Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Объект и предмет социологии 2 страница
Итак, двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, мы наблюдаем интересную тенденцию: действия шаг за шагом становятся менее разнообразными; чем дальше от деятеля и ближе к общности, тем меньше вариантов деятельности, которые он может избрать. Социальные процессы еще больше сокращают вариативность действий. Появляются общие тенденции процесса, совокупность которых образует: 1) механизм генезиса; 2) механизм функционирования; 3) механизм изменения; 4) механизм кризиса. В их единстве формируется общество как целостная система взаимодействующих социальных общностей. Они оказываются опредмеченными результатами действий и процессов. Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
Динамика и взаимосвязь социальных общностей, социальных действий, взаимодействий, процессов, социальных институтов и организаций формируют социальную структуру общества, являющуюся еще одной предметной зоной на периферии предметного поля социологии. Наконец, последняя среди них — общество, которое выступает как целостная органическая система, включающая в себя все «предшествовавшие» ему предметные зоны. Данная структура предметного поля социологии для большей наглядности и четкости восприятия может быть представлена схематически в виде концентрических кругов (рис. 1), содержание каждого из которых было рассмотрено. Что касается определения предмета социологии, то в соответствии с проведенным анализом оно формулируется следующим образом: социология — это наука о становлении, динамике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; это наука о социальных процессах, об осмысленных социальных действиях людей, их поведении; это наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом; наконец, это наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений. Определив предмет социологии, необходимо рассмотреть ее связи и отношения с другими науками. § 3. Социология и другие науки Социология и философия Социология тесно связана с целым рядом наук — как социально-гуманитарных, так и естественных. Первое место в их ряду занимает по праву философия. В основе тесной связи социологии с философией — изначальная целостность социальной мысли человечества. Философия выступает как мировоззрение и средство духовной ориентации человека. Она сильна своей всеобщностью и универсальностью. В своем функциональном проявлении философия стремится к поиску глубинных истоков и принципиальных возможностей человечес-
Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование ние, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной, глубинной основе, но, скорее, социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых — глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые, т.к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических теорий: ролевого поведения личности, форм социальной организации и др.»1 Для социологии, в отличие от философии, принципиальное значение имеет возможность соотнесения понятий с эмпирически проверяемыми фактами. В силу своей известной умозрительности философия не может непосредственно перерабатывать конкретные данные общественной жизни, добытые эмпирическим путем. Социология, наоборот, не может не осуществлять такую задачу. Ясно, что социология не есть философия, спроецированная на сегодняшнюю жизнь, хотя в макросоциологии философские идеи в состоянии «работать» непосредственно. Основные принципы, тенденции и категории социологии не могут быть выведены, дедуцированы и.; общефилософских положений. Они являются прежде всего отражением самой действительности. Вот почему овладение философскими теорией и методом не означает адекватного овладения теорией и методом социологии, хотя и выступает его условием. Отношение философии и социологии не есть рядоположенность, тем более включение одного в другое. Перед нами две самостоятельные науки, находящиеся не в отношении субординации, а скорее в состоянии диалектического взаимодействуя, тождества основополагающих принципов понимания мира. Исходный пункт философии — человек. Между тем сегодня трудно представить себе, что проблему человека можно решить без социологии, стало быть, не абстрактно, а конкретно-исторически. Это означает постановку вопроса о мире человека, т.е. о его действиях, включенности в социальные структуры и социальные процессы, в социальные общности и социальные институты. В свою очередь, это предполагает учет правил, норм, ценностей, потребностей, интересов, установок и т.д. Социология выступает как такая область социального знания, которая (единственная из всех общественных наук) позволяет получить картину целостного отношения человека к миру. Поскольку социология изучает реальные общественные системы, постольку она является своеобразной базой и для углубления смыс-ложизненных проблем самой философии. Ведь их содержание в зна- 1 Ядов В А Размышления о предмете социологии СИ.
