Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 5. Основные направления прикладной социальной психологии






Специфика прикладного исследования в социальной психологии и его роль в современном обществе. Непосредственное решение практической задачи и быстрое внедрение полученных результатов как основная цель любого исследования. Фундаментальные и прикладные исследования. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии. Задачи практической социальной психологии. Специфика деятельности практического социального психолога: проблема «внедрения», «социально-психологического вмешательства». Психологическая служба промышленного предприятия. Исследование психологического климата. Психология управления. Психологические качества, необходимые для руководителя. Развитие организации. Массовая коммуникация и реклама как разновидность массового общения людей. Пропагандистское воздействие. Социально-психологические проблемы школы. Политическая психология. Методы психологического исследования.

6. РАБОЧАЯ (МОДУЛЬНАЯ) ПРОГРАММА

6.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ»

Таблица 3.

№ модуля Название Количество часов Соотношение текущего и итогового контроля
Всего Аудиторная работа Самост. (внеауд) работа Текущий контроль Итоговый контроль Всего
Лекции Лабораторные работы Практические занятия
1. «Общая психология»           40% 60% 100%
2. «Возрастная и педагогическая психология»           40% 60% 100%
3. «Социальная психология»           40% 60% 100%
  Всего:                

 

Таблица 4.

 

Темы лекционных и практических занятий Лекции Практические занятия   Лаб. занятия
Аудиторные занятия
Модуль 1. «Общая психология»
1. Предмет и методы психологии      
2. Познавательные психические процессы      
3. Регулятивные психические процессы      
4. Индивидуально-психологические особенности личности      
5. Личность и деятельность      
Всего:      
Модуль 2. «Возрастная и педагогическая психология»
1.Теоретические проблемы возрастной психологии      
2.Психология возрастных периодов      
3. Педагогическая психология как отрасль психологического знания      
Всего:      
Модуль 3. «Социальная психология»
1. Предмет социальной психологии и её место в системе научного знания      
2. Психология общения      
3. Социально-психологические проблемы групп      
4. Социальная психология личности      
5. Методы психологического исследования      
Всего:      
       

 

