Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Объект и предмет социологии 6 страница
Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование ния. Добротная программа — половина дела, она является зеркалом исследования. Программа социологического исследования — это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. С учетом такого понимания программы она выполняет в социологическом исследовании три основных функции: ^методологическую (определение научной проблемы, целей, задач и принципов исследования); 2)методическую (разработка общего логического плана исследования); 3) организационную (разделение социологического труда, контроль за последовательностью проведения основных этапов исследования). Структура программы включает два раздела: 1) методологический — формулировка проблемы; определение це 2) методический — построение выборки; разработка основных Методологический раздел программы Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы. Что такое_соцшлъная проблема? Это противоречивая ситуация, поставленная самой действительностью и требующая анализа и выработки управленческого решения. Если проблемы, связанной с тем или иным противоречием, нет, то не имеет смысла проводить исследование. Поэтому вначале полезно спросить себя: а не известен ли уже ответ на вопрос, не решена ли проблема, которая ставится? Это важно для того, чтобы в очередной раз не «изобретать велосипед». Значит, не надуманная, реальная проблема обязательно должна нести в себе элемент новизны, представлять пока не решенную задачу. Для обоснования проблемы очень важно знать, что уже известно о ней, а что — пока нет. Формулировка проблемы во многом определяет также и вид исследования — будет ли оно разведывательным, описательным или аналитическим. Так, говоря о свободном времени студентов, можно выделить следующие частные проблемы, которые помогут сформулировать исследовательские задачи: отсутствие культуры его использования; хроническая нехватка времени, приводящая к ограниченным возможностям полноценного развития личности студентов; неудовлетворенность студентов использованием свободного времени вследствие целого ряда причин объективного и субъективного порядка и др. Глава 7 Структура социологического исследования, его этапы и элементы После выявления и обоснования проблемы определяется цель исследования и его задачи. Цель может иметь как теоретический, так и практический, прикладной характер. Под ней понимается общая направленность исследования, проект действия и его результата. Это то, что должно быть достигнуто в конце всей работы. Если цель исследования бывает, как правило, одна, то задач — несколько, и все они так или иначе конкретизируют цель, определяют средства ее достижения. Задачи исследования в своей совокупности направлены на анализ и решение проблемы и могут быть как основными, так и неосновными. Характер задач зависит от содержания цели; если последняя является прикладной (практической), то и задачи будут такими же. Поскольку речь выше шла о проблеме свободного времени студентов, имеет смысл показать основные элементы программы социологического исследования на примере этой проблемы. Исходя из потребностей студенчества, можно предположить, что исследование — и его цель — должны носить преимущественно прикладной характер. Тогда цель будет сформулирована следующим образом: выявить пути и условия эффективного использования свободного времени студентами. С учетом данной цели, задачи исследования могут быть поставлены в таком виде: определить, каким количеством свободного времени располагают студенты в среднем за неделю; показать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельности; охарактеризовать потребности студентов, которые они реализуют в сфере свободного времени; выявить уровень удовлетворенности студентов использованием своего свободного времени; изучить, существует ли связь между успеваемостью студентов и способами использования свободного времени, а также его эффективностью; вскрыть динамику эффективности использования свободного времени студентами от курса к курсу; выяснить, планируют ли студенты способы проведения свободного времени; определить связь между планированием свободного времени и эффективностью его использования. Вслед за рассмотрением целей и задач необходимо определить объект и предмет исследования. Любая социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя — определенную общность, группу людей. Объект исследования характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственно-временной определенности. В нашем случае нужно выявить, студенты каких вузов, факультетов, курсов, групп будут изучаться и на протяжении какого времени. Предмет исследования — это те стороны деятельности и свойства объекта исследования, которые подлежат изучению. Касаясь пробле- Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