Глава 4. Объект и предмет социологии 105 чительной степени идет от социологии. Это и современные интеграционные процессы, и приоритеты общечеловеческого, и всеобщий мир как естественная форма жизни людей, и гуманизация и политизация общественных отношений, и глобализация многих социально-экономических и культурных процессов и др. Как видно, глубинные проблемы ставит и сама социология. Говоря о взаимосвязи философии и социологии, мы должны четко понимать многообразные варианты этой связи. Ведь существует большое количество философских направлений. Какое (или какие) из них выберет социолог в качестве мировоззренческой и методологической основы? Сегодня у российских исследователей есть право выбора, которого еще 15 лет назад они не имели, поскольку тогда существовала единственная официальная философская доктрина диалектического и исторического материализма. Шаг «влево» или «вправо» — «смерть» (к счастью, улсе не настоящая, как было во времена культа личности, хотя тоже достаточно «тяжелая», поскольку означала отстранение ученого от активной деятельности, невозможность публикаций, ограниченность общения и т.д.). Правда, справедливости ради следует отметить, что возможность выбора различных философских позиций и сам выбор — это вещи, пока далеко отстоящие друг от друга. Определенная часть социологов и сегодня «выбирает» то же направление, что и раньше. Почему так происходит: трудно меняться самим? боятся возврата старого идеологического «обустройства» общества? просто не знают ничего другого, кроме исторического материализма? Ответ на эти вопросы, видимо, не может быть однозначным. Как бы то ни было, но выбор философского направления (или «безвыборное» принятие определенной философской позиции) не может не состояться, поскольку социолог в любом случае не минует вопросов, касающихся положения человека в мире, основных проблем человеческого бытия, его осмысления и переживания. Социолог не сумеет обойтись без общезначимых представлений о природе, культуре, человеке, их взаимоотношениях. При этом он не сможет не воспользоваться особым философским языком, созданным для анализа названных проблем. Социология и история История — одна из самых древних наук. Своим развитием на протяжении столетий она обеспечивала возможность становления и прогресса практически всех социальных наук. И не случайно каждая наука имеет свою историческую «главу». Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. Исто- Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование рия накапливает огромный фактический материал, его обобщение позволяет видеть непрерывность процесса развития, преемственность и повторяемость в главном, основном. Непрерывность имеет своей основой деятельность людей, которая в актуальном бытии означает социальные действия и социальные процессы в их взаимосвязи. Преемственность предполагает, что новое вырастает из старого, а это в «современности» выступает как целостность, системность. Повторяемость позволяет устанавливать специфические ритмы функционирования общества, его динамику и направление эволюции. Но история идет за событиями и описывает их. Она — не более того, что случилось в прошлом. История всякий раз заканчивается сегодня, постоянно «обращаясь» в социологию. Начиная с сегодняшнего дня люди сами, благодаря своему разуму и воле, «творят» историю, т.е. формируют то, что произойдет в будущем. Но их актуальная деятельность постепенно становится исторической, а происшедшие события — объективными, уже не зависящими от того, кто действует сегодня. Сама история законы и тенденции не открывает, она имеет дело с историческими фактами, а они уникальны, так как фиксируют реальные события, отраженные в голове историка. Здесь необходимы пояснения. Дело в том, что историк не может иметь дела непосредственно с самим фактом, поскольку событие уже исчезло. Историк утверждает лишь то, что событие имело место. В известном смысле исторический факт является неким символом. Историк, таким образом, имеет дело не с происшедшим событием, а со знаком, который дает возможность воссоздать былое. Это сближает исторический факт с социологическим (социальным), который тоже воссоздает последовательность, содержание реальных социальных действий в символах (понятиях). Историк идет за событиями и описывает их как «пространственно-временные целостности». «Историческое время» — это «эпоха, схваченная мыслью» (Гегель). Оно «схватывает» сущность событий. Социальное время (время наличного общества — хронологическое или совокупное — конхроническое) аккумулирует в себе содержание свершившегося. «История не имеет смысла», — полагает английский историк и философ Карл Поппер. Не будем торопиться отвергать эту мысль. Ведь люди сами своими действиями наполняют смыслом и целью естественную и социальную природу. Но историк вносит цель в уже свершившееся, в то время как социолог определяет эту цель, опираясь на побуждения и действия современных ему людей, групп, институтов, общества в целом. Социология использует данные, которые поставляет история (естественно, и другие науки), выявляет общие свойства конкретных социальных Глава 4 Объект и предмет социологии явлений, дает этим явлениям типологическую характеристику (скажем, государству, семье, трудовым сообществам и пр.)