Таблица 5

Содержание модульной программы

Модуль 1. «Общая психология» Цель: Знать:
  • основные понятия, принципы и законы общей психологии;
  • закономерности исторического развития психологического знания;
· методы психологического исследования человека; · закономерности исторического развития психологического знания. Уметь:
  • использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных задач.
Владеть:
  • навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, целеполагания;
  • методами исследования личности и индивидуальных различий;
  • навыками анализа различных психологических теорий и концепций.
Аудиторная работа
Лекции Практические занятия (в т. ч. семинары) Лабораторные работы
Темы и планы лекций 1. Предмет и методы психологии-2 ч. 1.Специфика психологии как науки 2.Понятие психики 3. Принципы и категории психологии 4.Методы психологии. Список литературы Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10. Доп.: 4, 5, 7, 10, 14, 15, 18, 20, 21. 2. Познавательные психические процессы- 2ч. 1. Общее представление об ощущениях. 2. Классификация ощущений. Ощущение и адаптация. 3. Основные свойства образа восприятия: целостность, предметность, константность, обобщенность. 4. Восприятие пространства, времени и движения. 5. Понятие о памяти. Теории памяти. Процессы памяти. Классификация видов памяти. 6. Понятие о мышлении. Виды, процессы, свойства мышления. 7. Мышление и речь. 8. Понятие о воображении. Виды воображения. 9. Основные функции воображения. Список литературы Осн.: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10. Доп.: 4, 5, 7, 9, 10, 14, 15, 18 – 21. 3. Индивидуально-психологические особенности личности- 2ч. Темы и планы лекций 1. Понятие о темпераменте. Теории темперамента. 2. Основные свойства темперамента. Темперамент и особенности деятельности личности. Индивидуальный стиль деятельности. 3. Общее представление о характере. Типология характеров. 4. Место характера в общей структуре личности. Формирование характера. 5. Общее понятие о способностях. 6. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей. 7.Классификация способностей. Развитие способностей. Список литературы Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10. Доп.: 4, 5, 7, 10, 14 -16, 20, 21.   Темы и планы практических занятий 1. Предмет и методы психологии - 2ч. 1. Представления о предмете психологии 2.Свойства психики, группы психических явлений. 3.Сознание и психика 4.Психофизиологическая проблема 5.Развитие психики в филогенезе 6. Методологические принципы психологии. 7. Характеристика методов исследования в психологии Список литературы Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10. Доп.: 4, 5, 7, 10, 14, 15, 18, 20, 21. 2. Регулятивные психические процессы- 2ч. 1. Определение внимания. Свойства внимания, его функции. 2. Понятие об эмоциях, их функции. Теории эмоций. 3. Формы переживания чувств. Высшие чувства. Эмоции и личность. 4. Понятие о воле. Волевые качества личности. Теории воли. 5. Структура волевого действия. Развитие воли. Список литературы Осн: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10. Доп.: 4, 5, 7, 9, 10, 14, 15, 19 – 21. 3. Личность и деятельность- 2ч. 1. Специфика человеческой деятельности. Деятельно-стный подход и общепсихологическая теория деятельности. 2. Структура деятельности, ее внутренние и внешние компоненты. 3. Виды человеческой деятельности. 4. Общение как вид деятельности. Структура, функции, средства общения. 5. Понятие личности 6. Структура личности 7. Активность и направленность личности 8. Самосознание личности Список литературы Осн.: 1, 2, 4, 5, 7, 8 -10. Доп.: 4, 7, 10, 12, 14, 15, 16, 20, 21.   1. Изучение индивидуально-типологических свойств личности- 2ч.
Внеаудиторная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов 1.Современная отечественная и зарубежная психология. 2.Развитие психологических знаний в рамках учений о душе 3. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании 4. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков 5. Развитие отраслей психологии 6. Регуляторные психические процессы. 7. Деятельность. Типы заданий, предлагаемых студентам · Изучение научно-психологической литературы · Конспектирование темы «Деятельность». Форма отчетности
  • Конспект
  • Защита презентаций
§ Собеседование. Методическое обеспечение Разработки заданий по самостоятельной работе, методические рекомендации см. в УМКД  
