Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество - социология - личность 2 страница






Всех молодых людей, избирающих социологическую профессию, условно молено разделить на две группы. Для одних социология — это особый вид общественной практики, нечто вроде социальной работы, направленной на улучшение положения людей, нуждающихся в особом внимании к себе. Для других — это знание, которое выступает как спо­соб объяснения и понимания социальной ситуации, социальной среды, социального мира. Одни рассматривают социологию как средство до­бывания знания, другие — как его практическое использование.

Особенно часто занятие социологией связывают с двумя сферами деятельности — изучением общественного мнения и маркетингом. Все понятно: в этом находит свое отражение современная ситуация в Рос­сии с ее движением в сторону политической демократии (где социоло­гия выступает одним из средств ее обеспечения с помощью опросов об­щественного мнения) и рыночной экономики (в которой маркетинг играет доминантную роль). Правда, при более внимательном подходе изучение общественного мнения и маркетинговые исследования но су­ществу оказываются близкими. В конце концов, нет принципиальной разницы в технике выявления мнений людей по вопросам внешней и внутренней политики или потребления мыла и зубной пасты.

Можно утверждать, что в России возник и набирает силу опросный бизнес, методы которого сходны с методами социологического исследова­ния. В эту сферу и стремится молодежь. Как и любой нормальный бизнес, опросный требует серьезной подготовки. Сегодня это можно сделать, по­лучив профессию социолога. Как видно, социология «привязывается» все жестче и к политическим, и к экономическим отношениям в обществе.

Однако дело не только в профессиональном образовании будущих социологов. Изучение основ социологии, а в ряде случаев ее методов


Глава 1 Общество — социология — личность



становится обязательным для многих специализаций в системе как высшего, так и среднего профессионального образования. Трудно представить качественно подготовленного современного менеджера, психолога, социального работника, экономиста, педагога, специалис­та по работе в сферах рекламы, связей с общественностью, управле­ния персоналом, социального сервиса и туризма, отклоняющегося по­ведения и т.д. без знания основ социологии.

Более того, многие школы, гимназии, лицеи готовы и хотели бы ввести у себя курс «Введение в социологию» на правах факультативного, тем бо­лее что уже изданы соответствующие учебные пособия. Однако главная трудность! ia лом пути — отсутствие необходимых педагогических кадров.

И здесь нельзя не сказать о той пользе, которую получают и могут получить люди от изучения социологии. Она (польза) — в возникно­вении социологического представления о том, как и зачем мы живем в том обществе, которое имеем; в появлении широкого взгляда на со­циальные процессы, в которые мы включены; в формировании анали­тического и критического социального мышления; в избавлении от дуализма (двойственности, раздвоенности) «я — общество» и осозна­нии себя как необходимой части социума.

Так мы снова вернулись к вопросу о пользе социологии, но только теперь уже не для общества, а лично для человека, ее изучающего и ею занимающегося. Социология всегда стоит между человеком и общест­вом. Иногда она их связывает, иногда — разъединяет. Большинство людей вообще не осознают этой цепочки: общество — социология — личность — или, по крайней мере, не задумываются над таким вопро­сом. В обыденной, повседневной жизни это просто не нужно. Ие нуж­но потому, что у социологии есть одна особенность (вероятно, не у нее единственной): она учит не столько брать, сколько отдавать. Отдавать знания, информацию, способы подхода к решению проблем.

Можно ли описать образ социолога в сознании людей, подобно то­му как существует образ врача (человек в белом халате со стетоско­пом), учителя (человек строгих нравов в строгой одежде со «строгим» классным журналом в руках), рабочего (человек в синем халате или телогрейке, работающий на станке)? Известно, что чисто внешними аксессуарами социолога являются анкета и диктофон. Но последний в такой же степени характеризует и журналиста. Остается лишь анке­та. Во всем остальном социолог внешне «нераспознаваем». Его экипи­ровка ничем не отличается от той, что характеризует представителей самых разных интеллектуальных профессий.