мы свободного времени студентов, отметим, что предметом исследования здесь могут быть различные факторы досуговой деятельности студентов, удовлетворенность этой деятельностью, ее направленность и эффективность и др. Дальнейшая разработка программы исследования упирается в логический и операциональный анализ основных понятий, который часто принято называть процедурой их интерпретации. Ее смысл — четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями. Нужны и их определения, и выявление структуры каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык конкретного или, как говорят в социологии, операционального изучения. Это важно сделать еще и потому, что большинство понятий многозначно, имеет несколько смыслов и оттенков, различных трактовок в литературе. Возьмем центральное понятие в нашем исследовании — свободное время. Как только оно не рассматривается в литературе, не говоря уже об уровне обыденного сознания! Для одних авторов оно оказывается временем, остающимся после работы (или учебы) и включающим в себя и сои, и приготовление пищи, и стирку, и уборку, и стояние в очередях, и многое другое. Другие авторы свободное время сводят лишь к досугу, развлечениям, отдыху, рекреации. Третьи рассматривают свободное время как сферу, противостоящую необходимости непреложных действий. Для нас же свободное время — это и пространство свободной деятельности человека как самоцели; и совокупность занятий, с помощью которых удовлетворяются многие физические, психические и духовные потребности; и часть внерабочего времени, в которой реализуется ряд социальных функций; и время, включающее в свою структуру как досуг, так и более возвышенную деятельность; и определенное мерило ценностей; и сфера, имеющая свои природные и социальные границы, источники и резервы, эффективность и направленность, и т.д. Ясно, что, если не определиться с содержанием этого понятия, молено допустить серьезные ошибки, которые погубят все исследование. Затем, после интерпретации понятий, нужно попытаться «разложить» проблему на составные части, чтобы установить причинно-следственные и функциональные зависимости данного объекта. Такая процедура выделения и анализа взаимосвязанных составных частей проблемы называется системным описанием объекта. Речь идет о построении концептуальной модели объекта, в которой может быть раскрыт весь комплекс его внутренних и внешних элементов и связей. Если попытаться схематически представить модель использования студентами свободного времени, то она могла бы выглядеть следующим образом (рис. 4).
Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы, причем, формулируя эти предварительные ответы, мы обращаемся к объяснительной схеме объекта. Гипотезы могут быть научными и рабочими, первичными (выдвигаемыми до полевого исследования) и вторичными (выдвигаемыми после его проведения). Могут быть также гипотезы-основания и гипотезы-следствия. По содержанию предположений гипотезы могут быть описательными (предположения о фактах, относящихся к проблеме), объяснительными (предположения о причинно-следственных связях объекта), прогностическими (предположения о возможном варианте развития событий, о перспективе изменений процессов). Часто встречаются и смешанные типы гипотез. Вновь обратимся к проблеме свободного времени студентов. Какие рабочие гипотезы здесь можно было бы выдвинуть? 1. Эффективность использования свободного времени у студентов 2. Важнейшими объективными факторами, от которых зависит эф 3. Важнейшими субъективными факторами, влияющими на эффек Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы Анализ многочисленных исследований, отчетов по ним показывает, что построить, сформулировать хорошие гипотезы не так-то просто. Успешность этой работы зависит от полученной до проведения исследования информации и профессионального опыта социолога. Выдвижение гипотез — заключительный элемент методологического раздела программы, после которого становится возможным перейти к ее методическому разделу. § 3. Методический раздел программы. Построение выборки Понятие выборки Вторая часть программы включает в себя прежде всего определение обследуемой совокупности лиц. Нужно решить очень важный вопрос: что исследовать — весь изучаемый массив или только его часть. В первом случае исследование будет сплошным, во втором — монографическим или выборочным. Монографическое исследование означает изучение какого-то определенного; достаточно типичного и представительного отдельного объекта. В социологии сплошное и монографическое исследования не часты. Наиболее распространено выборочное исследование. Оно базируется на определении необходимой части изучаемой совокупности. Эта часть называется выборочной совокупностью, которая как бы представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. В этом случае весь объект будет называться генеральной совокупностью. Сложность заключается в том, как найти, определить такую часть целого, которая достаточно точно отражает все его основные характеристики. Это позволит судить о целом по его части. Сразу же возникает вопрос о количестве, структуре и качестве исследуемой совокупности. Ясно, что изучать всех нерационально, это увеличило бы время и финансовые затраты, усложнило обработку и т.