Сдача индивидуальных заданий досрочно +0, 2 Элементы творческой деятельности при выполнении индивидуального задания +0, 2 Темы презентаций к модулю 1 По выбору студента презентация или реферат: 1. Психология научная и житейская 2. Психология бессознательного 3. Направления современной психологии 4. Психология животных 5. Нейрофизиологические механизмы психических явлений 6. Проблема души и ее конфликтов в учении Платона. 7. Естественнонаучный подход к душе в учении Аристотеля. 8. Сравнительная характеристика номинализма и реализма. 9. Подход к проблеме познания в теории Лейбница. 10. Характеристика двух видов познания в работах Локка. 11. Подход к проблеме эмоций в учениях Декарта и Спинозы. 12. Проблема способностей в работах французских просветителей. 13. Подход к проблеме психики в немецкой психологии. 14. Основные идеи в теории Гартли. 15. Зарождение ассоциативной психологии. 16. Теории Беркли и Юма. 17. Развитие ассоцианизма в ХIХ веке. 18. Становление экспериментальной психологии. 19. Сравнительный анализ подходов к построению психологии 20. в структурализме, функционализме и описательной психологии. 21. Особенности подхода к изучению психики в чикагской и колумбийской школах. 22. Общая характеристика взглядов У. Джемса. 23. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме. 24. Роль социальной ситуации в развитии гештальтпсихологии. 25. Теория «психологического поля» К. Левина и ее значение для современной психологии личности. 26. Сравнительный анализ подходов к типологии человека в теориях Юнга и Адлера. 27. Когнитивная психология. 28. Особенности становления психологии в России.
  1. Структура самосознания личности.
Контроль (комплексный экзамен в третьем семестре)
Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях Форма контроля:
  • тестирование; выполнение индивидуальных заданий.
Модуль 2. «Возрастная и педагогическая психология» Цель: Знать:
  • закономерности развития психики в онтогенезе, изменения ее структуры и функций; основные методы исследования развития психики человека;
  • основные понятия, принципы и законы возрастной психологии;
· основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое развитие; · основные проблемы возрастной периодизации психического развития и закономерности кризисов развития; · методы психологического исследования человека. Уметь:
  • использовать психологические термины;
  • планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование;
  • определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути;
· анализировать проблемы соотношения психического развития и обучения; · использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач Владеть:
  • Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;
  • системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности;
  • базовыми умениями научного изучения психологических законов;
методами исследования личности и индивидуальных различий.
Аудиторная работа
Лекции   Практические занятия (в т. ч. семинары) Лабораторные работы
Темы и планы лекций 1. Теоретические проблемы возрастной психологии – 2 ч. План 1. Предмет возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии. 2. Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе . 3.Основные психологические теории психического развития человека. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29]   2. Психология возрастных периодов–2ч. План 1.Принципы выделения и механизм смены возрастных периодов. 2.Периодизация возрастных периодов. Понятие о ведущем виде деятельности и новообразованиях. 3.Кризисы в психическом развитии ребенка. 4. Психологическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве. 5. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте . 6. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте. 7. Особенности формирования личности в подростковом возрасте. 8. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24]   3. Педагогическая психология как отрасль психологического знания -2 ч. 1. Предмет педагогической психологии, её структура. 2. Проблемы педагогической психологии. 3. Методы исследования в педагогической психологии. 4. Психология обучения и учебной деятельности. 5. Психология воспитания. 6. Психология труда учителя. Список литературы[Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10, 11. Доп.: 4, 5, 7]     Темы и планы практических занятий 1. Теоретические проблемы возрастной психологии - 2 ч. (интерактивная форма) Вопросы для обсуждения. 1. Проблемы возрастной психологии. 2. Социально-историческая природа детства. 3.Методологические принципы психологического исследования. 4. Характеристика биогенетической и социогенетической концепций развития психики. 5. Основные факторы и предпосылки психического развития человека. Движущие силы психического развития. 6. Психологические механизмы перехода от одного возрастного периода к другому. Психические новообразования. 7. Основные теории психического развития. Проблема соотношения обучения и развития. 