- Естественно, социология представляет собой более высокий уровень абстракции, чем история. В этой части социология тесно связана с социальной философией и философией истории (которые интерпретируют исторический процесс), она вырабатывает общие методологические принципы познания прошлого и будущего человечества, его движущих сил, прогресса и регресса. Здесь шла речь об отношении общей социологии к общей истории. Однако, не следует упускать из виду, что есть и другая история, связанная с различными сферами жизнедеятельности общества. Это история производства, история народного хозяйства, история культуры, история семьи, история армии, история преступности и т.д. Материал, накапливаемый этими «разделами» истории, неоценим для развития различных отраслей, сфер, областей специального социологического знания. Причем природа взаимодействия истории и социологии здесь та же самая, что была описана выше. Итак, социология использует описание конкретных общественных явлений, фактов, процессов, которые дает ей история, для выработки общих категорий социальной науки. История же исходит (точнее, должна исходить) из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией, т.е. из общих категорий, в которых концентрируется сущность социального целого. Налицо взаимная связь и «выгода». Историки внутренне убеждены, что их наука есть непрерывный процесс взаимодействия между самим ученым и фактами, открываемыми и используемыми им, что это — бесконечный диалог между настоящим и прошлым. Такое мнение, вероятно, справедливо и относительно социологии. В ней осуществляется непрерывный процесс взаимодействия между социологом и социальными фактами, только меняется характер диалога. Непрекращающийся «разговор» между настоящим и прошлым дополняется диалогом между настоящим и будущим. Социология и экономическая наука Предметом экономической науки является одна из сфер общественной жизни — экономика. Она имеет дело с законами и тенденциями, которые господствуют в производстве, в сфере общественного разделения труда и в распределительных отношениях. Экономическая наука изучает экономический строй данного общества. Что входит в него? Естественно, производительные силы общества — орудия и средства производства, сам человек, приводящий их в движение. Но главное — взаимодействия людей, их отношения по поводу собственности, обмена деятельностью (разделение труда), размера и способов Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование распределения произведенных материальных и духовных благ. Экономический строй образует основу хозяйственной целостности общества. Изучение структуры этой экономической целостности является одним из ключевых аспектов экономической науки, который и сближает ее с социологией — наукой о социуме как целостной системе. Экономические знания, а затем и экономическая наука появились задолго до социологии. Как и история, это весьма обширная область социального знания, к тому же охватывающая первичные детерминанты динамики общественного организма. Не составляет большого труда понять, что экономическая наука не без основания претендовала (впрочем, как и история) на статус универсальной науки, выходя далеко за рамки поиска закономерностей, которым подчиняются хозяйственные связи. Поскольку экономическая наука чрезвычайно важна для целостно] о анализа социальных процессов и институтов, постольку она оказывается тесно связанной с конкретными социологическими исследованиями и общей социологической теорией. Опора на них — это опора на знания, на то целое, частью которого она сама является. Это знание дает социология. В свою очередь, социология при исследовании отдельных общественных отношений должна опираться на законы и тенденции, открываемые экономическими науками. Целесообразно говорить о связи и взаимодействии этих дисциплин. Подобное содружество может быть весьма плодотворным именно на пути поиска обоюдной пользы. Нетрудно видеть, что в предметное иоле социологии попадают собственно экономические отношения. Не может социология обойтись без «собственности», «производительных сил» и «производственных отношений», без «производства», без «рынка», без «рентабельности», «бюджета» и т.п. Но они для нее — поле понимания сущности «социального» в целом. В самой социологии имеются области специального знания, которые изучают место и роль экономических факторов в жизни личности, в институционализации процессов и явлений, в социальной структуре, в обществе как целостной системе. Среди большого многообразия отраслевого знания — экономическая социология, индустриальная социология, социология труда, социология менеджмента, социология маркетинга и др. Скажем, социология труда изучает трудовую деятельность как социальный процесс, его эффективность, но прежде всего — место и роль человека в этом процессе, содержание его труда, меру удовлетворенности им, гуманизацию и оптимизацию трудовой деятельности, ее стимулирование. Итак, социология органично связана с экономической наукой, и эта связь является жизненной необходимостью для обеих областей знания. Но, самое главное, социология изучает экономическую жизнь в Глава 4. Объект и предмет социологии 109 ее взаимосвязи с социальными факторами (политическими, этническими, образовательными, семейно-бытовыми, социокультурными). Только на пути раскрытия связи экономических и социальных структур можно серьезно говорить об