Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Психология возрастных периодов






Психическое развитие ребенка до поступления в школу. Периодизация психического развития в дошкольном детстве. Общение ребенка со взрослым и его значение для психического развития в младенческом и раннем возрасте. Стадия новорожденности и младенчество. Генетические предпосылки развития речи и мышления младенца. Возникновение совместной предметной деятельности ребенка и взрослого, опосредованной речевым общением. Раннее детство. Предметно-орудийная деятельность. Формирование мышления. Речь и ее эволюция в дошкольном детстве. Раннее детство – сензитивный период для развития речи. Кризис трех лет. Дошкольное детство. Развитие речи в дошкольный период. Умственное развитие как результат овладения знаниями о социальном опыте людей. Развитие познавательной сферы дошкольника. Возникновение соподчинения мотивов. Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника. Ведущая роль игры в психическом развитии дошкольника. Кризис детства. Готовность дошкольников к обучению в школе.

Психическое развитие и формирование личности младшего школьника. Изменение объективных условий психического развития с приходом ребенка в школу. Резервы психологического развития младших школьников. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности. Соотношение игровой и учебной деятельности на разных этапах начального обучения. Трудовая деятельность младших школьников. Формирование личности младшего школьника. Мотивы учения, общения и поведения младшего школьника и их изменение. Особенности развития познавательной сферы младшего школьника. Речевое развитие младшего школьника. Эмоционально-волевые особенности младшего школьника. Развитие произвольно-волевой регуляции и формирование характера. Проблемы саморегуляции поведения младших школьников. Роль речи в развитии младшего школьника. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте. Вопросы индивидуального подхода к младшему школьнику. Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Единство педагогических воздействий школы и семьи.

Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте. Социальные и биологические факторы, оказывающие влияние на развитие подростка. Закономерные изменения в структуре личности подростка как главные психологические новообразования. Развитие самосознания подростка, усиление потребности в самоутверждении и признании коллектива. Особенности самооценки. Мотивы поведения и деятельности подростка, содержание интересов в подростковом возрасте. Качественные изменения познавательной сферы подростка. Особенности общения подростков с родителями и учителями. Индивидуально-психологические особенности подростков. «Трудные» подростки, причины отклоняющегося поведения. Роль семьи в появлении отклоняющегося поведения. Кризис подросткового возраста.

Психологические особенности развития личности в юношеском возрасте. Понятие юности и ее возрастные группы. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности юноши. Единство профессиональных и познавательных интересов ее мотивов поведения и деятельности в юношеском возрасте. Развитие самосознания. Формирование мировоззрения, убеждений в юношеском возрасте. Формирование ценностных ориентаций. Особенности умственной деятельности в ранней юности. Формирование теоретического мышления и стиля умственной деятельности. Особенности развития познавательных психических процессов и свойств личности в старшем юношеском возрасте. Дружба и любовь в юношеском возрасте. Эстетические чувства, интересы и вкусы, психологические особенности их формирования. Межличностные отношения в классе и других группах сверстников. Объективные и субъективные возможности развития психики в старшем юношеском возрасте. Кризис юности.

Психологические особенности становления личности в зрелости и позднем возрасте. Общие условия перехода к зрелости. Социальная ситуация развития личности в период зрелости. Социальное значение периода зрелости. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность в период зрелости. Особенности социальной активности в период зрелости. Профессиональные и творческие достижения в различных видах деятельности взрослого человека. Особенности развития психических процессов. Любовь и семья как ценности. Значение собственной активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Периоды взрослости. Специфика возрастных кризисов взрослых. Индивидуальные и гендерные различия в характере физического, умственного и социального развития. Разнообразие типов личности взрослого человека. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста. Возрастные закономерности и психологические особенности нормального старения. Периодизация позднего возраста. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Психическое здоровье в позднем возрасте. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Кризис предпенсионного и послепенсионного периода. Умственное и эмоциональное переживание непреходящей ценности жизни и неизбежности физической смерти. Психология бессмертия человеческого духа. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблема долголетия и жизнеспособности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.