8. Теория развития высших психических функций Л.С.Выготского. Список литературы[Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29] 2. Возрастная периодизация психического развития детей – 2ч. (интерактивная форма) Вопросы для обсуждения. 1. 1. Принципы периодизации возрастного развития детей в зарубежной психологии. (Ж.Пиаже, З.Фрейд, Р.Кейс, Э.Эриксон) 2. Принципы периодизации возрастного развития детей в отечественной психологии (Л.С. Выготский, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин). 3.Формирование личности в дошкольном возрасте. 4. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте. 5. Возрастные, половые и индивидуальные особенности развития и формирования личности подростка. 6. Особенности учебной деятельности и становление личности в ранней юности. Список литературы[Осн.1, 3, 5, 7, 9, 14. Доп. 1, 5, 24] 3. Педагогическая психология как отрасль психологического знания – 2 ч. (интерактивная форма) 1. Структура педагогической психологии. 2. Психологические особенности научения. 3. Психология обучения и учебной деятельности. Психологические теории обучения. Понятие о развивающем обучении. 4. Понятие «учебная деятельность». Структура учебной деятельности. 5. Психология воспитания. Соотношение понятий «воспитание», «формирование», «социализация» и «становление». Роль наследственности и среды в процессе воспитания. 6. Психологические механизмы воспитания. Возрастные особенности воспитания. Список литературы[Осн.: 3, 5, 6, 7, 8. Доп.: 1.] 1.Изучение акцентуаций характера подростков – 2 ч. 2.Диагностика готовности к школьному обучению – 2 ч.
Внеаудиторная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов Типы заданий, предлагаемых студентам · Изучение научно-психологической литературы · Словарь терминов · Составление таблицы «Характеристика возрастных периодов» · Составление таблицы «Мотивация учения»   Форма отчетности · Собеседование по таблице «Характеристика возрастных периодов» · Собеседование по таблице«Мотивация учения» · Словарный диктант · Защита презентаций Методическое обеспечение Разработки заданий по самостоятельной работе см. УМКД.   Темы презентаций к модулю 2 1. Концепция рекапитуляции С.Холла. 2. Нормативный подход к развитию психики ребенка. 3. Теория преформизма К.Бюлера. 4. Концепция научения в бихевиоризме и методы исследования психики. 5. Структурный подход к исследованию психического развития в гештальтпсихологии. 6. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии. 7. Факторная теория психоанализа З.Фрейда. 8. Концепция психического развития А.Валлона. 9. Эпигенетическая концепция Э.Эриксона. 10. Теория интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. 11. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С.Выготского. 12. Концепция психического развития С.Л. Рубинштейна. 13. Проблема движущих сил психического развития в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. 14. Концепция психического развития Б.Г. Ананьева. 15. Проблема социогенеза высших психических функций в работах Л.С. Выготского. 16. Влияние компьютерных игр на развитие ребенка. 17. Общение и половая идентификация у современных подростков. 18. Педагогическая психология и педагогика: общее и отличное. 19. Проблемы зависимости психологического развития ребенка от системы педагогических воздействий. 20. Основные категории пед. психологии: научение, учебная деятельность, учебное действие, учебная мотивация, индивид-личность. 21. Современные тенденции в развитии педагогической психологии.
Контроль (зачет)
Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях Форма контроля:
  • тестирование; выполнение индивидуальных заданий.
Модуль 3 «Социальная психология»
Цель: Знать: – психологические закономерности эффективного межличностного взаимодействия; – психологические механизмы формирования межличностных отношений; – способы построения межличностных отношений в группах разного возраста. Уметь: – управлять процессом формирования межличностных отношений; – осуществлять эффективное взаимодействие с различными субъектами педагогического процесса; – учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения и воспитания. Владеть: – навыками предупреждения и разрешения межличностных конфликтов; – навыками консультирования обучающихся по вопросам профессионального самоопределения; – навыками эффективного общения, самопрезентации и ассертивного поведения.
Аудиторная работа
Лекции   Практические занятия (в т. ч. семинары) Лабораторные работы