Может быть, это и хорошо, если учесть сравнение социолога с раз­ведчиком, к которому прибегает П. Бергер. Правда, здесь аналогия ка-



Раздел I. Введение в социологию


сается не внешних атрибутов, а содержания деятельности1. Так же как хороший разведчик докладывает информацию, а решения принимают другие, социолог должен с предельной достоверностью описывать не­кий театр социальных действий. Вопрос о том, какие производить из­менения и в особенности что и как делать, касается социолога в зна­чительно меньшей степени, чем людей, обязанных принимать решения по своему статусу. Это очень важно иметь в виду при всяче­ских разговорах о пользе социологии и ее эффективности. Каждый, кто занимается социологией (либо пользуется ее услугами и даже их заказывает), должен уметь проводить демаркационную линию между тем, что она в состоянии делать и чего от нее требовать нельзя,

Социология как путешествие

Заканчивая вводную главу к большому и важному курсу общей соци­ологии, хотелось бы сравнить эту науку с длительным и не простым путешествием. Путешествием по обществу, по его отдельным соци­альным системам, сферам, частям, структурам, которое позволит «за­глянуть» в самые разные места. Путешествием, дающим возможность не только описать увиденное, но и подумать, поразмышлять над жиз­нью людей, больших и малых групп, в которые они постоянно объеди­няются для осуществления своих целей и интересов. Путешествием по хорошо и мало знакомым «участкам» социальных отношений, де­визом которого вполне может стать принцип: общество и его структу­ры суть не то, чем они кажутся на первый взгляд. Этот принцип выте­кает из наличия в социальной реальности множества самых разных пластов. Путешественник, открывающий для себя новый пласт, есте­ственно, меняет свое представление о социальной реальности в целом.

В этом путешествии его участника — человека, изучающего социо­логию, — всегда будет интересовать один, может быть, самый главный вопрос: каковы отношения между обществом и живущими (действую­щими) в нем людьми! Он будет постоянно искать на него ответ как ми­нимум по двум причинам: во-первых, потому, что он сам — прежде всего индивид и его лично эта проблема не может не беспокоить; во-вторых, потому, что в любой социальной структуре, хотим мы того или нет, действует универсальный закон сравнения.

Мы всегда, явно или неявно, сравниваем свою жизнь, свой статус, свою судьбу с жизнью, статусом, судьбой других людей, как правило, близких или знакомых. Иногда за нас сравнивают другие, восхищаясь или укоряя, подчеркивая достижения или фиксируя отставание. Мы сравниваем об­щественные явления и процессы не только на индивидуальном, но и на

1 См ■ Бергер П. Приглашение в социологию С. 14.


Глава 1. Общество — социология — личность 23

социальном уровне («посмотрите, как они живут, все у них есть, зарабо­ток, достаток, путешествуют по миру, а мы?»), причем такие сопоставле­ния все чаще касаются России и развитых зарубежных стран. Роль соци­ологии в этом сравнении чрезвычайно велика. Она учит использовать в таких сопоставлениях научно обоснованные критерии, без которых нель­зя составить правильного представления о мире и своей жизни в нем.

Но путешествие по социальной реальности ставит и другие вопросы. Оно предлагает его участнику задуматься над тем, как стал возможным тот мир, в котором индивид живет, как оказалось, что человеческая дея­тельность на основе знаний сама производит этот мир, а субъективные представления превращаются в объективную действительность.

Эти вопросы свидетельствуют о том, что социологию интересуют обе основные формы социального существования: как общество, так и личность. Однако они соединяются и разъединяются посредством со­циальных общностей, социальных групп, социальных институтов и ор­ганизаций, вне которых общество и личность не только не существу­ют, но и не могут быть понятыми и изученными. Следовательно, и эти формы социального существования, которые на первый взгляд явля­ются промежуточными, но на самом деле — центральными (вспомним про новые пласты социальной реальности, открывающиеся в путеше­ствиях и меняющие о ней представление), становятся предметом са­мого пристального интереса социологии.

Поскольку приглашение путешествовать уже последовало, пора начать. Откуда и как это лучше делать? Вероятно, разумнее всего об­ратиться к истокам социологии, пройти по пути основных этапов ее-развития и только после этого осмыслить главные предметные поля интересующей нас науки.

Вопросы и задания

1. Что такое социология? Как знания, получаемые с ее помощью, можно применять
в реальной жизни?

