| 4. Индивидуально-психологические особенности личности
|
| 5. Личность и деятельность
|
| Всего
| 60 часов
| 1.Теоретические проблемы возрастной психологии
|
| 2.Психология возрастных периодов
|
| 3. Педагогическая психология как отрасль
психологического знания
|
| Всего
| 86 часов
| 1. Предмет социальной психологии и её место в системе научного знания
|
| 2. Психология общения
|
| 3. Социально-психологические проблемы групп
|
| 4. Социальная психология личности
|
| 5. Методы психологического исследования
|
| Всего
| 82 часов
| Всего
| 228 часов
|
Таблица 7.
ПРОГРАММА СРС по модулю 1.
Темы для самостоятельного изучения
| Изучаемые вопросы
| Кол-во часов
| Формы самост. работы
| Метод обеспечение
| Форма отчетности
| 1.Современная психология
| 1.Этапы развития психологии.
Направления современной психологии.
|
| Работа с литерату-
рой, подготовка рефератов, докладов
| Осн.: 3, 4, 6-8, 10
Доп.: 11, 12, 18, 19,
| Доклады, рефераты
| 2. Сознание и бессознатель-
ное
| 1.Понятие сознания.
2.Структура сознания.
3.Характеристика бессознательных явлений.
|
| Конспекти-
рование литературы
| Осн.: 1, 3, 4, 6-10
Доп.: 2, 12, 18, 19, 20, 22, 26
| Проверка конспектов
| 3. Развитие отраслей психологии
| Основные отрасли зарубежной психологии
|
| Изучение литературы, составление конспекта
| Осн.: 2, 5
Доп.: 9, 14, 25,
29, 30
| Проверка конспекта
| 4.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии
| Новые направления в зарубежной психологии
|
| Изучение литературы
| Осн.: 2, 5
Доп.: 9, 14, 25,
29, 30
| Контроль-ная работа, опрос на практичес-ком занятии, рефератив-ное сообщение
| 8.Познаватель- ные процессы
| 1.Внимание.
2.Ощущение
Восприятие
3.Память
Мышление
|
| Конспектиро-вание, составление таблиц
| Осн.: 1, 3, 4, 6-10
Доп.: 1, 3, 8, 11, 12, 18, 19, 22
| Проверка конспек-
тов
| 12.Воля
| 1.Специфика волевого действия
2.Структура волевого акта
3.Механизмы воли
4.Волевые качества личности
5.Воспитание воли
|
| Изучение литературы
самодиаг-ностика
| Осн.: 3, 4, 6-10
Доп.: 6, 12, 17
| Контроль-
ная работа;
Анализ результатов самодиагностики
| Внимание
| 1. Теории внимания.
2. Типы внимания.
3. Свойства снимания.
4. Развитие внимательности
|
| Изучение литературы
самодиаг-ностика
| Осн.: 3, 4, 6-10
Доп.: 6, 12, 17
| Тестирование;
Защита проектов развития внимательно-сти
| 10.Темперамент. Характер.
| 1.Понятие темпераменте.
2.Физиологические основы темперамента.
3.Типологии характера.
|
| Диагностика типа темперамен-
та, самохаракте-ристика
| Осн.: 3, 4, 6-10
Доп.: 2, 3, 16, 17
| Отчеты о самообсле-довании
| Способности.
| 1.Понятие о способностях.
2. Задатки и способности.
3. классификация способностей.
|
| Изучение литературы, конспектирование
| Осн.: 3, 4, 6-10
Доп.: 2, 20
| Проверка конспек-
тов
| 11.Деятельность
| 1.Понятие деятельности
2.Виды деятельности
3.Структура деятельности
4.Действие, операция, движение
5.Умения, навыки, привычки.
6.Структура навыка
|
| Изучение литературы
| Осн.: 3, 4, 6-10
Доп.: 2, 20
| Контроль-
ная работа
| 9.Мотивация. Самосознание
| 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации.
2.Самосознание.
|
| Подготовка докладов, самообследо-вание
| Осн.4, 12, 24
Осн.: 1, 3, 4, 6-10
Доп.: 10, 11, 12, 13, 16-19, 22, 26, 27
| Отчеты по самообсле-дованию
|
Таблица 8.
ПРОГРАММА СРС по модулю 2.
Темы для самостоятельного изучения
| Изучаемые вопросы
| Кол-во часов
| Формы самост. работы
| Метод обеспечение
| Форма отчетности
| 1. Предмет и задачи курса. Методы возрастной психологии
| 1. Что изучает возрастная психология? 2. Какие разделы выделяются в структуре возрастной психологии? 3. Что включает в себя исторический анализ понятия «детство»? 4. Какова связь возрастной психологии с практикой? 5. Что общего и различного в понятиях: рост, формирование, развитие?