Темы и планы лекций 1. Предмет социальной психологии. Психология общения- 2 ч. План лекции 1.Социально-психологические феномены. Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии. 2.Методология и методы социально-психологического исследования. Классификация методов. 3. Понятие об общении: виды, функции. Структура общения. Взаимное влияние людей в процессе межличностных отношений. 4. Социальная психология конфликта. Список литературы [Осн.: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10; доп.: 1, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 22, 24] 2. Социально-психологические проблемы групп- 2 ч. План лекции 1.Понятие социальной группы. Классификация групп. 2.Динамические процессы малой группы. Уровни развития группы. 3. Семья как малая социальная группа . 4.Психология больших социальных групп. Список литературы [Осн.: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10; доп.: 1, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19] 3. Социальная психология личности -2 ч. План лекции 1.Проблема личности в социальной психологии. 2.Характеристика психологич. типов личности. 3. Социализация личности. 4.Ценностно-нормативная система личности. 5. Социальные установки. 6. Роль общения в формировании личности. Список литературы [Осн.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10; доп.: 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 15, 17, 19, 22, 23] Темы и планы практических занятий 1. Предмет социальной психологии. Психология общения- 2 ч. (интерактивная форма) Вопросы для обсуждения. 1. Предмет социальной психологии, ее структура, межпредметные связи. 2. Теоретические и практические задачи социальной психологии. 3. Понятие об общении. Его структура, виды, функции. 4. Социальная психология конфликта. Навыки эффективного поведения в конфликте и способы разрешения. Список литературы [Осн.: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10; доп.: 1, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 22, 24] 2. Социально-психологические проблемы групп- 2 ч. (интерактивная форма) Вопросы для обсуждения: 1. Феноменология малой группы. Динамические процессы в малой группе. 2. Социально-психологический климат. Психология педагогического коллектива. 3. Семья как малая социальная группа. 4. Психология больших социальных групп. Механизмы массового поведения. Список литературы [Осн.: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10; доп.: 1, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19]   3. Методы психологического исследования- 4 ч. (интерактивная форма) Вопросы для обсуждения: 1. Классификация методов психологического исследования 2. Характеристика методов психологического исследования 3. Правила применения методов психологического исследования Список литературы [Осн.: 1, 4, 6, 7; доп.: 8, 9, 11, 13, 14, ]  
Внеаудиторная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов · Теоретические и практические задачи социальной психологии. · Социальная психология конфликта. · Типы стихийных групп. Типы заданий, предлагаемых студентам · Изучение научно-психологической литературы · Составление словаря основных понятий модуля · Подготовка презентаций Форма отчетности
  • Собеседование по СРС
  • Защита презентаций
Методическое обеспечение Разработки заданий по самостоятельной работе, методические рекомендации см. УМКД
Темы презентаций к модулю 3 1. Возрождение отечественной социальной психологии (историче­ский экскурс). 2. Социальная психология и психология личности. 3. Социальная психология и человеческие ценности. 4. Социальная психология и общественные отношения и межличностные отношения. 5. Взаимосвязь внутренних установок с внешними поступками. 6. Гендерные исследования лидерства. 7. Агрессия и её исследования в социальной психологии. 8. Гендерная социализация в детском возрасте. 9. Сознательное и бессознательное в регуляции социального поведения. 10. Актуальность гендерного подхода к изучению личности в современной социальной психологии. 11. Теории социализации в отечественной и зарубежной науке. 12. Механизмы социализации подростков. 13. Стадии социализации. 14. Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся по­ведением. 15. Социально-психологическая компетентность личности. 16. Прикладные социально-психологические исследования в сфере промышленного производства. 17. Взаимовлияние личности и социальной роли. 18. Исследования социальной установки. Социально-психологическая установка (парадокс Р. Лапьера). 19. Проблема аттитюда в социальной психологии. 20. Степень устойчивости социальных установок и её зависимость от личностного смысла деятельности. 21. Убеждающая коммуникация как средство изменения установки.
Контроль (комплексный экзамен)
Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях Форма контроля:
  • тестирование; выполнение индивидуальных заданий.
         