2. Почему социология является жизненно значимой наукой? На какие вопросы об­
щественного и индивидуального бытия можно получить с ее помощью ответы?

3. Чем обусловлено деление многообразных функций социологии на три группы:
познавательные, прогностические и управленческие?

4. Какие функции можно отнести к первой, какие — ко второй, а какие — к третьей
группе?

5. Что означает рассмотрение социологии как «оптической системы»?

6. Как вы считаете, какую пользу может принести вам изучение социологии? Какая
форма «социологического времяпрепровождения» вам больше подходит?

7. В чем состоит специфика социологической деятельности? Попробуйте описать
образ социолога таким, каким вы его видите.

8. Чем вызван рост интереса к социологии в последние годы в России?



Раздел I Введение в социологию


 


 

Литература

Бауман 3. Мыслип> социоло! ичсски. М., 1996.

Гидденс Э Социология. М., 1999. Гл. 1.

Добренькое В И., Кравченко А.И. Социология: В 3 i М, 2000. Т. 1. Гл. 1.

Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. Гл. 1.

Манат П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию М., 1995

Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 1.

Тощенко Ж.Т Социология. М„ 2000 Гл. 3.

Фролов С.С. Социология М., 1996. Гл 1.


Глава 2

Возникновение и развитие социологии

в XIX - начале XX в.

§ 1. Предпосылки возникновения социологии. § 2. Позитивизм и натурализм

в < оциологии. § 3. К. Маркс и его роль в социологии. § 4. Психологическое

направление в социологии. § 5. Классическая немецкая социология.

§ 6. Социологичен кое творчество Э. Дюркгейма. § 7 Предыстория

эмпирической социологии. § 8. Русская социологическая мысль

§ 1. Предпосылки возникновения социологии

Возникновение социологии как науки приходится на 1830-е гг., хотя по­пытки социологического анализа проблем общественной жизни пред­принимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать «нача­ло» социологии одним авторам в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля, другим — в рамках нового времени (Ш. Мон­тескье). Однако большинство исследователей считают, что появление социологии необходимо рассматривать в связи с развитием капитализ­ма в первой трети XIX в. Именно капитализм поставил проблемы обще­ства и личности в их взаимодействии в центр социального знания.

Термин «социология» (от лат. societas — общество и греч. logos — учение) впервые был введен в оборот французским мыслителем О. Кон-том в 1838 г., т.е. намного позднее того, как началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении и сейчас — науку об обществе. Но если до 1830-х гг. про­блемы общественной жизни вплетались в общую ткань мировоззрения, пс выделяясь в специальный предмет изучения, то ближе к середине XIX в. произошло коиституирование социологии как отдельной науки.

Рассуждая о его причинах, некоторые исследователи полагают, что в основе возникновения социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений здесь примерно такова. Идеи начального перио­да буржуазного развития (XVIII в.), содержавшие в себе революцион­ный дух, оказались неприемлемыми в новых условиях. Капиталистиче-



Раздел 1 Введение в социологию


 



ский строй утвердился, окреп и уже не нуждался в революционном обосновании своего развития. Наоборот, появилась новая социальная задача: сохранить буржуазное общество. С решением этой задачи и свя­зывают возникновение социологии отдельные отечественные ученые.

Принимая такие представления лишь как частично объясняющие возникновение социологии, необходимо отметить, что существовала логика развития как самого общества, так и науки о нем. Причины по­явления новой науки разумно было бы искать не только за ее преде­лами, но и в ней самой. Имелись достижения естествознания, которые нельзя рассматривать автономно, поскольку они влияли на все науч­ные концепции того времени, а следовательно, требовали своего при­менения и к социальным процессам, стало быть послужив сильным толчком для возникновения социологии. Расширялись знания об об­ществе, потребность в которых возрастала.

Есть и другая причина, в связи с которой истоки социологии следу­ет искать не только в самом капиталистическом обществе, его потреб­ности обладать объективным научным знанием о собственных социаль­ных процессах. Корни социологии имеют общецивилизационную природу. Здесь и постепенное складывание мирового рынка, и возник­новение схожих политических структур в ряде стран, и процесс форми­рования взаимосвязи различных культур, и многое другое. Поскольку происходило создание целостного социального мира, постольку возни­кала необходимость его изучения, что требовало особой науки.