6. Каковы характеристики основных методов возрастной психологии? 7. Каковы характеристики вспомогательных методов возрастной психологии? 8. В чем преимущества и недостатки наблюдения и эксперимента? 9. Какова специфика применения метода тестирования в исследовании ребенка?
|
| Работа с литерату-
рой, подготовка рефератов, докладов, презентаций
| Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29
| Доклады, рефераты, собеседование
| 2.История науки. Основные теории личностного развития.
| 1.Этапы развития возрастной психологии.
2.Биогенетические и социогенетические концепции.
3.Теория конвергенции двух факторов
4.Психоаналитические теории детского развития. 5.Эпигенетическая теория развития личности. 6.Генетическая психология: учение об интеллектуальном развитии ребенка.
7. Культурно историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского
|
| Составление таблицы.
Конспекти-
рование литературы
| Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29
| Проверка конспектов, таблицы
| 3.Закономерности и динамика психического развития формирования личности
| 1. Каковы условия психического развития? 2. Что является движущими силами психического развития? 3. Какие факторы определяют психическое развитие человека?
4. Соотношение обучения и развития.
5.Раскройте сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». 6. Какова роль сензитивных периодов в психическом развитии ребенка?
|
| Работа с понятиями.
Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта
| Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29
| Опрос на практичес-
ком
занятии, рефера-
тивное сообщение
| 4. Возрастная периодизация психического развития детей.
| 1. Какова сущность понятий «возраст» и «возрастная периодизация»? 2. Каковы принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Выготским Л.С.? 3. Какова роль возрастных кризисов в психическом развитии?
4.Что лежит в основе возрастной периодизации Эльконина Д.Б.? 5. Каковы стадии возрастной периодизации Эльконина Д.Б. 6. Какова роль ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка?
|
| .
Изучение литературы, справочных материалов, составление таблиц
| Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29
| Проверка таблиц, индивидуа-льные собе-седования, диктант
| 5. Новорожденность
| 1.Новорожденный: коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постнатальному детству.
2. Приспособление к новым условиям с помощью безусловных рефлексов. 3.Появление первых условных рефлексов. 4.Переход от новорожденности к младенчеству. 5.Появление первых условных рефлексов. «Комплекс оживления».
|
| Изучение литературы, составление конспекта
| Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29
| Проверка конспекта, фронталь-
ное собеседо-
вание
| 6. Младенчество и раннее детство
| 1.Назовите ведущий вид деятельности и основные новообразования младенческого периода. 2. Что включает в себя кризис первого года жизни?
3.Чем характеризуется социальная ситуация развития в раннем детстве? 4. Каковы основные этапы речевого развития в раннем детстве? 5. Какая деятельность является ведущим видом деятельности в раннем детстве? 6. Какова характеристика кризиса трех лет?
|
| Изучение литературы, решение задач
| Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29
| Решение задач
| 7. Психология дошкольника. Готовность детей к обучению в школе.
| 1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте? 2. Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте? 3. Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников? 4. Какова роль продуктивных видов деятельности в развитии психических процессов и личности ребенка?
|
| Изучение литературы, составление конспекта, диагностика готовности к школе
| Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29
| Проверка конспекта, анализ результатов диагностики
| 8. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника
| 1. Социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста.
2. Учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
3. Мотивы учения.
4.Особенности познавательной сферы в младшем школьном возрасте.
5. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
6. Основные новообразования младшего школьника
|
| Изучение литературы
| Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29
| Контрольная работа, опрос на практическом занятии, реферативное сообщение
| 9. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.
| 1. Перестройка учебной деятельности в подростковом возрасте.
2. Мотивации учебной деятельности
3. Особенности развития личности в подростковом возрасте
|
| Конспектирование, просмотр фильмов «Чучело» и «Мост в Терабитию»
| Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29
| Проверка конспек-
тов,
Сравнительный анализ фильмов
| 10. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте
| 1.Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в ранней юности. 2. Когнитивное развитие в юности.
3.Проблема личностного развития в юности.
4.Девиантное поведение в юности.
|
| Подготовка докладов, самообследование
| Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29
| Отчеты по самообсле-дованию
| 11. Психология периода зрелости
| 1. Молодость как начальный этап зрелости.
2.Каков профессиональный цикл взрослого человека? 3. В чем сущность кризиса взрослости?
|
| Подготовка докладов
| Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29
| Доклады,
презентации
| 12. Психология позднего возраста
| 1.Старость – закономерный процесс возрастных изменений в физическом и психическом плане. 2.Особенности личности старого человека. 3.Положительные показатели возраста: жизненная мудрость, потребность в передаче накопленного опыта и т.д.
4.Долголетие и жизнеспособность.
|
| Изучение литературы
| Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29
| Контроль-
ная работа
| 13. Возникновение и
развитие педагогической психологии
| 1.Этапы развития педагогической психологии
2.Направления современной педагогической психологии.
|
| Теоретический анализ учебных пособий,
Конспектирование, подготовкапрезентации.
| Осн.: 3, 4, 6-8.