д. Да и необходимости такой нет. Можно вполне обойтись ограниченным количеством респондентов. Но при этом выборочная совокупность должна быть репрезентативной, т.е. пропорционально воспроизводить все характеристики генеральной совокупности. Это — главное требование, предъявляемое к выборочной совокупности. Обратимся вновь к поставленной ранее проблеме свободного времени студентов. Примем условно, что в таком-то вузе учится 5000 человек. Очевидно, что для исследования проблемы нерационально опрашивать всех. Достаточно опросить 500 человек или даже чуть Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
меньше, однако среди них должны быть пропорционально представлены студенты всех факультетов и курсов. Если, к примеру, в вузе пять одинаковых по численности студентов факультетов (при пятилетнем сроке обучения), то с каждого курса всех факультетов желательно опросить не менее 20 студентов (что приблизительно составляет численность одной академической группы). В этом случае полученные результаты можно распространить на всю генеральную совокупность, т.е. на всех студентов вуза. Попятно, однако, что на самом деле такого равномерного «разброса» студентов не бывает: где-то их учится больше, где-то меньше. Это касается как факультетов, так и курсов, что необходимо учитывать при построении выборки. Виды выборки Выборка выступает в двух основных видах — случайной и неслучайной (направленной) выборки. При случайной, или механической, в ы б о р к е из генеральной совокупности единицы обследования (наблюдения) выбираются случайно, но по какому-либо избранному принципу (жребий, списочный состав группы но журналу, из которого берется каждый третий, пятый и т.д. по счету подряд). Случайная выборка часто применяется при опросах общественного мнения перед выборами, референдумами и другими массовыми мероприятиями. Разновидностью случайной выборки является стратифицированная, при которой отбор производится с учетом удельного веса каждой группы респондентов в генеральной совокупности. Другая разновидность случайной выборки — гнездовая, когда отбираются некоторые статистические группы (гнезда) — учебные группы, классы, бригады и т.д., которые затем целиком или выборочно подвергаются исследованию. При неслучайной выборке единицы обследования выбираются направленно. Наиболее распространенным видом неслучайной выборки является квотная, когда для единиц отбора задается система параметров-квот (например, для исследования студентов принимаются в качестве квот параметры пола, курса, специализации). Выборка может быть также многоступенчатой. При этом процедура построения выборки включает в себя ряд этапов, на каждом из которых единица отбора меняется. Так, если стоит задача исследования свободного времени студентов в масштабах страны (а не одного вуза), тогда сначала отбираются регионы, затем — города в них, где есть вузы, далее идет отбор учебных заведений, в которых будет проводиться исследование, и только потом — выбор академических групп и студентов в этих группах. Понятно, что многоступенчатая
Раздел П. Предмет социологии, социологическое знание и исследование 200 человек, целесообразно проводить сплошное, а не выборочное исследование. Тогда проблемы выборки не возникает. Если выборка построена правильно, исследование дает достаточно точные результаты даже при небольшом объеме. Но когда при ее построении допускаются ошибки, то и большой объем не спасает. Вот классический пример такого рода ошибки, взятый из истории изучения общественного мнения США. Известно, что в первой трети XX в. «законодателем» моды в опросах американского общественного мнения числился литературный журнал «Литерари дайджест». Согласно его точке зрения, достоверность результатов опроса обеспечивалась широтой охвата населения. Однако эта методика была «посрамлена» на выборах президента США в 1936 г. Разослав 10 млн писем избирателям, журнал предсказал уверенную победу республиканскому кандидату А. Лендону над лидером Демократической партии Ф. Рузвельтом в соотношении 57% против 43%. Другой специалист по изучению общественного мнения, тогда еще никому не известный Дж. Гэллап, опросив