Появление социологии можно рассматривать как своеобразный отклик на эту общественную потребность. Поэтому не случайно уже в начальных социологических построениях (О. Конт, Г. Спенсер) боль­шое внимание уделялось широким социальным проблемам. Первых «настоящих» социологов, тех, кто провозгласил принципы новой на­уки, интересовало прежде всего общество как таковое. Этому как нельзя лучше способствовали сложившиеся к середине XIX в. теоре­тические построения и концепции.

Теоретические предшественники социологии

Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации — кон­сервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на об­щество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консерватив­ной ориентации (Жозеф де Местр, Франция) конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассмат­ривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.


Глава 2 Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в 27

Либеральная ориентация (Иеремия Бентам, Джеймс Милль, Англия) основывалась на ином представлении о соотношении человека и общест­ва. Хотя последнее также рассматривалось как своего рода механический агрегат, состоящий из отдельных частей, все же человеку отводилась не­маловажная роль в его изменении. Более того, индивидуальная сознатель­ная деятельность как раз и приобретала смысл тогда, когда направлялась на улучшение общества как своеобразного «искусственного тела».

Сформировалась идеология индивидуализма, в которой былазыра-жена одна из важнейших сторон сущности человека. Основной смысл этой идеологии можно определить так: что лучше для человека, то луч­ше для общества. В целом оба направления сыграли определенную роль в возникновении и развитии социологии, поскольку для нее вопрос о соотношении общества и человека является одним из центральных.

Рассматривая идейные предпосылки социологии как науки, нельзя забывать и об утопическом социализме, о воздействии его идей, о лич­ном влиянии одного из крупнейших его представителей французского мыслителя А. Сен-Симона на основателя социологии О. Конта. Семь лет он служил секретарем у Сен-Симона и заимствовал многие идеи своего патрона. В книге «Очерк науки о человеке» Сен-Симон писал, что до сих пор наука о человеке была гадательной, ее лее надо возвести в степень наук, основанных на наблюдении. Он предлагал «сообщить науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методы, употребляемые в других отраслях физики»1. В противовес спекулятивным философским построениям Сен-Симон ре­комендовал заняться «установлением последовательных рядов фактов, будучи убежден, что это единственно прочная часть наших знаний»2.

Здесь, прервав рассуждения об идейно-теоретических предпосылках социологии, нужно кратко остановиться на естественно-научных дости­жениях, обусловивших ее возникновение. В первой половине XIX в. на­иболее развитыми отраслями естествознания были астрономия, матема­тика, физика, прежде всего такой ее раздел, как механика (отсюда появление «механической» модели общества, в которой оно сравнива­лось с машиной, где каждый винтик выполняет свою функцию).

Поскольку ученые получали точное знание, устанавливали научные факты благодаря наблюдению и эксперименту, постольку именно эти методы привлекали внимание исследователей общества. Не случайно об этом говорит А. Сен-Симон, выдвигая идею позитивного знания о человеке, которого можно добиться с помощью применения подобных методов. Позднее этой идеей в полной мере воспользуется О. Конт.

1 Сен-Симон А Избр соч М, 1948 Т. 1 С 201

2 Там же С 153



Раздел I Введение в социологию


Ряд идейно-теоретических предпосылок социологии содержался в фи­лософских концепциях мыслителей, занимавшихся анализом историческо­го и современного материала. Особое значение имели взгляды па проблему социального неравенства и классовых различий. С конца XVIII в. стало вхо­дить в употребление понятие «класс», нетождественное распространенно­му тогда понятию «сословие». Затем у французских историков периода Ре­ставрации (Тьерри, Гизо, Минье) появляется термин «классовая борьба».

Получает важное значение понятие гражданского общества, осно­ванного на демократической форме его существования. Великий не­мецкий философ Г.В.Ф. Гегель (чьи диалектические идеи мы не мо­жем не принимать в расчет, когда говорим о появлении социологии) рассматривал гражданское общество и как единое (ни один индивид в нем не может обойтись без других), и как раздираемое противоречи­выми, часто антагонистическими интересами.