управлении обществом, о возможности внесения в его процесс регулирующих начал со стороны человека, о мере и границах подобного вмешательства. Социология осмысливает «экономический фактор» с учетом связанных с ним многообразных социальных отношений (индивидуальных и социальных потребностей, статусов, которые характеризуют ту или иную социальную группу, политического и государственного влияния на экономическую ситуацию). Приоритетом социологии является исследование социального поведения (социальных действий и процессов) групп в общественном производстве, поведения, получившего название экономического. Наконец, социология имеет возможность укрощать «экономический детерминизм», абсолютизирующий роль экономического фактора в жизни социума, выделять «на равных» другие социальные институты (политические, правовые, религиозные, социокультурные). Возникающие здесь проблемы требуют профессионального междисциплинарного исследования социологией, экономической наукой и другими отраслями научного знания. Тесная связь и взаимодействие экономической и социологической наук привели к возникновению особой отрасли знания — экономической социологии, бурно развивающейся в мире в последние три десятилетия (в нашей стране лишь в 1990-х гг.). Исследователи проблем экономической социологии по-разному определяют ее предмет. Ближе всего к нашей концепции предметного поля социологии точка зрения В.В. Радаева, который в духе М. Вебера считает, что «экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия». Для автора это означает, во-первых, что мотивы экономического действия выходят за пределы экономических целей на уровень широких социальных задач, во-вгорых, что эти мотивы — «продукт функционирования социальной общности, а не предпочтений изолированного индивида». К социальным общностям В.В. Радаев относит: сети межличностного общения, организационные структуры, социальные группы, национальные общности1. В каждой социальной общности социальные и экономические действия реализуются в трех ключевых типах отношений — экономических, культурных, властных. При этом экономические отношения вбирают в себя культурные и властные элементы. Что касается хозяйственной деятельности человека, его экономических ожиданий и ориентации, то 1 См Радаев В В Экономическая социология М, 1997 С 53—54. По Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование они во многом определяются его принадлежностью к тем или иным социальным общностям. Поэтому не случайно экономическая социология изучает поведение предпринимателя и менеджера, наемного рабочего и домашнего работника, рассматривая их деятельность и в рамках определенных экономических и социальных структур и организаций, и в качестве отдельных личностных типов. Но здесь социология приближается уже к психологии. Социология и психология Связь этих двух наук представляется особенно значимой для социологии (хочется надеяться, и для психологии тоже). Рассматривая в качестве своего предмета общество как «множественное целое», раскрывая общие тенденции его функционирования и изменения, социология в то же время обращается к личности, ее внутреннему миру. Здесь она вплотную соприкасается с психологией — наукой о закономерностях функционирования и развития психики как особой формы жизнедеятельности1, наукой, которая исследует внутренние субъективные переживания, вызывающие то или иное поведение индивида. Между тем во взаимодействиях людей, в социальных процессах всегда есть психический элемент, который является их составной частью. Идет ли речь о макро- или микросоциологических явлениях, теориях, проблемах, психические элементы косвенно или прямо присутствуют в них. Нельзя забывать, что за реальными процессами и отношениями обязательно стоят мотивации, установки, чувства и настроения людей. Однако сведение социологии к изучению лишь внутреннего психического мира личности было бы неправильным и крайне узким, такие попытки мы уже «проходили» в конце XIX в. Представляется, что именно социология должна во главу угла ставить вопрос о социальной обусловленности психических проявлений людей, учитывать их связь с социальной средой. Это обстоятельство прекрасно понимают современные психологи. Один из наиболее крупных среди них отечественный ученый А.Н. Леонтьев писал: «...в каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества»2. На стыке социологии и психологии возникла такая наука, как с о -циальная психология. Каждая из «родительских» дисциплин вполне резонно включает ее в свой состав. Многие известные ученые, работающие в «пограничной» социальной психологии, упоминаются как наиболее крупные исследователи и социологической, и психоло- 1 См ■ Психологический словарь. М, 1996. С. 304 2 Леонтьев АЛ. Деятельность Сознание. Личность. М., 1975. С. 82. Глава 4 Объект и предмет социологии гической наук. Приведем определение предмета социальной психологии, данное одним из таких ученых — Г.