 

6.3. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

СРС состоит в подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам и в самостоятельной проработке отдельных тем. Перечень вопросов к контрольным работам, которые проводятся на занятиях в течение всего семестра, приведен ниже. Для самостоятельного изучения студентам предлагаются отдельные вопросы из ряда тем.

Таблица 6.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Тема Количество часов
1. Предмет и методы психологии  
2. Познавательные психические процессы  
3. Регулятивные психические процессы  
4. Индивидуально-психологические особенности личности  
5. Личность и деятельность  
Всего 60 часов
1.Теоретические проблемы возрастной психологии  
2.Психология возрастных периодов  
3. Педагогическая психология как отрасль психологического знания  
Всего 86 часов
1. Предмет социальной психологии и её место в системе научного знания  
2. Психология общения  
3. Социально-психологические проблемы групп  
4. Социальная психология личности  
5. Методы психологического исследования  
Всего 82 часов
Всего 228 часов

 

Таблица 7.

ПРОГРАММА СРС по модулю 1.

 

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во часов Формы самост. работы Метод обеспечение Форма отчетности
1.Современная психология 1.Этапы развития психологии. Направления современной психологии.   Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов Осн.: 3, 4, 6-8, 10 Доп.: 11, 12, 18, 19, Доклады, рефераты
2. Сознание и бессознатель- ное 1.Понятие сознания. 2.Структура сознания. 3.Характеристика бессознательных явлений.     Конспекти- рование литературы Осн.: 1, 3, 4, 6-10 Доп.: 2, 12, 18, 19, 20, 22, 26 Проверка конспектов    
3. Развитие отраслей психологии Основные отрасли зарубежной психологии   Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2, 5 Доп.: 9, 14, 25, 29, 30 Проверка конспекта  
4.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии Новые направления в зарубежной психологии   Изучение литературы   Осн.: 2, 5 Доп.: 9, 14, 25, 29, 30 Контроль-ная работа, опрос на практичес-ком занятии, рефератив-ное сообщение
8.Познаватель- ные процессы 1.Внимание. 2.Ощущение Восприятие 3.Память Мышление   Конспектиро-вание, составление таблиц Осн.: 1, 3, 4, 6-10 Доп.: 1, 3, 8, 11, 12, 18, 19, 22   Проверка конспек- тов
12.Воля 1.Специфика волевого действия 2.Структура волевого акта 3.Механизмы воли 4.Волевые качества личности 5.Воспитание воли   Изучение литературы самодиаг-ностика Осн.: 3, 4, 6-10 Доп.: 6, 12, 17 Контроль- ная работа; Анализ результатов самодиагностики
Внимание 1. Теории внимания. 2. Типы внимания. 3. Свойства снимания. 4. Развитие внимательности   Изучение литературы самодиаг-ностика Осн.: 3, 4, 6-10 Доп.: 6, 12, 17 Тестирование; Защита проектов развития внимательно-сти
10.Темперамент. Характер. 1.Понятие темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Типологии характера.   Диагностика типа темперамен- та, самохаракте-ристика Осн.: 3, 4, 6-10 Доп.: 2, 3, 16, 17 Отчеты о самообсле-довании
Способности. 1.Понятие о способностях. 2. Задатки и способности. 3. классификация способностей.   Изучение литературы, конспектирование Осн.: 3, 4, 6-10 Доп.: 2, 20 Проверка конспек- тов
11.Деятельность 1.Понятие деятельности 2.Виды деятельности 3.Структура деятельности 4.Действие, операция, движение 5.Умения, навыки, привычки. 6.Структура навыка   Изучение литературы Осн.: 3, 4, 6-10 Доп.: 2, 20 Контроль- ная работа
9.Мотивация. Самосознание 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации. 2.Самосознание.   Подготовка докладов, самообследо-вание Осн.4, 12, 24 Осн.: 1, 3, 4, 6-10 Доп.: 10, 11, 12, 13, 16-19, 22, 26, 27 Отчеты по самообсле-дованию  

 

Таблица 8.

ПРОГРАММА СРС по модулю 2.

