Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Познавательные психические процессы






Ощущение. Понятие ощущения. Роль ощущений в жизни человека. Ощущения и проблема познаваемости мира. Физиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Пороги ощущений. Свойства ощущений (пространственно-временные, модальность, интенсивность). Адаптация в ощущениях. Взаимодействие ощущений. Синестезия. Сенсибилизация.

Восприятие. Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущения. Физиологические механизмы восприятия. Виды восприятия. Восприятие пространства, времени, движения. Характеристики восприятия: локализация, объемность, форма, величина, длительность, последовательность, одновременность, непрерывность, модальность, интенсивность. Механизмы восприятия. Вторичные характеристики восприятия: константность, предметность, целостность, осмысленность, апперцепция. Иллюзии восприятия. Перцептивная деятельность.

Память. Понятие памяти и ее роль в жизни человека. Теории памяти. Ассоциативная теория, гештальттеория, психоаналитическая теория, деятельностная теория. Механизмы памяти. Типы классификаций памяти. Виды памяти: мгновенная, кратковременная, долговременная, оперативная, непосредственная и опосредованная, произвольная и непроизвольная, образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая, механическая, смысловая. Типы памяти. Характеристика представлений. Процессы памяти. Закономерности памяти. Индивидуальные особенности памяти. Нарушения памяти. Способы управления памятью.

Воображение. Понятие воображения. Отличие воображения от восприятия и памяти. Воображение и мышление: сходство и различия. Виды воображения: пассивное, активное, преднамеренное, непреднамеренное, воссоздающее, творческое. Сновидения, галлюцинации, грезы, мечты как виды воображения. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Механизмы воображения. Воображение и творчество. Взаимосвязь воображения с органическими процессами.

Мышление. Понятие мышления. Отличие мысли от образа. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение связей и отношений действительности. Формы мысли: понятие, суждение, умозаключение. Индукция и дедукция. Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Виды мышления. Сравнительная характеристика образного и понятийного мышления. Индивидуальные особенности мышления. Творческое мышление. Понятие об интеллекте.

Речь. Значение речи в жизни человека. Понятие и функции языка и речи. Речь как средство общения, обобщения, обозначения. Отличие речи от языка. Значение и смысл в речи. Отличие речи от средств общения у животных. Механизмы речи. Речь и мышление. Виды речи и их характеристика. Развитие речи. Проблема врожденности и приобретенности речевой способности.

Раздел 3. Регулятивные психические процессы

Внимание. Понятие внимания. Функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности познавательных процессов. Физиологические основы внимания. Теории внимания. Формы внимания: перцептивная, аффективная, интеллектуальная, моторная. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: избирательность, устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение. Развитие внимания. Способы управления вниманием.

Эмоции и чувства. Определение эмоций и чувств, их различие. Функции эмоций и чувств: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Виды эмоций. Эмпирические характеристики эмоций: полярность, целостность, энергетическая насыщенность. Физиологические основы эмоций. Формы переживания чувств: эмоциональный тон, настроение, стресс, аффект, страсть. Высшие чувства. Чувства и личность.

Воля. Понятие воли. Значение воли в жизни человека и регуляции его деятельности. Специфика волевого действия. Структура волевого акта. Волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные (производные) волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные волевые качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность. Развитие и воспитание воли.

Раздел 4. Личность и деятельность

Личность. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Понятие личности. Структура личности. Интраиндивидный, интериндивидный и метаиндивидный аспекты структуры личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Понятие потребностей и их виды (А.Маслоу, Г.Мэррей). Активность и направленность личности. Мотив и мотивация. Соотношение мотивов, потребностей и целей. Характеристика мотивационной сферы личности. Теории мотивации. Самосознание и самооценка личности. Уровень притязаний. Формирование личности.

Деятельность. Понятие деятельности. Отличие деятельности от поведения. Мотивация деятельности. Структура деятельности: деятельность, действие, операция. Виды действий (двигательные, гностические, коммуникативные), характеристики действий (предметность, целостно-связный характер, вариативность, обобщенность, переключаемость). Классификация видов деятельности. Опыт личности – знания, умения, навыки, привычки.

Раздел 5. Индивидуально-психологические особенности личности

Темперамент. Понятие темперамента. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента в учении И.П.Павлова. Типы темперамента, их характеристика. Темперамент и деятельность. Индивидуальный стиль деятельности.

Характер. Понятие характера. Отличительные особенности характера. Акцентуации характера и психопатии. Местоположение характера в структуре личности. Структура характера. Типы характеров по А.Е.Личко. Акцентуации характера по К. Леонгарду. Механизмы характера. Роль социальных и биологических факторов в формировании и развитии характера. Взаимосвязи характера и личности. Соотношение темперамента и характера.

Способности. Понятие способностей. Соотношение способностей и знаний, умений, навыков. Признаки способностей. Структура способностей (элементарные, сложные, общие, специальные, ведущие, вспомогательные). Качественная и количественная характеристика способностей. Соотношение понятий: способности, призвание, талант, гений. Задатки как природная основа способностей. Задатки и способности. Одаренность. Способности и успешность деятельности. Условия развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.