Доп.: 1.
| Таблица «Возникновение и развитие педагогической психологии».
Выступление
по заполнению таблицы
| 14. Психологические теории обучения
| 1.Поэтапное формирование умственных действий и понятий.
2.Проблемное обучение.
3.Личностно-ориентированное обучение.
4.Контекстное обучение в вузе.
|
| Теоретический анализ учебных пособий,
конспектирование.
Реферирование
| Осн.: 1, 3, 4, 6-10
Доп.: 2.
| Защита реферата
|
15. Психология учебной деятельности.
| 1.«Учебная мотивация» как психологическое явление.
Определение понятий «учебный мотив», «мотивация», «мотив», «учебная мотивация».
2.Виды учебных мотивов.
3.Психологические теории мотивации.
|
| Теоретический анализ понятий, касающихся сферы мотивов.
Заполнение таблицы.
Реферирование источников по теме «Психологические теории мотивации».
| Осн.: 2, 5
Доп.: 2.
| Таблица
«Виды учебных мотивов».
Защита реферата.
| 16. Психологические проблемы неуспеваемости
| 1.Причины неуспеваемости в начальных классах.
2.Виды неуспеваемости.
3.Психологические последствия неуспеваемости.
|
| Составление конспекта.
Опрос учителей и родителей о их мнении по поводу причин неуспеваемости.
| Осн.: 2, 5
Доп.: 9
| Проверка конспекта, индивидуальные собеседования.
Результаты опроса родителей, выступление.
| 17. Психологические проблемы компьютеризации в обучении
| 1.Области применения компьютерных технологий в школе.
2.Объективные факторы, вызывающие психологические проблемы компьютеризации3.Субъективные проблемы компьютеризации обучения.
|
| Изучение литературы, составление конспекта
| Осн.: 2, 5
Доп.: 9
| Проверка конспекта
|
18. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
| 1.Понятие «готовность к школьному обучению».
2.Интеллектальная, эмоциональная, социальная зрелость.
3.Компоненты психологической готовности.
|
| Изучение литературы,
Тестирование дошкольника
| Осн.: 2, 5
Доп.: 9
| Проверка конспекта,
Результаты диагностики
|
19. Психологические основы развивающего обучения
| 1.Понятие «развивающее обучение»
2.Развивающее обучение в системе Л.В. Занкова.
3. Развивающее обучение в системе Давыдова.
Сравнительная характеристика.
|
| Изучение литературы
Изучение опыта работы в собственной школе по «системе Л.В. Занкова/Давыдова»
| Осн.: 2, 5
Доп.:
| Контрольная работа,
опрос на практическом занятии,
Выступление по результатам
изученияопыта работы в собственной школе по «системе Л.В. Занкова/Давыдова»
|
20. Психологические особенности студента как субъекта учебной деятельности
| 1.Студент как социально-профессиональная категория.
2.Психологические особенности студенческого возраста.
3.Психологические «показатели» студента как субъекта учебной деятельности
|
| Самотестирование
| Осн.: 1, 3, 4, 6-
Доп.: 1, 3
| Отчеты по самообследованию
|
Таблица 9.
ПРОГРАММА СРС по модулю 3.
Изучаемые темы
| К-во
часов
| Формы самостоятельной работы
| Методич. обеспечение
| Форма отчетности
| 1. Предмет, структура, методология социальной психологии
|
| Конспектирование первоисточников.
Составление таблицы.
Аннотирование периодических изданий.
Письменное решение задач
|
См. список лит-ры
| Индивидуальное собеседование по конспекту.
Аннотация
статьи по теме.
Домашняя контрольная работа
| 2. Психология общения.
|
| Подбор психотехнических упражнений развития коммуникативных умений. Доклады.
| См. список лит-ры
| Защита комплекса упражнений
| 3. Социальная психология конфликта.
|
| Разработка проектов деятельности психолога по управлению педагогическим конфликтом.
| См. список лит-ры
| Защита проектов по управлению конфликтом.
| 4. Социально-психологические
проблемы малых групп.
|
| Анализ классических социально-психологических экспериментов
| См. список лит-ры
| Письменные (устные) отчеты
| 5.Семья как малая социальная группа.
|
| Изучение и анализ материалов по проблемам семьи.
| См. список лит-ры
| Собеседование
Составление аннотаций статей
| 6. Психология больших
социальных групп
|
| Составление картотеки научной психологической
литературы
и материалов периодической печати по проблеме терроризма
| См. список лит-ры
| Собеседование по картотеке публикаций.
| 7. Социально-психологические проблемы личности
|
| Разработка проверочного теста по теме.
Психологическая характеристика студента
| См. список лит-ры
| Проверка тестов, характеристик
Контрольная работа
| 6. Основные направления
прикладной социальной психологии
|
| Знакомство с методикой Г.У. Солдатовой «Типы этнической идентичности»
| См. список лит-ры
| Домашнее сочинение
|
|