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во часов Формы самост. работы Метод обеспечение Форма отчетности
1. Предмет и задачи курса. Методы возрастной психологии 1. Что изучает возрастная психология? 2. Какие разделы выделяются в структуре возрастной психологии? 3. Что включает в себя исторический анализ понятия «детство»? 4. Какова связь возрастной психологии с практикой? 5. Что общего и различного в понятиях: рост, формирование, развитие? 6. Каковы характеристики основных методов возрастной психологии? 7. Каковы характеристики вспомогательных методов возрастной психологии? 8. В чем преимущества и недостатки наблюдения и эксперимента? 9. Какова специфика применения метода тестирования в исследовании ребенка?     Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов, презентаций Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29 Доклады, рефераты, собеседование
2.История науки. Основные теории личностного развития. 1.Этапы развития возрастной психологии. 2.Биогенетические и социогенетические концепции. 3.Теория конвергенции двух факторов 4.Психоаналитические теории детского развития. 5.Эпигенетическая теория развития личности. 6.Генетическая психология: учение об интеллектуальном развитии ребенка. 7. Культурно историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского   Составление таблицы. Конспекти- рование литературы Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29 Проверка конспектов, таблицы    
3.Закономерности и динамика психического развития формирования личности 1. Каковы условия психического развития? 2. Что является движущими силами психического развития? 3. Какие факторы определяют психическое развитие человека? 4. Соотношение обучения и развития. 5.Раскройте сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». 6. Какова роль сензитивных периодов в психическом развитии ребенка?     Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29 Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение  
4. Возрастная периодизация психического развития детей. 1. Какова сущность понятий «возраст» и «возрастная периодизация»? 2. Каковы принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Выготским Л.С.? 3. Какова роль возрастных кризисов в психическом развитии? 4.Что лежит в основе возрастной периодизации Эльконина Д.Б.? 5. Каковы стадии возрастной периодизации Эльконина Д.Б. 6. Какова роль ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка?   . Изучение литературы, справочных материалов, составление таблиц Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29 Проверка таблиц, индивидуа-льные собе-седования, диктант  
5. Новорожденность 1.Новорожденный: коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постнатальному детству. 2. Приспособление к новым условиям с помощью безусловных рефлексов. 3.Появление первых условных рефлексов. 4.Переход от новорожденности к младенчеству. 5.Появление первых условных рефлексов. «Комплекс оживления».   Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29 Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание
6. Младенчество и раннее детство 1.Назовите ведущий вид деятельности и основные новообразования младенческого периода. 2. Что включает в себя кризис первого года жизни? 3.Чем характеризуется социальная ситуация развития в раннем детстве? 4. Каковы основные этапы речевого развития в раннем детстве? 5. Какая деятельность является ведущим видом деятельности в раннем детстве? 6. Какова характеристика кризиса трех лет?   Изучение литературы, решение задач   Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29 Решение задач  
7. Психология дошкольника. Готовность детей к обучению в школе. 1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте? 2. Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте? 3. Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников? 4. Какова роль продуктивных видов деятельности в развитии психических процессов и личности ребенка?   Изучение литературы, составление конспекта, диагностика готовности к школе   Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29 Проверка конспекта, анализ результатов диагностики  
8. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника 1. Социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста. 2. Учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. 3. Мотивы учения. 4.Особенности познавательной сферы в младшем школьном возрасте. 5. Развитие личности в младшем школьном возрасте. 6. Основные новообразования младшего школьника   Изучение литературы   Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29 Контрольная работа, опрос на практическом занятии, реферативное сообщение
9. Особенности формирования личности в подростковом возрасте. 1. Перестройка учебной деятельности в подростковом возрасте. 2. Мотивации учебной деятельности 3. Особенности развития личности в подростковом возрасте   Конспектирование, просмотр фильмов «Чучело» и «Мост в Терабитию» Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29 Проверка конспек- тов, Сравнительный анализ фильмов
10. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте 1.Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в ранней юности. 2. Когнитивное развитие в юности. 3.Проблема личностного развития в юности. 4.Девиантное поведение в юности.   Подготовка докладов, самообследование Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29 Отчеты по самообсле-дованию  
11. Психология периода зрелости 1. Молодость как начальный этап зрелости. 2.Каков профессиональный цикл взрослого человека? 3. В чем сущность кризиса взрослости?   Подготовка докладов Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29 Доклады, презентации
12. Психология позднего возраста 1.Старость – закономерный процесс возрастных изменений в физическом и психическом плане. 2.Особенности личности старого человека. 3.Положительные показатели возраста: жизненная мудрость, потребность в передаче накопленного опыта и т.д. 4.Долголетие и жизнеспособность.   Изучение литературы Осн.: 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14. Доп.: 17, 18, 25, 29 Контроль- ная работа
13. Возникновение и развитие педагогической психологии 1.Этапы развития педагогической психологии 2.Направления современной педагогической психологии.   Теоретический анализ учебных пособий, Конспектирование, подготовкапрезентации. Осн.: 3, 4, 6-8. Доп.: 1. Таблица «Возникновение и развитие педагогической психологии». Выступление по заполнению таблицы
14. Психологические теории обучения 1.Поэтапное формирование умственных действий и понятий. 2.Проблемное обучение. 3.Личностно-ориентированное обучение. 4.Контекстное обучение в вузе.   Теоретический анализ учебных пособий, конспектирование. Реферирование Осн.: 1, 3, 4, 6-10 Доп.: 2. Защита реферата  
    15. Психология учебной деятельности. 1.«Учебная мотивация» как психологическое явление. Определение понятий «учебный мотив», «мотивация», «мотив», «учебная мотивация». 2.Виды учебных мотивов. 3.Психологические теории мотивации.   Теоретический анализ понятий, касающихся сферы мотивов. Заполнение таблицы. Реферирование источников по теме «Психологические теории мотивации».   Осн.: 2, 5 Доп.: 2. Таблица «Виды учебных мотивов». Защита реферата.
16. Психологические проблемы неуспеваемости 1.Причины неуспеваемости в начальных классах. 2.Виды неуспеваемости. 3.Психологические последствия неуспеваемости.   Составление конспекта. Опрос учителей и родителей о их мнении по поводу причин неуспеваемости. Осн.: 2, 5 Доп.: 9   Проверка конспекта, индивидуальные собеседования. Результаты опроса родителей, выступление.  
17. Психологические проблемы компьютеризации в обучении 1.Области применения компьютерных технологий в школе. 2.Объективные факторы, вызывающие психологические проблемы компьютеризации3.Субъективные проблемы компьютеризации обучения.     Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2, 5 Доп.: 9 Проверка конспекта  
  18. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе 1.Понятие «готовность к школьному обучению». 2.Интеллектальная, эмоциональная, социальная зрелость. 3.Компоненты психологической готовности.   Изучение литературы, Тестирование дошкольника   Осн.: 2, 5 Доп.: 9   Проверка конспекта, Результаты диагностики  
  19. Психологические основы развивающего обучения 1.Понятие «развивающее обучение» 2.Развивающее обучение в системе Л.В. Занкова. 3. Развивающее обучение в системе Давыдова. Сравнительная характеристика.     Изучение литературы Изучение опыта работы в собственной школе по «системе Л.В. Занкова/Давыдова»   Осн.: 2, 5 Доп.:   Контрольная работа, опрос на практическом занятии, Выступление по результатам изученияопыта работы в собственной школе по «системе Л.В. Занкова/Давыдова»  
  20. Психологические особенности студента как субъекта учебной деятельности 1.Студент как социально-профессиональная категория. 2.Психологические особенности студенческого возраста. 3.Психологические «показатели» студента как субъекта учебной деятельности   Самотестирование Осн.: 1, 3, 4, 6- Доп.: 1, 3   Отчеты по самообследованию