Наконец, к этому же смысловому ряду предпосылок можно отнести взгляды итальянского мыслителя Дж. Вико (конец XVIII в.) на прогресс, согласно которым исторический прогресс имеет объективный, цикличе­ский и провиденциальный (осуществляющий замысел Бога) характер.

Для возникновения социологии имело значение, притом существен­ное, и то, что наряду с умозрительными философскими построениями появлялись эмпирические исследования, связанные с социальной ста­тистикой. Проводились хозяйственные переписи, разрабатывалась i ех-ника массовых статистических опросов, закладывались основы демогра­фии. Развивались этнографические и антропологические исследования, причем последние меняли свой характер и направление. Если в середи­не XVIII в. антропология была связана с изучением человеческого тела, то спустя столетие ее определяли как науку о человеке, включающую языкознание, культуроведение и др.

Итак, к 1830—1850-м гг. сложились все необходимые социальные, естественно-научные и идейно-теоретические предпосылки возник­новения социологии. Требовалось новое осмысление социальных процессов и явлений, которое можно было обеспечить с помощью особой науки — социологии.

§ 2. Позитивизм и натурализм в социологии Огюст Конт

Родоначальник социологии — французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857), перу которого принадлежит целый ряд работ. Не­которые из них были изданы на русском языке, но, к сожалению, толь-


Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в



 


ко в дореволюционное время (впрочем, это характерно для значитель­ной части трудов западных социологов XIX — начала XX в.).

О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах ц исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпириче­ски и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстракт­ных построений и стать «позитивной», т.е. способной положительно ре­шать проблемы жизни общества. Постоянно сравнивая социологию с доминировавшим в то время естествознанием, Конт называет ее соци­альной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, развитие которой позволит открыть его фундаментальные законы.

Аналогия, а временами и отождествление социологии с социаль­ной физикой привели Конта к выделению в ней социальной ста­тики и социальной динамики. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов, со­циальная динамика — как развитие и переход от одного состояния со­циальной мысли и общества к другому.

Основным методом в социологии является, по Кошу, наблюде­ние социальных фактов. Оно придает науке объективность, поскольку сам наблюдатель имеет дело с фактами, существующими до и независимо от него. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент, под которым понимал наблюдение за изменением предмета, процесса, явления в результате специально со­здаваемых условий. Третий из широко используемых им методов — сравнительный — состоял в сопоставлении жизни различных на­родов. Рассуждения о методах социологии — один из наиболее раци­ональных аспектов системы Конта.

Существенное значение для социологии как новой науки имел тезис Конта о необходимости строгой эмпирической проверки рассматривае­мых положений. При ее осуществлении следует руководствоваться тре­мя основными принципами: эмпиризмом, позитивизмом и физикализмом. «Эмпиризм, — писал Конт, — означает, что единст­венным источником истинной науки о мире является опыт. Позити­визм — что предметом ее являются только факты... Физикализм —...что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физи­ка, и что к ним можно и нужно сводить все научное знание»1. Можно ус­тановить, что Конт подлинно социологическими считает лишь те знания и исследования, которые основываются на образцах естественных наук.

Работы Конта имели большое значение для последующего разви­тия социологии. Не случайно современные западные социологи (на-

* Конт О. Курс позишвтюй философии // Родоначальники позитивизма. СПб., 1912. Вып. 4 С. 214.



Раздел I. Введение в социологию


пример, А. Босков, США) называют его «отцом социологии»: он дал ей имя и программу. В работах Копта содержатся предпосылки для перехода к конкретным эмпирическим исследованиям. Он оказал зна­чительное влияние на последующее развитие социологической мысли (концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др.). Об этом свидетельству­ют его идеи строгого отбора социальных фактов, понимание общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спе­кулятивного подхода к нему. Именно эти взгляды французского мыс­лителя и оказались наиболее предпочтительными для дальнейшего прогресса социологии.