всего несколько сот избирателей, предсказал успех Ф. Рузвельту, который действительно его добился, получив 62% голосов. За один день Гэллап стал знаменитостью1, а институт, им основанный, и сегодня является одним из ведущих в мире по изучению общественного мнения. В соответствии с методиками Гэллапа, а также иных институтов и служб, занимающихся опросами, — Янкело-вича, Харриса и др., сейчас принято опрашивать не более 1000—1500 человек. Секрет достижений — в выявлении типологических групп населения и построении выборки в соответствии с ними. Ошибка же журнала «Литерари дайджест» состояла в том, что не была учтена неоднородность американского общества, поскольку для опросов взяли адреса из телефонных справочников и списков владельцев автомашин, т.е. людей со средним достатком и выше. Между тем в 1930-е гг. эта группа населения (в отличие от 1990-х гг.) не была репрезентативной по отношению ко всей массе американских избирателей. Аналогичную ошибку часто повторяют некоторые наши СМИ — как центральные, так и местные. Поскольку сейчас в стране массовые опросы общественного мнения стали своеобразной модой, многие средства информации по результатам опросов зрителей, слушателей, читателей и подписчиков стремятся делать выводы об общественных настроениях в целом. Однако существуют по меньшей мере три причины, которые не позволяют в полной мере доверять публикуемым материалам. См.: Геевский И., Сетунский Н. Американская мозаика. М., 1991. С. 372—373. Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы Вс-первых, подписчики и читатели любых, даже самых массовых изданий не представляют собой репрезентативную группу в отношении ко всему населению. Среди них, как правило, преобладают жители городов, лица с более высоким уровнем образования и т.д. Во-вторых, на просьбы и обращения СМИ участвовать в опросе откликается лишь часть заинтересованных людей, в том числе тех, кто располагает для этого временем. В-третьих, поскольку такой опрос выступает как разновидность телефонного или почтового, процент «возврата» мнений и анкет обычно бывает не очень высоким. Кроме того, значительная их часть оказывается бракованной (ответы на ряд вопросов отсутствуют, некоторые анкеты заполняются с нарушениями). Все это говорилось для того, чтобы доказать: построение выборки — дело достаточно ответственное и сложное, и от ее качества во многом зависит достоверность результатов исследования. Задачу построения выборки нужно решать каждый раз заново применительно к конкретным условиям. Стратегический план исследования После построения выборки приступают к подготовке социологического инструмента и определению методов, с помощью которых будет проводиться данное исследование. Когда инструмент подготовлен, разрабатывают стратегический план исследования1. Они бывают в трех вариантах: 1) разведывательный (поисковый) — применяется в случае, если 2) аналитический (описательный) — применяется, когда имеющи 3) экспериментальный — применяется, когда имеющиеся знания 1 См.: Гречихип В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.1988. С. 55.
Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 161 рыхлили почву и посеяли семена (разработали программу, создали методический инструментарий, провели исследование), затем собрали урожай (получили материал), который нужно обмолотить, т.е. обработать собранную информацию. Вначале информация проходит стадию предварительной подготовки к обработке. Она включает в себя проверку методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, происходит выбраковка некачественно заполненных анкет. Затем информация кодируется, т.е. переводится па язык формализованной обработки и анализа. Каждому варианту ответов присваивается некое условное число (код). Кодирование закрытых вопросов происходит, как правило, еще во время разработки инструмента. Формализованный список вариантов ответов называется кодификатором. Обработка первичной социологической информации осуществляется либо вручную, либо с помощью ЭВМ. Если объем выборки небольшой, то имеет смысл провести ручную обработку. Делается это так. По каждому вопросу анкеты нужно тщательно подсчитать следующие показатели (в абсолютных цифрах, а затем в процентах к общему числу опрошенных): сколько человек выбрали тот или иной вариант ответа, сколько респондентов затруднились с ответом, сколько не дали ответа на вопрос. Можно себя проверить: при сложении всех трех цифр (в %) должно получиться 100% или более (если респондент нарушил правило заполнения анкеты и выбрал большее число альтернатив, чем предполагалось условиями заполнения анкеты). Если получено меньше 100%, значит, что-то посчитано неправильно, надо пересчитать. После того как появилась картина ответов на все вопросы