 

Таблица 9.

ПРОГРАММА СРС по модулю 3.

Изучаемые темы К-во часов Формы самостоятельной работы Методич. обеспечение Форма отчетности
1. Предмет, структура, методология социальной психологии     Конспектирование первоисточников. Составление таблицы. Аннотирование периодических изданий. Письменное решение задач   См. список лит-ры Индивидуальное собеседование по конспекту. Аннотация статьи по теме. Домашняя контрольная работа
2. Психология общения.     Подбор психотехнических упражнений развития коммуникативных умений. Доклады. См. список лит-ры Защита комплекса упражнений
3. Социальная психология конфликта.   Разработка проектов деятельности психолога по управлению педагогическим конфликтом. См. список лит-ры Защита проектов по управлению конфликтом.
4. Социально-психологические проблемы малых групп.     Анализ классических социально-психологических экспериментов См. список лит-ры Письменные (устные) отчеты
5.Семья как малая социальная группа.     Изучение и анализ материалов по проблемам семьи. См. список лит-ры Собеседование Составление аннотаций статей
6. Психология больших социальных групп     Составление картотеки научной психологической литературы и материалов периодической печати по проблеме терроризма См. список лит-ры Собеседование по картотеке публикаций.
7. Социально-психологические проблемы личности   Разработка проверочного теста по теме. Психологическая характеристика студента См. список лит-ры Проверка тестов, характеристик Контрольная работа
6. Основные направления прикладной социальной психологии   Знакомство с методикой Г.У. Солдатовой «Типы этнической идентичности» См. список лит-ры Домашнее сочинение





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.