М. Андреевой. В своем учебнике социальной психологии она считает предметом этой науки «изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп»1. Если общая психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общественную обусловленность поведения людей. Она оперирует фактами межличностного поведения («психологические факты»), интегрирует их и открывает общие тенденции поведения и межличностного взаимодействия. Она не может уйти ни от одного его вида, вместе с тем — ни от одного из факторов социального характера, влияющих на ощущения, восприятия и представления людей. Если это так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом), ее психическими функциями, проявляющимися в поведении в рамках различных социальных ситуаций. Есть еще одна наука, находящаяся на стыке социологии и психологии, — психическая социология («социология психики»). Нам представляется, что, при определенной самостоятельности этой дисциплины (ведь, собственно, это наука о психике человека, а не о психике общества), она относится к социологической науке. Все дело в том, что она сосредоточивается на анализе психических элементов в общественных явлениях — структурах, группах, организациях, институтах, движениях, классах, слоях. Ключевым здесь является вопрос: каким способом отдельные психические импульсы соединяются в социальные действия и процессы? Нетрудно понять, что и социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены их предметами. Становится ясным и то, что они в конечном счете ориентированы друг на друга. Тип их связи можно назвать сотрудничеством. Психология, изучая поведение человека, должна «отталкиваться» не только от осмысления его биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и от представлений о личности как «продукте общественных отношений», знание о которой дает социологическая наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А общей социологии, увы, еще и сейчас не хватает понимания психологического субстрата человека — его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих «сторон» человека лежит перспектива прогресса социологического знания. И не Андреева ГМ Социальная психология М, 1996 С. 10. Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование только в области изучения малых социальных групп, что естественно, но человечества как целого, поскольку его нельзя понять, не «заглянув» в психологию народов, этносов, классов, государств. Завершая разговор о связях и взаимодействиях социологии с другими науками, необходимо отметить, что они касаются не только социально-гуманитарных дисциплин. Социология сегодня не может обойтись без «услуг» математики, теории вероятностей, статистики, информатики. Невозможно представить подготовку и проведение конкретпо-со-циологического исследования без использования математических и статистических методов обработки и анализа полученной информации. Да и сам ее сбор основан на расчетах выборочной совокупности, которые требуют определенных математических и статистических знаний, использования формул, коэффициентов, таблиц и т.д. Действительно, нельзя же изучать мнение всего населения крупного города, если нужно выявить его отношение к той или иной проблеме. Тогда и возникает вопрос, сколько и кого нужно опрашивать, чтобы получить надежную и достоверную информацию. Получение же ответа на этот вопрос как раз и требует математико-етатистичес-ких знаний. Социология сегодня тесно связана с использованием компьютеров. Всякий мало-мальски уважающий себя и науку специалист в области социологии, прежде всего прикладной, не сумеет обойтись без электронно-вычислительной техники. Все это говорит о том, что современная социология включена в систему не только социально-гуманитарного, но и естественно-научного знания. Исследуя наиболее актуальные проблемы жизни общества, социология оказывается тесно связанной с науками, их изучающими. Особенно это касается дисциплин, «выросших» на основе исследования глобальных проблем человечества. В качестве примера приведем проблематику защиты среды обитания человека и науку под названием «социальная экология». В этой сфере знания в последние годы активно работают и социологи. Нарушение экологического равновесия с природой, ухудшение здоровья человека, обусловленное средой обитания, появление неизлечимых болезней, принимающих характер пандемий (широко распространенных инфекционных болезней, эпидемий), антропогенные изменения природной среды, обусловленные технологической деятельностью, — все это приобретает глобальный характер, ставящий само существование человеческой цивилизации на грань гибели. Именно социология более других наук способна осмыслить то, что подобные отклонения не являются лишь побочным продуктом технологического развития, а обусловлены более всего противоречиями, лежащими внутри социальной системы, в способах и направленности исто- Глава 4. Объект и предмет социологии 113 рической эволюции, происходящей при активном участии самих людей. От социологии ждут теоретического и конкретно-социологического анализа сущности происходящих изменений. В таком контексте формирующиеся науки, с одной стороны, обретают свою предметную область, а с другой — тесно взаимодействуют с социологией. Более того, содержание некоторых из них становится (прямо или косвенно) объектом социологического интереса, изучается в системе социологического знания. Проведенный в этой главе анализ объекта, предмета, основных категорий социологии, ее соотношения с другими науками дает все основания перейти к анализу специфики и структуры социологического знания и социологического исследования, чему посвящены последующие четыре главы. Вопросыи задания 1. Что такое объект и предмет пауки, как соотносятся эти понятия?
|