анкеты, можно приступать к составлению таблиц взаимной сопряженности между ответами на различные вопросы. Связь одних ответов может быть значимой, а других — нет. Незначимые связи, конечно, нет смысла просчитывать. Это нужно оценить самим, исходя из особенностей и задач исследования. Например, при исследовании каких-либо проблем студентов сопряженность показателей пола и курса может быть значимой (скажем, если речь идет о семейных студентах), а может — совершенно незначимой. В таком случае тратить силы на составление таблиц взаимной сопряженности, конечно, не стоит. Так, если в анкете 10 вопросов, то максимально возможное количество таблиц взаимной сопряженности будет равняться 45. Ясно, что далеко не все из них значимы — может быть, лишь V.s или даже f//i> Vs всех связей. Итак, налицо два ряда цифр: первый — разброс ответов респондентов на вопросы анкеты; второй — показатели таблиц взаимной сопряженности, т.е. устойчивых связей (корреляционных зависимостей) Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
между ответами на различные вопросы. Все цифры нужно обязательно прокомментировать, объяснить, истолковать. Следует оценить полученные данные, указать ведущие тенденции в результатах, объяснить предположительные причины ответов. Например, было подсчитано, что более половины опрошенных студентов не удовлетворены тем, как они проводят свое свободное время. Почему так происходит? О чем это свидетельствует? Связано ли это с количеством свободного времени, которым они располагают, уровнем его организации и планирования? Есть ли какая-то зависимость между, скажем, успеваемостью студентов и уровнем их удовлетворенности проведением свободного времени, между семейным статусом студентов и их досугом? И так далее. При этом необходимо сопоставить полученные данные с гипотезами и установить, какие гипотезы подтвердились, а какие оказались опровергнуты исследованием и о чем это свидетельствует. Следует задать себе несколько простых вопросов: получена ли в итоге исследования некоторая новая информация? что добавляет новая информация к тому, что было раньше известно об объекте? какие результаты оказались неожиданными? какие выводы можно сделать в итоге? При машинной обработке обобщение первичной информации (социологических данных) получается в виде табуляграмм. Машинная обработка дает исследователю так называемый статистический обсчет (общее количество ответов по каждому варианту в абсолютном и процентном выражении), и в соответствии с заданием социолога выявляются связи и зависимости (корреляции). Здесь начинают действовать и использоваться законы математической статистики. Если исследование затрагивает какую-либо актуальную социальную проблему, следует подумать над рекомендациями по ее решению. Целесообразно также составить таблицы, диаграммы, графики, схемы, позволяющие наглядно проиллюстрировать результаты исследования. После того как вся содержательная работа проделана, можно приступать к составлению отчета. Структура отчета выглядит так: программа исследования; характеристика выборочной совокупности респондентов (кого опрашивали, в каком количестве, сведения о социально-демографических «паспортных» характеристиках респондентов, связи между ними и т.д.); представление, анализ и интерпретация полученных данных, результатов исследования; практические рекомендации; основные выводы; приложения (таблицы, графики, схемы, диаграммы). Соответственно содержанию того или иного конкретного исследования объем отчета может быть различным: от нескольких десятков до нескольких сотен страниц. На этом исследование заканчивается. Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте основные виды социологического исследования. Каковы кри- 2. Вычлените этапы социологического исследования. Обоснуйте их последователь- 3. Для чего нужна программа социологического исследования? Каковы ее основные 4. Проанализируйте структуру программы социологического исследования, пока- 5. Что такое выборочное исследование? В каких случаях его осуществляют? Како- 6. В чем особенности этапа обработки данных социологического исследования? 7 Как осуществляется обобщение и анализ данных? Какова роль этого этапа социологического исследования? Литература Бабосов ЕМ. Прикладная социология. Минск, 2000. Бутенко И.А. Прикладная социология: паука и искусство. М., 1999. Зборовский ГЕ., Шуклина Е.А. Прикладная социология. М., 2004. Гл. 3—5. Как провести социологическое исследование / Под ред М.К. Горшкова, Ф.Э. Ше-реги. М., 1989. С. 9-66, 150-195. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов н/Д., 1996. С. 391—433. Колесников Ю. С. Прикладная социология. Ростов н/Д., 2001. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шерсги, М.К. Горшкова. М., 1995. Т. 1. С.18-86.
|