Герберт Спенсер

Во второй половине XIX в., после смерти О. Конта, появляется ряд те­чений социологической мысли, представители которых ищут крите­рий общественной жизни вне ее, в первую очередь в естественных, би­ологических факторах развития. Благо этому способствовали достижения естествознания того периода, прежде всего учение Ч. Дарвина. Один из наиболее крупных представителей такого подхо­да — английский ученый Герберт Спенсер (1820—1903).

Социологическая теория Г. Спенсера^ основывается на двух поло­жениях, заимствованных у Дарвина: понимании общества как живого организма иидеесоциальной эволюции. Посуще-ству, общество копирует и воспроизводит живой организм, из чего сле­дует, что оно тоже имеет биологические законы. Последние адаптируют­ся Спенсером применительно к обществу. Так, дарвиновский закон борьбы за существование, выведенный для биологической среды, рас­сматривается в его социальном проявлении как закон классовой борьбы.

Отождествляя общество с биологическим организмом, Спенсер весьма своеобразно характеризовал функции элементов, составляю­щих структуру социальной системы. Так, земледелие и промышлен­ность, по его мнению, выполняют функцию питания, институт тор­говли — функцию кровообращения, армия — это своеобразный кожный покров, транспорт — сосудистая система и т.д.

В работах Спенсера содержится немало плодотворных подходов к изучению общества. Один из них — выделение шести типов социаль­ных институтов (домашних, обрядовых, церковных, политических, промышленных, профессиональных) и подробное рассмотрение их в развитии. Характеризуя этот процесс, Спенсер пишет о двух его сто­ронах — интеграции и дифференциации. Современнаясоци-

1 Спенсер Г. Социология как предмет изучения СПб, 1896; Он же Основания со­циологии. СПб, 1898


Глава 2 Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в. 31

ология подобный подход признает крайне важным и широко исполь­зует в исследованиях.

Коль скоро здесь упомянуты некоторые понятия, активно приме­няемые в социологии сегодня (система, функция, структура, инсти­тут), нужно отметить, что впервые ввел их в оборот и стал системати­чески употреблять именно Спенсер. В этом несомненное значение его социологического творчества, которое не следует сводить, как иногда делают некоторые авторы, лишь к грубому натурализму на основании биологизации общественной жизни.

Идеи Спенсера способствовали активному проникновению в соци­ологию эволюционизма в качестве ее методологического фундамента. Положение о родстве и сходстве человека и общества с животным ми­ром, обнаруженное ученым, явилось исходным для открытия единст­ва законов истории природы и истории человечества. Социальная эволюция стала рассматриваться как продолжение биологической эволюции. Это явилось своеобразным импульсом для развития нату­рализма в социологии.

Натурализм в социологи^

Во второй половине XIX в. появились школы социальной биологии, социальной механики, социальной физики. Их представители сравни­вали социальные процессы с физическими, химическими процессами и явлениями. Так, известный немецкий ученый Вильгельм Оствальд рассматривал культурный процесс как преобразование свободной энергии в связанную. Чем больше получено, по его мнению, полезной связанной энергии, тем ощутимее прогресс культуры. Натурализм в социологии способствовал преодолению ненаучных, а иногда субъек­тивистских и религиозных трактовок общественных проблем, однако приводил к отождествлению социальных действий с природными про­цессами, что затрудняло развитие социологии как науки.

Рассматривая проявления натурализма в социологии (а их было до­статочно много), выделим как одно из наиболее развитых социал-дар­винистское направление. Его наиболее видный представитель — авст­рийский социолог Людвиг Гумплович (1838—1909). Понимание им предмета социологии и по сей день не потеряло актуальности, ведь Л. Гумплович рассматривал социологию как науку о социальных груп­пах и отношениях между ними. Главной характеристикой этих отноше­ний он считал непрерывную борьбу, приобретающую подчас жесткие и беспощадные формы, поэтому основным законом общества является «стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую дру­гую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к пора-



Раздел I Введение в социологию


бощению, к господству»1. Не нужно специально доказывать, что мы столкнулись с использованием дарвиновского закона борьбы за суще­ствование, но уже не на уровне отдельного человека, а в рамках меж­групповых противоречий и противоборств. Важно, однако, отметить, что в основе межгрупповых конфликтов лежат, по Гумпловичу, стрем­ления людей к удовлетворению материальных потребностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.